Содержание статьи
Уже который раз мы говорим о том, что даже самые именитые компании «изменяют» своим принципам в названиях выпускаемых ими автомобилей. Особо грешат этим в последнее время французы. Заварили кашу, дай Бог памяти, на фирме Renault, когда еще в 1990 году появилась модель Clio, ставшая логическим продолжением старенького Renault 5. Потом появились Safrane, Twingo, Laguna, наконец, Megane. И прежние цифровые индексы в обозначениях моделей канули в небытие.
Вот и компания Citroen, повинуясь новому направлению в автомобильной моде, заменила в 1993 году Citroen ВХ на красивый автомобиль по имени Xantia. Теперь и здесь двузначные обозначения с неизменным «иксом» уступили место красивому слову, но все с той же буквой. А вот появившийся позже минивэн назвали Evasion. Видать, поскольку раньше минивэнов в производственной программе фирмы не было, то не стали мудрить со всякими там иксами. А далее свеженькая новость: Citroen Saxo!
ИМЯ
Все ожидали, что Saxo станет логичной заменой выпускающегося с 1986 года самого маленького автомобиля фирмы по имени АХ: все-таки 10 лет на конвейере — срок ого-го какой! Тем более для такой крошки. Ведь машины этого «размера» живут нынче на конвейере максимум лет 6—7; времена «долгоиграющих» малюток, модных в середине столетия, прошли, похоже, навсегда.
Saxo. Звонкое имя, нечего сказать. Авторы идеи уверяют, что звучит Оно благородно на языках всех стран, куда будет поставляться автомобиль. Кроме того, Saxo непременно ассоциируется с саксофоном (от английского saxophone) — с инструментом, который навевает воспоминания о джазе, верных друзьях и старых добрых временах.
Замены, однако, не случилось. Компания во весь голос уверяет, что АХ по-прежнему остается на конвейере, a Saxo встанет в производственной программе на полступеньки выше — между моделями АХ и ZX.
ДИЗАЙН
Начать стоит с весьма интересной детали: как по размерам, так и по внешним очертаниям, Saxo удивительно схож с… Peugeot 106. Действительно, линия оконного пояса и сами окна, форма дверей, крыша — самые трудоемкие в проектировании и изготовлении элементы этих машин — похожи как две капли воды. Кроме того, несмотря на небольшое различие в габаритах (Saxo чуть длиннее), база и колея у машин одинаковы. Есть и «общие» двигатели.
Вообще, тесное техническое сотрудничество фирм Citroen и Peugeot секретом не является: частенько одни и те же силовые установки, подвески и другие агрегаты и узлы встречаются на машинах как одной, так и другой компании. Более того, автомобили Citroen ZX и Peugeot 306 вовсе имеют одну техническую начинку или, как принято выражаться, «платформу». Но о сотрудничестве двух фирм при создании Saxo в пресс-релизах не сказано ни слова. Правда, нам удалось узнать, что заимствование .платформы у «сто шестого» все же имеет место.
Тут надо учитывать такое обстоятельство. По сути дела, фирма Peugeot нынче является владельцем фирмы Citroen, но чтобы ни коим образом не ущемлять достоинство и самолюбие «ситроеновцев», обе стороны предпочитают об этом помалкивать. Кроме того, это выгодно и с маркетинговой точки зрения: например, дилерам Peugeot запрещено продавать машины Citroen и наоборот. То есть все делается для того, чтобы эти две марки воспринимались покупателями как абсолютно независимые, а объединяет их, дескать, лишь то, что обе они — французские…
При таком раскладе возникает целый ряд вопросов. А что же АХ? Его тоже заменят новой моделью? И появится ли в ближайшее время последователь у Peugeot 106? А может Peugeot предложит принципиально новую модель — взамен старенькому Peugeot 205, практически снятому сегодня с производства?
Вопросов много, и все без ответа.
Возможно, кое-какой свет на эту проблему прольется в ближайшее время: в конце марта во Франции пройдет презентация обновленного Peugeot 106, о подробностях которой мы непременно расскажем.
ТЕХНИКА
При базе 2385 мм длина машины составляет 3720 мм. Saxo стал длиннее Peugeot 106 (его длина 3564 мм) за счет увеличенных переднего и заднего свесов. 73,4% всех кузовных панелей обработаны различными способами на предмет защиты от коррозии. Кстати, передние панели кузова крепятся к несущим элементам через резинометаллические кронштейны, что позволяет без больших затрат отремонтировать автомобиль при легких (до 15 км/ч) стояк-новениях. Попутно отметим, что коэффициент Сх для автомобиля такой формы и размеров весьма неплох — в зависимости от модификации он изменяется от 0,32 до 0,34.
Автомобиль переднеприводный. Силовых установок для него предусмотрено пять. Во-первых, это двигатели с одноточечным (нераспределенным) впрыском объемом 1 и 1,1 литра и мощностью соответственно 50 и 60 л. с. (они устанавливаются также на Citroen АХ). Два мотора с многоточечным впрыском: объемом 1,4 литра (75 л. с., используется на ZX, Peugeot 106 и 306) и 1,6 литра (90 л. с., устанавливается также на Peugeot 306). Кроме того, есть двухвальный 1,6-литровый 16-клапанный двигатель мощностью 120 л. с. Со всеми моторами агрегатируются 5-ступенчатые механические коробки передач.
Передняя подвеска — псевдо-McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости (нечастый пример для автомобилей такого класса). Задняя подвеска независимая, с поперечной балкой трубчатого сечения, торсионами и гидравлическими амортизаторами.
Рулевое управление — шестерня-рейка. В зависимости от модификации в стандартное или дополнительное оснащение входит элек-трогидравлический усилитель рулевого управления. Тормоза спереди дисковые, сзади барабанные. На самых мощных модификациях применяются дисковые тормоза на всех колесах (передние вентилируемые) плюс антибло-кировочная система. Saxo комплектуется 13-или 14-дюймовыми дисками колес с покрышками Michelin.
В зависимости от модификации снаряженная масса составляет от 805 до 935 кг. Самый мощный Saxo 1.6i 16V развивает максимальную скорость 195 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 9,9 секунды. Средний расход топлива колеблется от 6 до 6,8 литров на 100 км.
РЫНОК
Суммарные инвестиции в проектирование машины и подготовку производства составили 3,5 млрд французских франков, а весь процесс занял 208 недель. В 1997 году, когда производство на заводе в Олни вышло на проектную мощность, выпуск Saxo составил 240 тысяч в год, 40% из которых проданы во Франции.
Citroen Saxo попадает в сектор «В» европейского рынка. При своей длине 3,72 метра он призван конкурировать с автомобилями Renault Clio (3,71 м), Peugeot 205 (3,71 м), Opel Corsa (3,73 м), Fiat Punto (3,76 м), Volkswagen Polo (3,72 м). Больше всего автомобилей этого класса продается в Италии, Германии, Франции, Великобритании и Испании. Именно эти страны и станут основными потребителями новинки. Кстати, самым популярным автомобилем в этом классе в период с 1990 года оказался Ford Fiesta (12,6% рынка!). Следом идут Fiat Punto, Opel Corsa, Renault Clio, Peugeot 106, Renault, Twingо,
Citroen AX и Nissan Micra.
Как предполагают маркетинговые политики компании, основным покупателем Saxo станет молодежь, причем значительную часть составят представительницы прекрасной половины человечества. А чтобы со временем интерес к новинке не угасал, уже через несколько месяцев после премьеры фирма представит 5-дверную версию Saxo (еще одно доказательство родства с Peugeot 106, также имеющего 5-дверный вариант), модификацию с автоматической коробкой передач (маленькие машинки с «автоматом» становятся все популярнее) и 58-сильный дизельный вариант. Все это опять же напоминает историю Peugeot 106.
Затем старт Кубка Saxo — аналогичный Кубкам АХ и ZX. В семи странах Европы будут гоняться 1,6-литровые машины мощностью до 140 л. с. — для этого специальной ограниченной серией выпускается 220 автомобилей.
Да что там соревнования! Уже через год—два появились как стихийные, так и солидно организованные фестивали и встречи владельцев Saxo. И тут уж полет фантазии экстравагантных французов (да и не только их) будет безграничным — песни—пляски, пиво, шутки-прибаутки, состязания — кто больше народу втиснет в эдакую малютку, воздушные шары, раскрашивание машин на любой вкус и цвет и музыка, музыка, музыка.
Главную скрипку, простите, саксофон, в этом действе будет играть, конечно, Saxo: торты в виде Saxo, Saxo-хот-род, Saxo-водный катер, Saxo-дирижабль, Saxo из ржавых консервных банок, деревянный Saxo, Saxo с квадратными колесами и еще куча всего…
Когда много лет назад в производственной программе компании появилась модификация знаменитого крохотного автомобильчика Citroen 2CV с оригинальным названием Чарльстон, его успех превзошел все ожидания. Выпущенная вначале небольшим «тиражом».
То ли «навороченный» Чарльстон имел массу дополнительного оснащения за относительно невысокую цену, то ли, как говорится, исторический момент был подходящим, то ли веселое музыкальное название модификации пришлось французам по душе…
Будем надеяться, что и новый «музыкальный» Citroen не останется без внимания как во Франции, так и за ее пределами, а ряды «саксофонистов» будут расти как грибы после дождя.