Содержание статьи
Взгляните на витрины автомобильных магазинов и киосков: в глазах рябит от многочисленных бутылочек и баночек, этикетки которых сулят много заманчивого. У рядовых водителей отношение к этой химии разное — от насмешливо-скептического до восторженного, но преобладает некий настороженный интерес. В самом деле, цены-то немалые, а реальная отдача — кто за нее поручится?
Разом охватить «химическое море» невозможно. Задача предлагаемого обзора — разобраться в присадках к топливу и маслам на примере изделий, которые производит германская компания SAT, а продает торговая фирма Genser.
НЕБОЛЬШОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Судя по каталогам различных фирм, номенклатуру интересующих нас препаратов можно назвать устоявшейся. Встретить нечто «этакое», ни на что не похожее, практически невозможно.
Качественный уровень изделий-аналогов, завоевавших признание в конкурентной борьбе, в значительной мере близок. Надо учесть, что в развитых странах выпуск подобных товаров обставлен множеством предписаний (технических, экологических и прочих), а экспертизы независимых исследовательских организаций позволяют следить за соблюдением этих норм.
Тем не менее, какие-то особенности (пусть небольшие) у продуктов разных фирм могут быть, а выбор (с учетом наших тяжелейших условий эксплуатации) зависит от компетентности поставщиков-посредников. В частности, фирма Genser предпочитает продукты SAT, а мы рассмотрим их по порядку, разделив на группы.
ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Пожалуй, на первое место по практической важности следует поставить присадку к бензину, которая называется Benzin Additiv. Сколько раз она подвергалась испытаниям автомобилестроительных компаний и независимых лабораторий — не счесть. Полученные результаты достаточно единообразны и, в самых общих чертах, свидетельствуют о следующем.
В товарном бензине хоть чуть-чуть (а иногда и весьма ощутимо), но присутствуют тяжелые фракции и иные включения, прорвавшиеся через производственные очистительные заслоны. Они ухудшают процесс горения топлива и образуют нагар на деталях. Для борьбы с этим в товарный бензин вводят (по крайней мере, должны вводить) специальные добавки, но очень понемногу, поскольку они дороги.
Дополнительная же присадка обеспечивает уверенный результат. Так, в заключении фирмы Porsche, сделанном на основе ходовых испытаний модели 944, говорится, что клапаны попросту остались чистыми, а это самые «чувствительные» к нагару детали. Скрупулезные исследования немецкого института VEBA OEL (автомобиль Mercedes, двигатель 2,3 л) показали, что темп прироста нагара при использовании присадки SAT снижается втрое (63 г против 188 г за один опыт), при этом концентрация препарата составляет 1:200 (баночка 200 мл на бак емкостью 40 л).
Одновременно полностью исключаются отложения в системе питания от бака до карбюратора или форсунок (а впрыск, как известно, дело тонкое), а также связывается содержащаяся в бензине вода, что спасает систему от коррозии, а зимой еще и от обледенения. Самые оптимистичные результаты получились в экспериментах фирмы АМТ. Установлено, в частности, что при использовании присадки SAT в неухоженном моторе идет постепенное удаление уже накопленного шлама.
Впрочем, для последнего случая предусмотрены специальные быстродействующие средства. Так называемый очиститель клапанов Ventil Reiniger удаляет отложения и с самих клапанов, и с рабочих поверхностей камер сгорания, свечей, коллектора. Делается это так: при работе мотора на холостом ходу прямо в карбюратор льют тоненькую струйку препарата, растягивая содержимое бутылочки минут на десять.
Если же мотор оснащен системой впрыска, то продукт выливают в бак, когда он почти пуст, и тоже «крутят» двигатель на холостом ходу в течение 10—15 минут. Экспертиза уже упоминавшейся фирмы АМТ показала, что за один такой «сеанс» снимается примерно 40 % нагара, поначалу очень обильного.
В том случае, когда основная цель состоит не столько в избавлении двигателя от нагара, сколько в радикальной чистке самой системы впрыска, ее форсунок, то используют препарат Einspritzsystem Reiniger, а применяют его также, как предыдущий. В наших условиях, на нашем бензине, необходимость в такой обработке, увы, достаточно велика.
Надо упомянуть и средство Korrosions Schutz, которое служит консервантом топливной системы при постановке машины на долгую стоянку (скажем, на зиму). Если влить его в бак при последней заправке, то все приборы и трубопроводы, связанные с подачей бензина, получат надежную защиту от коррозии.
Наконец, особо остановимся на добавке к моторному маслу, которая называется Motorol Additiv. Особо потому, что усилиями некоторых «энтузиастов» дополнительные присадки к маслу стали у нас своего рода «полем чудес» и, соответственно, предметом ожесточенных дискуссий. Хотя при объективном подходе тут нет почвы ни для того, ни для другого.
Даже не очень прилежному студенту автомобильного вуза известно, что лишь 7 % энергии расходуемого топлива тратится на преодоление внутреннего трения в двигателе. Иными словами, если создать волшебную антифрикционную присадку, ликвидирующую это трение совсем, то можно сэкономить лишь 7 % бензина. Чудес, однако, не бывает, и реальные препараты позволяют сберечь один, от силы полтора, в пределе — 2 % топлива (любые цифры выше этих порождение недобросовестной рекламы). Впрочем, главная задача подобных добавок совсем в другом.
Это своего рода страховка для скверных ситуаций — перенапряжения двигателя, вынужденной заливки низкосортного масла (хотя бы для пополнения), неполадок в системе смазки и т. п. Все это нам близко, и именно с этой точки зрения следует оценивать присадку Motoroel Additiv, не забывая о высокой цене своего двигателя. А в том, что данное средство достаточно эффективно, убеждают эксперименты INFKO (Институт поршневых двигателей в Ганновере), но еще больше тот факт, что потребителям обещают 10-процентное снижение отнюдь не расхода бензина, а внутренних потерь мощности в двигателе.
ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Начнем опять-таки с присадки к топливу. Если об октановом числе бензина знает каждый автомобилист, то о цетановом числе дизельного топлива не вспоминает никто, а именно этот показатель обуславливает эффективность горения. Для нас дизтопливо — просто «солярка», а какие там фракции и примеси, каков в итоге качественный уровень — кто ж его знает…
Так вот, присадка Diesel Additiv по данным независимой экспертной организации FIS повышает цетано-вое число примерно на 12 %, тем самым оптимизируя рабочий процесс в цилиндрах и снижая расход «солярки» в среднем на 3,6 %. А что еще важнее — вследствие облагороженного горения в выхлопе становится меньше сажи на 40—70 % (это уже результаты испытаний VEBA OEL). Соответственно резко падает и прирост нагара.
Чрезвычайно актуальна для дизелей задача своевременной очистки системы питания, в особенности — форсунок. Для этого выпускается специальная жидкость System Reiniger. Порцию препарата вливают в бак, когда он почти пуст, и запускают двигатель минут на десять. На этом и заканчивается вся процедура, в обычных условиях (при разборке j требующая много труда, времени и высокой квалификации исполнителя.
Отечественное дизельное топливо создает нам серьезную, но мало кому известную проблему. В нем неизбежно присутствует сера. По этому признаку товарную «солярку» делят на две категории — с содержанием серы до 0,2 % и от 0,2 до 0,5 %. Водитель, вставляющий шланг в горловину бака, никакой информации об этом не имеет: есть топливо, и слава Богу. Между тем, наличие серы даром не проходит: в картере появляется серная кислота, вызывающая коррозию деталей и резко сокращающая срок нормальной службы масла. Радикальная профилактика заключается в использовании препарата Schwefel Neutralisator — дополнительной присадки к маслу, смысл которой ясен из самого названия (нейтрализатор серы).
Наконец, несколько слов еще об одной проблеме, актуальной для нашего климата. Дизтопливо — не бензин, при низких температурах оно густеет, а потом и вовсе замерзает, в связи с чем его делают в двух исполнениях — летнем и зимнем. Опытные водители знают: не дай Бог «войти в зиму» с летним топливом в баке! Уже при —5 °С оно мутнеет, что означает образование парафиновой кристаллической решетки, приносящей чрезвычайные трудности с пуском и подачей.
Но и зимняя «солярка» согласно ГОСТа может помутнеть уже при —25 °С, а на деле гораздо раньше (из-за присутствия воды). Словом, в суровую зиму эксплуатация дизельного двигателя дается непросто. Вот для этой цели и выпускают специальное средство Diesel Kalteschutz, которое существенно улучшает низкотемпературные свойства дизтоплива: уменьшает вязкость, химически связывает парафин и воду. Тестирование ряда двигателей при —27 ос показало отсутствие каких-либо тревожных симптомов, указывающих на ухудшение пуска мотора или прокачива-емости системы питания.
ПРЕПАРАТЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
Под общим назначением имеется в виду лишь то, что продукты, о которых пойдет речь, равно пригодны и для бензиновых двигателей, и для дизелей.
Два из них достаточно ординарны по своему назначению. Жидкость Kuhler Dicht представляет собой синтетический герметизатор системы охлаждения. Если в радиаторе или каком-то стыке обнаружилось подтекание, порцию препарата вливают в систему охлаждения (неважно, что там — вода или антифриз), после чего течь затягивается. Важно, что при этом на рабочих деталях не образуется осадка, ухудшающего их теплопроводность.
Если же система засорена накипью или другими отложениями, используют средство Kiihler Reiniger. После десятиминутной «химической чистки» осадки растворяются и теплопроводность системы восстанавливается. В принципе, действие обоих упомянутых препаратов Нам знакомо, но дело в эффективности: все-таки фирменный герметик должен работать лучше порошковой горчицы, а специальный очиститель — лучше самодельных составов.
Более оригинальным следует признать средство, которое называется Stoppt Motorol Verlust. Это жидкость, которая позволяет устранить подтекания масла через дефектные резиновые уплотнители. Порцию продукта просто вливают в масло, где оно никак не влияет на саму смазку, но воздействует на резиновые детали, возвращая им эластичность. Таким образом, простенькая операция может заменить целую ремонтную эпопею.
В заключение немного остановимся на препарате, предназначенном для очистки системы смазки от грязи и отложений. Такая задача обычно встает перед водителем, который решил перейти от использования дешевого низкосортного масла к дорогому, современному, высококачественному.
Дальше при езде на хорошем масле нужды в промывке не будет, но перед первой заправкой такая операция крайне желательна. Очиститель Anti Schwarz Schlamm привлекает простотой применения: его надо влить в картер, когда до замены масла осталось проехать 100—200км. Ну, а какова реальная действенность? Такая практическая проверка была проведена силами редакции (разумеется, с привлечением специалистов).
Получилось следующее. Во-первых, продукт не влияет на физико-химические свойства масла, поэтому вливать его можно безбоязненно. Единственное, что следует иметь в виду — при «промывочном» пробеге все-таки лучше оберегать двигатель от перегрузок, ездить спокойно. Во-вторых, вынос отложений (низкотемпературного «черного» шлама) идет активно; анализ показал, что в «отработке» содержится примерно на 25 % больше растворенной органики, чем обычно. Многое принимает на себя масляный фильтр, поэтому целесообразно вести промывку, когда есть уверенность, что фильтр еще не забит.
В-третьих, надо озаботиться, чтобы слив отработанного масла был предельнотщательным, буквально до последней капли, а машина стояла бы ровно, исключая образование лужиц в углах картера. Есть и в-четвертых. Anti Schwarz Schlamm снимает налет желтого высокотемпературного лака на поршнях, но это и не входит в его функции, поскольку не относится к промывке и не мешает переходу на другой сорт масла.
Наконец, последнее замечание. Препарат удаляет не только шлам, но и металлическую пудру — последствия износа деталей. В связи с этим можно предположить, что такая промывка имеет смысл не только для грязного, запущенного двигателя, но и для относительно чистого, только-только прошедшего обкатку после капитального ремонта.