Для того чтобы снизить шансы задержания работниками ГИБДД, необходимо контролировать свое психоэмоциональное состояние. Проезжая пост, вы должны держаться максимально естественно, что в первую очередь будет видно по выражению лица. Не стоит устанавливать долгий зрительный контакт с работником ГИБДД, равно как и не стоит избегать его. Держитесь и управляйте машиной спокойно, поскольку излишняя самоуверенность только привлечет к вам внимание. Допускаются привычные жесты (зевок, почесывание переносицы и др.), однако не следует злоупотреблять и этим.
Основная масса шуток, анекдотов на данную тему, распространенных в обществе, являются предрассудками. Случаев штрафования ни за что (например, из-за просроченной аптечки) в моей практике не было, несмотря на многолетний стаж за рулем и поездки по основным регионам России.
Смогу припомнить всего несколько случаев остановки без весомых причин — просто для проверки документов. Хочется отметить, что во всех случаях сотрудники были достаточно вежливы, однако иногда пытались слегка манипулировать показаниями спидометра.
Нарушения ПДД — главная причина остановки. Сюда входит скоростной режим, нарушение разметки дороги, знаков и т. д., что, в большинстве случаев, ведет к составлению протокола. Цена протокола может сильно различаться, и в процессе общения с сотрудниками ГИБДД советую пользоваться следующими принципами.
В тот момент, когда инспектор задает вам вопрос: «С какой скоростью вы ехали?», честность и открытость имеют первостепенное значение. Не стоит выдумывать различные отмазки, врать также не советую. Расплывчатые и туманные ответы могут помочь лишь в том случае, когда инспектор предъявляет вам некорректные данные скорости движения.
Помните, что в неоднозначных ситуациях вы имеете право не покидать салон автомобиля, несмотря на призывы инспектора исполнять законные требования. В то же время важно не показывать свое беспокойство. Ведь неуверенный в себе и своих действиях водитель становится легкой наживой для работника ГИБДД. Такие «симптомы», как трясущиеся руки, бегающие глаза и лоб, покрытый испариной, являются для гаишника главным сигналом о том, что есть возможность «сбить денег».
Изучите внимательно не только сами правила ПДД, но и соответствующие меры взысканий за нарушение каждого из них. Меня, например, несколько раз останавливали за «нарушение», связанное с дополнительной секцией светодиодного светофора, но не штрафовали.
Следующий совет можно отнести не только к данной теме, но и к образу жизни в целом. Важно понимать, что ваше настроение и эмоции передаются окружающим людям, поэтому умение сохранять спокойствие и сдержанность, не забывать о чувстве юмора являются залогом успеха. Иногда попытка пошутить с инспектором может иметь благотворное влияние даже на достаточно сложную ситуацию. Однако важно знать меру. Однажды мне удалось избежать штрафа за серьезное превышение скорости. При этом инспектор прокомментировал: «В день космонавтов штраф за скорость выписывать не стану! Только за знак запрета поворота».
Ну и, конечно, старайтесь адекватно оценивать дорожную ситуацию и не терять здравого смысла. Жизнь непредсказуема, и часто водитель вынужден осознанно нарушить правила, например, пересекать сплошную линию для предотвращения нежелательной ситуации, возможной аварии. Это, согласитесь, является весомой причиной, которую стоит упомянуть, общаясь с инспектором. Настоятельно рекомендую изучить законы, связанные с безопасностью на дороге.
Не стоит пускаться в сравнения и указывать на несправедливость. Имеются в виду случаи, когда аналогичные нарушения другого водителя остаются незамеченными. В конце концов, вдруг в той машине сидит ваш начальник.
Отметьте наличие табельного оружия у сотрудника ГИБДД. Если вы видите, что кобура без оружия или вообще отсутствует, вероятно, гаишник решил подработать внеурочно. Этот факт заставляет задуматься и прийти к простому выводу — протокол не пойдет дальше патрульного автомобиля. Вы, в свою очередь, можете быть уверены в неправомерности действий инспектора и требовать официального оформления нарушения.
Не забывайте, что имеете право знать, по какой именно причине вас остановили. Настаивайте, на оглашении повода для остановки и помните, что сама по себе «проверка документов» не причина, а, скорее, желание инспектора.
Ну и в конце данной статьи не могу не упомянуть, что исполнение своих обязанностей работниками ГИБДД превращается чуть ли не в соревнование по «отлову» нарушителей. Так сказать, можно работать на дороге, а можно зарабатывать. Ведь часто водители сталкиваются с ситуацией, когда дорожная разметка и знаки сочетаются неправильно. Например, отсутствие перекрестков и сплошная полоса. В данных ситуациях легко ловить нарушителей, но вопрос в том, повышает ли это безопасность дорожного движения?