Факт присутствия на российском автомобильном рынке покрышки-двойника вскрылся случайно: в руки инженеров Ярославского шинного завода попал подозрительный образец зимней покрышки Я-400 размерностью 175/70 R13, купленный на автомобильном рынке в одном из волжских городов. Шина прошла заводское освидетельствование и на основании экспертного заключения специалистов была признана не только чужеродной, но и изготовленной с явным нарушением технологии.
Взгляните на фотографию. Кажущаяся разница в наружных диаметрах покрышек — вовсе не обман зрения: чужеродная шина действительно больше оригинала на целых восемь миллиметров. Представьте себе ситуацию, когда по невнимательности вы установите на свой автомобиль такое колесико в паре с «родным»… А что с протектором?
Пресс-форма применена здесь оригинальная — сомнений нет, но вот ее левая и правая половинки почему-то провернулись относительно друг друга, и рисунок стал симметричным. Это очень серьезный момент, поскольку узор протектора автомобильной покрышки — вещь вовсе не декоративная. Каждый элемент здесь выполняет строго определенную функцию, а рисунок в целом определяет сцепные свойства шины на том или ином покрытии.
Теперь давайте посмотрим на боковину. Тут четко виден товарный знак Ярославского завода и указана модель покрышки — Я-400. Левее читаем название шинного ГОСТа. Но вот незадача… По словам представителей ЯШЗ, намалеванный чьей-то безграмотной рукой стандарт на данное изделие не распространяется, а настоящая покрышка Я-400 выпускается по ТУ 38.304-14-276-94. Читаем дальше.
Тот, кто хоть немного разбирается в принципах маркировки автомобильных шин, наверняка знает, что после обозначения размерности должны быть обязательно указаны два индекса — скоростной и допустимой грузоподъемности.
Здесь ими и не пахнет. Нет обязательного для зимней шины Я-400 обозначения M+S, но зато появился Бог весть откуда взявшийся круглый значок Е 22! Подпольные шиновары явно не страдают избытком скромности: приляпать на подделку клеймо экономической комиссии ООН — это уже с размахом.
Отметим, что экспертное заключение по лжешине включает в себя 14 пунктов, где указаны всевозможные технологические изъяны, видимые глазу специалиста. Описывать их нет необходимости. Но к тем явным отличительным признакам, которые мы уже упомянули, добавим еще несколько. Так, фальшивка не имеет индикаторов износа (маркеры TW1 на боковой части протектора), заводского номера и штампа ОТК.
Так что отправляясь на автомобильный рынок в поисках новой «обувки» для своего авто, постарайтесь быть внимательней; а главное — не жалейте денег на настоящий и заведомо качественный товар: скупой, как известно, платит дважды.