Содержание статьи

«Автомобиль века»: конкурс длиной в три годаАвтомобильные конкурсы становятся все популярнее. В последнее время их количество едва ли не превысило число производителей автомобилей. Ежегодно в Европе, Америке, на Востоке и даже в Африке определяют лучших из лучших. Выбирают лучший автомобиль и лучший двигатель, самый красивый кабриолет и самый красивый универсал, выбирают лучшие семейные автомобили и лучшие внедорожники, лучшие инженерные и дизайнерские решения…

А в феврале 1996 года стартовал новый конкурс — Car of The Century (Автомобиль века). Его задача была непростой: предстоялот определить лучший автомобиль ХХ столетия. На эту автомобильную корону претендовало две сотни машин, а выборы затянулись до конца века.
Официальная премьера Car of The Century (сокращенно — СОТС) состоялась на автосалоне в Амстердаме. Инициатором идеи этого конкурса стал голландец Фред ван дер Флюг, который в начале 60-х основал конкурс Car of The Year (Автомобиль года). После полутора лет напряженной работы удалось создать работоспособный механизм по выбору лучшего автомобиля столетия.

«Автомобиль века»: конкурс длиной в три годаСейчас мы расскажем о том, как проводился предварительный отбор претендентов. К машинам-соискателям предъявлены следующие основные требования:
— претендентом может быть серийная машина, выпущенная в количестве не менее 50 штук;
— автомобиль предназначен для перевозки пассажиров на дорогах общего пользования;
— должно сохраниться хотя бы три экземпляра в хорошем состоянии для показа в музеях и на выставках.

Для определения победителя создали жюри конкурса. В совет директоров СОТС и в почетный комитет вошли такие известные люди, как Волтер Хайес, бывший президент фирмы Lagonda (Англия), Томас Брайент, редактор журнала Road&Track (США), Сотаро Кобая-си, директор журнала Car Graphic (Япония), лорд Монтагю, коллекционер и директор музея (Англия), а также директор конкурса элегантности Pebble Beach (США). А всего в составе жюри 118 журналистов из 32 стран мира. Страны бывшего соцлагеря представлены журналистами из Венгрии, России, Словении и Чехии.

АВТОМОБИЛИ

Подбор автомобилей—соискателей главной награды затянулся на целый год. Ведь в прошедшем столетии выпускалось около 4000 марок машин, а число моделей и того больше — свыше десяти тысяч!

Чтобы выйти из трудного положения, организаторы пошли таким путем — на автосалоне в Женеве был проведен опрос всех ныне здравствующих производителей автомобилей. Им предложили составить список наиболее ярких машин, выпущенных каждой фирмой, — по три машины на каждую четверть этого века. Так был составлен предварительный список из 480 автомобилей.

Затем тот же вопрос был задан представителям автомобильных клубов, музеев и ассоциаций. В итоге получился список из 1500 претендентов. Правда, половина из них отсеялась сразу: многие машины выпущены в единичных экземплярах (меньше необходимых пятидесяти) или не сохранились до наших дней. Так что осталось только 716 кандидатов.

После долгих дебатов из них выбрали две сотни машин. К сожалению, в это число не попал ни один отечественный автомобиль. Даже знаменитая Победа ГАЗ-20 (первая серийная машина с кузовом без выступающих крыльев) осталась за бортом конкурса. Список 200 официальных участников конкурса, а также разбивка по производителям, странам и годам выпуска были сведены в таблицы. Из этих-то претендентов и нужно будет выбрать автомобиль века. Как?

ВСЕ НА ВЫБОРЫ!

Из опубликованного здесь списка (200 машин) члены жюри конкурса уже к лету этого года отсеют ровно половину. (Первоначально планировалось разбить первый тур на четыре группы: семейные машины, престижные автомобили, Grand Tourismo и спортивные машины. Позже от этой идеи отказались, поскольку порою очень трудно однозначно определить «классовую» принадлежность многих машин.) Список 100 автомобилей, прошедших первый тур голосования, был объявлен в сентябре на автосалоне во Франкфурте, все машины пошли «общим списком».

С марта 1998 года по март 1999 года в голосовании принимали участие все желающие. Для этого в течение года были организованы специальные передвижные экспозиции, выставки в музеях, а также мини-выставки во время международных автосалонов. Голосованием на выставках, через средства массовой информации и по компьютерной сети Internet было определено 10 машин из 100. Одновременно еще 25 машин выбирает жюри. В сумме наберется от 25 до 35 кандидатов (25 — в том случае, если все 10 публично выбранных машин совпадут с выбором профессионального жюри). Этот уже сравнительно небольшой список был оглашен в марте 1999 года на автосалоне в Женеве.

Следующий шаг — определение первой пятерки. Эти машины были названы членами жюри до сентября 1999 года.
Наконец, из этой пятерки с сентября по декабрь 1999 года жюри и определяло Автомобиль века.