Содержание статьи
Автомобильный холодильник — вещь, надо полагать, полезная. Особенно, если вы решили отправиться в дальнее автопутешествие, а столбик уличного термометра не желает опускаться ниже отметки в тридцать градусов.
Что из себя представляют автомобильные холодильники? Насколько они работоспособны? Ответить на эти вопросы мы попытались, проведя потребительский тест двух образцов. Называются они Веста и Холодок, а выпускаются киевским заводом Полюс.
КАК ОНИ ОХЛАЖДАЮТ?
Особенность этих автомобильных холодильников в том, что здесь нет ни массивного агрегата с компрессором, ни теплоносителя. Живительная прохлада добывается с помощью батареи термоэлектрических полупроводниковых элементов, которые при подводе питающего напряжения нагреваются с одной стороны и остывают с другой.
И если с помощью вентилятора отводить тепло от «горячей» части, то «холодная» часть будет в состоянии охладить еще и небольшую камеру. В зависимости от условий, устройство может работать не только как охладитель, но и как нагреватель. Такая схема легка, компактна и достаточно надежна.
Правда, термоэлектрический полупроводниковый холодильник, как и большие «кухонные» агрегаты, обладает значительной инертностью и выходит на рабочий режим не сразу. А еще нуж но учитывать то, что «точкой отсчета» является температура наружного воздуха, и поэтому его эффективность определяется конкретным значением температуры в камере, рассчитанной, как перепад по отношению к «забортной».
ВНЕШНИЙ ВИД И КОНСТРУКЦИЯ
Образцы, попавшие на тест, выполнены в виде пластиковых контейнеров, верхняя часть которых имеет крышку с замком. У Холодка крышка откидывается в сторону, а в закрытом положении запирается небольшой и очень удобной пластиковой защелкой. Удобной потому, что открывать и закрывать холодильник можно одной рукой, даже если он стоит за спинкой сиденья.
Крышка Весты сделана съемной и, кроме своего основного назначения, может использоваться как сервировочный поднос. Но вот открыть Весту можно только двумя руками: сначала перемещением рукоятки ( она же — ручка для переноски) в сторону разблокируется замок и только потом можно снять саму крышку.
Удобным это назвать нельзя, поскольку если вы едете на автомобиле один, то перед тем как достать что-нибудь из холодильника, вам придется остановиться. Кроме того, габаритные размеры Весты далеко не во всех случаях позволяют разместить холодильник за спинкой переднего сиденья — Холодок в этом смысле удобнее.
В нижней части корпусов расположены вентиляционные окна и две управляющие клавиши. Ими выбирается режим нагрева или охлаждения и устанавливается требуемая интенсивность процесса. Рядом с клавишами сделано углубление для штекера и электрического кабеля, связывающего холодильник с гнездом прикуривателя.
Место для кабеля оптимально, а вот кнопки следовало бы расположить выше, в идеале — на крышке. Так удобнее по всем статьям. Нелишними были бы и светодиоды, к примеру, красного и зеленого свечения. Ток они потребляют ничтожный, а информативность обеспечивают великолепную: и режим не перепутаешь, и выключить холодильник на стоянке не забудешь.
Теперь поговорим о вместимости. Различные габариты холодильников подразумевают отличия в объемах холодильных камер: у Холодка таковой составляет 9,2 куб. дм, у Весты — 13,3 куб. дм. Холодильная камера Весты выполнена двухобъемной, с отдельной полочкой для хранения банок с напитками.
Кроме того, специальные под-штамповки в крышке холодильника позволяют зафиксировать в вертикальном положении бутылки высотой до 340 мм. То есть сюда по высоте помещаются все популярные ныне пластиковые бутылки с напитками. Возможности Холодка скромнее, и в него уже нельзя упрятать практичные пластиковые бутылки, они здесь не помещаются.
СВЕЖО… ПРОХЛАДНО… ХОЛОДНО
Схему тестирования холодильников мы выбрали такую. На дне холодильной камеры закрепили термометры, с помощью специального тройника подключились к гнезду прикуривателя и, стараясь обеспечить более-менее стабильный микроклимат в салоне автомобиля, отправились в путь. На улице была жара — 28—30 градусов. Показания внутренних термометров снимались через каждый час до того момента, пока температура внутри холодильника не стала стабильной.
В задачу второй части эксперимента входило определение изотермических свойств корпусов холодильников, иными словами — способности сохранять холод при отключении питания.
Вот что выяснилось. Оба холодильника обеспечивают заявленный в руководствах по эксплуатации перепад температур в 26 градусов и выходят на этот режим через 2,5—3 часа. Получается, что использовать Весту или Холодок целесообразнее всего в дальних поездках, а отправляясь на дачу (особенно, если этот путь занимает менее 1,5—2 часов), нужно учитывать инертность вашего «оазиса прохлады» и заранее охладить продукты.
Важно и то, что максимальную эффективность охлаждения автомобильные полупроводниковые холодильники обеспечивают при напряжении питания от 13,5 до 14,5 вольт, то есть при работающем двигателе. Если же запитывать холодильник от «голого» аккумулятора (напряжение на его клеммах в лучшем случае будет 12 вольт), холодоотдача упадет.
Интересно, что несмотря на различную потребляемую мощность (наши замеры показали, что Веста потребляет ток 6,2 А, а Холодок — 5,8 А), эффективность холодильников оказалась практически одинаковой, но Веста показала лучшие изотермические свойства — ее корпус активнее сопротивлялся проникающему извне теплу: если для «нагрева» холодильной камеры и ее содержимого от 3 °С до «забортных» 28 °С Холодку понадобилось примерно три часа, то Веста сражалась с жарой больше четырех часов.
Что касается экспериментов в режиме нагрева, проводить их в летнее время мы сочли неуместным, а поговорим об этом ближе к зиме.