Когда в 1976 году на автосалоне во Франкфурте концерн Volkswagen AG представил модель Golf в исполнении GTi; никто и подумать не мог, что «заряженная версия» недорогого автомобиля привлечет внимание покупателей.
Тем более, что недостатка в мощных и скоростных автомобилях Grand Tourismo на рынке не было. Но Golf GTi пришелся ко двору! Причем автомобиль оказался настолько популярным, что модификацию GTi унаследовали и два следующих поколения модели Golf, а всего выпущено более миллиона машин в версии GTi!
В год двадцатилетнего юбилея Golf GTi купался в лучах славы. Хороший повод рассказать подробнее об истории этого автомобиля. Хотя начиналась эта история не так радужно…
После того, как спрос на знаменитый Volkswagen Beetle («Жук») начал катастрофически падать, стратеги компании приняли решение создать новый «народный автомобиль». В 1970 году работы конструкторского бюро высоким указанием сконцентрировали на проекте ЕА337, который позже и получил имя Golf.
Через четыре года машина была готова. Конструкция новичка разбила вдребезги 40-летнюю компоновочную традицию Жука (расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения и привод на задние колеса). Golf получил мотор водяного охлаждения, который установили спереди, и передние ведущие колеса. Ситуация походила на пороховую бочку: половина Вольфсбурга пребывала в шоке от столь радикальных изменений в конструкции машины.
Однако катастрофы не случилось. К счастью, небольшой, легкий, с удобным багажником и подъемной задней дверью Golf понравился именно тем, кто до того раскатывал на горбатеньких Жучках. К тому же покупатели теперь имели выбор из двух двигателей (50 или 70 л. с.), о чем раньше и мечтать не могли.
Не было бы печали, но в то время во всю мощь заявил о себе нефтяной кризис. Для автолюбителей наступили мрачные времена: бешеные цены на бензин, запреты на поездки на автомобиле по воскресеньям, ограничение максимальной скорости на уровне 150 км/ч. И на разработке каких-либо более мощных модификаций нового автомобиля Golf был поставлен крест.
Но в этот момент, как всегда, нашелся местный Кулибин, который пошел поперек борозды. Молодой инженер из испытательного центра компании, нарушая фирменную субординацию и официальные запреты, начал втихаря собирать «заряженный» Golf, который должен был ездить, как он выражался, «по-настоящему». Вскоре «запретный плод» был готов, и счастливый автор начал показывать машину своим сослуживцам, — как она хороша на испытательном треке и как прекрасно ведет себя в предельных режимах. Каждый, кто видел машину и ездил на ней, приходил в восторг.
Неожиданно этот «подпольный» автомобиль нашел поддержку в верхах (не иначе, кто-то замолвил словечко за непослушного инженера), и в 1975 году новая специальная Комиссия по стратегии фирмы одобрила проект ЕА195 — будущий Golf GTi.
Самым серьезным вопросом оказался подбор двигателя. В конце концов мотор решили заимствовать у «старшего брата» — фирмы Audi. Остановились на силовом агрегате ЕА827 с увеличенным с 1,5 до 1,6 литра рабочим объемом (этот двигатель планировали устанавливать на Audi 80 GTE). Оснащенный новой головкой цилиндров и системой механического впрыска топлива Bosch K-Jetronic мотор развивал 110 л. с. — вполне достаточно для автомобиля массой 800 кг. Кроме того, машина потребовала доводки подвески — Golf получил новые пружины, мощные амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости.
Осенью 1975 года заряженный автомобиль под именем Golf GTi выкатили на Франкфуртский автосалон. Аббревиатура расшифровывалась так: Grand Tourismo Injection.
Фанаты небольших (и главное — недорогих) резвых автомобилей по достоинству оценили новинку, однако производство по ряду причин развернулось только в следующем году. Кстати, в разработку GTi (в том числе и на подготовку производства) вложили всего 6,6млн марок — цифра, даже по тем временам, очень скромная.
ТРИ ПОКОЛЕНИЯ
Угловатый Golf GTi первого поколения внешне отличался от своих собратьев по конвейеру нехромированными (окрашенными в черный цвет) рамками стекол, расширенными за счет пластмассовых накладок арками колес, новым рулевым колесом, спортивными сиденьями, рычагом КПП в виде мячика для гольфа, фирменными шильдиками GTi на кузове и кое-какими другими деталями. Упомянутый выше 110-сильный двигатель позволял автомобилю ехать со скоростью до 182 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 9,2 секунды.
Golf второго поколения в исполнении GTi появился в 1984 году. Помимо округлых форм кузова стандартной машины, он получил новый 16-клапанный двигатель мощностью 139 л. с. Максимальная скорость возросла до 209 км/ч, а время разгона до 100 км/ч уменьшилось до 8,4 секунды.
Volkswagen Golf III GTi
Наконец, ныне здравствующий Golf III GTi (дебютировал в 1991 году) оснащается 2-литровым 16-клапанным мотором мощностью 150 л. с. Автомобиль оснащен целой гаммой дополнительного оборудования — кондиционером, аудиосистемой с CD-чейнджером, сотовым телефоном и многим другим, о чем первому GTi и мечтать не приходилось.
* * *
Однажды, по случаю очередного слета фанатов GTi, проходившему в Австрии, концерн заказал в Швеции огромную глыбу гранита весом в 40 тонн. От огромного камня мастера-каменотесы «отбросили все лишнее», и на свет появился каменный Golf GTi. «Машину» воздвигли на постамент, а тогдашний шеф фирмы Карл Хан в приветственной речи объявил о ее 1000-летней гарантии от коррозии.
Вот уже несколько лет каменный «спортсмен» чувствует себя действительно неплохо, а тем временем число проданных за двадцать лет автомобилей Volkswagen Golf GTi составило уже 1,34 миллиона машин.