Обычные заводские корпуса ничем не отличались от прочих предприятий, коих на севере Италии тысячи. Небольшая стоянка перед заводскими воротами внимания тоже не привлекала — Fiat, Lancia, Volkswagen, опять Fiat.. А всего в двадцати метрах отсюда, за тоненьким сетчатым забором я увидел целую стаю Maserati -именитых итальянских автомобилей. Синие, красные, желтые — они ждали отправки заказчикам. Не раздумывая, я пересек заводскую проходную, на воротах которой красовался огромный фирменный трезубец.
Через несколько минут в небольшом конференц-зале фирмы Maserati S.p.A. Эрманно Козза — консультант фирмы по вопросам истории (есть здесь и такая должность!) — начал свой рассказ об уникальных экспонатах — «этапах большого пути».
«Это наш знаменитый восьмицилиндровый двигатель. Вот на этом Maserati 250F гонялся сам Стирлинг Мосс, а это — экспериментальный 16-цилиндровый мотор…» — Уже немолодой Эрманно говорил так зажигательно, что стоящие машины и двигатели словно оживали и отправлялись на очередной круг трассы в Монте-Карло… Как же я мечтал когда-нибудь оказаться здесь, в небольшом итальянском городке Модена, где находится штаб-квартира и основное производство Maserati!
НА ЗАВОДЕ
Как только мы оказались в одном из цехов, я увидел стоящие рядками вдоль стен… автомобили Maserati прежних лет выпуска! Здесь и родстер Maserati Barchetta четырехлетней давности, и первый четырехдверный автомобиль фирмы — Quattroporte 1963 года, кабриолет Chrysler Maserati — как напоминание о былом сотрудничестве с американцами, и еще десятка два машин.
Любого почитателя автомобильной истории сия картина заставит прослезиться! И все это — прямо в цехе, рядом с грохочущими станками и лязгающими лентами транспортеров.
«А что, — спрашиваю, — своего музея у вас нет?» «Пока нет», — отвечают. «А-а, средств не хватает…» «Дело не только в средствах. Наш новый патрон Fiat хочет забрать часть экспонатов в музей концерна, но мы считаем, что все это должно храниться здесь, в Модене. Вот вопрос и висит в воздухе».
Вообще-то на Maserati не очень любят произносить слово «фиат» — по крайней мере, мне так показалось. Как только спрашиваешь что-нибудь про «папашу»-Fiat, заводские люди тут же переводят разговор на другую тему или отвечают что-нибудь расплывчатое. Оно и понятно, ведь всяк мечтает о независимости, но нынче для подобных небольших предприятий это почти невозможно. Есть и другая сторона вопроса — реноме марки. Возьмем для примера фирму Jaguar: как только ее прибрал к рукам Ford, тут же пошли пересуды о том, что Jaguar — уже не чистопородная английская «кошка», а все больше походит на своего заокеанского хозяина (отчасти так оно и есть). A Rolls Royce, который решил использовать моторы BMW? Только подумайте: Rolls Royce — и на поклон к немцам…
То же самое с Maserati: не хотят местные профи на сто процентов отождествлять себя с итальянским автомобильным гигантом. Дескать, в состав концерна входим, но мы и Fiat — совсем разные фирмы, и не валите все в одну кучу.
НЕ КОЧЕГАРЫ МЫ, НЕ ПЛОТНИКИ…
Поначалу трудно сообразить, как же здесь делают машины. Характерных для больших предприятий коптящих труб не видно, да и небольших цехов — раз, два и обчелся. Как же все это им удается? А дело в том, что ныне завод практически не производит комплектующих, ограничиваясь закупкой их на стороне.
Литейного производства здесь нет уже много лет. Заготовки для двигателей поставляют предприятия-смежники. Автоматические и механические коробки передач ZF приходят прямиком из Германии — остается только тщательно проконтролировать качество их сборки. Регулируемые амортизаторы поставляет Koni. А задняя «тележка» — дифференциал Ranger, рычаги подвески, тормоза, полуоси — и вовсе приходят сюда в сборе на подрамнике. Остается только прикрутить ее к кузову да приладить карданный вал от двигателя. Кстати, о кузовах. Их здесь тоже не делают, а привозят полностью собранными и окрашенными из Турина! Всего у фирмы около 200 поставщиков, большинство из которых в Италии, Германии, Англии и… Японии.
Конечно, все узлы и агрегаты спроектированы здесь, в Модене, а все, что привозится, подлежит тщательному контролю. И все-таки, согласитесь, это уже не то. Но местные старожилы помнят времена, когда все делалось здесь, на заводе Maserati…
Да, годы нынче для фирмы сложные. За последние несколько лет из производственной гаммы исчезло несколько моделей: например, уже не делают заряженное купе Shamal, прекратили производство слайдера. На конвейере осталось только две модели: купе Ghibli и четырехдверный седан Quattroporte.
КОНВЕЙЕР?
Я не оговорился, сказав слово конвейер. Он действительно есть, хотя и небольшой. По нему медленно плывут кузова, к которым не спеша прикручиваются описанные выше агрегаты. Это и есть ручная сборка, о которой так много говорят. Правда, собственными руками здесь все-таки кое-что делают — «начинку» салона и двигатели.
Двигатели — это предмет особой гордости. Например, тех, кто работает на обработке головок цилиндров, здесь сравнивают с дантистами — настолько тонкая это работа. Каждую обработанную деталь, прежде чем отправить на следующую операцию, продувают сжатым воздухом. Каждый собранный двигатель два часа гоняют в разных режимах на специальном стенде. И только после этого отправляют на конвейер.
А на конвейере (он длиной метров 50, не больше) каждый сборщик имеет ящик и детали, помеченные определенным цветом.
А это что такое? Доска рацпредложений! Это мы уже однажды проходили… Действительно, натуральная доска для местных изобретателей: каждый рабочий вправе сделать свои предложения по реорганизации производства. В случае успеха предложения работника ждет неплохая премия.
А это что-то доисторическое. Мне показывают мощные фрезерные станки 1940 года выпуска! Говорят, они до сих пор в отличном состоянии и используются на полную мощность. Кстати, на них стоит клеймо Maserati — даже станки для себя здесь когда-то делали! К слову, цеха эти построены еще в 1937 году…
А в целом от этого короткого визита осталось довольно странное впечатление. Это еще не конвейерное производство, где все автоматизировано и пригнано до микронов, но в то же время — и не ручная штучная сборка. Нечто среднее, некий симбиоз, который, наверное, и позволяет заводу держаться на плаву вот уже более восьми десятков лет.
****
Вы думаете, что к Maserati в Модене все давно привыкли, и даже вслед никто не посмотрит уносящемуся автомобилю? Как бы не так! Когда мы разъезжали по городу и его окрестностям на Quattroporte и Ghibli, то постоянно чувствовали на себе ревностные взгляды. Еще бы, Maserati — автомобили престижа! Недаром на них ездит президент Италии, король Марокко, Ага-Хан, Лучано Паваротти… В число почитателей марки входит и один из самых богатых людей Италии — глава концерна Fiat г-н Аньелли. Возможно, именно это обстоятельство и позволяет говорить о будущем фирмы с надеждой и улыбкой на лице.