Гран Туризмо: градет монополия?Когда-то, на заре автомобилестроения никому не приходило в голову выпускать какие-то особые машины для гонок.

В соревнованиях участвовали самые обычные, дорожные автомобили. Но довольно скоро увидели свет и начали свою эволюцию различные классы гоночных машин.

От единого корня — паровой телеги Кюньо — выросло дерево с множеством ветвей и веточек. На некоторых из них созревали довольно необычные плоды… Квинтэссенция идеи гоночного автомобиля — болид Формулы-1 — обычную машину напоминал весьма отдаленно. Не говоря уже о том, что совершенно не был приспособлен к самостоятельному передвижению по обычным дорогам.

Между тем, всегда находилось достаточное количество любителей спорта, желавших наблюдать соревнования «настоящих» автомобилей с фарами, дверями, багажником… С другой стороны, никогда не уменьшалось число автомобилистов, которые любили ездить с ветерком.

Это предопределило стабильный успех класса GT (Гран Туризмо). Философию машин такого типа определил основатель великой марки Энцо Феррари: «Это должен быть автомобиль, на котором человек всю неделю ездит по своим делам, а в воскресенье на нем же участвует в гонке».

Ferrari, действительно, имели большой спортивный потенциал. Но творческая мысль не дремала. Конструкторы ,все-таки постоянно стремились растащить этот класс машин на два отдельных. Первый предназначен для обычных покупателей, для которых число «лошадей» под капотом — не главное. Они зачастую платят деньги за спортивную внешность автомобиля. Чтобы такая машина вышла подешевле, укомплектовать ее можно вполне банальным серийным силовым агрегатом…

Второй класс — для спортсменов, которые имеют единственную цель — победу в гонке. Логическим завершением этой линии развития стали спорт-прототипы. Монстры, которые представляли собой фактически одетый в кузов спортивного автомобиля болид Формулы. То есть, говоря словами Дэмона Хилла, вообще не автомобиль, а летящий довольно низко аэроплан.

И все-таки не переводились энтузиасты, мечтающие впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Класс GT не умер. Спортивные автомобили Ferrari, Porsche, Lamborghini не только быстро ездили, но и были зачастую самыми настоящими шедеврами дизайнерского искусства.

А потом появился шедевр из шедевров — McLaren F1. Не только самый красивый, но и один из самых быстрых. Тем удивительнее, что его создатели поначалу не предполагали готовить машину для соревнований. Автомобиль, который словно рожден для кольцевых трасс, покупали любители пустить пыль в глаза соседям по автобану.

Более того: первая попытка показать народу, на что способен McLaren F1 на «кольце», окончилась конфузом. Рон Деннис, хозяин команды McLaren, продемонстрировал машину на Сузуке перед Гран При Японии позапрошлого года. И в первом же повороте разбил автомобиль, который стоит отнюдь не дешево…

Кстати, о цене. Без трепета выложить миллион долларов за автомобиль вряд ли по силам даже очень богатому автолюбителю. Поэтому коммерческого успеха McLaren F1 не добился. И тогда машина пришла туда, где ей по справедливости и надлежало быть с самого начала — на гоночные трассы.

В нынешнем году разыгрывается европейская серия (которую организаторы из скромности не хотят называть чемпионатом Европы) в классе Гран Туризмо. Гвоздем программы, конечно, будут знаменитые 24 часа JIe-Мана. Несколько «конюшен» решили выставить в этой серии McLaren F1. Основной поддержкой создателей машины пользуется команда Gulf McLaren.

Можно написать, что McLaren F1 в первых же гонках добился успеха. Но это не отражает истинной картины безграничного господства машины на трассах GT. Кажется, что McLaren F1 захватил монополию на победы и теперь эти машины соревнуются только друг с другом.

Впрочем, сезон длинный. А пределов совершенству, как известно, нет!