Содержание статьи
Работа двигателя, его пусковые свойства, экономичность во многом зависят от состояния свечей зажигания. Проверить свечу по принципу «работает—не работает» можно, сняв высоковольтный провод с наконечника. Для более глубокого анализа — состояния электродов, величины зазора, наличия нагара — будьте любезны вывернуть свечку из цилиндра. Но можно этого и не делать, если воспользоваться индикатором Искра, предназначенным для определения состояния свечей зажигания в работающем двигателе. Это — если верить инструкции. А вот насколько достоверна информация индикатора — и предстоит нам выяснить.
О ПРИБОРЕ
Определить завод-изготовитель индикатора Искры мы не смогли. Нигде — ни в инструкции, ни на корпусе — нет координат или хотя бы названия фирмы. Ничего вразумительного не смог поведать и продавец в магазине, где мы приобрели прибор. Приведем лишь обозначение изделия J186.095.014. Вероятно, по этим цифрам какое-нибудь из предприятий и признает свое детище.
Устройство прибора Искра нельзя назвать замысловатым: пластмассовый корпус со стрелочным индикатором в торце. Шкала индикатора имеет диапазон от —20 до +20… каких-то единиц. Да, показания прибора — в некоторых относительных единицах, а не, скажем, в вольтах или амперах. Согласно инструкции, «стрелочный индикатор включен в диагональ однофазного полупроводникового измерительного моста, зашунтированного резисторами». Сам мост подключается в разрыв высоковольтной цепи автомобиля. Для этого на противоположном индикатору торце прибора имеется щуп, равный по диаметру наконечнику высоковольтного автомобильного провода. А на боковой поверхности — отверстие того же диаметра.
Порядок проверки состояния свечи следующий: из крышки распределителя зажигания вынимается провод, идущий к тестируемой свече и вставляется в отверстие Искры. Щуп же прибора утапливается в освободившееся гнездо крышки. Все эти манипуляции производятся, естественно, при неработающем двигателе. Далее заводится мотор (предварительно прогретый), и обороты выставляются на уровень 1200—1500 об/мин — так требует инструкция.
Теперь остается только считать показания индикатора и по специальной таблице определить характер неисправности свечи, если эта неисправность имеется. Всего в таблице семь позиций: 1) свеча нормальная; 2) зазор между электродами свечи меньше нормы; 3) нагар на центральном электроде свечи; 4) замыкание центрального электрода свечи или провода на «массу»; 5) зазор между электродами свечи больше нормы; 6) частично разрушен помехоподавительный резистор; 7) наличие внутреннего обрыва в проводе свечи. Каждой из этих позиций соответствует определенный интервал показаний индикатора.
Заманчиво, согласитесь, получить такую исчерпывающую информацию без демонтажа свечи из двигателя. Хотя в случае неисправности все равно придется выкрутить свечу…
Да, и еще об одном. Прибор выпускается в двух модификациях: «просто» Искра — для контактной системы зажигания и Иск-ра-Э — для электронной. В нашем распоряжении была Искра для «классической» системы зажигания.
в ДЕЛЕ
Проверку Искры мы решили провести на автомобиле ВАЗ-2105. Комплект свечей А17ДВ уже «отбегал» около 20000 км и был готов к «дефектовке». К нашему удивлению, все четыре свечи, по мнению Искры, находились в нормальном состоянии. Что проверим! Вывернув мы не нашли серьезных огрех — небольшой нагар на электродах и юбке, но зазоры при этом 0,7—1,0 мм, что можно считать нормой. Значит, Искра не врет!
Идем дальше. Начинаем моделировать неисправности. По информации на странице https://toys-kiev.com.ua/tolokar/, сначала уменьшаем зазор между электродами до 0,2 мм. Это уже ненормальные условия. Что же индикатор? Стрелка при работающем моторе колеблется у деления «+2». По таблице это свидетельствует о малом зазоре между электродами свечи. Все верно. Только считывать показания индикатора не совсем удобно — велика амплитуда колебаний стрелки, а частота этих колебаний зависит от частоты вращения коленвала двигателя. Увеличив обороты мотора до 2500 об/мин, мы увеличили частоту колебаний стрелки, но уменьшили амплитуду — работать стало проще.
Следующий шаг, когда зазора нет вообще, то есть боковой электрод свечи лежит на центральном. Эту неисправность прибор не смог верно идентифицировать. Стрелка мелко дрожала у отметки «+3», а должна была, по таблице, остаться в крайнем правом положении. Это — первая неточность.
Очередной шаг — увеличенный зазор. Делаем расстояние между электродами 1,5 мм и вворачиваем свечу на место. Прибор показывает, что все нормально. Разгибаем боковой электрод еще сильней, уводя его от центрального на 2,5 мм! Стрелка индикатора упорно остается в зоне «—5…0», что характеризует свечу с таким зазором как нормальную. Неувязочка! Врет Искра.
Обрыв в проводе свечи был сымитирован отсоединением высоковольтного провода от наконечника. На сей раз индикатор мер в крайнем левом углу шкалы, указал на обрыв цепи.
Таким образом, смоделировав почти все неисправности свечей по таблице (частично разрушать помехоподавительный резистор мы не стали), мы, грубо говоря, получили вероятность правильного определен дефекта 50%.
РЕЗЮМЕ
Проверка показала, что доверять показаниям Искры можно далеко не всегда, сводит на нет и без того небольшую пользу, которую мог бы принести индикатор. Действительно, прибор за 60 тысяч руб (при исправной работе!) пригодился бы механикам, занимающимся ремонтом моторов. Рядовой же автолюбитель и так знает — сколько «прошли» свечи на личном автомобиле, и для контроля раз в полгода вывернет их и приведет в порядок или заменит. Так что индикатор свечей Искра не более чем дорогая игрушка для любителей чинить автомобиль самостоятельно, причем заинтересовать может только тех, кто любит играться с такими игрушками.