Saab дышит в подушкуКаталитический нейтрализатор, как известно, вещь для экологии полезная и эффективная. Но с одной оговоркой: чтобы процесс «дожи га» пошел, нужно разогреть катализатор до рабочей температуры — около 400 °С. С момента запуска мотора до прогрева катализатора проходит около двух минут, и в течение этого времени отравляющие вещества попадают в атмосферу почти беспрепятственно. Что делать?

Инженеры фирмы Saab решили после запуска мотора собирать вредные газы в «подушку», а затем, после прогрева катализатора, пропускать их «по полному циклу», направляя во впускной коллектор.

Посмотрим на схему. После запуска холодного мотора один из клапанов 3, установленный в выхлопной трубе, перекрывает «грязным» отработавшим газам выход в атмосферу. В это же время открывается другой клапан 3, и газы направляются в надувную подушку 10, расположенную на дне багажника. Клапаны 3 управляются контроллером 9 с помощью разрежения, создаваемого в вакуумном резервуаре 8.

Отдельная пластиковая трубка связывает «подушку» 10 с впускным коллектором двигателя, а доступ накопленных в «подушке» отработавших газов во впускной коллектор управляется клапаном 6. За его работой, в свою очередь, «следит» микропроцессорная система контроля работы двигателя Trionic.

Saab дышит в подушкуКак только каталитический нейтрализатор 2 прогреется и начнет эффективно работать, клапан 6 откроется — и содержимое подушки направится во впускной коллектор, причем, чтобы лучше освободить подушку от скверны, к заборнику газов подсоединили несколько трубочек-усов 5. В это же время изменят свои режимы клапаны 3: один из них перекроет путь отработавшим газам в «подушку», а другой откроет выхлопную трубу — и выход в атмосферу. Примерно через пять километров езды «подушка» будет полностью опустошена: скопившиеся в ней газы сначала «прогорят» в цилиндрах, по пути из них, кстати, покрутят турбинку наддува 1, а уж затем успешно «догорят» в каталитическом нейтрализаторе 2.

С этой экспериментальной «подушкой» автомобили Saab уже сегодня не только соответствуют, но и по токсичности выхлопа самого жесткого в мире американского стандарта ULEV (Ultra Low Emission Vehicle), которые должны вступить в силу в Калифорнии с началом следующего столетия. Они приведены в таблице. Кстати, сейчас очень немногие новые машины отвечают даже менее строгим стандартам TLEV и лишь единичные экземпляры — LEV.

Окончательное решение о том, будет ли эта система применяться на серийных автомобилях, пока не принято. Идут тесты и исследования, в ходе которых еще предполагается найти и более удобное место для резервуаров с отработавшими газами, ведь нынешняя «подушка» примерно на 10 см «приподняла» пол багажника. Возможно, вместо нее появятся несколько емкостей поменьше, упрятанных в скрытых полостях кузова.