Содержание статьи
Сколько воды с тех пор утекло, когда наших экспертов на испытаниях покорил прекрасной эргономикой рабочего места водителя, очаровал отменной управляемостью и впечатляющими динамическими параметрами Peugeot 405, даже неадаптированный к российским условиям эксплуатации. Давно уже появилась адаптированная для эксплуатации в России модификация, а количество продаж этой машины у нас исчисляется теперь уже не единицами и не десятками. Наконец, сам автомобиль… уже снят с производства во Франции, а на смену ему пришла модель 406.
Казалось бы, чего же боле? — Все верно. Но нам непременно хотелось поставить рядом два этих автомобиля — старый и новый, вновь воскресить в памяти впечатления того далекого теста Peugeot 405, еще раз проверить в деле 406-ю модель и ответить на главный вопрос: какие преимущества (а может, недостатки?) несет покупателям новый Peugeot в сравнении со своим неординарным предшественником?
Сразу же ответим на возможные возражения: чего, мол, сравнивать разные поколения машин, между которыми пролегло семь лет развития автоиндустрии, и без того ясно, что новая модель должна быть на голову выше. Все так, спору нет. Однако есть и другая сторона вопроса. Надо ли, к примеру, отказываться сейчас от покупки Peugeot 405 (автомобиль еще будет производиться за пределами Франции) в пользу новой модели? Стоит ли нынешним владельцам Peugeot 405 спешить с заменой машины на новую? Есть ли смысл гнать из-за границы морально устаревший, но с небольшим пробегом 405-й? Но в первую очередь нам хотелось еще раз переосмыслить мерками сегодняшнего дня технический и эстетический уровень старой машины, сравнить ее с новой моделью.
СНАРУЖИ
Peugeot 405 в свое время стал носителем передового дизайна. В силуэте машины присутствовали линии, создававшие своеобразие, неповторимость. Автомобиль сочетал красоту с элегантностью, французский шарм с мужественной боевитостью и напористостью.
А что же новенький?
Такое впечатление, что у Peugeot на сей раз родилась… девочка. Необычайной красоты, как говорил Высоцкий о цветах. Действительно — это восхитительный цветок, но не с нейтральной полосы, а из оранжереи, любовно ухоженный и выпестованный до совершенства.
Описывать интересные элементы стайлинга трудно, ибо эмоций здесь больше, чем нужных слов. Но все же, как нам показалось, главное в следующем: воплотив в металле современную идею «округлой обтекаемости», новый автомобиль Peugeot не превратился в очередной «обмылок», в нем сохранились элегантные и стремительные линии, отражающие все своеобразие марки Peugeot. Так что по части «узнаваемости» обе машины просто хороши.
Автомобильные дизайнеры всего мира подбираются к некоему оптимуму, сочетающему моду, эстетику и рациональность в такой степени, что серьезные отклонения просто невозможны — получится выродок. На этом фоне особо радует, что в узком диапазоне возможных вариаций стилисты Peugeot нашли свой тонкий путь, не переступив ни одной грани.
ВНУТРИ
Салон 406-ш производит впечатление более просторного. И это не визуальный обман, вызванный светло-бежевой гаммой интерьера нашего подопечного (при густом зеленом «колере» кузова — красота!). Например, задние пассажиры (пассажирки) «получили санкцию» быть более длинноногими и не упираться при этом коленями в спинки передних сидений. Но трое взрослых людей на заднем сиденье особого комфорта по-прежнему не ощущают: крайние пассажиры контактируют головой с сильно заваленными внутрь задними стойками крыши. Да и в плечах тесновато. В свою очередь, «средний» пассажир испытывает неудобство из-за мощного тоннеля в центре и расположенного на нем между передними сиденьями вещевого ящика. Ему просто некуда поставить свои ноги — не помещаются! Поэтому ступни (особенно людям высокого роста) приходится буквально «завинчивать», чтобы хоть как-то усесться. Итак, дюйм сзади явно лучше, чем прежде, а вот втроем здесь по-прежнему тесно.
Передний пассажир, равно как и водитель, окажись он ростом выше среднего, пожалуется на недостаток высоты салона новой машины. Частично это можно списать на наличие сдвижного люка в крыше (наш Peugeot 406 «наворочен по максимуму»), но, вероятно, и без люка было бы впритык.
Теперь самое главное — место водителя. Начнем с двери. Угол открывания — ни в сказке сказать, ни пером описать! Если открыть настежь, то на переднее сиденье можно и телевизор грузить. Но! Попробуйте-ка закрыть изнутри полностью открытую дверь. Не тут-то было! Даже высокорослому человеку придется наполовину вылезти из салона — таково расположение рукоятки, да и сама она не очень-то удобна. В защиту можно сказать, что редко, когда приходилось открывать дверь «на всю Ивановскую». А вот в Peugeot 405 этот вопрос вообще не возникал.
Благодаря широким диапазонам регулировки спинки, подушки и подпора в поясничной области посадка водителя в Peugeot 406 достигается практически идеальная. Чего нельзя сказать о предшественнике: в нем сидеть весьма удобно, но досаждает малый зазор между подушкой сиденья и «баранкой». В результате при переносе ноги с педали на педаль высокому водителю не избежать контакта колена с рулевым колесом. Кроме того, не хватает диапазона регулировки продольного перемещения сиденья. Скорей всего, возможность «отъехать» дальше сняла бы (по* крайней мере, щщ высоких людей) и первую проблему.
Основные органы управления — руль, рычаг КПП и педали — на обеих машинах одинаково хороши. Приборная информация также достойна похвалы и отличается простотой и четкостью — без лишних выкрутасов и новомодных штучек.
Внешняя информация — то бишь обзорность — на обоих автомобилях вполне приемлема. На «пятой» даже лучше. Передняя обзорность на Peugeot 406 проигрывает, во-первых, из-за формы передних стоек — их расположение в «неудобной» зоне обусловлено общим дизайном кузова, а большое поперечное сечение — требованиями пассивной безопасности (испытать уровень последней, нам, слава Богу, не пришлось, чего и вам желаем). Во-вторых, мешается нависшая, словно тяжелые брови, кромка лобового стекла вместе с низкорасположенными противосолнечными козырьками. Надо признать, в дальней дороге это слегка мешает.
Обзорность назад — через зеркала заднего вида — в обоих случаях на высоком уровне, но при движении задним ходом вновь выигрывает 405-й: проделывать эту процедуру на нем значительно проще и безопаснее. На Peugeot 406 труднее «сдавать» в гараж или просто двигаться в узком пространстве — габариты чувствуются хуже.
Что касается микроклимата, то здесь на голову впереди Peugeot 406. Но это прежде всего связано с уровнем комплектации — здесь есть кондиционер. Более того, от управления кондиционером на зеленом Peugeot получаешь истинное наслаждение: вся информация выводится на дисплей, есть и режим автоматического поддержания заданной температуры, что часто называют «климат-контролем».
Наконец, насмотревшись, натрогавшись и нанажимавшись, попробуем автомобиль в качестве средства передвижения.
В ДВИЖЕНИИ
Говорить о разгонной динамике вряд ли имеет смысл, ведь автомобили были в различных комплектациях. И никого не удивит, что более мощный 2-литровый мотор на Peugeot 406 обеспечил новичку явные преимущества перед 1,9-литровым «разжатым» (для российского бензина) мотором на Peugeot 405. Вместе с тем, запаса мощности и величины крутящего момента на «пятом» в большинстве случаев вполне хватает, причем использование запаса мощности никаких проблем не вызывает.
А вот на 406-м проблемы появились. Почему? Из-за неверного подбора передаточных чисел КПП. Двигатель словно «задушили» на низких оборотах. Поэтому, если хочешь ехать динамично, приходится «крутить» мотор на каждой передаче не менее чем до 4000—4500 об/мин. Согласитесь, не очень удобно. Но это — не промах конструкторов. Разработчики поставлены ныне в очень жесткие рамки всякими «экологическими» законами, требующими обеспечить определенный уровень токсичности отработавших газов. (Мы уже писали, что эти передаточные числа — для французского рынка, а в Россию, скорей всего, будет поступать машина с более «короткими» передачами.)
Не остались мы в восторге и от нового привода сцепления. Ход педали сцепления сильно увеличился, стал «по-бэ-эм-вэшному» длинным. Вероятно, поскольку улучшилась информативность привода, появилась возможность более тонко контролировать момент включения сцепления, однако по сумме впечатлений больше понравилась работа сцепления Peugeot 405.
Тормозные свойства мы посчитали хорошими на обеих машинах. Не последнюю роль здесь, конечно, играют шины. Но дело в том, что шины Michelin MXV2 (ими укомплектован наш Peugeot 405) имеют скорее универсальный, чем дорожный рисунок протектора. При этом шины Michelin Pilot НХ, в которые был обут 406-й, предназначены для сухого и мокрого асфальта, но уж никак не для наших зимних дорог со снегом, грязью и т. д. И когда нам все же удалось найти чистый и ровный асфальт, то предпочтение мы тут же отдали модели 406. Но только за счет шин! Поскольку по эффективности, удобству пользования и точности выбора замедления 406-й скорее проиграл, чем выиграл. Уж больно нежна педаль — она требует более тонкой, точной работы. Хотя в качестве «компенсации» на Peugeot 406 имелась АБС.
Управляемость 405-й машины в свое время мы оценили как близкую к идеальной. Так оно в общем-то и есть. Необходимая степень недостаточной поворачиваемости обеспечивает надежный запас курсовой устойчивости в поворотах. Умеренная чувствительность в сочетании с минимумом запаздываний в реакциях на действия водителя делает управление удобным, а автомобиль послушным. Но главное — великолепное реактивное действие рулевого управления, информирующее водителя о малейших нюансах поведения автомобиля и позволяющее идеально его контролировать.
Новый автомобиль принес и новый характер управляемости. Эластокинематика новой задней многорычажной подвески, где, кстати, теперь в качестве упругих элементов применены пружины, а не торсионы, добавила шарма поведению автомобиля в поворотах. Рулевое управление стало немного «тупее», ленивее, но за счет работы задней подвески с ростом боковой силы уменьшается недостаточная повора-чиваемость, позволяя автомобилю «не упираться» при входе в поворот, а легко туда заныривать. Одновременно с этим посредством кинематических связей в подвеске углы установки колес регулируются так, что склонность к заносу задней оси в «допредельных» режимах не проявилась. Великолепно.
Правда, есть одно «но». В погоне за снижением усилия на рулевом колесе в «спокойных» режимах движения разработчики увеличили интенсивность работы гидроусилителя при малых оборотах двигателя, а потому снизилось реактивное действие рулевого управления, пропала обратная связь. В результате, в глубоких поворотах (при повороте «баранки» на 45—65 градусов) слитности водителя с автомобилем уже нет, уверенность в управлении автомобилем снижается, возрастает напряжение. А вот на высокой скорости, при высоких оборотах мотора проявилась своеобразная «околонулевая» зона, охраняемая хорошим нарастанием усилия при выводе руля из нейтрального положения. Это позволяет водителю легко контролировать автомобиль в пологих «ходовых» поворотах. Но это уже скорее «автобанные» режимы движения. А на наших реальных дорогах в некоторых случаях можно отдать предпочтение модели 405.
Плавность хода. Здесь надо учитывать, что Peugeot 405 прошел адаптацию к российским условиям эксплуатации. Как следствие, подвеска стала более энергоемкой и, одновременно, заметно жестче. Мы туг же вспомнили, что наш первый, стародавний знакомый из того далекого теста еще не был адаптирован, и плавность хода у него была куда лучше. Сегодня же 405-й дословно повторяет все пологие волны асфальта, передавая большие вертикальные ускорения пассажирам и более жестко отзываясь на стыки и выбоины дороги.
Peugeot 406 по плавности хода гораздо лучше, но прежде всего это проявляется на незначительных дорожных дефектах — швы и стыки «проглатываются» практически безболезненно. А вот серьезные «болячки» на асфальте настораживают водителя больше чем прежде, и последний всеми силами стремится увернуться от них.
И по шумности Peugeot 405 остался далеко позади. Первое, что бросается в глаза, простите, в уши, при посадке в Peugeot 406 — это почти полное «отсутствие» двигателя. Его звук появляется лишь на форсированных режимах движения. Зато поют свою нескончаемую заунывную песню мощные шины, меняя тональность в зависимости от покрытия. В 405-м наоборот: при любом режиме движения, на любой скорости звук двигателя превалирует. Вскоре это начинает утомлять.
Еще раз оговоримся, что этот тест не должен был дать ответ на вопрос, что лучше. Разница в возрасте, безусловно, накладывает свой отпечаток: «старенький» Peugeot 405 не может претендовать на пальму первенства по целому ряду вопросов. Но очень важно то, что при этом он по-прежнему остается неординарным автомобилем на фоне огромной массы своих современников. Это большой плюс.
А вот что можно бросить в копилку новой машины. Peugeot 406 стал значительно комфортнее за счет снижения шумности и вибронагружен-ности. Сделан шаг вперед и в организации рабочего места водителя, хотя те, кто раньше был близко знаком с Peugeot 405, почувствуют себя в новом автомобиле как «в своей тарелке» — преемственность налицо.
Впрочем, к этому вопросу надо будет еще раз вернуться после того, как в Россию поступят первые адаптированные версии Peugeot 406, благо ждать осталось недолго. А пока там, где адаптированный Peugeot 405 «прет как танк», не заставляя водителя излишне щепетильно выбирать ровную дорогу, Peugeot 406 издает душераздирающие звуки из-за скребущих по порогам и днищу снежных комьев, становится беспомощным в глубокой колее.
И еще один неприятный сюрприз: разворачиваясь на Peugeot 406 в 15-градусный мороз, водитель едва-едва задел нарядным бампером-спойлером снежный сугроб на обочине, и спойлер… треснул. Что ж, маневрировать, конечно, надо аккуратней, но и от спойлера такой хрупкости мы никак не ожидали. Опять же: ждем адаптированный Peugeot 406!