Все присадки хороши?Как-то мы рассказали о неутешительных результатах лабораторных испытаний присадки к бензину под названием Октан-универсал. И мы в очередной раз скептически подумали: «Дурят нашего брата, подсовывают, как в нэповские времена, вместо эликсира молодости разбавленное средство от потливости ног…»

И все же руки мы не опустили — и решили провести сравнительный тест нескольких моющих присадок к автомобильному бензину, призванных очищать от загрязнений систему питания. Для объективности экспертизы мы не стали уповать на эксплуатационные испытания, а обратились к специалистам из лаборатории ВНИИНП.

Выбор «кандидатов» в испытуемые был непрост — ведь сейчас нет автомагазина, на прилавках которого не было бы подобных добавок. А несколько дней поездок по торговым точкам сделали выбор таким. Во-первых, это три импортные присадки — Benzin Additiv фирмы SAT, Gasoline Treatment фирмы Wynn’s и Gas Treatment фирмы PPI, во-вторых — три отечественных препарата. Два из них выпускает небезызвестное АО Ам-тек — это Аспект-модификатор автомобильного бензина и Аспект-модификатор — очиститель топливной системы, третий — Автомат — разработан самим ВНИИНП, а выпускается Нижегородским ПО Норс и.

ЗАГЛЯНЕМ В ЛАБОРАТОРИЮ

Вкратце методику квалификационных испытаний моющих свойств топливных присадок мы уже описали в предыдущем материале. А теперь расскажем об этом поподробнее.

Испытываются препараты не в пробирках, а «вживую» — на специальном одноцилиндровом четырехтактном двигателе. Карбюратор у него — с горизонтальным потоком, а сразу за ним во впускном коллекторе сделан разрез, куда помещают металлическую сетку очень тонкого плетения — своеобразный фильтр. Если в топливе есть грязь, то она неизбежно откладывается на сетке, и это вызывает повышенное сопротивление потоку горючей смеси. Соответственно, разрежение во впускном коллекторе до и после сетки оказывается разным, и по этой разнице судят о степени загрязнения системы питания.

При этом строго выдерживаются определенные температура охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха, обороты, угол опережения зажигания — словом, все препараты находятся в равных условиях. Оценивают при этом два коэффициента — смывания и предотвращения загрязнений.

Чтобы определить первый коэффициент, двигателю дают поработать определенное время на горючем, содержащем все мыслимые виды загрязнений. Сетка при этом, естественно, забивается и становится черной от отложений. А потом в карбюратор подают эталонное топливо с тестируемой присадкой и через то же время смотрят, насколько изменилась разница разрежений. Если присадка хороша, то восстановится статус-кво — манометры до и после теста покажут примерно одинаковые величины, а извлеченная после испытания сетка будет чистой. Если не очень — останутся следы от загрязнения. А о плохой эффективности препарата красноречиво заявят черный кружок на сетке и такая же, как и до применения присадки, разница разрежений.

Примерно так же выглядит и второе испытание — определение профилактических свойств добавки. Только в этом случае присадка подмешивается непосредственно в загрязненное топливо. Если сетка останется чистой, значит и в реальных условиях препарат не даст в обиду карбюратор.

Этим испытаниям и подверглись выбранные нами присадки. При этом концентрацию каждой выбирали точно по инструкции — для случая нормальной эксплуатации (у многих препаратов предусмотрены ударные дозы для сильных загрязнений).

Что же получилось?

ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ?

Все присадки хороши?Результаты теста наглядно иллюстрируют фотографии (слева от каждой упаковки — сетка смывания, справа — предотвращения) и диаграмма. Безусловные лидеры — отечественные Автомат и Аспект-модификатор автомобильного бензина. У обоих — почти полное смывание и предотвращение, что хорошо видно по белым металлическим поверхностям обеих сеток. Все импортные препараты проявили себя скромнее и примерно одинаково, хотя и среди них есть лидер — присадка фирмы Wynn’s с лучшим, чем у других «фирмачей», профилактическим действием.

А второй Аспект-модификатор «с треском» провалил испытания — и стал безоговорочным аутсайдером. Неизвестно, чем он занимается в недрах топливной системы, но только не своими прямыми обязанностями — эффективность у него точь-в-точь «октан-универсальная», то есть никакая.

То, что зарубежные средства оказались менее эффективными, чем наши — можно попытаться объяснить тем, что «там у них» не бывает такого грязного бензина и потому — таких запущенных отложений на деталях системы питания. Но при этом мы не можем поручиться за то, что у отечественных присадок вовсе не будет побочных эффектов, особенно если влить их в бензобак «нежной» иномарки. А импортные добавки ведут себя скромнее, но, как нам кажется, надежнее. И если для полуживого, черного изнутри карбюратора Москвича или Жигулей порция Автомата или Аспекта-модификатора автомобильного бензина — как раз то, что ему необходимо, то для иномарки в хорошем состоянии для профилактики вполне подойдут импортные присадки известных производителей — таких, например, как Wynn’s и SAT.

Все присадки хороши?Какая из присадок выгодней в эксплуатации? Здесь уместно вспомнить про концентрации препаратов. Все они делятся на две группы. Первая — это присадки, рассчитанные на «однократное» применение. То есть флакон вливается в бензобак автомобиля целиком в довольно большой концентрации (у наших «испытуемых» — от 5 мл/л до 8,1 мл/л).

Вторая — средства, предназначенные для многократной дозировки (Автомат и Аспект). И они, конечно, намного выгодней — Аспект рассчитан на 6 порций, а Автомат можно растянуть аж на 10 заправок! Цены на все присадки примерно одинаковы (в среднем упаковка с такой присадкой объемом от 250 мл до 0,5 л стоит примерно 25—50 тыс. руб.), за одним исключением — Автомат стоит значительно дешевле. Правда, в магазинах Москвы найти его мы так и не смогли, но в Нижнем Новгороде, на его родине, присадка эта стоит не дороже бутылки водки.

И, наконец, одно важное предупреждение — обязательно соблюдайте напечатанную на этикетке дозировку препарата и ни в коем случае ее не превышайте, это — не тот случай, когда «маслом кашу не испортишь»!