Генератор УАЗ Патриот: какой установлен, замена

Любой автовладелец знает о том, что генератор – это особый электрический агрегат, посредством которого происходит преобразование механической энергии в электрическую. Данное устройство обеспечивает электроэнергией огромное количество устройств, систем и элементов в автомобиле.

В автомобиле УАЗ «Патриот» с 409 двигателем заводом-производителем установлен генератор «Искра 120А». Конструкция данного устройства содержит выпрямитель тока, выполненный из прочного кремния. Также в генератор встроено реле напряжения. Благодаря наличию обоих элементов удается поддерживать значение напряжения в требуемых показателях, установленных производителем.

УАЗ «Патриот»

Стоимость оригинального генератора находится в пределах от 5000 до 8000 рублей, и окончательная цена зависит от магазина, который занимается продажей. При необходимости, например, во время замены можно установить аналог генератора, который подойдет на «Патриот».

В таблице приведены популярные модели используемых генераторов с их артикулами и ценами.

ГенераторАртикулСтоимость, в рублях
УАЗ, ГАЗ двигателя УМЗ-417.10, ЗМЗ-511 14В/40А Г250П2.3701-03 (ОАО ЗиТ)Г250П2-3701000-П23790
УАЗ «Патриот» дв.ЗМЗ 409.10 120А 5122.3771-30 (ПРАМО)5122-3771-305170
ГАЗ, УАЗ двигателя ЗМЗ-405, -406, -409 14В/90А 9422.3701 (ОАО ЗиТ)9422-37010003820

При необходимости можно купить дешевый аналог и сэкономить на замене.

Замена генератора 

Процесс эксплуатации любого транспортного средства не обходится без возникновения каких-нибудь поломок. Одной из наиболее частых и серьезных на UAZ «Patriot» является выход из строя генератора. Если не осуществить ремонт или замену данного агрегата своевременно, то дальнейшая эксплуатация автомобиля будет невозможной.

Почему генератор выходит из строя?

Одна из причин поломки генератора заключается в небрежной эксплуатации транспортного средства. Предупредить о поломке может неприятный звук, который будет исходить со стороны генератора во время поездки.

Генераторы

Также выйти из строя может не сам генератор, а его составляющие элементы, и в этом случае можно обойтись только лишь ремонтом. Но если вовремя не исправить ситуацию, генератор сломается, и потребуется его замена.

За заменой генератора рекомендуется обращаться в специализированные СТО, где за работу готовы взяться настоящие профессионалы своего дела. Они проведут качественную диагностику, установят причину и быстро отремонтируют генератор или установят новый. При необходимости можно выполнить замену своими руками. Но для этого потребуется ознакомиться с тем, как устроен УАЗ Патриот и схема подключения генератора. Кроме этого, можно посмотреть различные фото или видео проведения подобных процессов.

Замена своими руками подразумевает выполнение нескольких этапов.

Подготовительный этап

В этом случае автовладельцу необходимо подготовить требуемые инструменты, а также купить новый генератор – это может быть оригинальная модель или ее аналог. В качестве инструментов понадобятся:

  • отвертки;
  • ключи на различные диаметры;
  • удлинитель;
  • молоток.

После этого можно приступать к следующему этапу.

Основной этап

Основной этап замены генератора подразумевает его снятие и установку нового агрегата. Процесс снятия делится на несколько шагов:

  • Сначала потребуется установить автомобиль на ремонтное место и позаботиться о фиксации его колес. Также потребуется отключить двигатель и снять клеммы с аккумулятора. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность проводимых работ.
  • Далее необходимо отключить от генератора колодки с проводами. Делать это нужно максимально осторожно, чтобы не повредить проводку и отверстия, куда крепятся провода.
  • После этого необходимо открутить гайку с минусовой клеммы и извлечь основной кабель, подключаемый к генератору.

Откручиваем гайку

  • Четвертым шагом станет демонтаж приводного ремня. Для этого сначала потребуется ослабить ролики, за которые закреплен ремень, а потом приступить непосредственно к его снятию.

Демонтаж приводного ремня

  • Следующий шаг – ослабление натяжение контр — болта и гаек верхнего крепления. Важно в это время придерживать генератор, чтобы было легче открутить крепежный элемент.

Ослабление контр-болта и гаек

  • То же самое проделывается с болтами и гайками в нижней части генератора.

Наконец, владельцу «Патриота» останется открутить два болта крепления верхнего кронштейна и извлечь генератор. После этого можно либо отремонтировать вышедший из строя агрегат, если во время осмотра окажется, что это возможно, либо все-таки установить новый.

Два болта крепления

Обратная установка генератора выполняется точно так же, как разбор конструкции, но действовать нужно в обратно порядке. Поэтому важно в процессе работы помечать болты, гайки и другие крепежные элементы, чтобы можно было понять, за фиксацию какого элемента они отвечают.

Проверка работоспособности

Когда сборка конструкции будет завершена, останется только проверить работоспособность нового генератора. Для этого необходимо подсоединить клеммы к аккумулятору и завести двигатель.

Патриот

Отсутствие какого-либо звука со стороны генератора подскажет, что работа была выполнена успешно и можно продолжать эксплуатацию автомобиля. Те же самые работы проводятся для УАЗ «Патриот» с кондиционером.

Чтобы впоследствии подобные проблемы не возникали слишком часто, и не приходилось изрядно тратиться на покупку нового генератора, рекомендуется регулярно проводить осмотр состояния всего автомобиля и выполнять своевременный ремонт вышедших из строя элементов.

Генератор умер… Да здравствует генератор!

После недавно проведенного ТО генератора Стартвольт ничто не предвещало беды! Генератор просто великолепно заряжал АКБ, которая теперь легко заводила авто и не подавала признаков разряда после недели простоя, что несомненно радостно.

Но идиллия была не долгой — по неизвестной на данный момент причине генератор умер. Нет зарядки и алес. Еще и с интересными симптомами — зарядка может появиться на холостых, но с ростом оборотов ее опять нет. Лампа на приборке загорается и тухнет сама по себе без зависимости от выдачи генератором напряжения. Магия, очень похожая на отпаивание обмоток.

Т.к. кататься на машине нужно, а возиться с имеющимися генератором довольно долго — надо покупать новый! И на этом моменте начинаются вопросы: родной покупать бессмысленно — ВАХ у него совсем грустная, регуляторы напряжения надо менять. В общем из коробки ставить на авто его не рекомендуется! Все в лучших традициях УАЗа — перед сборкой доработать напильником…

Но давно на просторах Всемирной Паутины мне встречалась информация о генераторах на 406 мотор для Волг с паспортными 110 амперами (а наш родной 120, стартвольт аж 135), но имевшие просто сказочную ВАХ и правильный регулятор напряжения.

Поиск по каталогам выдает нам каталожный номер — 3002.3771.

Размеры

Размеры

Важные моменты: шпилька выводная тут м8 (готовьтесь рассверливать/иным способом дорабатывать контакты) и диаметр корпуса 140мм (родной 120мм).

Токоскоростная характеристика

Токоскоростная характеристика

Вот самое интересное — генератор выдает 93 ампера (судя по картинке) уже при 1000 оборотов/минуту мотора (отношение шкивов у нас 1 к 3). То есть на холостых у нас будет хватать отдачи генератора для снабжения электроэнергией систем авто.

Сразу скажу о некоторой неоднозначности характеристики данного генератора: В старых документах указано, что данная характеристика снималась для сильно нагретого генератора, и если он хоть немного охлаждается — он выдает 120 ампер. И во всем диапазоне выдает несколько больше.

Данная информация больше форумная и старая, но после полевых испытаний можно сказать однозначно — генератор держать включение обоих печек на максимум, ближний и дальний и вентиляторы охлаждения на первой скорости (половина максимальной мощности) без просадки напряжения — 14.2-14.1В. Иными словами информация о том, что такие генераторы выдают несколько больше, чем прописано в паспорте — подтверждается.

Ценник на данный генератор немного выше, чем на родной, что может говорить о его более высоком качестве. Регуляторы подходят от генераторов ВАЗ 2110)

Вопросы по установке

Как бы вкусно не было вышеописанное — данный генератор просто так не поставить к нам! Есть 3 проблемы:

Он имеет другое нижнее ухо, которое не дотягивается до штатного отверстия 18мм. Тут спасает пластника металла с парой отверстий. Соответственно с закреплением генератора проблема решена.

Схема плстинки

Схема плстинки

Необходимо провернуть корпус — делается очень быстро и просто. Описывать бессмысленно. 4 болтика и дело в шляпе.

Последняя проблема — длинна ремня! Генератор больше в диаметре штатного, что выдвигает его немного вверх по диагонали. А описанное выше несоответствие отверстий поднимает генератор еще выше! Мне пришлось поменять единственный обводной ролик на маленький ролик автонатяжителя! и немного подвинуть ГУР. Принимайте это во внимание.

На стандартных машина хватит замены обоих обводных роликов на маленькие ролики автонатяжителя с использованием Втулки ролика генератора от Калины и Шнивы, тк диаметры отверстия в ролике и тела болта не соответствуют.

Втулка ролика

Втулка ролика

Данных втулок надо 2 штуки на каждый ролик. Данные втулки надо доработать — отрезать по 3мм с узкой стороны и рассверлить сверлом 12мм. Сверлить можно хоть «Елочкой» — металл очень мягкий (мы Елочкой и сверлили). Отрезать надо аким образом, чтобы внутреннюю обойму подшипника зажимало втулками. Даже если немного переборщить — не страшно! Втулки тут только для центровки ролика на болту.

Таким образом установка данного генератора решила сразу несколько вопросов для меня:

1. Энергоснабжение отличное
2. В машине применяется только один тип роликов — маленький для автонатяжителя
3. Выводная шпилька м8 гораздо лучше фиксирует кабель 50кв мм.

Соответсвенно могу рекомендовать этот генератор на замену стандартному в случае необходимости замены последнего. Ставиться он проще, нежели Стартвольт (не надо пилить уши генератора, переставлять шкив). И работает лучше.

Устройство и особенности генератора на УАЗ Патриот

 

Генератор УАЗ Патриот предназначен для сохранения заряда аккумуляторной батареи и функционирования электрического оборудования при работе силового агрегата. Электрическая машина оснащается ременным приводом от коленчатого вала двигателя. В конструкции узла предусмотрен выпрямляющий блок, имеется защитный предохранитель, срабатывающий при перегрузке оборудования.

генератор

Генератор на УАЗ патриот.

Устройство и особенности

Завод комплектует автомобили синхронными генераторами Iskra, Прамо Электро или БАТЭ, оснащенными кремниевым выпрямительным блоком и автоматическим корректором напряжения. На вал ротора установлен шкив, который фиксируется шпонкой и гайкой. Крутящий момент передается от коленчатого вала мотора при помощи ременной передачи с ручным механизмом натяжения.

При регулировке следует придерживаться рекомендаций завода-изготовителя, т. к. чрезмерное натяжение приводит к преждевременному выходу из строя подшипниковых опор.

Диодный выпрямительный блок выполнен съемный, что упрощает процедуру ремонта оборудования. Устройство выпрямления герметично, т. е. обеспечено сохранение работоспособности при попадании воды. Номинальное напряжение на выходе составляет 14 В, сила тока не превышает 80-90 А (на машинах с кондиционером параметр увеличен до 110-120 А).

Ротор установлен на 2 шариковых подшипниках, вращается в правую сторону (если смотреть со стороны привода). Внешний кожух генератора выполнен из алюминиевого сплава, предусмотрен вентилятор для охлаждения.

Диодный мост

Полупроводниковый диодный мост, установленный на внешней части задней крышки электрогенератора, предназначен для преобразования переменного тока в постоянный. В конструкции узла применены кремниевые диоды, позволяющие проводить напряжение только в одном направлении.

Для предотвращения коротких замыканий детали расположены в герметичном кожухе. При работе устройство охлаждается конвекционным методом и потоком воздуха, создаваемым вентилятором, установленным на роторе.

диодный мост

Полупроводниковый диодный мост на Уаз патриот.

Трехуровневый регулятор

В заводской сборке в конструкции генератора используется стандартный выпрямительный блок, который работает без учета температуры окружающей среды. В результате наблюдается просадка напряжения и неполноценная зарядка АКБ.

Для повышения рабочих параметров электрогенератора применяется модернизированный 3-уровневый регулятор. Устройство автоматически корректирует параметры тока в выходной цепи генератора, ориентируясь на температуру воздуха. В конструкции предусмотрен механический тумблер для переключения в режим зимней работы.

Автомобили Patriot не обеспечивают зарядку батареи из-за снижения частоты вращения ротора генератора при движении по бездорожью (при подаче дополнительной нагрузки на электрические цепи).

Ситуацию исправляют заменой шкива (для увеличения числа оборотов ротора) или установкой более мощного генератора, производимого альтернативными поставщиками. Применение 3-уровневого регулятора позволяет улучшить работу электрогенератора, монтаж дополнительного устройства выполняется самостоятельно.

Снятие генератора

Алгоритм снятия генератора с автомобилей Патриот с бензиновым двигателем ЗМЗ 409:

пошаговое снятие с Уаз патриот

Пошаговое снятие генератора с УАЗ патриот.
  1. Отключить отрицательный провод от аккумулятора.
  2. Отсоединить штекер с кабелями, подсоединенный к обмоткам возбуждения.
  3. Открутить гайку, фиксирующую провод к положительной клемме электрогенератора.
  4. Ослабить натяжной ролик, провернув болт крепления ролика, а затем вращать винт, уменьшающий натяжение ременного привода.
  5. Удалить ремень со шкивов, а затем открутить контрящий болт корпуса генератора.
  6. Открутить гайку, предназначенную для фиксации верхней части устройства к переходному кронштейну.
  7. По аналогии откручивается нижняя точка крепления, фиксирующий болт извлекается из отверстия.
  8. Отсоединить кронштейн от блока цилиндров (крепится 2 гайками) и демонтировать генератор для ремонта или обслуживания.

На автомобилях с дизельным двигателем 4CT90-1 (Андория) для привода генератора используется единый ремень, вращающий шкив вентилятора, соединенный с ротором водяной помпы. Перед началом демонтажа электрогенератора потребуется снять крыльчатку, препятствующую удалению ремня и перекрывающую доступ к болтам.

Дополнительно снимаются воздушные патрубки, закрывающие доступ к генератору. Корпус генератора используется для натяжения ремня, регулировочный болт расположен сверху, снизу смонтирована дополнительная опора.

Установка трехуровневого регулятора

Алгоритм установки оборудования на бензиновые и дизельные моторы УАЗ Патриот:

  1. Демонтировать генератор, а затем снять защитный кожух, расположенный на задней крышке.
  2. Отсоединить штатный регулятор напряжения, осмотреть состояние коллекторных пластин на роторе генератора.
  3. Установить на место модернизированный узел, который крепится и подсоединяется штатными гайками и проводами.
  4. Вывести дополнительный кабель с гофрированной защитой через дополнительное отверстие в защитной крышке.
  5. Установить контроллер управления на стенке моторного щита. Включить соответствующий условиям эксплуатации режим работы.
  6. Установить на штатное место генератор.

Следует учитывать, что применение 3-уровневого регулятора не является панацеей. Не рекомендуется подключать дополнительные электрические приборы к автомобилю с мотором, работающим на холостых оборотах.

Для питания внешнего оборудования рекомендуется использовать портативные бензогенераторы, оснащенные выпрямительными блоками.

Схема подключения

Корпус регулятора подключается к кузову автомобиля, штекер с литерой Ш используется для подсоединения к модернизированному щеточному узлу. Второй выход от щеток подходит к третьему контакту Б регулятора. Колодка Б соединяется с положительным полюсом батареи через реле, работающее от замка зажигания.

В панели приборов ставят резистор, чтобы индикатор не выдавал ошибки при холостых оборотах.

Подшипник генератора

Ротор генератора установлен на 2 шариковых подшипниках, расположенных в торцевых крышках. Подшипники оснащены защитными шайбами, предотвращающими попадание грязи на беговые дорожки и удерживающими смазку. При износе элементов появляется биение ротора и шум при вращении.

Для проведения ремонта электрическая машина снимается с мотора, а затем разбирается. Изношенные подшипники стягиваются винтовым съемником. Новые детали запрессовываются при помощи оправок, рекомендуется проверить количество смазки под защитными крышками.

Замена ремня

Для привода ротора генератора используется поликлиновый ремень, который имеет ограниченный срок службы. Узел подлежит замене при проведении регламентных работ или при появлении трещин на внутренней поверхности. Для доступа к ременному приводу потребуется удалить пластиковый диффузор и вентилятор с вискомуфтой.

Затем гаечным ключом ослабляется натяжной ролик, старый ремень снимается со шкива. После установки новой детали проводится проверка корректности прокладки ветвей, для регулировки натяжения используется ролик.