Тему окраски автомобилей мы уже поднимали на нашем сайте кратким рассказом о покрасочных пистолетах. Но не краскопультом единым жив хороший маляр, и, помимо пистолета в руке и царя в голове, он должен иметь соответствующим образом оснащенное рабочее место.
Об «арене покрасочной битвы» — малярно-сушильной камере — вы пожалуй имеете представление. Действительно, лишь герметичная, снабженная напольными и потолочными фильтрами камера с хорошо организованным потоком воздуха может помочь маляру в борьбе с вездесущей пылью. Но мало правильно смонтировать камеру — нужно регулярно проверять состояние фильтров и заменять их при загрязнении.
Конечно, хорошо, когда сервис построен в чистом месте и вблизи нет ни пылящих автобаз, ни цементных заводов. Но, как правило, место для автомастерских не выбирают, и фильтры приходится менять раз в месяц. Кстати, хорошо всегда, даже в нерабочее время, поддерживать в камере избыточное давление и не допускать разрежения — иначе пыль будет подсасываться внутрь и делать свое черное дело.
Состояние источника сжатого воздуха тоже сказывается на качестве покраски. Типичный «портрет» компрессора в автомастерских — поршневой агрегат, выдающий «на гора» 8—10 атм, с небольшим простым фильтром на впуске, снабженный собственным ресивером. Самые маленькие компрессоры с 25— 50-литровыми емкостями годятся лишь для «полупрофессионального» гаражного использования, а серьезная мастерская нуждается в более солидном ресивере объемом 100—500 литров — он позволяет запасти побольше сжатого воздуха и лучше сгладить пульсации при работе компрессора.
Если производительность компрессора ниже, чем требуется для пистолета, то хорошего качества покраски не добиться. Не стоит рассчитывать, что, например, маленький полупрофессиональный компрессор Fini Tiger 200 за $295 «потянет» нормальный краскопульт. Ведь цифра 200 в обозначении компрессора указывает на объем всасываемого воздуха — 200 литров в минуту. Реальная же производительность агрегата будет меньше — во-первых, воздух сжимается, а во-вторых, компрессор не может «молотить» постоянно, ему нужен отдых, на время которого пневмомагистраль подпитывается только ресивером. Так что профессиональный краскопульт, например, SATA jet/90, которому при диаметре сопла распылителя 1,3 мм нужно «скормить» 290 литров сжатого до 3,5 атм воздуха в минуту, требует применения серьезного компрессора типа Fini Bravo 400М со 100-литровым ресивером, который стоит уже $860.
Отечественные большие компрессоры дешевле, но их шумность и надежность, увы, оставляют желать лучшего. Кстати, для профессионалов-одиночек, работающих в гаражах, есть компромиссный вариант — купить два маленьких компрессора вместо одного большого и включить их параллельно. Это и дешевле, и удобней, и универсальней. А еще можно подключить дополнительный ресивер.
Поршневая часть и кривошип насоса смазываются маслом, заправляемым в специальную емкость. При работе компрессора масло уносится сжатым воздухом в пневмомагистраль — полностью этого недостатка лишены только специальные несмазываемые агрегаты. В отечественных компрессорах объем «унесенного ветром» масла может быть весьма существенным, а вдобавок к этому при сжатии воздуха образуется водяной конденсат, который тоже совершенно неуместен в магистрали.
Если воздух не очищен, на окрашенной поверхности могут появиться кратеры и пузыри, поэтому после компрессора ставят один или несколько фильтров-влагомаслоот-делителей. Помимо воды и масла, они задерживают и проникающие в компрессор твердые частички пыли — недорогие фильтры отсеивают пылинки размером до двух микрон, а серьезные, профессиональные очистители «просеивают» сжатый воздух до одной сотой микрона!
Фильтры тоже различаются по своей пропускной способности, которую нужно подбирать под конкретный компрессор. Но главное при покупке — не спутать ненароком фильтр с лубрикатором, который очень похож внешне, но по сути являет собой совершенную противоположность. Его задача — не очищать, а «умасливать» сжатый воздух для смазки пневмоинструментов. Конечно же, лубрикатор включается в параллельную покрасочной магистраль, а его параметры, производительность компрессора и расход воздуха конкретных шлифмашин, пневмогайковертов и ударных отверток тоже должны сопрягаться.
Итак, все профессиональные требования к «малярке» соблюдены, конфигурация пневмосистемы в покрасочной камере приблизилась к показанной на рисунке максимально возможной, все шланги и быстроразъемные соединения в порядке… Что еще может пожелать требовательная душа маляра? Разве что входной манометр с регулятором давления для покрасочного пистолета, который позволит точнее соблюдать строго расписанный технологический процесс нанесения современных красок типа Spies&Hecker, Sikkens, Glasurit. И все — можно смело, во всеоружии загонять в камеру даже Jaguar XJS.
Ну а тот, кто, прочтя все эти строки, скептически ухмыльнется, тоже будет по-своему прав. У него нет возможности или желания совершенствоваться в малярном мастерстве и наращивать инструментарий. А может быть, нет и того, и другого. И когда наступят теплые деньки, он выгонит свою «копейку» на солнышко, подключит к аккумулятору шинный компрессор Темп и зальет в пластмассовый распылитель Блеск пол-литра нитрокраски.
Смотреть на все это будет печально…