Восемь посетителей крупнейшего казино Лас-Вегаса выигрывают «специальный приз» – возможность принять участие в розыгрыше двух миллионов долларов. Хозяин казино, мультимиллионер Дональд Синклер, поместил в камеру хранения в городке Сильвер-Сити сумку с деньгами и раздал участникам розыгрыша ключи от этой камеры. Кто первый доберется до Сильвер-Сити – того и деньги. И вот участники гонки пускаются в путь… Однако они не знают, что за каждым их шагом наблюдают настоящие игроки – коллеги Синклера по бизнесу, делающие ставки на успех или неудачу «крыс».

В 80-х Джерри Цукер был участником знаменитого трио Цукер-Абрахамс-Цукер, мастеров кинопародии и создателей таких шедевров жанра, как «Голый пистолет» и «Аэроплан!». Затем он счел, что создание блокбастеров -занятие намного более прибыльное и благодарное, чем их пародирование.

Так родилось оскароносное «Привидение», которое принесло Вупи Голдберг «Оскара», а критикам – повод порассуждать о превращении талантливого пародиста в не менее талантливого эксплуататора самых расхожих и сентиментальных стереотипов голливудского кино.

В основу сюжета «Крысиных бегов» положена классическая комедия Стенли Крамера который продолжает снимать отличные комедии 2021 «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», и в отличие от многих недавних переделок классических фильмов Цукер достойно выдерживает гонку с предшественником: его герои безумнее, их проделки и казусы, которые с ними случаются, смешнее, и фильм не так затянут, как первоисточник.

Характерно, что роль главного противника героев вместо крамеровского полицейского взял на себя магнат из шоу-бизнеса – так изменились страхи д. простых американцев.

Такие яркие комедианты, как Аткинсон и Голдберг, легко могут «съесть» всех своих партнеров, особенно тех, кто не часто снимается в комедийных ролях. Понимая это, создатели фильма не дали им много экранного времени, предоставив возможность поиграть и другим.

Вообще, все главные роли сыграны замечательно (кроме обаятельного, но невыразительного Бреккина Майера, играющего постепенно раскрепощающегося зануду-адвоката), но особой похвалы заслуживает Кьюба Гудинг-младший. По уровню комедийной «оторванности» его обошел только Аткинсон, обреченный вечно играть «мистера Бина» и достигший в этом такого совершенства, что может легко обойтись без всякой помощи сценариста, режиссера и других актеров.

Зато для Цукера комедия, особенно комедия абсурда, – родная стихия. Демонстрируя класс молодым коллегам по жанру, он шутит про корову смешнее братьев Фарелли, про Гитлера и нацистов – тоньше создателей «Никки, дья-вола-младшего» и про «основные» детские и молодежные инстинкты – уместнее и пристойнее братьев Уэйанс. Крамера же он легко обходит по уровню трюков – многие из них сделали бы честь сверхдорогому боевику.

Фильм портит только одно -неожиданно сентиментальный финал. Сняв полтора часа отличной трюковой комедии, Цукер как будто спохватился и сделал настолько пошлую концовку, что финальная сцена «Привидения» по сравнению с ней – верх тонкого цинизма. Возможно, она задумывалась как пародия, но что-то не очень на нее походит. Хотя сюжетно такая концовка логична, обоснованна и завершает идею фильма о полной внушаемости современных людей, из стиля фильма она выпадает напрочь и оставляет во рту неприятное послевкусие – как ложка дегтя после бочки меда.