Содержание статьи

Эксплуатация прицепа непосредственно связана с необходимостью установить фаркоп на авто. И тут возникают определенные вопросы. Это связано с тем, что многие не знают, какой крюк для фаркопа лучше выбрать, и чем они вообще отличаются друг от друга.

Сегодня поговорим о разновидностях и классификации. А также обсудим вопрос возможности отдельной покупки этого элемента.

Если в конце у вас останутся какие-то вопросы, вы всегда можете задать их в комментариях. А мы уже постараемся максимально быстро ответить. Что ж, начнем.

крюк

Разновидности

Фаркоп это достаточно универсальный механизм, позволяющий перевозить не только прицепы. Это также отличное решение для тех, кому требуется транспортировать велосипеды, мотоциклы, крепить дополнительный багажник и пр. Причем все это можно сделать своими руками.

Крюк, который также именуется как шар ТСУ, можно разделить на 3 основные категории:

  • Несъемные. Или сварные. Такой крюк имеет соединение с балкой тягово-сцепного устройства методом сварки. То есть отделить его никак не получится. Проблема решения в том, что его нельзя убрать. А при повреждении или износе отдельно заменить крюк не получится;
  • Условно-съемные. Это уже шары с креплением под болты. Такой ТСУ называется условно-съемный, поскольку демонтировать сам крюк можно, но на это требуется достаточно много времени;
  • Быстросъемные. А вот быстросъемные конструкции наиболее удобные и практичные. Их популярность стремительно растет. И это легко объяснить. Они полностью соответствуют всем требованиям безопасности, здесь не используются никакие болтовые соединения. Дополнительные инструменты для монтажа и демонтажа не требуются.

крюки

Все же не стоит забывать об угрозах штрафа за фаркоп, о котором мы уже с вами говорили в отдельном материале.

А еще хочется напомнить о вопросе, связанном с регистрацией ТСУ. Перейдя по ссылке, вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. Они были раскрыты в одном из наших предыдущих материалов.

Классификация

Сейчас практически на любой автомобиль, будь то старенький УАЗ, либо современный Мерседес, можно приобрести необходимое тягово-сцепное устройство.

Вопрос лишь в том, какой именно крюк на нем будет использоваться.

Здесь есть несколько вариантов, если отталкиваться от существующей классификации. Как таковой универсальный крюк, подходящий под любой фаркоп, не существует. То есть шары (крюки) подбираются строго исходя из применяемого типа тягово-сцепного устройства.

С этим разобрались.

Следующий вопрос касается того, какой используется крюк для фаркопа. Нынешняя классификация предлагает несколько вариантов, которые маркируются буквами от А до N.

фаркоп крюк

Коротко о главном

Теперь рассмотрим все актуальные варианты, чтобы решить, какой буксирный крюк подойдет именно вам.

Сразу скажу, что цена на них разная. И тут многое зависит от того, какой вариант тягово-сцепного устройства вы используете.

  • А. Тип А относится к категории условно-съемных конструкций. Крепится 2 болтами. Простые, популярные, одни из самых распространенных. Грузоподъемность находится на уровне 1500 кг;
  • В. Полуавтоматический съемный узел. Основа фиксируется с использованием центральной гайки крепления. Конструкцию можно отделить. Вариант монтажа горизонтальный. А грузоподъемность также 1500 кг;
  • С. Тоже быстросъемник. Бывает вертикального и горизонтального варианта направления. Легко и быстро снимается, так же просто устанавливается. Но грузоподъемность варьируется от 1000 до 1500 кг;
  • Е. Съемная конструкция, снимаемая с применением специальной крепежной гайки. Вариант под квадрат, то есть подойдет для американского авто. Квадрат может обеспечивать грузоподъемность до 3500 кг;

фаркопы крюки

  • F. Относится к категории условно-съемных крюков. Имеет обычно кованый шар, а также 2 крепежных отверстия под болты типа М16. Крепится в 2 положениях, что позволяет регулировать высоту. Хороший выбор для внедорожных автомобилей. По грузоподъемности диапазон составляет от 1500 до 3500 кг;
  • G. Условно-съемная конструкция. Но тут используется 4 болта типа М12. Есть производитель предусмотрел 6 отверстий под крепление и более, тогда конструкцию можно регулировать по высоте. Актуальный вариант для кроссоверов и внедорожных автомобилей. Грузоподъемность тут от 2000 до 3500 кг;
  • H. Сварной тяговый крюк. То есть приваривается непосредственно к раме. Снять нельзя. Только если отрезать его болгаркой. Простая установка, низкая цена, неплохой уровень надежности. Но на современные машины уже не ставится. Подойдет только старенькому отечественному Жигуленку, к примеру. Грузоподъемность стандартная, до 1500 кг;
  • V. Во многом схожий крюк с типами G и F. Но регулировать положение крюка по высоте не получится. В основе лежат лишь 2 отверстия для крепления. Зато грузоподъемность до 2500 кг;
  • N. Универсальный и современный крюк с 4 отверстиями. Имеет 3 разновидности, варьируемые в зависимости от диаметра крепежного отверстия и межцентрового расстояния. Предельная грузоподъемность до 3500 кг.

Думаю, с этим все понятно.

Но есть еще некоторые вопросы.

крюк фаркопа

Можно ли купить отдельно

Приобретая комплект тягово-сцепного устройства, в него входит определенное количество компонентов. В основном это:

  • рама;
  • крюк (шар);
  • крепежные элементы;
  • проводка.

Сейчас качественные ТСУ продают не все. Разумеется, не все готовы тратить деньги на таких производителей как Imiola или тем более Westfalia. Но есть и достойные промежуточные варианты в виде тех же Thule Brink, Baltex или же Bosal.

Покупая изначально качественный комплект, потребность в покупке отдельного крюка вряд ли возникнет. Только если не произойдет какой-то казус, его украдут, сломают и пр.

Купить отдельно такой элемент фаркопа можно. Причем многие магазины с удовольствием предложат различные варианты на выбор. Тут будет правильно брать оригинальный крюк. То есть шар того же производителя и от той модели ТСУ, которое стоит на вашем транспортном средстве.

С чем могут возникнуть проблемы, так это с покупкой отдельного блока современного крюка, который автоматически складывается и прячется за задний бампер. И, конечно же, если это сварная конструкция, найти под нее отдельный буксирный крюк точно не получится. Это вполне логично.

крюк фаркоп

Какой будет цена на отдельный шар, сказать сложно. Но рассчитывать на сумму менее 1000 рублей все же не стоит.

Хорошие варианты, которые мне встречались, стоили от 1500 рублей и выше.

Устройство фаркопа: типы крюков

Что такое крюк, шар фаркопа?

Крюк фаркопа, или шар — конструктивная часть изделия, предназначенная для присоединения к автомобилю буксируемого средства (прицепа и пр.).

Тип шара, основной детали крюка ТСУ, определяет грузоподъемность этого оборудования. Рассмотрим самые распространенные типы крюков (шаров фаркопов), которые отличаются по способу крепления к балке фаркопа. Характеристики этих крюков сходны у разных производителей.

Тип шара А

Это съемный (условно), на 2-х болтах, крюк:

Крепится и при необходимости может быть снят при помощи гаечных ключей. Наиболее распространенный, надежный и неприхотливый в эксплуатации тип. Грузоподъемность до 1500 кг. Если Вы ищете простой и надежный фаркоп, то стоит обратить внимание именно на этот тип.

Тип шара С

Это быстросъемные крюки фаркопов-полуавтоматов

Быстросъемный крюк с горизонтальным креплением к балке

К этой серии относятся фаркопы разных производителей:

Ekofit

Рис. Система Bosal VFM с крюком типа С, грузоподъемность до 1500 кгРис. Быстросъемный крюк тип С фаркопа Galia

Крюк снимается с фаркопа и устанавливается быстро и легко, хранится отдельно. Муфта для фиксации крюка немного выступает за габариты авто.

http://www.bosal-autoflex.ru/_files/ak4_big.jpg

Рис. Фаркоп с быстросъемным крюкомРис. Горизонтальная быстросъемная система Bosal с крюком типа С

Установка и снятие шарового узла выполняется одной рукой. Отличается от предыдущей тем, что после снятия крюка муфта не выступает за габариты.

фаркоп съемный (00-, Touring)

Рис. Быстросъемный крюк тип С фаркопа BrinkMatic Advance

Новейшая разработка компании Thule. Крюк устанавливается максимально легко, быстро и просто: его надо вставить в стакан (посадочное место) на фаркопе и слегка нажать на шар вниз в вертикальном направлении, до щелчка.

Рис. Установка крюка фаркопа BrinkMatic Advance

Особенностью фаркопа BrinkMatic Advance является то, что после снятия крюка его не видно.

  1. Тип шара С. Быстросъемный крюк с вертикальным креплением  — новейшая разработка конструкторов с улучшенными характеристиками:

AK 6  

Быстросъемные фаркопы производства Bosal  (слева) и Лидер-Плюс

После отсоединения крюка фаркоп невидим — «скрытый фаркоп»:

Крюк снимается и устанавливается быстро и легко — за несколько секунд можно срнять, положить в специальный чехол и спрятать в багажник. Подрозетник поворачивается и убирается под бампер. Муфта для фиксации крюка совершенно незаметна после отсоединения крюка. Фаркоп с таким крюком предназначен для тех, кто нечасто использует это приспособление, и тех, кому не нравится, когда крюк выступает за габариты автомобиля.

Несъемный фаркоп-автомат с отклоняющимся под днище автомобиля крюком

                        

     Рис. Втягивающийся фаркоп Bosal «Oris-Matic»            Рис.   Втягивающийся фаркоп Westfalia

Крюк не отделяется от фаркопа, а втягивается под днище автомобиля; невидим, когда им не пользуются. Фаркоп с таким крюком — самый удобный и практичный.

Фиксированные крюки, твердое крепление

Тип шара F (торцевой на двух болтах) — съемный кованный шар с двумя отверстиями:

Фаркопы с шарами типа F — это фаркопы с усиленными шарами, благодаря чему их грузоподъемность достигает 3500 кг.

Тип шара G (торцевой на четырех болтах) — съемный кованный шар с четырьмя отверстиями, монтируется 4-мя болтами М12, грузоподъемность  2000-3500 кг :

  

Тип шара V: съемный кованный шар на двух болтах, грузоподъемность 2500 кг.

Во всех этих вариантах кованный фланцевый крюк крепится на болтах к основной конструкции фаркопа. Рассчитан на штатные места для крепления фаркопа. Когда необходимость в нем отсутствует, его можно отсоединить и убрать. Обладает большей, по сравнению с быстросъемными, грузоподъемностью и меньшей ценой.

Несъемные крюки

Тип шара  Н — сварной крюк, вваривается в основание фаркопа.

Сварной фаркоп

В основном используется для фаркопов на машины отечественного производства. Его грузоподъемность — до 900 кг горизонтальной нагрузки на шар и 75 кг. вертикальной. Простые в установке — крепятся к подрамнику сваркой. Это самые прочные, надежные фаркопы, однако, не самые эстетичные, особенно на небольших автомобилях. В некоторых странах из соображений безопасности запрещены.

Шары американских фаркопов

Теперь перейдем к «американским» фаркопам. Эти фаркопы по характеристикам, практически, не отличаются от европейских — в основном, они предназначены для использования на американских автомобилях.

Тип шара Е. Грузоподъемность может составлять 1500 кг.

           

Рис. Шар АЕ для американского фаркопа 1,25х1,25

Рис. Шар АЕ для американского фаркопа 2х2

Тип шара N – универсальный, с 4 отверстиями, грузоподъемность 3500 кг.

              

Как правильно выбрать автомобильный фаркоп?

При выборе фаркопа необходимо учитывать его классификацию, разновидность и тип, что позволит подобрать такой аксессуар, который полностью подходит под особенности автомобиля.

Наличие фаркопа у автомобиля позволяет существенно расширить его возможности, автовладелец может буксировать на своей машине прицепы и различные лафеты, что по достоинству оценят дачники и любители активного вида отдыха. На сегодняшний день существуют различные разновидности фаркопов, которые отличают способом монтажа и своим предназначением. Расскажем поподробнее о том, какие существуют разновидности и классификации фаркопов, поговорим о том, как правильно подобрать такой аксессуар.

Как правильно выбрать автомобильный фаркоп?

По сути, фаркоп – это тягово-сцепное устройство, которое позволяет буксировать на автомобиле различные прицепы и всевозможные лафеты. Различаются они своим технологическим исполнением, что позволяет с легкостью устанавливать их на автомобилях различных марок и типа кузова. Многие начинающие автовладельцы ошибочно понимают под фаркопом сам металлический крюк, однако основой такой конструкции является внутреннее устройство, которое намертво крепится к прочной несущей балке.

Прицепной крюк выполняется в виде металлической скобы с шаром диаметром в 50 миллиметров. Установка единого стандарта всех фаркопов позволяет существенно упростить использование различных прицепов, крепление которых будет всегда соответствовать диаметру шара. Изготавливаются такие устройства из прочной стали или титана, что позволяет обеспечить полную безопасность буксируемых тяжеловесных прицепов и различных лафет.

Основные варианты исполнения фаркопа

Все автомобильные фаркопы принято делить на самодельные и заводские. В прошлом большинство автовладельцев конструировали их своими руками, используя для этого сталь или подручные элементы. Сегодня, когда в продаже имеются качественные и недорогие автомобильные аксессуары, изготавливать их своими руками уже не имеет какого-либо смысла. Автовладельцу лишь необходимо подобрать такую модификацию фаркопа, которая будет полностью подходить под особенности его автомобиля.

Сегодня в продаже можно найти как универсальные варианты автомобильных фаркопов, так и модификации, которые предназначены для использования с тем или иным автомобилем. Последние отличаются большей надежностью, они с легкостью монтируются на машине, а их последующее использование не представляет какой-либо особой сложности. Автовладельцу лишь рекомендуется не экономить на качестве таких аксессуаров, приобретая надежные и долговечные устройства.

Как правильно выбрать автомобильный фаркоп?

Классификации автомобильных фаркопов

Все используемые сегодня автомобильные фаркопы классифицируют по их нагрузочным показателям. Этот параметр характеризует максимально возможный вес, то есть массу прицепа, которая может буксироваться с таким фаркопом и автомобилем. Нагрузочный показатель фаркопа необходимо соотносить с классом авто. Например, аксессуары, имеющие допустимый вес прицепа в 3 тонны и более, устанавливать на обычные легковушки или на городские малолитражки попросту невозможно.

Основные классы фаркопов:

1. Большие – с весом до 3,5 тонны, предназначенные для установки на микроавтобусы и рамные тяжёлые внедорожники.

2. Средний фаркоп с весом до 3,5 тонны станет отличным выбором для универсала, минивэна, кроссовера и внедорожника.

3. Малые фаркопы с максимально допустимым весом прицепа не более 1,5 тонн подходят для среднеразмерных легковушек.

Соответственно, учитывая модификацию автомобиля можно подобрать к нему фаркоп в зависимости от их показателей максимально допустимой нагрузки.

Как правильно выбрать автомобильный фаркоп?

Особенности конструкции

Сегодня в продаже можно найти фаркопы, элементы которых соединены друг с другом при помощи болтового соединения или выполнены монолитно с помощью сварки. При этом крепление платформы всегда выполняется при помощи усиленных болтов.

Фаркоп с болтовым соединением требует регулярного контроля затяжки крепежных элементов, при этом такие аксессуары отличаются долговечностью и простотой эксплуатации.

Сварные конструкции надежны и удобны в эксплуатацию, автовладельцу не требуется постоянно проверять качество затяжки крепежа. Однако недостатком таких фаркопов является коррозия металла, который постепенно устаёт, а сварные швы начинают быстро разрушаться.

В зависимости от способа крепления фаркопа к автомобилю принято выделять три категории:

1) несъемные;

2) съёмные;

3) условно съёмные.

Самый простой и надежный фаркоп – это несъемная разновидность, которая соединена с платформой с помощью сварки. Единственный недостаток таких конструкций — это невозможность в последующем отсоединить крюк без замены ряда несущих элементов рамы автомобиля.

У съемных разновидностей крюк крепится к платформе специальным запорным устройством. Последующая установка или демонтаж металлического крюка выполняется просто и максимально быстро.

Условно-съемные фаркопы подразумевают крепление к платформе у крюка при помощи прочных болтов. Это универсальный вариант таких аксессуаров, которые одновременно прочны, а при необходимости можно с легкостью демонтировать крюк, оставить его дома.

Как правильно выбрать автомобильный фаркоп?

Рекомендации по выбору

При выборе фаркопа необходимо обязательно учитывать конструктивные особенности конкретного автомобиля. Если планируется постоянная эксплуатация прицепа, то предпочтительно выбирать неразборные конструкции, которые отличаются большей прочностью и беспроблемностью в эксплуатации.

Быстросъемный и условно-съемный фаркоп станет отличным решением в тех случаях, когда автовладелец редко когда пользуется прицепным устройством, и оно ему необходимо от силы несколько раз в год. Если фаркопом редко пользуются, то его следует снимать с автомобиля, что позволит исключить повреждение металла влагой и дорожными реагентами.

При выборе фаркопа необходимо обязательно учитывать вес буксируемого прицепа, а также класс собственного автомобиля. Нужно соизмерять общую снаряжённую массу автомобиля, а также массу прицепа. В технической документации к машине можно найти всю необходимую информацию по предельным допустимым показателям буксируемых прицепов.

Нужно также помнить о том, что сами фаркопы могут отличаться по своей конструкции, в том числе такие аксессуары будут различными для седанов или рамных внедорожников.

При покупке необходимо ознакомиться с техническими характеристиками, уточнить наличие гарантийного талона, инструкции по эксплуатации и установке аксессуара.

Выводы

Фаркоп – это достаточно полезное и востребованное у автовладельцев устройство, которое позволяет буксировать прицепы и всевозможные лафеты. Необходимо лишь правильно подобрать такое устройство, которое должно полностью соответствовать как параметрам и массе буксируемых прицепов, так и типу автомобиля. Если планируется постоянное использование прицепа, то предпочтение следует отдавать стационарным моделям, а если прицепное устройство требуется от силы несколько раз за сезон, то наилучшим выбором станут съемные модификации.

С чего нужно начинать выбор фаркопа?

Для того, чтобы подобрать фаркоп следует прежде всего ответить на ряд сопутствующих вопросов:

1.Какой будет или уже есть прицеп?

— под какой шар сцепное устройство на прицепе (50 мм или дюймовые размеры 2″, 1-7/8″, 2-5/16″. А может кольцо НАТО типы шаров и сцепных устройств
— Какая максимальная масса обычного легкового прицепа или прицепа для лодки с нагрузкой
— Какая проводка и электрика на прицепе (стандарты Евро или США)
— Какая высота от сцепной головки прицепа до земли (от того на каких колесах стоит прицеп зависит и высота)
— Прицеп будет один или несколько

2. Выбрать тип фаркопа, который будет подходить под прицеп

— Европейский тип с шаром (крюком) на 50 мм
— Американский тип с приемником 50\50 мм (универсальность любые шары и регулировка высоты под любые прицепы) и возможность быстрой смены под несколько прицепов

3. Определиться с автомобилем

— Обязательно выяснить марку, модель, год выпуска, рынок (Европа, США, Япония)
— Штатный задний бампер или с обвесом
— Штатная выхлопная система или нет
— Узнать какой груз может буксировать ваш автомобиль. Но как правило производители выпускают фаркопы с нагрузками, которые не превышают заводские допуски к автомобилю.

4. Выбрать производителя фаркопа.

— Очень важно заводской будет фаркоп или от дяди Вани. Помните, что безопасность перевозки прицепа зависит от фаркопа и его использования. Еще важно понимать, что заводские фаркопы имеют заявленные характеристики по нагрузкам и производитель несет ответственность за это.

5. Выбрать тип электрического соединения тягача с прицепом.

— Европейский тип 7 контактов 12v
— Европейский тип 13 контактов 12v
— Американский тип 4 контакта 12v

Правильный выбор сцепного устройства не является делом слишком сложным – но для людей, которые знают, как это сделать. Выбрать правильный крюк для фаркопа, а также жгута позволяет экономить время и деньги. Это также гарантия удовлетворения. Стоит учитывать несколько шагов при выборе фаркопа.

Шаг 1. Соберите информацию о вашем автомобиле

Подбор крюка, стоит начать, собрав все сведения об автомобиле. Необходимые данные:

  • год выпуска;
  • тип кузова (производители используют всевозможного именования: хэтчбек, седан, универсал, купе, и т. д.);
  • количество дверей в автомобиле;
  • версия транспортного средства;
  • для некоторых автомобилей, в основном грузовых, нужно знать их протяженность (длинный, короткий, XL, и т. д.);
  • если у вас автомобиль в неевропейском исполнении, тоже стоит упомянуть продавцу; некоторые крючки подходят только для автомобилей, выпущенных на европейский рынок;
  • добавляли ли какие-то изменения в своем автомобиле? Вы ставили спортивный выхлоп? Меняли бампер? Это также может иметь значение;
  • какая буксировка у вашего автомобиля? В техническом паспорте в позиции O1 и O2 вы найдете информацию о допустимой массе прицепа при торможении и при торможении, который может буксировать автомобиль;
  • если авто имеет датчики парковки? Если да, то можно ли это отключить вручную, например, с помощью кнопки на приборной панели? Эта информация имеет смысл при выборе жгута электропроводов.

Шаг 2. Определить свои потребности, связанные с фаркопом

Что вы собираетесь буксировать? Будет ли это только легкий вес, а может тяжелый прицеп товаров? Если у вас есть багажник для велосипеда или прицеп, проверьте, имеет ли она свет заднего вида. От этих данных будет зависеть выбор правильного жгута электроэнергии.

Если вы собираетесь буксировать прицеп, стоит рассмотреть установку расширенного жгута, который, кроме того, может иметь постоянный плюс, а также функцию зарядки аккумулятора. Эти функции полезны, если наш прицеп имеет собственный источник питания, холодильник, и т. д.

Шаг 3. Какой тип крючка лучше всего подходит?

  • Шариковый крюк с саморезом. Этот тип крючка, как правило, самый дешевый. Если вам нужно разобрать шарик в этом крючке, вам придется открутить два или четыре винта (в зависимости от типа крючка) с помощью соответствующего инструмента;
  • Полуавтоматический съемный крючок с шариком. Это вариант крючка, который немного дороже своего предшественника, но определенно более удобен в использовании. В этом типе крючка шар может быть отсоединен без использования каких-либо дополнительных инструментов, например, после активации специального рычага. Если вы не используете фаркоп, лучше всего носить шар в багажнике. У него нет противоугонной защиты, поэтому он легко может сменить владельца (чего нам бы не хотелось);
  • Крючок с шаром с автоматическим отсоединением. Этот вариант крючка имеет защиту от кражи и, как правило, наиболее привлекательный внешний вид. Шарик в этих крючках часто устанавливается вертикально за бампером, поэтому после его отцепления не видно монтажного гнезда. Несомненно, это положительно сказывается на внешнем виде автомобиля. Шарик в этих крючках, благодаря современным системам сборки, легко подсоединяется и отсоединяется. Шар защищен от кражи замком с ключом;

Если вы собираетесь часто выезжать за границу, вам понадобится крючок со съемным шариком. Во многих странах невозможно путешествовать с неиспользованным буксирным шаром. Его нужно разбирать, причем быстрее и удобнее всего это делать на съемных крючках.