Мы наш, мы новый Мерс построимИзвестно, что Германия — признанный лидер в области тюнинга легковых автомобилей. Здесь это дело поставлено на широкую ногу: более трехсот фирм занимаются тюнингом! Кто изготовляет только отдельные аксессуары и комплектующие (диски колес, например), а кто работает по полной программе, изменяя практически все —от «баранки» до тормозной системы.
Тюнинговые фирмы — предприятия в основном небольшие, а производство здесь — штучное.

И в России об их деятельности известно не так уж много. Отчасти поэтому недавно наш корреспондент побывал в одной из самых именитых тюнинговых фирм — Brabus, которая занимается доводкой автомобилей Mercedes-Benz.

Честно говоря, по дороге на Brabus я не раз пытался представить себе, как выглядит штаб-квартира этой серьезной компании, производство и прочие подразделения. В мыслях рисовался тихий немецкий городок, на окраине которого затерялись мощные ворота с бдительной охраной и неизменной надписью «Фотографировать запрещено!» (Не последнюю роль в этих догадках играли рассказы коллег о посещении различных мелких фирм, занимающихся разного рода «эксклюзивом».) А все оказалось куда как прозаичнее.

Путь лежал из Эссена через Боттроп по довольно оживленной автомагистрали. Вот проплыли мимо центральные кварталы Боттропа, остались позади многочисленные автовозы с литовскими номерами (поговаривают, что здесь самые дешевые подержанные машины во всей Германии), потянулся пригород…И вдруг откуда ни возьмись вынырнул дорожный указатель с одним-единственным словом — Brabus. Приехали.

Не оказалось здесь ни мощных ворот (чисто декоративные, они были распахнуты настежь), ни охраны, ни запрещающих надписей. Зато въехав на территорию, мы оказались на местной автостоянке, да на какой! Mercedes T-modell (универсал на базе Е-класса) от фирмы Brabus; Renault Clio с мощными спойлерами, огромными легкосплавными дисками колес и таким клиренсом, что едва не касается «пузом» земли; MGA 30-летней давности, английский Westfield (современный взгляд на знаменитый Lotus Super Seven) и т. д. Каждый автомобиль на этой стоянке кричал, что местные служащие знают толк в хорошей технике. В довершение всего в одном из многочисленных боксов я увидел Mercedes-Benz 600 Pulmann, приналтежаший главе фирмы Бодо Бушману.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Фирме нет еще и сорока — ее появление датируется 1977 годом. Однако идейная основа была заложена раньше: отец Бодо Бушмана более пятидесяти лет назад основал фирму Auto-Buschmann K.G., занимающуюся продажей автомобилей Mercedes-Benz (один из офисов этой компании расположен здесь же, через дорогу). Бодо поначалу пошел по стопам отца, но потом слегка изменил русло — занялся тюнингом, организовав фирму Brabus (дочернюю по отношению к Auto-Buschmann). Вопрос о выборе марки автомобилей для занятия тюнингом, понятное дело, не стоял.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Мы наш, мы новый Мерс построимКак это ни странно, но под одной крышей ослепительно белого здания расположились сразу все основные службы компании Brabus: здесь и офис, и салон по продаже машин, и практически все производственные помещения.

Штат небольшой — около 150 сотрудников, из которых четверо — инженеры (помимо технических разработок они «по совместительству» отвечают и за дизайнерские решения как интерьера, так и внешности автомобилей), еще несколько человек — конторские служащие, остальные — механики и мастера. Только не надо думать, что последние — люди без образования. Каждый работающий здесь — настоящий специалист в своей области; более того, только после конкурсного отбора, последующего обучения и стажировки новичкам могут доверить самостоятельную работу. При 40-часовой рабочей неделе, как меня заверили, все сотрудники получают очень хорошее вознаграждение

Такая небольшая «фабрика» умудряется «переработать» 15—20 машин в неделю. Но это — только видимая часть айсберга.

Еще есть 32 филиала по всему миру, многие из которых занимаются и производством (например, один такой филиал есть в Японии). Поэтому суммарный выпуск автомобилей больше в несколько раз. Причем автомобилей с большой буквы — сами бра-бусовцы без ложной скромности ставят на одну ступеньку с собой только три тюнинго-вые фирмы, занимающиеся доводкой автомобилей с трехлучевой звездой на капоте: AMG, Carlsson и Lorinsen (эти названия хорошо знакомы нашим постоянным читателям).

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Мы наш, мы новый Мерс построимНадо ли упоминать, что все здесь делается вручную?

Начинается работа с разборки автомобиля, степень которой, в свою очередь, зависит от планируемого объема переделок. Затем отдельные составляющие поступают на разные участки.

Двигатель, например, потрошат до последнего винтика. А дальше — в зависимости от заказа: расточка блока цилиндров, доводка головки блока (на одну у мастера уходит семь рабочих дней!) и так далее. После окончания работ собранный заново двигатель отправляется в «пыточную» — специальную камеру, где на стенде с помощью измерительной аппаратуры измеряются реальные момент и мощность каждого мотора.

Мы наш, мы новый Мерс построимОтделкой салона занимаются на другом участке. Трудно поверить, но настоящие шедевры из кожи разного цвета и сортов создаются на двух обычных швейных машинках и с помощью простых картонных лекал. Также вручную (только уже без машинок) обтягиваются кожей рули и рычаги КПП.

Когда все отдельные компоненты полностью готовы, автомобиль вновь собирается и остается только установить на крышке багажника фирменную надпись, там же указать истинный объем двигателя да загнать машину на беговые барабаны — для окончательного контроля.

Самое интересное, однако, поджидало меня впереди. В одном из помещений на подъемнике я обнаружил… Е-класс нового поколения! Весь такой чистенький и еще пахнущий краской. Оказывается дизайнеры уже разработали и для этого автомобиля полный «пакет» изменений и приступили к их реальному воплощению. Как только первый экземпляр будет готов, мы обязательно расскажем вам о нем во всех подробностях.

А пока мы бродили по помещениям да боксам, новую машину Е-класса начали потихоньку разбирать: сняли бампера, кое-что из облицовки. Положа руку на сердце, скажу: жаль было смотреть как разбирают по запчастям такого красавца! Впрочем, и автомобильное искусство требует жертв — всем попавшим сюда автомобилям пришлось пройти через это.

Мы наш, мы новый Мерс построимНо это еще что! Мне показали джип Mercedes G, который пригнали заказчики с Украины. Бог мой! Если бы владельцы этого автомобиля хотя бы одним глазком увидели, что сделали с их машиной, то они просто дар речи потеряли бы: еще более-менее похожий на себя снаружи, изнутри джип был буквально выпотрошен и разве что не вывернут наизнанку — во все стороны торчали какие-то железяки, провода, шланги и прочие коммуникации. Даже московские потрошители салонов за ночь вряд ли смогли бы так обчистить автомобиль. Впрочем, фотографии говорят лучше всяких слов. «Клиент пожелал оснастить машину по максимуму, вот и стараемся», — спокойно и с достоинством пояснил мой гид.

Кстати, надо бы рассказать поподробнее об этом «максимуме» да и о самих клиентах.

ПЛОХИХ КЛИЕНТОВ НЕ БЫВАЕТ! ЗАКАЗОВ, ВПРОЧЕМ, ТОЖЕ

Само собой, все автомобили изготавливаются здесь под заказ, а потому каких-либо стандартных вариантов переделок практически нет. Впрочем, в торговом зале все же стояло несколько уже подготовленных к продаже автомобилей: вдруг какой-нибудь нетерпеливый клиент зайдет и захочет тут же на нем уехать?

Но это — частности. В общей же своей массе все работы проводятся по конкретным заказам клиентов. Существует целый каталог всевозможных изменений в различных системах и по внутренней отделке машин.

Предположим, у вас «маленький» Mercedes С-класса, и вы доверяете его переделку фирме Brabus. Приезжаете в офис и начинаете выбирать: нужен ли передний спойлер (если да, то какой), а задний? Какие желаете диски колес, какие покрышки? Хотите ли переделать подвеску? Какой нужен двигатель и степень его форсировки? После этого надо определиться с цветом кожи для отделки салона, типом рулевого колеса, с аудиосистемой и еше с кучей позиций. Нелегкая, одним словом, эта работа, сформулировать заказ…

Сделав свой выбор, подписываете договор, вносите 100-процентную предоплату (это обязательное условие) и ждете. Если работы заказаны по «максимуму», придется ждать месяца полтора.

Однако бывают и нестандартные запросы. Мне, например, показали (к сожалению, только на фотографиях — машина была уже продана) короткобазный джип Mercedes G с мягким кожаным верхом… ярко-розового цвета. Представляете себе это сочетание? Абсолютно черный джип (даже диски колес и бампера черные) и кричаще-розовый тент; плюс к этому такая же розовая оторочка на дверных панелях и черных сиденьях, розовая окантовка на черных ковриках и даже розовые вставки на черном-пречерном рулевом колесе!

Но бывало и почище этого. Пришел однажды клиент и сказал, что на какой-то выставке видел супер-современную аудиосистему Blaupunkt и хочет вместе с другими переделками установить точно такую же в свой автомобиль. Самое интересное, что система эта в продаже еще и не появлялась. И что же? Отправили депешу на Blaupunkt и«выписали» оттуда специалиста с этой сверхновой «шарманкой». Тот долго-долго возился, но музыку все же установил. При этом Brabus не взял даже посреднических с клиента — лишь бы не потерять заказчика!

И все же один необычный экземплярчик удалось потрогать собственными руками. На стоянке перед зданием ожидал хозяина готовый к отправке бронированный 5-дверный джип Mercedes G, прошедший здесь тюнинго-вую переделку по полной программе. Джип был бронирован одной из фирм по классу защиты М/4, С/4 — по немецким стандартам это соответствует защите от стрелкового оружия класса АК-74. Масса, конечно, получилась о-го-го: три с половиной тонны. Тут уже и разгон не тот, торможение — тоже неважное, и еще ряд отрицательных моментов проявился. Вот и обратился заказчик на Brabus. Его, естественно, уважили, «пришпорив» двигатель, доведя подвеску, поработав с тормозами и т. д. И приговаривали при этом, что плохих клиентов и плохих заказов не бывает.

Но один из таких необычных заказчиков изменил привычное течение дел на фирме. Вот как было дело.

BUGATTI И BRABUS: ЛЕГЕНДА + МОДЕРН

Два года назад на автосалоне в Турине Brabus, как обычно, выставлял свою экспозицию (участие в крупнейших мотор-шоу — обязательная часть маркетинговой политики). Там же был и глава возрожденной фирмы Bugatti Automobili S.p.A. — господин Ортиолли. Ему так понравилось внутреннее убранство салонов выставленных автомобилей с эмблемой Brabus, что он не замедлил обратиться к немцам с предложением о сотрудничестве. И вот уже год, как Brabus занимается тюнингом автомобилей Bugatti!

Мы наш, мы новый Мерс построимГлавным образом, это касается переделки салона. Среди всех изменений отметим только шикарное покрытие на полу и на центральном тоннеле из стеганной в «вафельном» порядке кожи высшего качества и всевозможные рукоятки и кнопки из полированного вручную алюминия.

Впрочем, покопаться в двигателе итальянского монстра местные спецы тоже любят: на одном из подъемников висел Bugatti ЕВ 110 с развороченной «кормой», а вокруг копошились мастера (напомним, что двигатель у ЕВ 110 расположен в базе). Другой — уже полностью готовый — «сто десятый» — красовался в салоне.

ПОЕХАЛИ!

Под занавес визита на фирму удалось попробовать на ходу Brabus В1 — переделанный Mercedes С-класса с «заряженным» двигателем и с «настроенной» подвеской. К сожалению, узенькие улочки окраины Ботгропа и вечер пятницы (все рванули на отдых загород) не оставили надежд как следует прохватить на черном красавце. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что даже этот (далеко не самый мощный) вариант С-класса дает о себе знать: к примеру, очень крутой поворот примерно на 300 градусов у въезда на фирму можно проходить на скорости, раза в полтора большей, чем на серийном автомобиле из Зин-дельфингена. О салоне и говорить не стоит: вставки из орехового дерева, кожаные сиденья, фирменные коврики, хромированные пороги вкупе с приятным урчанием двигателя так и подмывали реализовать весь потенциал, заложенный в этом автомобиле.

Остается надеяться, что экспертной группе Авторевю однажды удастся стать секундантами у двух отчаянных дуэлянтов — серийного С-класса и его же, но со скромной темной табличкой Brabus на крышке багажника, дабы в равной борьбе выявить победителя и цену (в немецких марках, конечно) этой победы.