Замена ремня ГРМ – важная процедура в комплексе ТО автомобиля. Она займет не более 30 минут, но при этом станет гарантом того, что двигатель будет работать стабильно и без перебоев. Очень важно регулярно проверять состояние ремня ГРМ, иначе проблемы с ним могут стать причиной серьезных поломок, требующих крупных финансовых затрат.

Почему так важна проверка состояния ремня ГРМ

Срок службы ремня составляет 50000-100000 км пробега. После истечения указанного периода требуется установка нового ремня, натяжных роликов, помпы и шкивов.

Точные сроки покупки и замены ремня ГРМ прописаны в инструкции завода-изготовителя к транспортному средству. В реальности указанное может отличаться в меньшую сторону, так как условия эксплуатации могут быть сложными. В результате узлы и механизмы изнашиваются гораздо быстрее. Специалисты рекомендуют оценивать состояние ремня ГРМ каждые 40000-45000 км пробега.

Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) принимает участие в синхронизации работы поршней и системы зажигания. Он натянут на шкивах распределительного и коленчатого валов. Дополнительно этот механизм является приводом водяного насоса. Требуемое натяжение ремня обеспечивается специальным роликом.

Если не следить за техническим состоянием ремня ГРМ, произойдет его обрыв. В результате произойдет столкновение впускных и выпускных клапанов с поршнями, что приведет к тяжелым поломкам. Это потребует дорогостоящего ремонта.

Признаки, указывающие на необходимость замены ремня ГРМ

Визуальное проявление неполадок – трещины и надрывы, различимые на поверхности узла. К другим признакам износа ремня ГРМ относят:

  1. Длительность эксплуатации элемента. Срок службы ремня напрямую зависит от пробега транспортного средства. «Возраст» этой детали также имеет значение. Даже если автомобиль в течение долгого времени стоял без движения, ремень все равно портится из-за старения, утрачивая показатели эластичности и прочности. В среднем, ремень трескается через 5 лет.
  2. Снижение показателей мощности, проблемы с запуском двигателя. Если ремень ГРМ изношен или слабо натянут, он может перескакивать на шкиве через несколько зубцов. При таких условиях нарушается функция системы зажигания: топливная смесь воспламеняется либо раньше, либо позже положенного времени. Появляются провалы в тяге, запуск двигателя происходит неуверенно, появляются вибрации.
  3. Появление черного дыма. Если ремень ГРМ находится в ненадлежащем состоянии, топливная смесь в двигателе сгорает не до конца. Результат – разрушение или оплавление катализатора. Часть невыработанного топлива попадает в выпускную систему, допустимая температура повышается. Внешне неисправность выражается в появлении хлопков при выхлопе и черного дыма из трубы.
  4. Посторонние звуки в двигателе. Водитель может заметить, что появляются нехарактерные щелчки, тиканье, шум, доносящиеся из-под кожуха. По мере увеличения оборотов двигателя звуки становятся более частыми и интенсивными.
  5. Протечки в приводе. Протечки масла или охлаждающей жидкости указывают на проблемы с ГРМ. При износе сальника коленчатого вала на ремень попадает определенное количество смазки. Когда стыки утрачивают герметичность, на ремень попадает антифриз. Это приводит к ускоренному износу ремня и перескакиванию по зубцам шкивов.
  6. Холостое вращение стартера. Невозможность воспламенения топливной смеси при работе вхолостую указывает на то, что отсутствует компрессия. Это связано с механическим повреждением клапанов, изогнутых из-за столкновения с поршнями. Такое последствие лопнувшего ремня ГРМ является наиболее серьезным и тяжелым. В таком случае потребуется замена двигателя либо его восстановление. Обе эти процедуры очень дорогостоящие.

Диагностика ремня ГРМ несложная, но очень важная. Если своевременно выявить его износ, можно предотвратить серьезные последствия, которые потребуют дорогой и сложный ремонт.