Содержание статьи

Концепт-кары из ЕвропыВновь мы обращаемся к концептуальным автомобилям. Новинок в этой области не так уж и мало: ведущие автомобильные компании работают в этом направлении, не покладая рук, и вряд ли настанут времена, когда концепт-кары сойдут со сцены. Ведь что такое вообще концепт-кар? Ответ можно выразить одним словом — это направление. Направление развития . автомобильной мысли на ближайшие годы, и если хотите, haute couture в мире автомобилей. Чтобы разобраться с положением дел в «концептостроении», освежим в памяти Женевский автосалон. Опытных разработок там выставлялось достаточное количество, и каждая из них представляла интерес и для праздной публики, и для специалистов. Мы остановимся лишь на трех из них — самых, пожалуй, интересных.

MERCEDES-BENZ

Для штуптартцев, похоже, стало правилом хорошего тона ежегодно представлять по новинке (а то и не по одной) в области концептостроения. Взять хотя бы последние два-три года: яйцевидный F100, небольшой Vision А, совсем крохотный МСС родстер SLK. Немало. Особенно для фирмы, которая денег на ветер не бросает, и каждая вложенная в дело (в том числе и опытное) марка должна попасть на мельницу имиджа, технического уровня и общего благосостояния компании. Мельница эта нынче крутится вовсю, а последней упавшей на нее каплей стал Vario Research Саг (VRC) — «Опытный трансформируемый автомобиль», дебют которого как раз и состоялся на автосалоне в Женеве.

Напомним, что девиз прошедшего салона — «универсальный». Видно, Mercedes принял сей лозунг как прямую команду к действию и выставил на всеобщее обозрение свой VRC со сменными кузовами.

Концепт-кары из ЕвропыИдея проста. По замыслу конструкторов, будущее не за универсальным автомобилем, заранее приспособленным подо все мыслимые нужды (и, как правило, не лучшим образом с этим делом справляющимся), а за автомобилем, который при необходимости можно легко под эти различные нужды приспособить.

Вот и решили специалисты Института исследований компании, что базовый автомобиль необходимо иметь один, а к нему должны полагаться сменные кузова. В случае с Vario Research Саг их четыре — седан, кабриолет, пикап и универсал. «Кузов» — сильно сказано, ибо быстрозаменяемой является лишь его часть, лежащая выше поясной линии. Она включает в себя крышу, задние стойки, заднее стекло и третью дверь (для универсала).

Разъем сменных панелей и основного кузова проходит по верхней кромке лобового стекла, по стеклам дверей (не имеющих, кстати, рамок) и по подштамповке задних крыльев, чем искусно скрывается линия разъема — непосвященному ни за что не догадаться, что вы едете на «хамелеоне».

Очевидно, самым популярным должен быть седан (это именно двухдверный седан, а не купе, как его уже успели некоторые окрестить). Аэродинамика машины просто великолепна — Сх = 0,28. Очень элегантный автомобиль вмещает четырех пассажиров. Спинка заднего сиденья может складываться — для увеличения объема багажника и перевозки длинномерных грузов.

Концепт-кары из ЕвропыВторой вариант — универсал. Конечно, он вмещает в себя гораздо больше, а за счет третьей (задней) двери облегчается погрузка-выгрузка перевозимых вещей. Для транспортировки байдарок, велосипедов и прочих крупных негабаритных предметов на крыше смонтированы специальные полозья.

Двухместный пикап с жесткой перегородкой позади сидений и откидывающимся задним бортом — лучший вариант для мелких торговцев и огородников (задние сиденья при таком варианте снимаются). Ну и, наконец, 4-ме-стный кабриолет с мягким складывающимся верхом — прекрасная возможность прохватить с ветерком по залитому летним солнцем автобану.

Процедура смены кузовов проста и занимает несколько минут. Авторы проекта утверждают, что сделать это не сложнее, чем установить жесткий верх на родстер Mercedes SL. Похоже на правду, поскольку весит такой съемный модуль от 30 до 50 кг — вдвоем-втроем можно запросто управиться. Главное — точно состыковать восемь электронных замков-блокираторов и электроразъемы. Последние необходимы для подвода электричества — например, для обогрева заднего стекла и привода стеклоочистителя на универсале, а также для электродвигателей, автоматически складывающих верх на кабриолете. Малая масса съемных панелей достигнута благодаря использованию в современных композитных материалов, применяемых в авиастроении — такая конструкция легче аналогичной по прочности алюминиевой на 25 %.

Особую заботу дизайнеры проявили об интерьере салона. Здесь не обошлось без помощи видеосъемки: «подопытных» водителей записывали на пленку, а затем с помощью компьютера определяли оптимальные размеры салона и расположение органов управления. Итог — на загляденье. Из всего отметим только самое интересное: два цветных информационных дисплея. ОДйн из них расположен прямо перед водителем и информирует о всех важнейших параметрах жизнедеятельности автомобиля, совмещая это с ролью штурмана — маршрутного компьютера. Второй дисплей, расположенный на центральной консоли, доступен водителю только на остановках, а сидящий впереди пассажир может пользоваться им беспрепятственно (система распознает, какой рукой ею управляют -правой или левой!). На экран можно вывести инструкцию по пользованию любым устройством машины (к примеру, кондиционером), а во время стоянки водитель может проверить с его помощью давление в шинах, уровень масла и охлаждающей жидкости в двигателе, работу световых приборов и т. д.

Как и у любой универсальной вещи, у Vario Research Саг есть серьезный недостаток: где хранить эту коллекцию сменных элементов? Завалить ими все подходы к своему жилищу? «А стоит ли хранить?» — подумали авторы проекта и предположили, что в будущем необходимо построить специальные станции проката кузовов. Приехал, выпил чашечку кофе, — за это время вам на машину «подцепят» нужный кузов — и все дела.

Действительно, любители открытых машин будут гонять на них все лето, не заботясь особенно о каких-то других вариантах; универсал может понадобиться лишь на week-end — для поездок за город, а пикап и вовсе на пару часов — чтобы перевезти что-нибудь громоздкое. Так что надо ждать времен, когда, приехав на такую станцию, можно будет сказать: мне бы пикапчик на полчасика…

OPEL

Концепт-кары из ЕвропыНадо сказать, Adam Opel AG не часто балует своих почитателей чем-то экстраординарным и поражающим воображение. Текучка, видно, совсем заела — все-таки который уж год это марка №1 по количеству продаж в Европе. Но случаются и у этой компании праздники — нет-нет, да появится на свет божий интересная опытная машина, которую грех не заметить.

Новый Opel Махх очень привлекателен как снаружи, так и внутри. Кстати, он все из той же — «универсальной» — оперы, что и Mercedes VRC, да и дебютировали они вместе — этим мартом в Женеве.

Опелевцы рассуждали по-своему: зачем загонять покупателя в ограниченные рамки выбора, когда можно предоставить ему возможность эти рамки определять? Иными словами, надо предложить ему некоторую базу, основу, а уж непосредственно автомобиль он пусть «конструирует» сам.

В качестве несущей системы и основы всего автомобиля была выбрана алюминиевая пространственная рама, сваренная из профилей различного сечения. Почему алюминий? Потому что он легче стали, не ржавеет, легко перерабатывается после службы. Такую сварную конструкцию, само собой, уже не изменишь, зато навесить на нее можно все, что душе угодно.

Концепт-кары из ЕвропыВо-первых, существует несколько вариантов кузова: на базе жесткой сварной конструкции можно создать обычный закрытый автомобиль, кабриолет, одноместный (!) пикап, внедорожный автомобиль, небольшой развозной фургончик и много еще чего.

Во-вторых, имеется большая свобода в выборе агрегатной базы. То есть в зависимости от назначения автомобиля можно установить, например, другую подвеску, а для того же внедорожника использовать полноприводную трансмиссию. Двигателей пока предусмотрено два: 3- и 4-цилиндровые, оба с четырьмя клапанами на цилиндр; мощность их соответственно 30 и 50 л. с. По расчетам конструкторов, с этими силовыми агрегатами максимальная скорость этой относительно легкой (около 600 кг) машины составит 135 и 155 км/ч, а расход топлива не превысит 4 литров на 100 км пути. Впрочем, предполагается использовать также электродвигатель и гибридный привод.

Забавно и внутри машинки. Так, при желании покупатель может получить только переднее сиденье: оно выполнено цельным и может поворачиваться вокруг вертикальной оси для облегчения посадки в стесненных городских условиях. За сиденьями остается приличное место для багажа — целых 500 литров. (Это сравнимо с багажником модели Astra с кузовом универсал.) И это при том, что Махх имеет длину всего лишь 2975 мм — на 75 см короче, чем Opel Corea!

Если семья немаленькая, то можно установить второе (заднее) сиденье — для двух детей. Багажник при этом принимает микроскопические размеры — всего лишь 100 литров, но пару хозяйственных сумок туда водрузить все же можно. Если и этого недостаточно, то надо обратиться к машине побольше. Это будет уже 5-дверный Махх. Модульная конструкция кузова позволила без особого труда увеличить базу на 600 мм. Теперь и пассажирам места хватает, и багаж есть куда определить. А при необходимости автомобиль можно превратить в настоящий минивэн — на шесть человек.

Концепт-кары из ЕвропыОсобый интерес представляет оборудование салона. Так, приборная панель выполнена по оригинальной схеме: на нее можно «нанизать» любое дополнительное оборудование — кондиционер, аудиосистему, телефон, факс, даже надувную подушку безопасности для переднего пассажира. Примерно так же решены и панели дверей. В результате надоевшую (или просто выцветшую от времени) обивку можно легко заменить на новую.

Отдельного внимания достоин вариант такси. Единственный пассажир, на которого оно рассчитано, сидит справа сзади — по диагонали по отношению к водителю. То есть клиент может и ноги полностью вытянуть и свой груз свободно разместить: отдыхай — не хочу.

Вы спросите: на кого же рассчитан такой автомобиль? Да на любого горожанина, затюканного бесконечными пробками и проблемами с парковкой в центрах крупных городов. Возможно, мелкие фирмы тоже им заинтересуются. К тому же специалисты компании, проведя исследования рынка, пришли к выводу, что до 50 % покупателей с удовольствием приобрели бы автомобиль уже потому, что второго такого нет ни у кого (к этой категории относится, в основном, молодежь 16—24 лет). А поскольку вариантов исполнения у этой малышки множество, то иметь «уникальный» автомобиль будет легко. И не беда, что пока Махх — только макетный образец: конструкторы обещают скоро представить ходовой автомобиль.

Забавно, что на автосалоне распространялась анкета, в которой всем желающим предлагалось ответить на несколько вопросов — начиная от соответствия дизайна машины требованиям времени и заканчивая выбором типа двигателя для такого автомобиля.

RENAULT

О необычном двухместном родстере с именем Renault Sport apider мы уже писали, а сейчас расскажем о нем поподробней.

В основе машины — все тот же алюминий, точнее два мощных подрамника из замкнутых профилей толщиной 3 миллиметра. Сзади поперечно устанавливается силовой агрегат от заряженного Renault Clio Williams. Его мощность 150 л. с., а максимальныи крутящий момент 186 Нм, чего спайдеру весом 790 кг хватает с лихвой: максимальная скорость равна 210 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает 6,5 секунд.

Концепт-кары из ЕвропыБольшие 16-дюймовые колеса спереди и сзади подвешены на двойных рычагах оригинальной конструкции; тормоза — дисковые на всех колесах. На все это хозяйство сверху устанавливается кузов из композитных материалов, усиленных стекловолокном. Двери гильотинного типа: открываются вверх на передних петлях.

Интерьер скромен, но не дешев: комбинация аналоговых приборов с отделкой алюминием, сиденья из современных синтетических материалов, спортивный руль, регулируемый педальный блок.

Особого внимания заслуживает лобовое стекло, которое изобретатели называют «аэро-экраном». По сути, пассажиры смотрят вперед поверх стекла — оно очень низкое; однако, благодаря особой его конструкции перед ездоками образуется «воздушная стена», предохраняющая их лица от воздействия потока воздуха на больших скоростях.

Для любителей же закрытых кольцевых трасс (для них даже намечается организовать марочный чемпионат) Renault предложит более серьезный 200-сильный вариант машины с 6-ступенчатой коробкой передач.

Как видите, все поголовно бросились в «алюминиевый омут». Да, это великолепный материал для автомобилей будущего: легкий, практически неподвержен коррозии, прекрасно поглощает энергию удара (в полтора раза лучше стали — вот где пассивная безопасность «зарыта»!) и имеет массу других достоинств.

Только и проблем здесь на сегодня хоть отбавляй. Главная — высокая энергоемкость изготовления деталей из этого металла, а значит, и немалая их стоимость. Вспомните, сколько этих самых алюминиевых копий переломали (переплавили?) на Audi, прежде чем запустить в производство гамму машин из «крылатого» металла! Поэтому массовое применение алюминия в автостроении — дело не самого ближайшего будущего. А это, в свою очередь, означает, что алюминиевых концептов — хороших и разных — будет еще великое множество.