Содержание статьи
И кто только не мечтает о хорошем образовании…
В России, правда, в последнее время больше думают о другом —не до учебы, быстрей бы денег заработать. Зато в таких учебных монстрах, как Гарвард, Йель, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна дела идут по-прежнему. Жизнь там бьет ключем. При этом все крупнейшие университеты и колледжи мира тесно связаны с «профильными» фирмами, поскольку практика (в лучшем смысле этого слова) еще никому никогда не мешала: тяжело в ученье —легко в бою. С помощью студентов проектируются архитектурные сооружения, разрабатываются декорации театров, изготовляются макеты космических спутников Земли, проводятся геологические исследования и наблюдения за флорой и фауной.
Не является исключением и транспортная сфера, в частности, автомобили. В проектировании, разработке и создании «ходовых макетов» разных типов автомобилей традиционно сильны немецкие, японские и американские студенты.
В США, например, сотрудничество между автомобильными фирмами и университетами поставлено буквально на конвейер (еще бы — «автомобильная» нация!), причем очень развито направление автомобильного дизайна, когда на шасси серийных автомобилей создаются перспективные конструкции или дизайн-проекты.
Взять хотя бы Центр CCR (Center for Creative Studies — Центр перспективных разработок) при Детройтском университете. Выпускники CCR, набив руку на многочисленных студенческих разработках и проектах, работают в крупнейших автомобильных фирмах мира, среди которых Ford, Renault, Audi, BMW, Ghia, Nissan, Toyota и другие. За конкретными примерами далеко ходить не надо. Так, Сесилиа Жиро и Камило Пардо — выпускники колледжа 1988 года — участвовали в создании концепт-кара Ford GT-90 Дэвид Смит (выпускник 1987 года) стал лидером в команде, проектировавшей Chrysler Neon, а Кевин Вердин (выпуск 1980 года) работал над концептами Eagle Jazz и Plymouth Back Pack.
Впрочем, мы немного увлеклись, а потому перенесемся из Штатов в старушку Европу. Предметом нашего внимания станет компания BMW AG, входящая в список лидеров по сотрудничеству со студентами. Поддерживая тесные отношения со многими университетами и колледжами, фирма рассматривает подобные контакты как неотъемлемую часть своей деятельности. А недавно завершился организованный BMW студенческий конкурс, итоги которого можно было видеть на специальной выставке в Мюнхене.
МОТОЦИКЛО-АВТОМОБИЛЬ
Задание для студентов было выбрано, прямо скажем, не из легких, потому что им предлагалось слить воедино достоинства мотоцикла (и использование «мотоциклетных» технологий) с безопасностью автомобиля. В итоге должен был получиться не то автомобиле-мотоцикл, не то мотоцикло-автомобиль…
По замыслу организаторов мотоцикло-автомобили должны отвечать следующим требованиям.
Компоновка: необходимо использование пространственной рамы из профилей различного сечения; двигатель и топливный бак должны быть расположены посередине кузова (в базе).
Машина для мотоциклиста: посадка в машину осуществляется непосредственно с дороги (отсутствие дверей); удовольствие от езды, сравнимое с движением на мотоцикле; достаточность опыта езды на мотоцикле для уверенного управления машиной; по возможности защита от непогоды; вместительный багажник.
Безопасность: уровень защиты пассажиров, соизмеримый с таковым на кабриолетах; оптимальная боковая защита, гарантированная элементами пространственной рамы; дуга безопасности (автоматическая); наилучшее предохранение от
кософронтальных столкновений и ударов сзади; надувные подушки Оезопасности для водителя и пассажира.
Для кого: для мотоциклистов, требующих более высокую безопасность, комфорт и практичность; для молодых и «молодых сердцем»; для начинающих мотоциклистов, а также небогатой молодежи, желающей приобрести недорогой открытый автомобиль.
Общая идея: закрыть пустующий сектор рынка между мотоциклом и автомобилем; низкие цена и стоимость эксплуатации; топливная экономичность; долгий срок службы.
МУКИ ТВОРЧЕСТВА
Заняться столь необычным делом предложили студентам Технического колледжа города Форцайм (Германия) и Колледжа дизайна из Пасадены (Калифорния). Причем, процесс создания нового транспортного средства по обе стороны Атлантики слегка разнился.
Американцы действовали по укороченной программе. Сначала рисовались эскизы, затем их «загоняли» в компьютерную программу Alias CAS, с помощью которой компьютерные рисунки доводились до ума. После шел процесс анимации, отбор победителей и, наконец, создание стерео-литографических изображений машин-победителей в масштабе 1:4.
У немцев этот путь оказался более тернистым. Эскизы сразу сканировали в компьютер и переводили в масштабе 1:4. После сложной математической обработки моделей и «ручной» доводки в компьютере выбирались модели-победители, которые затем трансформировались в масштаб 1:1 и вновь проходили «ручную» доводку.
Не удивляйтесь, что многие модели так и остались компьютерными изображениями — одним из основных условий конкурса было проведение всего процесса проектирования с использованием самых последних компьютерных технологий, применяемых в том числе и на фирме BMW.
Само собой, BMW не сообщает никаких технических данных спроектированных машин — какие могут быть характеристики у изображения или неходового макета? Поэтому вам остается лишь оценить художественный вкус авторов, а нам — назвать победителей: это американец Эрни Ринард и немец Тило Кламп (их проекты — на центральном развороте номера). Асимметричный нежно-голубой концепт-кар Клампа даже изготовили в натуральную величину, что доказывает высокий художественный и технический уровень проекта.
Что со всего этого имеет BMW? Напрямую — ничего: вряд ли компания начнет производство подобных машин в ближайшее время. Просто на BMW рассматривают вложение средств в обучение студентов, как инвестиции в будущее фирмы. И уж будьте покойны: приглашение на работу в дизайн-центр BMW AG после окончания учебы победителям гарантировано.