Содержание статьи

Как проверить предохранитель мультиметром?

Практически каждому человеку приходилось сталкиваться к ситуациями, когда происходит скачок напряжения. В доме или квартире это, чаще всего, приводит к отключению электричества в одном или сразу нескольких помещениях. В автомобиле просто отказывает часть электрооборудования. Бытовые электроприборы и электронная техника в такой ситуации могут просто сгореть. Чтобы так не происходило, используют предохранители. Но как быть, если предохранитель барахлит? Как проверить предохранитель мультиметром? Сейчас расскажем.

Виды электрических предохранителей

Отдельные элементы электроцепи могут работать в определенном интервале значений электрического тока. Резкий скачок напряжения приводит к росту силы тока, вследствие чего некоторые элементы выходят из строя.

Во избежание таких ситуаций используются предохранители, задачей которых является разрыв электрической цепи в момент резкого скачка напряжения. По способу разрыва цепи все предохранители делятся на следующие виды:

  • электромеханические – размыкание цепи происходит с помощью биметаллической пластины;
  • электронные – представляют собой электронную схему, снабженную бесконтактным ключом, который при скачке напряжения, получив сигнал от схемы, размыкает цепь;
  • самовосстанавливающиеся – изготовлены их полимеров, увеличивающихся в размерах при протекании через них слишком большого тока;
  • плавкие – срабатывают за счет разрушения плавкой вставки.

Последние считаются самыми надежными и при этом самыми дешевыми. Минус у этих устройств один – они одноразовые. При срабатывании такого предохранителя плавкая вставка разрушается, после чего он должен быть заменен новым.

Чаще всего в бытовой технике используются слаботочные предохранители (вставки), представляющие собой стеклянный цилиндрик, снабженный на концах металлическими «крышечками» — контактами. Внутри цилиндрика находится проволочка, которая и сгорает, размыкая цепь. Вставки такого типа защищают электрические устройства небольшой мощности, потребляющие ток не более 6А.

В автомобилях для защиты электрооборудования применяют вилочные плавкие предохранители с плоскими (ножевыми) контактами. Они представляют собой полупрозрачный пластиковый прямоугольник, из которого с одной стороны торчат два плоских контакта, напоминающих миниатюрную вилочку. Внутри полупрозрачного корпуса можно разглядеть плавкую вставку в виде петельки, которая и сгорает при скачке напряжения.

Часто сгоревший предохранитель можно определить просто по внимательно его рассмотрев:

  • стеклянный цилиндрик мутнеет, а нитевидная вставка внутри разорвана;
  • внутри вилочного предохранителя тоже можно разглядеть разрыв петельки или ее потемнение и деформацию.

Но если по внешним признакам «смерть» защитного устройства определить не удается, проводится проверка предохранителей мультиметром.

Как проверить предохранитель мультиметром?

Большой выбор моделей и доступность приборов сделали их обязательным атрибутом даже минимального набора инструментов домашнего мастера, автомобилиста, уже не говоря о профессионалах.

Небольшое устройство поможет определить любые параметры электроцепей, а также выявить неисправности розеток,  выключателей, бытовой техники и профессиональных инструментов. Проверить целостность плавкого предохранителя можно в двух режимах:

  • режиме прозвонки;
  • режиме измерения сопротивления.

Прозваниваем предохранитель

  1. Щупы тестера вставить в соответствующие гнезда.
  2. Прибор установить в режим прозвонки.
  3. Коснуться щупами контактов проверяемого предохранителя.

Правильно истолковать результат:

  • на дисплее отображается «ноль» или близкое к нему показание (если тестер снабжен зуммером, то будет слышен писк) – предохранитель исправен;
  • на дисплее «единица» — обрыв цепи, плавкая вставка перегорела.

Если ваш прибор не имеет функции прозвонки, то можно измерить сопротивление предохранителя.

Проверяем сопротивление

  1. Щупы тестера вставить в соответствующие гнезда на корпусе прибора.
  2. Выбрать режим измерения сопротивления (маркируется значком Ω) и установить минимальное значение диапазона измерения.
  3. Щупами прибора коснуться контактов предохранителя.

Результатов измерения может быть два:

  • на экране мультиметра отображается «ноль» или близкое к нулю показание – вставка работоспособна;
  • если вы видите «единицу или значок «∞» — есть разрыв цепи, предохранитель сгорел.

Подведем итог

Для того чтобы поддерживать электроприборы и бытовую технику в рабочем состоянии, нужно всегда иметь набор сменных предохранителей с соответствующими параметрами.

Автомобилистам тоже лучше иметь при себе набор вилочных предохранителей и мультиметр, поскольку здесь достаточно много причин, по которым вставка может выйти из строя:

  • использование оборудования слишком большой мощности;
  • при движении по неровной дороге может произойти нарушение контакта, вследствие чего происходит скачок тока, приводящий к сгоранию предохранителя;
  • установка некачественных предохранителей, выпадающих из своих посадочных гнезд, что приводит к отключению некоторых частей бортовой цепи;
  • короткие замыкания из-за неисправной проводки;
  • применение вставок с пониженными характеристиками, не рассчитанными на стандартную нагрузку.

Вопрос — ответ

Вопрос: Хочу заранее купить несколько плавких вставок для домашней техники. Подойдет любая?

Имя: Альберт

Ответ: Нет, не любая. Учтите, что слаботочные предохранители (стеклянные цилиндрики) могут иметь различный диаметр и длину, поэтому лучше заранее выяснить, защитное устройство с какой маркировкой подойдет тому или иному прибору.

Вопрос: Для проверки предохранителей годится любой мультиметр? Не хочется тратиться на лишние функции.

Имя: Ярослав

Ответ: Да, практически любой, даже без режима прозвонки. Тогда просто используйте функцию измерения напряжения.

Вопрос: Для прозвонки предохранителей мультиметром подойдет только цифровой прибор или можно использовать аналоговый?

Имя: Радик

Ответ: Использовать можно любой. Просто цифровой покажет совершенно однозначный результат, а колебания стрелки аналогового могут несколько смущать людей, не являющихся профессионалами.

Вопрос: Нужно ли отключать зажигание автомобиля для замены сгоревшего предохранителя, обнаруженного после прозвонки мультиметром?

Имя: Фёдор

Ответ: Да, обязательно.

Обидно, если из-за вышедшей из строя одной крошечной детали поездка будет испорчена. А при наличии сменных плавких вставок, заменить сгоревшую несложно.  Тем более, когда есть прибор, позволяющий быстро осуществить большое количество прозвонок сомнительных элементов и точно определить неработающий.

Как проверить предохранитель не снимая

Хотел бы рассказать о давно известном и быстром способе проверки предохранителей не выдергивая их из блока.

И так для этого нам потребуется мультиметр, это очень полезная штука везде где есть электрика, стоит совсем недорого от 250 рублей за простые модели и до 20 000 руб за профессиональные приборы.

Для домашнего использования, проверки электроприборов, проводки, автомобильных предохранителей хватит самого обычного я лично покупал за 400р.

Производители предохранителей предусмотрели проверку не снимая предохранитель для этого сверху есть доступ к контактам.

Соответственно включаем мультиметр в режим «прозвонки».

И прикладываем щупы к контактам предохранителя без разницы где какой щуп полярности нет.

Если пред. целый то мультиметр издаст звуковой сигнал и на табло буду меняться показания.

Можно так же проверить в режиме сопротивления…

Главное что не надо доставать преды иногда их просто трудно выдернуть без подручных средств.

Как правильно проверить предохранитель мультиметром

Одной из самых часто встречающихся неполадок электрической цепи является неисправность предохранителей. Статья содержит подробную инструкцию как прозвонить предохранитель в машине мультиметром, а также в электротехнике, электроприборах и электрощитах. Также дано подробное описание разновидностей предохранителей, их предназначение.

Назначение

Предохранитель в автомобиле выполняет роль защиты от перепада напряжения. Напряжение машины варьируется от 12 вольт для бензиновых и 24 для дизельных двигателей. Больше этого напряжения быть не может. Но на момент короткого замыкания электрической проводки, электрическое сопротивление полностью пропадает, увеличивая напряжение. Именно для подобных ситуаций и устанавливаются предохранители. Они не пропускают высокое напряжение в основную цепь, предотвращая выгорание проводки, датчиков, электрических приборов.

Автомобильные предохранители

Защита от перепада напряжения осуществляется за счет тонкой проволочной перемычки, соединяющей 2 контакта радиодетали. Во время короткого замыкания проволочная перемычка обрывается, размыкая электрическую цепь.

Разновидности

В зависимости от комплектации и используемых технологий, применяются разные виды защитных предохранителей.

Цилиндрические

Самый старый тип, использовался на машинах отечественных производителей. Представляет собой пластиковый цилиндр опоясанный алюминиевой или металлической лентой. Основной проблемой использования является плохой контакт на месте установки. Также при нагреве этот элемент сложно демонтировать.

Ножевые

Более современные и распространенные. Устанавливаются практически на всех современных автомобилях. Основным отличием является прозрачный пластиковый корпус в различных цветовых исполнениях.

Таблица ножевые предохранители

Цвета обозначают номинальную силу тока. Также этот тип электрической защиты отличается по размеру корпуса.

  1. Мини имеют расстояние между ножами 16 мм.
  2. Макси 34 мм.
  3. Стандарт 19 мм.

Ножевые защитные детали более безопаснее цилиндрических.

Термические

Менее распространенные. Работают по принципу автоматического прерывателя цепи. Реагируют на тепловое или электромагнитное воздействие. Во время короткого замыкания, цепь разрывается без обрыва контакта. Термические детали можно включить в цепь при помощи кнопки на корпусе.

Ленточные

Элементы представляют собой простую металлическую полоску с отверстиями с обеих сторон. Используются как оконечное контактное соединение проводов, находящихся под высокой нагрузкой.

Электрические элементы

В электронике и электротехники также используются защитные устройства. Принцип их работы схож с автомобильными предохранителями. Подобные устройства бывают следующих типов:

  1. Вставки слаботочные. Применяются на вводных контактах бытовых приборов.
  2. Пробки. Используются как защитные устройства в жилых помещениях.
  3. Ножевые. Имеют распространенное использование в электрических щитах до 1000 вольт.

По конструкции все эти устройства различны, но по принципу работы и внутренней конструкции абсолютно схожи.

Причины выгорания

Выгорание размыкающих элементов машины частое явление. Основные причины могут быть следующими:

  1. Установка или «прикуривание» от аккумулятора более высокого напряжения или мощности.
  2. Попадание молнии.
  3. Плохой контакт предохранительного гнезда.
  4. Перегрев по причине увеличения нагрузки, возникает при подключении мощного дополнительного освещения.
  5. Короткое замыкание.
  6. Установка детали малой мощности.

Многие автолюбители задаются вопросом, как проверить предохранитель в машине без вызова специалиста. Проверить элемент просто, сложнее найти вышедший из строя автомобильный предохранитель.

Поиск неисправности

Для облегчения поиска неисправных деталей, производители автомобилей разделили защитные устройства на блоки. В машине 2 основных блока: капотный и салонный.

  1. Копотный блок находится под капотом автомобиля, реже в багажнике. В нем находятся защитные устройства, предохраняющие проводку и устройства, относящиеся к двигателю, внешнему освещению, датчикам.
  2. Салонный блок вмещает себя предохранители, защищающие салонные электрические устройства.

На крышке каждого блока нанесены обозначения устройства за защиту которого отвечает предохранитель и его место на блоке. Например, звуковой сигнал «5». Это значит за работу звукового сигнала отвечает 5 предохранитель в блоке.

Автомобильные предохранители держатель

Итак, зная, что именно перестало работать, легко найти защитное устройство от этого электрического узла.

Схема расположения предохранитель авто

Например, перестал работать звуковой сигнал, необходимо:

  1. Открыть крышку капотного блока предохранителей и на ней найти значок «Клаксон».
  2. Определить номер предохранителя.
  3. Найти предохранитель.
  4. Извлечь из контактного гнезда.

Далее необходимо проверить предохранитель мультиметром.

Способы проверки

Далее будут описаны несколько вариантов того, как прозвонить и проверить предохранитель мультиметром. Для проверки понадобится мультиметр или тестер с функцией прозвонки.

Вариант 1

Перед тем как начинать проверку предохранителя в машине, необходимо осмотреть деталь визуально. Если элемент имеет прозрачный корпус, должно быть видно проволочную перемычку между контактами и ее состояние. Если у элемента непрозрачный корпус, потребуется его проверка.

Прозвонка автомобильный предохранитель со звуком

  1. Установить мультиметр в режим прозвонки.
  2. Оба щупа прибора соединить с контактами детали.

Звуковое оповещение мультиметра укажет на целостность защитного элемента. Отсутствие сигнала является указанием на неисправность.

Этот вариант подходит для прозвонки электротехнических предохранителей. Принцип совершенно идентичен. Режим «прозвонки» укажет на целостность перемычки.

Вариант 2

Этот способ применяется если у тестера или мультиметра отсутствует звуковая прозвонка цепи.

Прозвонка автомобильный предохранитель без звука

Далее необходимо:

  1. Установить прибор на режим замера сопротивления цепи.
  2. Оба щупа прибора соединить с контактами проверяемого элемента.

Если прибор показывает значение «0», деталь можно считать исправной. Цифровые значения являются показателями того, что ПП сгорел.

Подобным способом можно проверять электротехнические предохранители, не находящиеся под высоким напряжением. Отсутствие сопротивления укажет на целостность перемычки.

Замер сопротивления предохранителя

Вариант 3

Проверку можно осуществить, не вынимая предохранитель из гнезда. Главное знать какой именно элемент подлежит проверке.

Проверка предохранителя в машине

  1. Мультиметр или тестер установить в режим замера постоянного напряжения.
  2. Щуп «минус» соединить с корпусом автомобиля.
  3. Включить зажигание.
  4. При необходимости включить питание неработающего прибора.
  5. Щупом «плюс» замерить напряжение с обоих контактов защитного устройства.

Наличие напряжения с обеих сторон, укажет на целостность элемента. Напряжение только на одном контакте, укажет на обрыв перемычки.

Способ может быть применим для проверки напряжения на выходе электрощитов, электрических шкафов или радиоприборов.

Диагностика приборов

Для диагностики целостности предохранителя на сетевом вводе электрических приборов необходимо:

  1. Отключить прибор из сети.
  2. Найти защитный элемент.
  3. Перевести мультиметр в режим замера переменного напряжения. Выставить параметр 250–500 вольт.
  4. «Нулевой» щуп мультиметра подключить ко второму вводному проводу в приборе.
  5. «Фазный» щуп присоединить к выводному контакту предохранителя.
  6. Напряжение от 220 до 230 вольт укажет на работоспособность детали.

Часто тяжело определить вводную и выходную сторону защитного устройства в электроприборах. Для полной проверки потребуется замерить напряжение с обеих сторон предохранителя.

Проверка в электрических щитах

Для проверки под рабочим напряжением необходимо четко соблюдать технику безопасности. Далее нужно:

  1. «Нулевой» (черный) щуп присоединить к нулю или корпусу щита, или электрического шкафа.
  2. «Фазный» (красный) щуп присоединить к выходу плавкого предохранителя.
  3. Напряжение должно составлять более 190 вольт. Если напряжение менее 100 вольт, предохранитель подлежит замене.

Замер проводится под напряжением, с соблюдением всех требований безопасности.

Предохранители в электрощитах

Во время замера запрещается работать одному, держаться или прикасаться к металлическим частям электрического щита или шкафа.

После того как был найден неисправный предохранитель, его необходимо заменить. Запрещается:

  1. Использовать в качестве перемычки простую проволоку. Не зная номинального сопротивления и силы тока, проволочная перемычка может не сработать в качестве размыкателя цепи. Это может привести к плавлению, возгоранию проводки или всего автомобиля.
  2. Использование защиты не подходящей по размеру корпуса. Элементы маленького размера не будут надежно держаться в гнезде, осуществляя контакт. Большие предохранители просто не влезут в гнездо или сломают его.
  3. Нельзя использовать прерыватели открытого типа. Плавление может вызвать отскок горячей капли металла, что может привести к возгоранию.
  4. Запрещается использование прерыватели другого цвета. Элемент может не выдержать нагрузки или не прогореть от ее величины.

Заключение

Вы можете столкнуться с тем, что на машине, в доме, в каком-то электротехническом приборе придется столкнуться с тем, что надо будет найти и заменить неисправный предохранитель. Руководствуясь описанными способами проверки, можно легко найти и заменить любые неисправные предохранители.

Видео по теме

Как проверить и заменить сгоревший предохранитель в машине мультиметром

В сегодняшних авто эти элементы играют важную роль, защищая электрическую цепь. Это особенно важно, так как отказ электрооборудования и необходимость его ремонта не дешевы. Если этого не сделать вовремя, высока вероятность короткого замыкания.

Заменить сгоревшие запчасти в предохранительном блоке своими силами реально при условии нормальной подготовки к процессу. 

Как узнать, перегорел ли предохранитель в машине? Возникновение такой неисправности — сигнал о наличии сопутствующих проблем. Если сразу после установки новых элементов ситуация повторяется, нужно проводить детальную диагностику. Каждый предохранитель отвечает за нормальное функционирование определенных электрических цепей. Признаком поломки может служить, например, расплавившаяся запчасть. Бывает, что с помощью замены вопрос решается — в этом случае можно спать спокойно. А если нет? Давайте разбираться.

Как самостоятельно проверить предохранители в автомобиле

Лучше всего запастись специальным тестером.

Сначала предлагаем определить причину проблемы. Перечислим основные:

  • некачественное соединение (контакт может нарушиться из-за езды по неровным дорогам или вследствие ошибки установки);
  • износ (моментальный — при существенной перегрузке, постепенный — при небольшой);
  • некорректный выбор номинала (у элементов есть предел по максимальной силе тока, которую он способен пропустить);
  • скачки напряжения (как следствие — оплавление пластиковых запчастей);
  • нарушения по ходу движения тока (сопротивление снижается при сокращении цепи, тогда предохранитель перегружен, защита при этом плавится и рвет электроцепь, сохраняя систему исправной)..

При отказе в машине  устройств, зависящих от электроэнергии, не торопитесь менять детали и чинить — сперва проверьте предохранители. Если они перегорели, установка новых элементов исправит ситуацию.

При столкновении с подобной проблемой переживать не стоит — данные запчасти придуманы как раз для защиты более дорогого автооборудования.

Как проверить предохранитель в машине без тестера? Подобный вопрос актуален, если после монтажа новый элемент быстро сгорел. В этом случае нужно идентифицировать проблему. Ниже описан способ без использования измерительного прибора:

  • определите оборудование и приборы, подключенные к исследуемой детали (воспользуйтесь технической документацией к машине);
  • включите все агрегаты, относящиеся к проверяемому участку;
  • металлическую половину отвертки приложите к клеммам, куда крепится наш “защитник” (рукоятку отвертки изолируют);
  • возникновение искры свидетельствует о неисправности в рассматриваемой цепи;
  • выключите один потребитель и повторите “фокус” с отверткой;
  • повторяйте процедуру, постепенно отключая устройства по одному;
  • отсутствие искры укажет вам на “виновника” неприятности.

Как проверить элементы, если предохранитель в машине сгорел?

Ориентируйтесь на схему предохранителей.

Перегруз электросети далеко не всегда вызывает выход из строя “защитников”. Из-за простоты диагностики проверку начинают чаще всего с них. Для проведения подобной работы полезно ориентироваться на схему предохранителей (смотрите крышку блока — самое распространенное ее расположение).

Основные методы тестирования:

  • заменой;
  • визуальный;
  • мультиметром.

Первый вариант самый простой. Вместо потенциально отказавшего агрегата монтируют новую защитную деталь. Как и при осмотре, анализ проводится на основании внешнего фактора.

Как определить сгоревший предохранитель в машине — визуальный анализ

Опытные автолюбители часто считают этот способ самым эффективным, так как сразу видно деформацию легкоплавкого материала. Для этого необходимо демонтировать деталь и внимательно ее исследовать при хорошем свете. Изношенную запчасть определить просто по следующим признакам:

  • оборванная проволока;
  • обгорелые следы.

Этот метод эффективен, если речь идет о прозрачном пластике или стекле. К недостаткам такого исследования можно отнести человеческий фактор, например, новичок может легко допустить ошибку в оценке состояния детали. Более точной альтернативой выступает вариант с использованием измерительного прибора.

Как “прозвонить” предохранитель мультиметром в машине? Эта несложная процедура дает возможность любому человеку с высокой точностью определить источник проблемы. Можно воспользоваться стандартным тестером, однако мультиметр универсален. Разберемся, как его использовать.

Как определить сгоревший предохранитель в машине — мультиметр

Рассчитывайте сопротивление или напряжение.

Измерение проводится по сопротивлению или напряжению — на выбор. Переведите инструмент на режим замеров Ом (сопротивление), соедините его выводы с предохранителем. Когда индикатор показывает ноль, элемент подлежит замене.

Второй способ:

  • включите измеритель в нужном режиме;
  • активируйте цепь, в которой обнаружили проблему;
  • проверьте сначала напряжение на одном выводе, потом на другом;
  • при отсутствии данных на одном из них, прибор неисправен.

Последний вариант проверки проще первого. Исключение составляют поломки, когда речь идет о дверных замках и клаксоне. Здесь лучше использовать первый метод.

Как “прозвонить” предохранитель в машине

Мы уже говорили, что сначала необходимо выбрать один из режимов измерения (смотрите информацию про мультиметр). Ноль означает, что проблем нет. Цифры говорят о сгорании исследуемого элемента. Не забудьте перед измерением вынуть прибор из посадочного места, иначе вы получите ошибочные данные.

Если у вас нет схемы и уверенности в проблеме с конкретным защитным устройством, прозванивать каждое — неэффективная мера. 

Чтобы сэкономить нервы, проведите “местную” диагностику. То есть прозванивайте не контакты, а открытые точки. Для получения данных достаточно прикоснуться к ним мультиметром.

Как понять, что сгорел предохранитель в машине — советы по замене

Главное - соблюдать осторожность при диагностике.

Приводим рекомендации, которые стоит учитывать:

  • не извлекайте старую запчасть, если на руках не имеете новой;
  • демонтировать и монтировать агрегат лучше специальными щипцами;
  • наряду с осмотром измерьте работоспособность приборов тестером;
  • вынимайте детали аккуратно (если проблема не в них, ставьте обратно);
  • номиналы гнезда и прибора должны совпадать.

По окончании манипуляций протестируйте системы, отказавшие из-за сгоревшей защиты. Если все хорошо, верните блок и используйте автомобиль с чистой совестью.