Содержание статьи
О появлении на российском рынке загадочного противоугонного устройства мы узнали случайно. «Видел собственными глазами —ставят только на крутые тачки», —рассказал нам человек, посетивший московскую фирму Инком. Из разговора выяснилось, что речь идет об английской противоугонной системе Vecta.
Впрочем, слово «система» здесь правомернее было бы употребить во множественном числе, поскольку под данной торговой маркой англичане выпускают целое семейство автомобильных охранных комплексов, из которых на нашем рынке пока представлено два: Vecta Managusta и Vecta Shadow. Наш сегодняшний рассказ — о первом из них.
ТАЙНА, ПОКРЫТАЯ МРАКОМ
Изделие, которое носит имя проворного и ловкого зверька, преподносится покупателю весьма оригинально: в упаковке доминирует черный цвет. Даже инструкция по эксплуатации обернута в черную обложку и лишь размашистая красная надпись «Managusta» несколько разбавляет мрачноватый и таинственный общий фон.
Вскрываем пакет. То, что находится внутри, навело на мысли о мутировавшем осьминоге: капсула-голова и несметное количество торчащих пучком черных прово-дов-щупалец. Стоит посмотреть на «осьминога» пристальнее, как сразу оцениваешь качество изготовления. Прежде всего устройство весьма компактно и выполнено неразборным.
Вместе со всеми электронными потрохами капсула залита компаундом, а наружу выглядывают лишь монтажные цепи. Честное слово, подержишь эту штуковину в руках и сразу вспоминаешь набившую оскомину фразу о продукции высоких военных технологий: уж больно все внушительно и добротно. Так и кажется — шмякни капсулой о бетонную стену или положи ее под трамвай — разрушить черный монолит не удастся. Так что же это такое?
СИГНАЛИЗАЦИЯ, ИММОБИЛАЙЗЕР ИЛИ…
Скажем так: Vecta Managusta — это противоугонное устройство. Работает оно точно так же, как и иммобилайзер, то есть находясь в режиме охраны, блокирует электрические цепи управления основными системами двигателя. Конструкцией предусмотрена возможность задействования четырех независимых блокировок, цепи которых в состоянии долговременно работать с токами от 6 до 14 ампер.
Однако, в отличие от простых иммобилайзеров, Vecta позволяет реализовывать еще и сигнальную функцию: шестиамперные цепи имеют переключаемые группы контактов, на которые, при желании, можно «подвесить» электрический сигнал.
Управляется Managusta специальным кодовым ключом. «Замочная скважина» устанавливается в любом удобном месте на передней панели автомобиля, и для отключения режима охраны достаточно на пару секунд вставить ключ в считывающее устройство.
Казалось бы, здесь все как у обыкновенного иммобилайзера. Все, кроме системы кодирования: со своим ключом Vecta Managusta общается на языке динамического кода, который меняется по определенному закону. Проще говоря, при каждом новом контакте ключа и считывающего устройства диалог происходит уже на новом «диалекте».
Правда, для чего конструкторы решили применить здесь такую сложную систему кодирования — сказать сложно, ведь никакого радиобрелока тут нет, а значит — управляющий сигнал не передается по эфиру и именно по этой причине не может быть зарегистрирован или подслушан.
Отметим и наличие звукового сигнализатора включенной блокировки: Managusta комплектуется специальным биппером, который при включении зажигания напоминает водителю о необходимости снять автомобиль с охраны при помощи заветного ключика.
Как следует из описания, электронные «мозги» устройства Vecta Managusta сконструированы на основе гибридной программируемой логической интегральной схемы (ПЛИС). Специалисты относятся к такому решению неоднозначно: с одной стороны, наличие гибридной ПЛИС и, как следствие, минимальное число элементов в цепи гарантируют электрическую надежность схемы.
В то же время, любая микропроцессорная техника крайне чувствительна к «сюрпризам» бортовой сети автомобиля — скачкам напряжения при пуске двигателя, замыканиям и т. д. Дабы выяснить реакцию английского устройства на такие раздражающие факторы, мы подключили систему к нестабилизированному источнику питания напряжением 12 В.
Трудно сказать, что послужило тому причиной, но в процессе теста Managusta два раза «зависала» в режиме охраны, отказываясь выключать блокировки. Система как бы «засыпала», и «разбудить» ее удавалось (с полным восстановлением работоспособности) только после прерывания и последующего восстановления подачи питающего напряжения. Это был небольшой лабораторный опыт. Впоследствии надеемся накопить и практический.
НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Считаем, что противоугонное устройство Vecta Managusta целесообразнее всего использовать на автомобилях иностранного производства со сложной системой электрооборудования и оснащенных двигателями с системой впрыска топлива. Объяснение такое. Во-первых, только на впрысковых моторах можно реализовать все четыре блокировки. Во-вторых, напряжение бортовой сети импортных машин отличается относительной стабильностью.
И, наконец, в-третьих — временные затраты на нейтрализацию этого устройства на дорогом авто будут самыми большими: угонщику потребуется не только доскональное знание электрооборудования, но и изрядная смекалка при вычислении заблокированных цепей. Несомненными достоинствами противоугонного устройства Vecta являются низкое токопотребление в режиме охраны (по нашим замерам — около 15 мА), герметичное исполнение и высокая секретность.
Из функциональных недостатков отметим вероятность сбоев, а из очевидных эксплуатационных минусов — неудачную конструкцию крепежного устройства. Выполнено оно в виде пластиковых хомутиков, и в условиях российской эксплуатации (тряска, вибрации) хомуты либо ослабнут, либо перетрутся. И в том и в другом случае финал будет одинаков — блок вывалится в салон. По нашему мнению, имеет смысл применять оригинальный крепеж с жесткой фиксацией на кузовных элементах, что, кстати говоря, и делают в установочном центре фирмы Инком.
Стоит Managusta дорого: вместе с работой по установке она обойдется в $700. В Москве это объясняют высокими закупочными ценами. Что ж, видно англичане привыкли ценить собственное know-how…