Гильзовка блоков цилиндров – процедура, осуществляющаяся в рамках капремонта силовых агрегатов. Процесс расточки – устранение дефективности, и ремонт стенок цилиндра, методом снятия металлического слоя с гильзы. То есть, цилиндрический блок растачивают до нужного размера, и устанавливают в него ремонтные поршни и поршневые кольца.

Муфта цилиндра – что это такое

Цилиндрическая втулка – съемная часть блока. Она является стенкой барабанного блока, во внутреннем пространстве двигается поршень.
Рабочий объем вала прямо пропорционален объему гильзы. Гильзовкой называют процесс вставки муфты в цилиндр. Монтаж требует длительной подготовки и наличия специализированного устройства.

Виды втулок и требования к ним

На машинные моторы устанавливают втулки двух типов:

  • Горячие или сухие. Гильза, вставляемая в устройство цилиндра не соприкасается с охлаждающей жидкостью;
  • Мокрые. Вставляемая втулка, соприкасается с жидким охладителем. На гильзах есть уплотнение, не позволяющее попасть охладителю в цилиндр, и не допускающее газовых прорывов. Муфты такого типа легче ремонтируются.

К втулкам блока, независимо от их вида, имеется список требований:

  1. Коррозийная стойкость;
  2. Стойкость к тепловым и физическим нагрузкам;
  3. Прочность изготовленного материала.

Для устанавливаемых гильз необходимо обеспечить оптимальные условия в тех местах, где цилиндр соприкасается со втулкой.
При подборе гильз смотрят на форму (конус, эллипс), на плотность стенки.

Процесс гильзовки цилиндров

  1. Гильзовка блоков цилиндра мотора с конструкцией «мокрой» гильзы предполагает ручную замену запчастей. Необходимо лишь подобрать размеры деталей. И нет необходимости заменять все втулки, т.к. можно сменить один или несколько износившихся элементов.
  2. Если гильза «сухая», то предстоит сложный процесс монтажа.

В блоки из чугуна вставляют гильзы из легированного чугунного сплава.

Сначала нужно расточить, а затем запрессовать втулки. Во время расточки работник добивается точного размера и формы гильзы, иначе поршень не сможет двигаться.

Процесс горячей гильзовки (установки «сухой» гильзы) проходит следующим образом:

  • Цилиндрический агрегат нагревается до 150С;
  • Гильзу охлаждают в жидким азотом перед установкой;
  • После охлаждения, гильзу обрабатывают веществом, предохраняющим от конденсации;
  • Муфту вставляют в гнездо цилиндра.

«Сухое» гильзование считают более подходящим, т.к. посадка муфты получается плотной, для установки не требуется особых усилий.