Содержание статьи
Как-то мы рассказали о неутешительных результатах лабораторных испытаний присадки к бензину под названием Октан-универсал. И мы в очередной раз скептически подумали: «Дурят нашего брата, подсовывают, как в нэповские времена, вместо эликсира молодости разбавленное средство от потливости ног…»
И все же руки мы не опустили — и решили провести сравнительный тест нескольких моющих присадок к автомобильному бензину, призванных очищать от загрязнений систему питания. Для объективности экспертизы мы не стали уповать на эксплуатационные испытания, а обратились к специалистам из лаборатории ВНИИНП.
Выбор «кандидатов» в испытуемые был непрост — ведь сейчас нет автомагазина, на прилавках которого не было бы подобных добавок. А несколько дней поездок по торговым точкам сделали выбор таким. Во-первых, это три импортные присадки — Benzin Additiv фирмы SAT, Gasoline Treatment фирмы Wynn’s и Gas Treatment фирмы PPI, во-вторых — три отечественных препарата. Два из них выпускает небезызвестное АО Ам-тек — это Аспект-модификатор автомобильного бензина и Аспект-модификатор — очиститель топливной системы, третий — Автомат — разработан самим ВНИИНП, а выпускается Нижегородским ПО Норс и.
ЗАГЛЯНЕМ В ЛАБОРАТОРИЮ
Вкратце методику квалификационных испытаний моющих свойств топливных присадок мы уже описали в предыдущем материале. А теперь расскажем об этом поподробнее.
Испытываются препараты не в пробирках, а «вживую» — на специальном одноцилиндровом четырехтактном двигателе. Карбюратор у него — с горизонтальным потоком, а сразу за ним во впускном коллекторе сделан разрез, куда помещают металлическую сетку очень тонкого плетения — своеобразный фильтр. Если в топливе есть грязь, то она неизбежно откладывается на сетке, и это вызывает повышенное сопротивление потоку горючей смеси. Соответственно, разрежение во впускном коллекторе до и после сетки оказывается разным, и по этой разнице судят о степени загрязнения системы питания.
При этом строго выдерживаются определенные температура охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха, обороты, угол опережения зажигания — словом, все препараты находятся в равных условиях. Оценивают при этом два коэффициента — смывания и предотвращения загрязнений.
Чтобы определить первый коэффициент, двигателю дают поработать определенное время на горючем, содержащем все мыслимые виды загрязнений. Сетка при этом, естественно, забивается и становится черной от отложений. А потом в карбюратор подают эталонное топливо с тестируемой присадкой и через то же время смотрят, насколько изменилась разница разрежений. Если присадка хороша, то восстановится статус-кво — манометры до и после теста покажут примерно одинаковые величины, а извлеченная после испытания сетка будет чистой. Если не очень — останутся следы от загрязнения. А о плохой эффективности препарата красноречиво заявят черный кружок на сетке и такая же, как и до применения присадки, разница разрежений.
Примерно так же выглядит и второе испытание — определение профилактических свойств добавки. Только в этом случае присадка подмешивается непосредственно в загрязненное топливо. Если сетка останется чистой, значит и в реальных условиях препарат не даст в обиду карбюратор.
Этим испытаниям и подверглись выбранные нами присадки. При этом концентрацию каждой выбирали точно по инструкции — для случая нормальной эксплуатации (у многих препаратов предусмотрены ударные дозы для сильных загрязнений).
Что же получилось?
ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ?
Результаты теста наглядно иллюстрируют фотографии (слева от каждой упаковки — сетка смывания, справа — предотвращения) и диаграмма. Безусловные лидеры — отечественные Автомат и Аспект-модификатор автомобильного бензина. У обоих — почти полное смывание и предотвращение, что хорошо видно по белым металлическим поверхностям обеих сеток. Все импортные препараты проявили себя скромнее и примерно одинаково, хотя и среди них есть лидер — присадка фирмы Wynn’s с лучшим, чем у других «фирмачей», профилактическим действием.
А второй Аспект-модификатор «с треском» провалил испытания — и стал безоговорочным аутсайдером. Неизвестно, чем он занимается в недрах топливной системы, но только не своими прямыми обязанностями — эффективность у него точь-в-точь «октан-универсальная», то есть никакая.
То, что зарубежные средства оказались менее эффективными, чем наши — можно попытаться объяснить тем, что «там у них» не бывает такого грязного бензина и потому — таких запущенных отложений на деталях системы питания. Но при этом мы не можем поручиться за то, что у отечественных присадок вовсе не будет побочных эффектов, особенно если влить их в бензобак «нежной» иномарки. А импортные добавки ведут себя скромнее, но, как нам кажется, надежнее. И если для полуживого, черного изнутри карбюратора Москвича или Жигулей порция Автомата или Аспекта-модификатора автомобильного бензина — как раз то, что ему необходимо, то для иномарки в хорошем состоянии для профилактики вполне подойдут импортные присадки известных производителей — таких, например, как Wynn’s и SAT.
Какая из присадок выгодней в эксплуатации? Здесь уместно вспомнить про концентрации препаратов. Все они делятся на две группы. Первая — это присадки, рассчитанные на «однократное» применение. То есть флакон вливается в бензобак автомобиля целиком в довольно большой концентрации (у наших «испытуемых» — от 5 мл/л до 8,1 мл/л).
Вторая — средства, предназначенные для многократной дозировки (Автомат и Аспект). И они, конечно, намного выгодней — Аспект рассчитан на 6 порций, а Автомат можно растянуть аж на 10 заправок! Цены на все присадки примерно одинаковы (в среднем упаковка с такой присадкой объемом от 250 мл до 0,5 л стоит примерно 25—50 тыс. руб.), за одним исключением — Автомат стоит значительно дешевле. Правда, в магазинах Москвы найти его мы так и не смогли, но в Нижнем Новгороде, на его родине, присадка эта стоит не дороже бутылки водки.
И, наконец, одно важное предупреждение — обязательно соблюдайте напечатанную на этикетке дозировку препарата и ни в коем случае ее не превышайте, это — не тот случай, когда «маслом кашу не испортишь»!