Содержание статьи
Известно, что Германия — признанный лидер в области тюнинга легковых автомобилей. Здесь это дело поставлено на широкую ногу: более трехсот фирм занимаются тюнингом! Кто изготовляет только отдельные аксессуары и комплектующие (диски колес, например), а кто работает по полной программе, изменяя практически все —от «баранки» до тормозной системы.
Тюнинговые фирмы — предприятия в основном небольшие, а производство здесь — штучное.
И в России об их деятельности известно не так уж много. Отчасти поэтому недавно наш корреспондент побывал в одной из самых именитых тюнинговых фирм — Brabus, которая занимается доводкой автомобилей Mercedes-Benz.
Честно говоря, по дороге на Brabus я не раз пытался представить себе, как выглядит штаб-квартира этой серьезной компании, производство и прочие подразделения. В мыслях рисовался тихий немецкий городок, на окраине которого затерялись мощные ворота с бдительной охраной и неизменной надписью «Фотографировать запрещено!» (Не последнюю роль в этих догадках играли рассказы коллег о посещении различных мелких фирм, занимающихся разного рода «эксклюзивом».) А все оказалось куда как прозаичнее.
Путь лежал из Эссена через Боттроп по довольно оживленной автомагистрали. Вот проплыли мимо центральные кварталы Боттропа, остались позади многочисленные автовозы с литовскими номерами (поговаривают, что здесь самые дешевые подержанные машины во всей Германии), потянулся пригород…И вдруг откуда ни возьмись вынырнул дорожный указатель с одним-единственным словом — Brabus. Приехали.
Не оказалось здесь ни мощных ворот (чисто декоративные, они были распахнуты настежь), ни охраны, ни запрещающих надписей. Зато въехав на территорию, мы оказались на местной автостоянке, да на какой! Mercedes T-modell (универсал на базе Е-класса) от фирмы Brabus; Renault Clio с мощными спойлерами, огромными легкосплавными дисками колес и таким клиренсом, что едва не касается «пузом» земли; MGA 30-летней давности, английский Westfield (современный взгляд на знаменитый Lotus Super Seven) и т. д. Каждый автомобиль на этой стоянке кричал, что местные служащие знают толк в хорошей технике. В довершение всего в одном из многочисленных боксов я увидел Mercedes-Benz 600 Pulmann, приналтежаший главе фирмы Бодо Бушману.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Фирме нет еще и сорока — ее появление датируется 1977 годом. Однако идейная основа была заложена раньше: отец Бодо Бушмана более пятидесяти лет назад основал фирму Auto-Buschmann K.G., занимающуюся продажей автомобилей Mercedes-Benz (один из офисов этой компании расположен здесь же, через дорогу). Бодо поначалу пошел по стопам отца, но потом слегка изменил русло — занялся тюнингом, организовав фирму Brabus (дочернюю по отношению к Auto-Buschmann). Вопрос о выборе марки автомобилей для занятия тюнингом, понятное дело, не стоял.
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
Как это ни странно, но под одной крышей ослепительно белого здания расположились сразу все основные службы компании Brabus: здесь и офис, и салон по продаже машин, и практически все производственные помещения.
Штат небольшой — около 150 сотрудников, из которых четверо — инженеры (помимо технических разработок они «по совместительству» отвечают и за дизайнерские решения как интерьера, так и внешности автомобилей), еще несколько человек — конторские служащие, остальные — механики и мастера. Только не надо думать, что последние — люди без образования. Каждый работающий здесь — настоящий специалист в своей области; более того, только после конкурсного отбора, последующего обучения и стажировки новичкам могут доверить самостоятельную работу. При 40-часовой рабочей неделе, как меня заверили, все сотрудники получают очень хорошее вознаграждение
Такая небольшая «фабрика» умудряется «переработать» 15—20 машин в неделю. Но это — только видимая часть айсберга.
Еще есть 32 филиала по всему миру, многие из которых занимаются и производством (например, один такой филиал есть в Японии). Поэтому суммарный выпуск автомобилей больше в несколько раз. Причем автомобилей с большой буквы — сами бра-бусовцы без ложной скромности ставят на одну ступеньку с собой только три тюнинго-вые фирмы, занимающиеся доводкой автомобилей с трехлучевой звездой на капоте: AMG, Carlsson и Lorinsen (эти названия хорошо знакомы нашим постоянным читателям).
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
Надо ли упоминать, что все здесь делается вручную?
Начинается работа с разборки автомобиля, степень которой, в свою очередь, зависит от планируемого объема переделок. Затем отдельные составляющие поступают на разные участки.
Двигатель, например, потрошат до последнего винтика. А дальше — в зависимости от заказа: расточка блока цилиндров, доводка головки блока (на одну у мастера уходит семь рабочих дней!) и так далее. После окончания работ собранный заново двигатель отправляется в «пыточную» — специальную камеру, где на стенде с помощью измерительной аппаратуры измеряются реальные момент и мощность каждого мотора.
Отделкой салона занимаются на другом участке. Трудно поверить, но настоящие шедевры из кожи разного цвета и сортов создаются на двух обычных швейных машинках и с помощью простых картонных лекал. Также вручную (только уже без машинок) обтягиваются кожей рули и рычаги КПП.
Когда все отдельные компоненты полностью готовы, автомобиль вновь собирается и остается только установить на крышке багажника фирменную надпись, там же указать истинный объем двигателя да загнать машину на беговые барабаны — для окончательного контроля.
Самое интересное, однако, поджидало меня впереди. В одном из помещений на подъемнике я обнаружил… Е-класс нового поколения! Весь такой чистенький и еще пахнущий краской. Оказывается дизайнеры уже разработали и для этого автомобиля полный «пакет» изменений и приступили к их реальному воплощению. Как только первый экземпляр будет готов, мы обязательно расскажем вам о нем во всех подробностях.
А пока мы бродили по помещениям да боксам, новую машину Е-класса начали потихоньку разбирать: сняли бампера, кое-что из облицовки. Положа руку на сердце, скажу: жаль было смотреть как разбирают по запчастям такого красавца! Впрочем, и автомобильное искусство требует жертв — всем попавшим сюда автомобилям пришлось пройти через это.
Но это еще что! Мне показали джип Mercedes G, который пригнали заказчики с Украины. Бог мой! Если бы владельцы этого автомобиля хотя бы одним глазком увидели, что сделали с их машиной, то они просто дар речи потеряли бы: еще более-менее похожий на себя снаружи, изнутри джип был буквально выпотрошен и разве что не вывернут наизнанку — во все стороны торчали какие-то железяки, провода, шланги и прочие коммуникации. Даже московские потрошители салонов за ночь вряд ли смогли бы так обчистить автомобиль. Впрочем, фотографии говорят лучше всяких слов. «Клиент пожелал оснастить машину по максимуму, вот и стараемся», — спокойно и с достоинством пояснил мой гид.
Кстати, надо бы рассказать поподробнее об этом «максимуме» да и о самих клиентах.
ПЛОХИХ КЛИЕНТОВ НЕ БЫВАЕТ! ЗАКАЗОВ, ВПРОЧЕМ, ТОЖЕ
Само собой, все автомобили изготавливаются здесь под заказ, а потому каких-либо стандартных вариантов переделок практически нет. Впрочем, в торговом зале все же стояло несколько уже подготовленных к продаже автомобилей: вдруг какой-нибудь нетерпеливый клиент зайдет и захочет тут же на нем уехать?
Но это — частности. В общей же своей массе все работы проводятся по конкретным заказам клиентов. Существует целый каталог всевозможных изменений в различных системах и по внутренней отделке машин.
Предположим, у вас «маленький» Mercedes С-класса, и вы доверяете его переделку фирме Brabus. Приезжаете в офис и начинаете выбирать: нужен ли передний спойлер (если да, то какой), а задний? Какие желаете диски колес, какие покрышки? Хотите ли переделать подвеску? Какой нужен двигатель и степень его форсировки? После этого надо определиться с цветом кожи для отделки салона, типом рулевого колеса, с аудиосистемой и еше с кучей позиций. Нелегкая, одним словом, эта работа, сформулировать заказ…
Сделав свой выбор, подписываете договор, вносите 100-процентную предоплату (это обязательное условие) и ждете. Если работы заказаны по «максимуму», придется ждать месяца полтора.
Однако бывают и нестандартные запросы. Мне, например, показали (к сожалению, только на фотографиях — машина была уже продана) короткобазный джип Mercedes G с мягким кожаным верхом… ярко-розового цвета. Представляете себе это сочетание? Абсолютно черный джип (даже диски колес и бампера черные) и кричаще-розовый тент; плюс к этому такая же розовая оторочка на дверных панелях и черных сиденьях, розовая окантовка на черных ковриках и даже розовые вставки на черном-пречерном рулевом колесе!
Но бывало и почище этого. Пришел однажды клиент и сказал, что на какой-то выставке видел супер-современную аудиосистему Blaupunkt и хочет вместе с другими переделками установить точно такую же в свой автомобиль. Самое интересное, что система эта в продаже еще и не появлялась. И что же? Отправили депешу на Blaupunkt и«выписали» оттуда специалиста с этой сверхновой «шарманкой». Тот долго-долго возился, но музыку все же установил. При этом Brabus не взял даже посреднических с клиента — лишь бы не потерять заказчика!
И все же один необычный экземплярчик удалось потрогать собственными руками. На стоянке перед зданием ожидал хозяина готовый к отправке бронированный 5-дверный джип Mercedes G, прошедший здесь тюнинго-вую переделку по полной программе. Джип был бронирован одной из фирм по классу защиты М/4, С/4 — по немецким стандартам это соответствует защите от стрелкового оружия класса АК-74. Масса, конечно, получилась о-го-го: три с половиной тонны. Тут уже и разгон не тот, торможение — тоже неважное, и еще ряд отрицательных моментов проявился. Вот и обратился заказчик на Brabus. Его, естественно, уважили, «пришпорив» двигатель, доведя подвеску, поработав с тормозами и т. д. И приговаривали при этом, что плохих клиентов и плохих заказов не бывает.
Но один из таких необычных заказчиков изменил привычное течение дел на фирме. Вот как было дело.
BUGATTI И BRABUS: ЛЕГЕНДА + МОДЕРН
Два года назад на автосалоне в Турине Brabus, как обычно, выставлял свою экспозицию (участие в крупнейших мотор-шоу — обязательная часть маркетинговой политики). Там же был и глава возрожденной фирмы Bugatti Automobili S.p.A. — господин Ортиолли. Ему так понравилось внутреннее убранство салонов выставленных автомобилей с эмблемой Brabus, что он не замедлил обратиться к немцам с предложением о сотрудничестве. И вот уже год, как Brabus занимается тюнингом автомобилей Bugatti!
Главным образом, это касается переделки салона. Среди всех изменений отметим только шикарное покрытие на полу и на центральном тоннеле из стеганной в «вафельном» порядке кожи высшего качества и всевозможные рукоятки и кнопки из полированного вручную алюминия.
Впрочем, покопаться в двигателе итальянского монстра местные спецы тоже любят: на одном из подъемников висел Bugatti ЕВ 110 с развороченной «кормой», а вокруг копошились мастера (напомним, что двигатель у ЕВ 110 расположен в базе). Другой — уже полностью готовый — «сто десятый» — красовался в салоне.
ПОЕХАЛИ!
Под занавес визита на фирму удалось попробовать на ходу Brabus В1 — переделанный Mercedes С-класса с «заряженным» двигателем и с «настроенной» подвеской. К сожалению, узенькие улочки окраины Ботгропа и вечер пятницы (все рванули на отдых загород) не оставили надежд как следует прохватить на черном красавце. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что даже этот (далеко не самый мощный) вариант С-класса дает о себе знать: к примеру, очень крутой поворот примерно на 300 градусов у въезда на фирму можно проходить на скорости, раза в полтора большей, чем на серийном автомобиле из Зин-дельфингена. О салоне и говорить не стоит: вставки из орехового дерева, кожаные сиденья, фирменные коврики, хромированные пороги вкупе с приятным урчанием двигателя так и подмывали реализовать весь потенциал, заложенный в этом автомобиле.
Остается надеяться, что экспертной группе Авторевю однажды удастся стать секундантами у двух отчаянных дуэлянтов — серийного С-класса и его же, но со скромной темной табличкой Brabus на крышке багажника, дабы в равной борьбе выявить победителя и цену (в немецких марках, конечно) этой победы.