Эрмитаж располагается практически в самом центре Питера. Ошибочно считать, что данный музей – одно здание, пусть и большое. На данный момент Эрмитаж – это целый комплекс из разных зданий.

История

А все начиналось достаточно скромно, и не предвещало таких масштабов. Начало коллекционированию «положила» Екатерина II. Существует две легенды основания ее личной коллекции.

Первая: 50-100 картин были изъяты у польского купца в качестве неустойки за поставки зерна в русскую армию. При этом дополнительно на него налагался большой штраф для покрытия государственных затрат за доставку дополнительного пропитания.

Вторая: 225 картин были честно приобретены у польского посла. При совершении покупки императрица даже посчитала постыдным торговаться. Хотя по уверению некоторых экспертов цена была прилично завышена.

После того как картины были доставлены ко двору, Екатерина Великая велела разместить их в своих личных покоях. И здесь стоит обратить внимание: она не планировала показывать свое собрание другим людям. Только приближенным! Даже слуги строго отбирались для обслуживания коллекции или для уборки в этих помещениях. А многие дворяне оформляли специальный пропуск, чтобы насладиться шедеврами мастеров.

В последующие годы и сама императрица, и ее потомки активно пополняли собрание картинами, скульптурами, минералами, ювелирными украшениями, гобеленами, оружием и так далее. Расширение коллекции потребовало возведения отдельного помещения. Ради этого был построен Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

Только в 1852 году Николай I открыл Эрмитаж для свободного посещения. Но и здесь есть небольшой нюанс: коллекции могли смотреть только дворяне и купцы определенного уровня достатка. То есть для рабочих и крестьян Эрмитаж остался недоступным.

После революции музей подвергся строгой проверке и ревизии. По итогу небольшая часть коллекции исчезла, так как «не представляла исторической и культурной ценности для пролетарского государства».

В период Великой Отечественной войны сотрудники музея смогли спасти все экспонаты от разрушения. Также они защитили все артефакты от продажи в период восстановления СССР после войны.

Современная деятельность и коллекции

Так как залов в любом «филиале» Эрмитажа много, то из всего количества можно особо выделить следующие:

  • Малахитовая гостиная, которая по слухам послужила «исходным материалом» для создания знаменитой сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
  • Лоджия Рафаэля. Ради этого зала лучшие российские художники 11 лет старательно копировали шедевры Рафаэля в Ватикане. И после приезда, когда выяснилось, что картины больше архитектурного сооружения, поступил приказ перестроить всю галерею – лоджию.
  • Золотая гостиная.
  • Александровский зал Зимнего дворца.
  • Гербовой зал.
  • «Большая церковь».
  • Большой и малый тронные залы.
  • Николаевский зал.

Какие коллекции можно выделить из общего собрания? Вот небольшой перечень:

  • Графика, живопись и ткани Японии.
  • Восточное оружие и конская сбруя.
  • Западноевропейская живопись.
  • Западноевропейские монеты.
  • Изделия из драгоценных металлов и камней.
  • Коллекция научных приборов и инструментов.
  • Русская военная графика.
  • Прикладное искусство Византии.

На данный момент Эрмитаж является одним из крупнейших музейных комплексов, где собрана самая богатая коллекция артефактов и предметов культурного наследия.