Современные автомобили семейства ВАЗ – имеют достаточно продвинутую систему электропитания оборудования. Для максимальной защиты деталей от скачков напряжения используются предохранители и реле. Бензонасос не является исключением, он так же оснащен комплексом электрозащиты. Для нормальной работы бензонасоса используется реле, которое выступает в качестве пускового механизма. Так же эксплуатируется и предохранитель, который защищает систему от высоких токов.
Особенности бензонасоса ВАЗ 2110
С конвейера сходили инжекторные и карбюраторные «десятки», в первых бензонасос был электрический, в последних механический. На карбюраторных моделях бензонасос установлен в подкапотном пространстве за клапанной крышкой. В инжекторном двигателе электрический насос установлен непосредственно в бак. Сбои в работе электропитания приводят к снижению тяги или полного отказа от запуска силового агрегата. Вывод – реле и предохранители бензонасоса установлены только на инжекторных моделях, включая ВАЗ 2111, 2112 независимо от количества клапанов.
Схема и принцип работы бензонасоса
Бензонасос – это простое устройство, которое представляет собой электромотор. Работает от боровой электросети мощностью в 12 Вольт. Основная задача – подача топлива под давлением в рампу двигателя. Он установлен непосредственно в бак под задним сидением.
В схему бензонасоса включены такие электрические элементы:
- Блок управления двигателем.
- Реле бензонасоса и предохранитель.
- Контактная группа замка зажигания.
Поворот ключа зажигания в первое положение подает питание через реле на сам насос, после чего начинается нагнетание топлива в двигатель. После наполнения рампы бензином, насос отключается. Это говорит о готовности системы к запуску, достаточно только повернуть ключ для включения стартера.
Реле бензонасоса на ВАЗ 2110
Главная задача любого реле, в том числе и для бензонасоса – размыкание и замыкание электрической цепи. Наличие данного элемента позволяет защитить другое электрическое оборудование от высокого пускового тока, который может достигать 30 Ампер.
Конструкция реле бензонасоса на ВАЗ 2110 стандартная, она представлена катушкой с сердечником, которые обеспечивают замыкание при подаче тока. Все это заключено в пластмассовом защитном корпусе. Устройство имеет четыре контакта, что позволяет работать при токе в 30 Ампер. Этого показателя достаточно при нормальной работе всех систем.
Где находится реле топливного насоса ВАЗ 2110
Далеко не все владельцы автомобилей осведомлены информацией о том, где установлен бензонасос, не говоря уже о других элементах сети. Но из-за проблем с запуском может потребоваться замена реле. Оно расположено в салоне автомобиля, а именно в дополнительном блоке под панелью приборов слева от ног пассажира. Блок скрыт пластмассовым защитным кожухом, который нужно демонтировать, выкрутив два винта крепления. После снятия крышки будет получен доступ к реле и предохранителям, как на фото ниже.

1 – модуль зажигания, контроллер; 2 – клапан продувки адсорбера, датчик скорости автомобиля, датчик кислорода (подогрева), датчик расхода воздуха; 3 – реле топливного насоса, топливный насос, форсунки.Дополнительные реле: 4 – реле электровентилятора; 5 – реле электробензонасоса; 6 – главное реле (реле зажигания).
На данной картине мы видим 3 реле и 3 предохранителя. Кто за что отвечает:
- Предохранитель главного реле (модуля зажигания).
- Предохранитель датчика расхода воздуха, скорости и подогрева. Так к же он отвечает за работу клапана продувки адсорбера.
- То, что искали – предохранитель бензонасоса.
- Реле включения вентилятора для охлаждения радиатора.
- Реле бензонасоса.
- Главное реле системы зажигания.
Важно отметить, что количество и расположение всех элементов дополнительного блока идентичное для «десятки» и моделей ВАЗ 2111 и 2112.
Как проверить работоспособность реле и предохранителя бензонасоса
Замена данных элементов электросети на автомобилях ВАЗ 2110, 2111 и 2112 под силу даже неопытному автовладельцу. Самое сложное, в чем заключается процесс восстановления работоспособности – это поиск дополнительно блока, где установлено реле и предохранитель.
Причин выхода из строя реле может быть очень много, начиная от длительной эксплуатации и заканчивая некачественными материалами катушки. При этом диагноз идентичен – автомобиль не заводится. Первое что нужно сделать – послушать. Если при повороте ключа зажигания слышно клацанье, это говорит об исправности реле и поломке самого бензонасоса.
Далее нужно провести осмотр предохранителя бензонасоса. Даже при его визуальной исправности замена не будет лишней. Главное подобрать идентичный по номиналу и заведомо рабочий.
Что касается диагностики реле бензонасоса, то самый простой вариант – замена детали на рабочую. Если такой возможности нет, необходимо воспользоваться мультиметром. Для этого щупы подключают к контактам под номером 87 и 30. Если при включении зажигании мультиметр покажет проходящую силу тока, то реле исправно.
Благодаря грамотной схеме электрических сетей автомобиля и наличию качественных реле, такое понятие как «автомобиль не заводится» уходит в прошлое. Для уверенности в транспортном средстве не стоит экономить на расходных материалах и запасных деталях, поскольку от этого зависит качество и срок эксплуатации.
Практически все цепи автомобиля защищены плавкими предохранителями рассчитанными на различный номинальный ток. Исключения составляют следующие цепи: цепь заряда аккумуляторной батареи, цепь генератора (кроме обмотки возбуждения), зажигание и пуск двигателя.
Монтажный блок 2110-3722010 |
![]() |
Монтажный блок 2110-3722010-01 |
![]() |
Монтажный блок 2110-3722010-08 |
![]() |
№ | А | Назначение |
1 | 5 | Фонари освещения номерного знака Контрольная лампа включения габаритного освещения Лампа освещения багажника Лампы освещения приборов Лампы габаритного света левого борта |
2 | 7.5 | Левая фара (ближний свет) |
3 | 10 | Левая фара (дальний свет) |
4 | 10 | Правая противотуманная фара |
5 | 30 | Электродвигатели стеклоподъемников дверей |
6 | 15 | Штепсельная розетка для переносной лампы |
7 | 20 | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя Звуковой сигнал |
8 | 20 | Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты) |
9 | 20 | Клапан рециркуляции Электродвигатель омыва стекол Электродвигатель очистителя заднего стекла Электродвигатель очистителя ветрового стекла Электродвигатель очистителя фар |
10 | 20 | Резервный |
11 | 5 | Лампы габаритного света правого борта |
12 | 7.5 | Правая фара (ближний свет) |
13 | 10 | Правая фара (дальний свет) Контрольная лампа включения дальнего света фар |
14 | 10 | Левая противотуманная фара |
15 | 20 | Электрообогрев сидений Блокировка замка багажника |
16 | 10 | Реле –прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) Контрольная лампа аварийной сигнализации |
17 | 7.5 | Задние фонари (лампы стоп-сигнала) Плафон внутреннего освещения кузова Лампа индивидуальной подсветки Лампа подсветки выключателя зажигания Часы (маршрутный компьютер) |
18 | 25 | Лампа освещения вещевого ящика Контроллер отопителя Прикуриватель |
19 | 10 | Блокировка замков дверей Задние фонари (лампы света заднего хода) Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света Указатели поворотов с контрольными лампами Обмотка возбуждения генератора Блок индикации бортовой системы контроля Комбинация приборов Часы (маршрутный компьютер) |
20 | 7.5 | Лампы задних противотуманных фонарей |
21 | — | Запасной |
22 | — | Запасной |
23 | — | Запасной |
Реле | ||
К1 | Реле контроля целостности ламп (4412.3747 / 2110-3747410) | |
К2 | Реле-прерыватель стеклоочистителя (524.3747 / 2110-3747710) | |
К3 | Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (492.3747 / 2108-3747010-02) | |
К4 | Реле включения ближнего света фар (113.3747 / 2105-3747210-10) | |
К5 | Реле включения дальнего света фар (113.3747 / 2105-3747210-10) | |
К6 | Реле дополнительное (71.3747-01 / 2110-3747310-01) | |
К7 | Реле включения обогрева заднего стекла (113.3747 / 2105-3747210-10) | |
К8 | Реле задних противотуманных фонарей (113.3747 / 2105-3747210-10) |