Я знал, что вскоре должна появиться новая Skoda, знал, что этот автомобиль разрабатывается на основе новой фольксвагеновской платформы (Golf IV), знал, что Volkswagen, владея на 70% чешским предприятием, примет самое активное участие в разработке новой машины… Но когда в начале июня мне посчастливилось увидеть машину живьем, я был сражен наповал. Такого я не ожидал! И хотя во время этого первого «статического» знакомства не было возможности поездить, у меня осталось твердое убеждение, что и ездовые свойства этой машины будут на высоте.
В городке Млада Болеслав, где и располагается основное производство и ис-следователький центр фирмы Skoda, в специальном зале без окон стояло несколько автомобилей. Мелькнула мысль: это Rover 400 или пятидверная Honda Civic, которые выпускаются в Англии. Но нет, это — именно Skoda Octavia!
Octavia — пятидверный хэтчбек; однако, если бы задняя дверь не поднималась заодно с задним стеклом, а открывался бы только багажник, то машину можно было бы назвать седаном.
Передок украшают блестящая металлическая декоративная решетка и интегральные бамперы, окрашенные в цвет кузова. И хотя вскоре шеф-дизайнер рассказал о кое-каких характерных фамильных элементах в экстерьере, я бы ни за что не сказал, что это Skoda, не будь на радиаторной решетке зеленой эмблемы со шкодовской крылатой стрелой. Таких машин в Восточной Европе еще не делали!
Несмотря на то, что автомобиль базируется на новой «гольфовской» платформе, визуально Octavia воспринимается так, словно классом она на ступеньку повыше, чем Golf, и даже чем Vento. Добавьте сюда 15-дюймовые шины — и станет ясно, что Octavia имеет очень мало общего с нынешним чешским бестселлером — автомобилем Skoda Felicia, разве что ту же эмблему.
Из четырех автомобилей, которые будут выпускаться на новой платформе «Golf IV» (Audi АЗ, Skoda Octavia, Volkswagen Golf и Seat Toledo?), чешской машине отведена роль «доступного семейного автомобиля», что подразумевает то, что Skoda будет иметь самую низкую цену среди этих машин. Оно и понятно, ведь, помимо всего прочего, средний ежемесячный доход сотрудников фирмы Skoda (около DM600) почти в десять раз меньше, чем у тех, кто собирает автомобили Volkswagen в Вольфсбурге.
Сажусь в салон. Придраться не к чему. Здесь удобно и просторно, отличные жесткие кресла, все скроено ладно и тщательно.
На европейском рынке Skoda Octavia дебютирует в ноябре, причем, чего раньше не бывало с восточноевропейскими машинами, сразу с тремя моторами. Два из них, 20-кла-панный бензиновый объемом 1,8 литра и 1,9-литровый турбодизель мощностью 66 кВт, можно встретить под капотом автомобилей Audi и Volkswagen, а самый скромный — 55-киловатгный объемом 1,6 литра — тот самый мотор, что нынче устанавливается на модели Felicia и Felicia Combi. Затем появится также 1,6-литровый мотор, но уже 74-киловатгный (как на Audi А4) и 1,9-литровый атмосферный дизель мощностью 50 кВт.
Хочу успокоить тех, кто уже приобрел автомобили Skoda Felicia или собирается это сделать. Начало выпуска модели Octavia вовсе не означает, что Felicia тут же будет снята с производства. Вероятно, Felicia будет выпускаться еще несколько лет, хотя и подвергнется кое-каким обновлениям.
В этом году на заводах Skoda будет выпущено 256 тысяч автомобилей. На модель Felicia из этого числа придется 56%, на универсал Felicia Combi — 33%, на пикап — 9%, и пока лишь 2% составят новые автомобили Octavia. Естественно, уже в следующем году производство машин Skoda Octavia значительно возрастет, а при благоприятной рыночной конъюнктуре общий объем производства автомобилей Skoda к 2000 году может достичь 450—500 тысяч в год.
О том, когда Skoda Octavia появится на российском рынке, пока ничего не известно. Вряд ли это произойдет раньше весны 1997 года. Octavia будет, конечно, дороже, чем Felicia, но если розничная цена в России окажется в пределах 13000—16000 долларов, то это станет весьма неприятным событием для производителей ВАЗ-2110.