Содержание статьи
Я в третий или четвертый раз перечитывал пришедший в редакцию факс, опасаясь, что я что-то не так понял или упустил. Но если верить своим глазам, то получалось, что меня приглашали в Испанию на полигон, чтобы поездить на… Нет, тут что-то не то!
Эти алюминиевые шкатулки на колесах я видел на автосалоне в Женеве. Преподнесено это было как взгляд компании Opel на возможный путь развития городских автомобилей, и назывался проект Opel Махх. Но, если честно, у меня тогда осталось впечатление, что Махх вскоре будет забыт, как оказались забытыми десятки других авангардных проектов, реализация которых в массовом производстве пока просто невозможна. А тут…
Уже и не помню, когда в последний раз я с таким трепетом ждал «ездового» общения с новой машиной.
Приехав на полигон (в часе езды от Барселоны) и выслушав и без того хорошо знакомые правила поведения на «закрытых объектах», я вскоре увидел два ярких «кубика» на колесах. Да, это были машины Opel Махх! Различались между собой они только цветовым решением экстерьера и интерьера, а в остальном — близнецы-братья.
Надеюсь, что напечатанные на этих страницах фотографии помогут составить о машинах «визуальное» представление, а потому не будем тратить время на описание внешности. Лучше запрыгнем-ка быстрее за руль и уж там, по ходу дела, начнем разбираться, что к чему.
Первый сюрприз — это передние сиденья. Конструктивно они объединены в один двухместный диванчик, а потому как продольное перемещение, так и угол наклона спинки одинаковы и для водителя, и для переднего пассажира. А нажав клавишу возле подголовника, диванчик можно повернуть вокруг вертикальной оси.
Это для того, чтобы еще двум пассажирам было удобнее пробираться на заднее сиденье. Впрочем, «диванчик» — это громко сказано. Скорее — два спаренных пляжных шезлонга, ибо спинок как таковых здесь нет. Есть алюминиевый каркас, а роль спинки выполняет полупрозрачная перфорированная ткань, натянутая между трубами.
Поерзав в этом спартанском шезлонге, я обнаружил, что, во-первых, «тряпочка» обеспечивает комфортное распределение нагрузок, во-вторых, создает неплохую боковую поддержку, а в-третьих (это выяснилось через пару часов водительских упражнений под ярким и уже жарким испанским солнцем), — спина ничуть не вспотела!
Теперь попробуем отрегулировать посадку по длине, начав с проверки того, насколько удобно левой ногой выжимать сцепление, но… Педали сцепления здесь не оказалось! На ее место слегка заползла большая педаль тормоза, как на машинах с коробкой-«автоматом». Как выяснилось позже, педаль сцепления — далеко не единственное, о чем «забыли» конструкторы этого «алюмини-мобиля».
Под правой рукой не оказалось ни рычага переключения передач, ни «ручника». Начинаю поиски. Стояночный тормоз я так и не обнаружил: его не было ни слева от сиденья, ни в виде «мерседесовской» педальки под левой ногой. Зато справа от рулевой колонки, на передней панели, нашлась вращающаяся рукоятка, пять положений которой были обозначены такими буквами: Р (обведена кружочком), R, N, D и М. Что-то напоминает?
Правильно, первые четыре символа — как у коробки-«автомата», и именно эта ручка-крутилка управляет режимами трансмиссии. Символ Р соответствует режиму «паркинг», причем в нашем случае еще автоматически разводятся колодки задних тормозов, выполняя функции затянутого «ручника», R— задний ход, N — «нейтраль», D — «драйв». А что такое М? М — это «manual», то бишь, переключение передач вручную. Тогда новый вопрос: где сама «переключалка» передач, уж коль их можно переключать и вручную?
Продолжаю поиски. Чуть выше упомянутой ручки обнаружился подвижный «язычок», как бы завершающий собой козырек над приборным щитком. Ага! Приподнимая язычок, включаешь более высокую передачу (всего их здесь пять), а опуская — переходишь на передачу пониже.
Кажется, в самых общих чертах с органами управления разобрались, и теперь можно попробовать запустить мотор.
ОН И ВПРЯМЬ УМЕЕТ ЕЗДИТЬ
Слегка тряхнув всю машинку, с пол-оборота завелся трехцилиндровый бензиновый двигатель. Примерно через минуту засветился экран монитора, и на приборной панели «нарисовались» в виде четверти дуги окружности спидометр, а под ним — тахометр.
Сначала я решил попробовать диковинную трансмиссию в «квазиавтоматическом» режиме. Перевожу ручку в положение D. Что-то заурчало, но почему-то в задней части переднеприводной машины! Оказывается, это электропривод «отпустил» стояночный тормоз.
Махх было дернулся вперед, но застыл, удерживаемый рабочим тормозом: это «сама» включилась первая передача, и слегка «зацепилось» сухое дисковое сцепление. Перевожу правую ногу с тормоза на газ. Алюминиевый чудик плавно тронулся и, весело набирая ход, покатил вперед. Добавляю газ.
Где-то между тремя и четырьмя тысячами оборотов включилась вторая передача. Происходило это так. Вдруг, несмотря на нажатую педаль газа, обороты упали, я почувствовал, что машинка поехала накатом (разомкнулось сцепление), а через полсекунды сцепление вновь плавно включилось, поднялись обороты, и Opel продолжил разгон уже на второй передаче. И так далее. При замедлении происходило все наоборот.
Переключаются передачи не столь плавно и быстро, как на «автоматах» с гидротрансформатором, зато практически все время (за исключением собственно моментов переключения) в трансмиссии сохраняется однозначная «жесткая» связь между скоростями вращения коленвала и колес.
С «квазиавтоматом» все более-менее ясно, и теперь попробуем «мануальный», то есть ручной режим. К началу этого эксперимента я ехал на «автомате» со скоростью около 60 км/ч, а на дисплее светилась цифра 4, подсказывая, что включена четвертая передача. Прямо на ходу перевожу ручку в положение Ми… ровным счетом ничего не происходит.
Opel Махх как ехал на четвертой передаче, так и едет. Зато, когда мне захотелось разогнаться порезвей, я, не снимая ладони с руля, прихлопнул безымянным пальцем правой руки по язычку-переключателю, и с небольшим толчком включилась третья передача. Теперь можно рвануть вперед, а заодно и посмотреть, при каких же оборотах моторчик начнет «тухнуть», либо сработает ограничитель оборотов. Утопил педаль газа и жду.
«Бегущая строка» электронного тахометра равномерно подбирается к отметке 6000, и вдруг сама, без моего участия, включилась четвертая передача, и машина продолжила разгон. Получается, что, когда необходимо набрать скорость с максимальной интенсивностью, то коробка передач, даже находясь в «мануальном» режиме, сделает все сама, причем сделает как надо: более высокие передачи будут включаться при оборотах максимальной мощности. Жаль только, что на эти переключения уходят все те же полсекунды, а это снижает темп разгона и порою раздражает.
А вот на случай необходимости переключений передач «вниз» подобной «защиты от дурака», увы, нет: даже если при движении на пятой передаче обороты упадут ниже одной тысячи, и двигатель начнет биться в конвульсиях, автоматического включения более низкой передачи не произойдет, об этом надо заботиться самому водителю и вовремя нажимать на язычок.
Еще через пять-десять минут, освоившись с этой трансмиссией, я чувствовал себя как рыба в воде, а точнее — в аквариуме, и особой ностальгии по обыкновенному рычагу переключения передач и педали сцепления не ощущал. Вот если бы еще передачи включались побыстрее, то все было бы совсем здорово. Во всяком случае для такого малыша, от которого вряд ли нужно ожидать «лимузинного» комфорта.
БРЮКИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ… ПРЕВРАЩАЮТСЯ БРЮКИ…
Этот городской костюмчик может трансформироваться и в пляжный купальник. На пару с одним из инженеров мы сначала сняли крышу, затем верхнюю часть задней двери, затем боковые дверные стекла, затем боковинки дверей, и вот — получилось нечто, напоминающее багги.
На всю процедуру ушло минут пять, не больше. И хотя мы складывали съемные части рядышком, можно было их большую часть разместить и в салоне. Кстати, очень легко снять еще и заднее сиденье, причем в сложенном виде оно напоминает атташе-кейс, правда, очень длинный. Даже ручка есть.
Слишком долго ездить, будучи открытым всем ветрам, мне показалось небезопасным, ведь можно и простыть. Да и вряд ли, случись машинке в таком виде пойти в продажу, ее будут слишком часто «раздевать». И все же, обсуждая практическую целесообразность подобной трансформации, мы быстро пришли к выводу, что открытая — особенно на уровне боковин — машина может избавить других водителей от лишних вопросов и сомнений. Представьте такую ситуацию.
Едет по городу Махх, а за рулем — девушка, ну с очень славненьким личиком! У водителя соседней машины появляются в этой связи далеко идущие планы, он может плюнуть на деловую поездку и поехать вслед за девушкой в надежде где-нибудь познакомиться. И представляете, как он расстроится, если дополнением к хорошенькому личику окажутся ужасно некрасивые ноги?
А вот когда боковой дверки, считай, практически нет, то сразу же получаешь гораздо больше полезной информации, и это может избавить от ненужных шагов и психологических травм…
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Ответа на этот сакраментальный вопрос еще нет, и представители фирмы Opel, похоже, вполне искренне разводят руками: пока, дескать, не знаем.
И все же они спросили — а какая цена могла бы быть разумной? Я предположил, что на 15— 30% дороже, чем за серийный автомобиль Opel Corsa. «Мы тоже так считаем», — ответили опелевцы.
Чтобы подтвердить серьезность своих предположений, я даже попросил, чтобы меня внесли в «лист ожидания» на покупку первых серийных машин Opel Махх. Собеседники посмеялись, сказали — да-да, конечно, — но никто ни в какой список меня не внес.
И мне пока кажется, что Opel Махх так и останется «концептом», но при этом его биография будет более интересной, чем у других «выставочных машин»: Opel Махх будут использовать в качестве агрегатоносителя для «обкатки» новых интересных идей и технологий. Хотя и в этом я до конца не уверен.