Содержание статьи
Турция! Мечети, ковры, лопоухие ослики, женщины в чадрах, зной, русские «мешочники-челноки», выжженные степи и синева морей… А еще —автобусы. Поскольку железных дорог здесь почти нет, население перемещается из города в город преимущественно на «дальнобойных» автобусах. Местные многоярусные автовокзалы напоминают аэропорты, а от обилия автобусов разбегаются глаза: Mitsubishi, Neoplan, Setra, Van Hoot…
Но королем считается Mercedes, которому принадлежит 47 % парка «лайнеров» Турции.
Наш рассказ — о турецком заводе автобусов Mercedes, а также о самих автобусах Mercedes-Benz Turk. Кстати, с Россией у турецких «мерседесовцев» связаны очень большие планы…
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Долгое время собственной автобусной промышленности в Турции не было — пока не пришел Mercedes. С помощью турецких партнеров в 1967 году была основана фирма Otomarsan, а год спустя со стапелей завода в стамбульском районе Давутпаша сошли первые автобусы 0302.
Вначале Otomarsan делал автобусы только для Турции, а потом начал продавать их за рубеж. Это оказалось выгодным: турецкие машины со звездой на передке обходятся куда дешевле, чем западноевропейские. Причина тому — дешевые рабочая сила и местные комплектующие. Что касается качества, то все важные агрегаты и узлы носят клеймо Made in Germany, а детали местного производства проходят стопроцентный контроль. В 1990 году Mercedes смог гарантировать качество турецких автобусов и грузовиков (о заводе грузовых машин в Аксарае мы расскажем позже), и Otomarsan был переименован в Mercedes-Benz Turk.
С начала производства по сегодняшний день здесь выпущено 43000 автобусов — по нашим меркам, не так уж и много. В прошлом году MB Turk, несмотря на разразившийся в Турции экономический кризис, выпустил около 900 автобусов, из которых половина ушла на экспорт.
Сегодняшняя производственная программа такова: туристический флагман 0*50 Tourismo, его менее современный собрат 0340, городской автобус-«одиночка» 0325 и 25-местная машина 0814 (ее делают на заводе грузовиков). При этом конструкции не повторяют европейские образцы, а специально созданы с учетом местных, более жестких, условий.
Прежде «большие» автобусы выпускались на заводе в Давутпаша; теперь, после ввода в строй завода в Хошдере (40 км от Стамбула) роли разделились. Капитально обновленный завод Давутпаша делает только кузова, а в Хошдере (в будущем сюда переместится все производство) кузова «начиняют» всем необходимым. Происходит это не совсем обычно…
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
Завод Давутпаша расположен в промышленной части Стамбула. Окружающий пейзаж, прямо скажем, не радует глаз: вдоль пересохшего и загаженного канала пылят тяжелые грузовики, по обе стороны — серые невзрачные здания, заборы и трубы. Среди этих зданий и расположился завод, где в металлическом лязге и вспышках электросварки рождается сперва «скелет», а потом кузов будущего автобуса. Здесь есть свои особенности.
Прежде всего, пространственная структура каркаса, расположение усилителей и т. д. рассчитываются на компьютере. Вместо традиционных труб квадратного сечения Mercedes применяет прессованные элементы (они не менее прочны, отлично работают на изгиб и кручение, но весят гораздо меньше), а кроме традиционной «ручной» сварки есть точечная, с помощью роботов.
После изготовления и грунтовки кузов грузят на специальный трейлер — и тягач Mercedes (разумеется, тоже турецкого производства) везет его в Хошдере. Завод Хошдере с распластанными застекленными корпусами выглядит словно оазис среди степи. Еще полтора года назад здесь ничего не было, но Mercedes вложил 65 миллионов марок — и пожалуйста, готов комплекс (его территория в десять раз больше, чем у завода Давутпаша).
Здесь кузова вначале поступают в так называемую «буферную зону» (зачистка, шлифовка, контроль качества), а затем направляются на окраску. Оттуда кузова, блестящие свежим лаком, выплывают по двухрельсовой подвесной дороге — и попадают прямиком в просторный и светлый сборочный цех.
Первое, что замечаешь, переступив порог этого цеха, — идеально ровный, отполированный каменный пол с желтыми линиями разметки. Такой пол больше подошел бы музею… И уж совсем неожиданным было то, что по этой зеркальной красоте бесшумно скользили туши автобусов на платформах без колес.
Оказалось, что это — уникальная система транспортировки с помощью платформ на воздушных подушках, созданная германской фирмой Delu. Сама идея пришла из локомотивостроения (наиболее современные заводы, выпускающие локомотивы, оснащены аналогичными системами), а в автомобильной промышленности нечто похожее есть на легковом заводе Mercedes в Раштатте. Только в Раштатте электрические тележки «привязаны» к индукционным линиям, спрятанным под полом, а здесь — полная свобода передвижения.
С помощью сжатого воздуха, который поступает по шлангу, платформы с автобусами плывут в 0,3 мм над полом, поворачивают куда угодно; а рабочий стоит неподалеку и управляет платформой с помощью ручки-«джойстика».
При монтаже автобус можно поднять вверх: есть специальные платформы-пневмоподъемники. На похожих, только более компактных платформах со встроенными пультами управления по цеху перемещают двигатели, мосты и т. д. При мне на автобус ставили левое переднее колесо. К машине, стоящей на платформе, рабочий подвел платформу с закрепленным на ней колесом. Несколько манипуляций джойстиком — и конструкция встала на место, осталось лишь завернуть гайки с помощью встроенного гайковерта.
У платформ на воздушной подушке есть еще одно преимущество: автобусы и агрегаты застрахованы от повреждений при движении от поста к посту. Так и происходит сборка автобусов — без «эй, ухнем», напряжения, суеты, плывущих над головой тяжеленных агрегатов (правда, кондиционеры на крышу доставляют все-таки по воздуху).
Схема сборки комбинированная: есть участки, где автобусы идут друг за другом, словно на конвейере, а для некоторых операций бригады отгоняют платформу с автобусом в свой «уголок» — и там работают с машиной.
«ЛАЙНЕР»
Когда в сентябре прошлого года этот междугородный автобус дебютировал на Ганноверском шоу грузовиков и автобусов, от любопытных не было отбоя: еще бы, турецкий Mercedes создал собственную модель, не уступающую лучшим западным образцам!
Эта модель в Турции называется 0403, а в Западной Европе — 0350 Tourismo (чтобы не запутаться в индексах. будем называть ее просто Tourismo).
История ее появления такова. Когда популярный туристический Mercedes 0303 Германия «сдала в архив» (а, точнее, передала Голицынскому заводу), отделение продаж междугородных автобусов Mercedes оказалось в сложном положении. Сверхсовременный германский 0404 с «наворотами» наподобие отопления, встроенного в стены и пол, оказался чересчур дорог, а машины из Турции — староваты. Поэтому был создан турецкий Tourismo. По технике, дизайну и комфорту он близок к 0404 (хотя, конечно, попроще), но дешевле примерно в полтора раза: в Германии Tourismo стоит около DM400000.
Машина оснащается 380-сильным двигателем Mercedes, шестиступенчатой КПП (по желанию с электропневматическим переключением), имеет независимую переднюю подвеску, дисковые тормоза на всех колесах с АБС и (по заказу) с ПБС. Есть две дополнительных тормозных системы — моторный тормоз и ретардер, встроенный в трансмиссию. Угол поворота передних колес — 56°, а радиус поворота не превышает 11м. Уровень комфорта
— «три звездочки», а по заказу — «четыре звездочки».
В Турции я проехал пассажиром такого автобуса не одну сотню километров и могу подтвердить: действительно, комфорт здесь на высоком уровне. Тонированные стекла позволяют не задергивать занавески даже при ярком солнце, есть большие багажные отсеки под полом, кондиционер, видеомагнитофон, туалет…
«РОССИЯ НАС МНОГОМУ УЧИТ»,
— сказал мне представитель MB Turk в Москве Тай-лан Симер. Мы поговорили о начале массовых поставок в нашу страну городских автобусов-«одиночек» 0325 (раньше Турция продавала сюда только туристические автобусы). Вот любопытные цифры: из 400 выпущенных автобусов 0325, 80 купила Болгария, всего 20 — сама Турция (здесь в городах наиболее популярны знакомые нам автобусы Ikarus), остальные машины ушли в страны СНГ…
0325 сертифицирован Дмитровским полигоном, уже поставлено 540 таких автобусов для Уфы, Казани, Ставрополя, городов Казахстана и, наконец, для Москвы. В столице работает 219 машин (64 из них пришли две недели назад), есть бригада турецких техников.
Конечно, 0325 стоит в два раза дороже «одиночки» Ikarus 260 (цена 0325 с доставкой — DM205000), но Mercedes есть Mercedes: маневренный, динамичный, с легким рулевым управлением. По данным испытаний НИИАТ, 0325 ощутимо экономичней, чем Ikarus; о чистоте выхлопа и говорить нечего — она соответствует нормам Euro 1. Плюс к тому — высокая надежность агрегатов, гарантия на 140000 км пробега, срок службы кузова минимум 12 лет.
Но не все так радужно. Во-первых, автобус оказался маловат для напряженных столичных маршрутов. Сзади нет накопительной площадки. Никуда не годится задний вход: он узкий, с тремя высокими ступеньками и острым выступающим углом. Не хотел бы я попасть сюда в час пик…
Есть нарекания и у тех, кто эксплуатирует автобусы. Вот лишь некоторые: кабина водителя очень тесная и плохо отгорожена от салона, нет муфты привода вентилятора — зимой приходится снимать приводные ремни. В холода «прихватывает» пневмосистему, а ядовитая смесь, которой посыпают улицы, быстро разъедает кабели и коммуникации, открыто расположенные под днищем. Недостаточно надежны некоторые элементы электросхемы, неэффективны фонари в ступеньках. Пол имеет капризное покрытие: сигареты его прожигают, а жевательная резинка прилипает намертво…
«Увы, у каждого города, где работают наши автобусы, свои проблемы», — сказал мне Симер и проанализировал все названные недостатки. Одни из них — явная недоработка тех, кто заказывал машины; другие проблемы вызваны незнанием особенностей конструкции или долгим простоем машин при растаможивании. Сейчас в конструкцию внесены изменения: отсек водителя будет другим, появятся дополнительная защита коммуникаций, отделитель воды в топливной системе, осушитель пневмосистемы.
А все дело в том, что заказчики автобусов, как всегда, забыли посоветоваться с теми, кто будет на них работать — тем более, что многие недостатки были видны с самого начала.
Вскоре на смену этой, далеко не самой современной модели, должна прийти новая — с более низким полом, в одиночном и сочлененном вариантах. Первая «гармошка» должна появиться в Москве в сентябре этого года; мы расскажем о ней в следующем номере. Более того, Mercedes планирует в союзе с Автроконом наладить здесь сборку этих автобусов — не меньше 800—1200 машин ежегодно.