Карбюратор К-151 завода Пекар (бывшего Ленинградского карбюраторного завода) предназначен для установки на четырехцилиндровые автомобильные двигатели УМЗ и ЗМЗ, а также УЗАМ.
Разные модификации карбюратора различались по набору жиклеров и соответственно, буквенным обозначениям. В статье будут подробно рассмотрены устройство «151-ого», его настройка и устранение всевозможных неисправностей.
Устройство и принцип работы, схема
Карбюратор предназначен для высокоточной дозировки топливовоздушной смеси и последующей доставки её в цилиндры двигателя.
В карбюраторе К-151 имеются 2 параллельно расположенных канала, через которые проходит очищенный воздух из фильтра. В каждом из них есть поворотный дроссель (заслонка). За счет такой конструкции карбюратор назван двухкамерным. А привод дросселя устроен таким образом, чтобы в зависимости от усилия нажатия на педаль газа (т.е. изменения режимов работы ДВС), поочередно открывалась первая заслонка, а затем вторая.
В середине каждого воздушного канала расположены конусообразные сужения (диффузоры). Через них проходят потоки воздуха, за счет которых топливо всасывается через жиклеры из поплавковой камеры.
Помимо этого в карбюраторе присутствуют следующие компоненты:
- Поплавковый механизм. Он предназначен для поддержания постоянного уровня топлива в поплавковой камере.
- Главные дозирующие системы первичной и вторичной камеры. Предназначены для приготовления и дозировки топливовоздушной смеси для работы двигателя на разных режимах.
- Система холостого хода. Она предназначена для работы двигателя на минимальных устойчивых оборотах. Состоит из специально подобранных жиклеров и воздушных каналов.
- Переходная система. Благодаря ей происходит плавное включение в работу вторичной камеры. Функционирует на переходном режиме между холостым ходом и высокими оборотами двигателя (когда дроссельная заслонка открыта менее чем наполовину).
- Пусковое устройство. Предназначено для облегченного запуска мотора в холодное время года. Вытягивая тягу подсоса, мы поворачиваем воздушную заслонку в первичной камере. Тем самым, перекрывается канал и создается необходимое разрежение для переобогащения смеси. Одновременно с этим на небольшой угол приоткрывается дроссельная заслонка.
- Ускорительный насос. Топливоподающее устройство, которое компенсирует подачу горючей смеси в цилиндры при резком открытии дросселя (когда потоки воздуха быстрее смеси).
- Эконостат. Дозирующая система вторичной смесительной камеры. Представляет собой распылитель, через который происходит дополнительная подача топлива в камеру при полностью открытом дросселе (когда скорость потока воздуха в диффузоре максимальна). Тем самым нивелируется обеднение смеси на высоких оборотах двигателя.
- Клапан-экономайзер (ЭПХХ). Отвечает за отключение подачи топлива в карбюратор на режиме принудительного холостого хода (ПХХ). Необходимость в нем связана с резким возрастанием CO (окисей углерода) в отработавших газах при торможении автомобиля двигателем. Что губительно влияет на работу двигателя.
- Система принудительной вентиляции картера. Через нее токсичные газы из картера двигателя попадают не в атмосферу, а в воздушный фильтр. Оттуда они уже с очищенным воздухом попадают в карбюратор для дальнейшего смешивания с топливом. Но система не работает на холостом ходу, т.к. не хватает параметров разрежения для всасывания. Поэтому придумана дополнительная малая ветвь. Она соединяет штуцер отвода картерных газов с пространством за дросселем карбюратора, где действует максимальное разрежение.
Ниже представлена подробная схема карбюратора К-151 с обозначениями:
Как настроить своими руками?
Для регулировки карбюратора К-151 понадобятся следующий минимальный набор инструмента:
- плоская и крестовая отвертки;
- линейка;
- штангенциркуль;
- регулировочные щупы и сверло (d= 6 мм);
- шинный насос.
Для демонтажа карбюратора понадобятся рожковые или накидные ключи на 7,8,10 и 13.
Перед настройкой следует снять верхнюю часть карбюратора, почистить ее от грязи и нагара. На этом этапе можно проконтролировать уровень топлива в поплавковой камере. Об этом будет подробно рассказано ниже.
Важно понимать, что не слишком грязный карбюратор работает так же, как и идеально чистый. Подвижные части в нем очищаются сами, а грязи попасть внутрь нелегко. Поэтому часто чистить карбюратор нужно снаружи, в местах налипания больших кусков грязи на взаимно движущиеся детали (на рычажном механизме и в пусковой системе).
Мы рассмотрим частичную разборку устройства со всеми регулировками и последующей сборкой.
Алгоритм снятия и разборки
Пошаговый алгоритм снятия и разборки карбюратора К-151:
- открываем капот автомобиля и снимаем корпус воздушного фильтра. Для этого откручиваем и снимаем верхнее крепление, и затем сам фильтрующий элемент. Откручиваем 3 гайки крепления корпуса фильтра ключом на 10 и снимаем его;
- вынимаем штекер микропереключателя ЭПХХ;
- отсоединив все шланги и тяги, ключом на 13 откручиваем 4 гайки, удерживающие карбюратор на коллекторе. Теперь снимаем сам карбюратор. Важно! Шланги и места соединения перед снятием лучше пометить, чтобы в будущем при сборке ничего не напутать;
- разбираем карбюратор. Откручиваем отверткой 7 винтов крепления и снимаем верхнюю крышку, не забыв отсоединить тягу привода воздушной заслонки от рычага;
- промываем карбюратор при помощи специального очистительного средства. Также для этих целей подойдет бензин или керосин. Жиклеры продуваются сжатым воздухом. Проверяем прокладки на целостность, при необходимости меняем их на новые из ремкомплекта. Внимание! Не стоит промывать карбюратор сильными растворителями, так как это может привести к повреждению диафрагмы и резиновых прокладок;
- пока карбюратор демонтирован, можно отрегулировать пусковое устройство. Если оно работает неправильно, пуск двигателя в холодную погоду будет затрудненным. Об этой настройке мы поговорим позже;
- прикручиваем карбюратор на место вместе с верхней крышкой. Подключаем колодку микропереключателя и все необходимые троса.
Если вы вдруг забыли, какой шланг куда втыкать, предлагаем воспользоваться следующей схемой (для двигателя ЗМЗ- 402):

4- штуцер для отбора разрежения в вакуумный регулятор опережения зажигания (ВРОЗ); 5-штуцер отбора разрежения к клапану ЭПХХ; 6 – штуцер забора картерных газов; 9-штуцер отбора разряжения к клапану рециркуляции отработавших газов; 13- штуцер подвода разряжения к системе ЭПХХ; 30- канал для отвода топлива; 32- топливоподводящий канал.
Для мотора ЗМЗ 406 предусмотрен специальный карбюратор К-151Д, в котором отсутствует штуцер под номером 4. Функцию трамблера в нем выполняет электронный датчик автоматического давления (ДАД), который соединяется шлангом с трубой впускного коллектора, где считывает параметры разряжения, поступающие от карбюратора. В остальном, подключение шлангов на 406 двигателе ничем не отличается от выше представленной схемы.
Как отрегулировать уровень топлива поплавковой камеры?
Нормальный уровень топлива для карбюраторов К-151 должен соответствовать 215 мм. Перед замером закачиваем нужное количество бензина в камеру при помощи рычага ручного насоса.

Уровень можно проконтролировать, не разбирая верхнюю часть карбюратора (см. рис. выше). На место сливной пробки поплавковой камеры вкручивается штуцер с резьбой М10×1. На него надевается прозрачный шланг диаметром не менее 9 мм.
Если уровень не соответствует норме, то откручиваем крышку карбюратора для доступа к поплавковой камере. Как только снимите верхнюю часть, сразу измерьте уровень при помощи глубиномера штангенциркуля (от верхней плоскости карбюратора до линии топлива). Дело в том, что бензин при сообщении с атмосферой быстро испаряется, особенно в жаркую погоду.
Альтернативным вариантом контроля уровня служит измерение расстояния от верхней плоскости разъема камеры до самого поплавка. Оно должно быть в пределах 10,75-11,25 мм. В случаях отклонения этого параметра, нужно аккуратно подогнуть язычок (4) в ту или иную сторону. После каждого подгибания язычка следует сливать бензин из камеры, а потом заливать заново. Таким способом замеры уровня топлива будут наиболее точными.
Важным условием рабочей системы контроля уровня топлива является целостность резинового уплотнительного колечка (6) на запорной игле, а также герметичного поплавка.
Регулировка пускового устройства
Перед началом регулировки пускового устройства нужно внимательно ознакомиться с его устройством и схемой.

Алгоритм регулировки:
- Повернув рычаг дроссельной заслонки, одновременно отводим рычаг воздушной заслонки (13) до упора в крайнее левое положение. Фиксируем его веревкой или проволокой. При помощи регулировочных щупов замеряем зазор между дросселем и стенкой камеры (А). Он должен быть в пределах 1,5-1,8 мм. Если зазор не соответствует норме, ключом на «8» ослабляем контргайку и отверткой, вращая винт, выставляем нужный зазор.
- Приступаем к регулировке длины тяги (8). Она связывает кулачок управления пусковым механизмом и рычаг управления воздушной заслонкой. Отворачивая резьбовую головку 11 (на ранних версиях карбюратора) выставляем зазор (Б) между рычагами 9 и 6 равный 0,2-0,8 мм.
- Рычаг 6 при этом должен касаться усика 5. Если это не так, то открутите винт, и поверните рычаг 6 влево до упора с усиком двуплечего рычага (5). На карбюраторах поздней модели зазор (Б) выставляется путем отворачивания винта, крепящего накладку на кулачке 13 и перемещением ее вверх вместе с тягой и последующим затягиванием винта.
- Напоследок проконтролируем зазор (В). Утопив шток 1, вставляем в образовавшийся просвет (В) сверло на 6 мм (допускается отклонения в ±1 мм). Если оно не влезает в отверстие или слишком мало для него, то откручивая винт 4 и передвигая двуплечий рычаг, добиваемся необходимого зазора.
Полезное видео
Наглядное видео о настройке пускового устройства новой модели карбюратора К-151:
Настройка системы холостого хода
Регулировку холостого хода проводят для того, чтобы обеспечить устойчивую работу двигателя с минимальным содержанием вредных окисей углерода (CO) в выхлопных газах. Но так как не у каждого в наличии есть газоанализатор, выполнять регулировку можно и с помощью тахометра, полагаясь на собственные ощущения от работы двигателя.
Для начала заводим двигатель и прогреваем (винт количества 1 вкручен в произвольном положении). Снимаем ограничитель хвостовика на винте качества 2, если он есть.
Важно! Воздушная заслонка во время регулировки холостого хода должна быть открытой.
После прогрева винтом качества находим такое положение, при котором обороты двигателя будут максимальными (еще чуть-чуть и мотор заглохнет).
Далее винтом количества повышаем обороты примерно на 100-120 об/мин выше тех, которые соответствуют холостым в заводской инструкции.
После этого винт качества закручивается до тех пор, пока обороты не упадут на 100-120 об/мин, т.е. до указанной заводской нормы. На этом моменте, регулировка холостого хода закончена. Контролировать измерения удобно с помощью выносного электронного тахометра.

С применением газоанализатора контроль (CO) в отработавшихся газах не должен превышать 1,5%.
Интересное видео
Представляем вашему вниманию интересное, а главное полезное видео, с помощью которого легко отрегулировать холостой ход на карбюраторе любой модификации К-151:
Неисправности и их устранение
Обмерзание корпуса экономайзера
У карбюратора К-151 на некоторых двигателях наблюдается одна неприятная особенность. При влажной минусовой погоде топливная смесь в карбюраторе активно конденсируется на его стенках. Это происходит за счет высокого разрежения в каналах на холостом ходу (смесь движется очень быстро, что приводит к понижению температуры и образованию наледи). Обмерзает в первую очередь корпус экономайзера, так как воздух поступает в карбюратор именно отсюда, а проходное сечение каналов здесь самое узкое.
Помочь в данном случае может только забор теплого воздуха в воздушный фильтр.
Хобот шланга забора воздуха можно кинуть прямо к коллектору. Либо изготовить так называемую «жаровню» — тепловой экран из металлической пластины, который ложится на выпускные трубы и к которому подключается шланг воздушника (см. рис.).

Также, чтобы снизить риск возникновения проблемы обмерзания экономайзера, перед поездкой прогреваем двигатель до рабочей температуры в 60 градусов. Несмотря на теплоизоляционную прокладку от двигателя карбюратор все равно получает некоторое количество тепла.
Правка фланца
При частой разборке и снятии карбюратора, а также при чрезмерном усилии при затяжке фланца к двигателю может деформироваться его плоскость.
Работа с поврежденным фланцем приводит к подсосу воздуха, протеканию топлива и другим серьезным последствиям.
Существует немало способов решения этой проблемы. Но самым простым и доступным является следующий метод:
- Нагреваем плоскость фланца карбюратора при помощи газовой горелки. Предварительно вынимаем все составные узлы и детали карбюратора (штуцера, рычаги и т.д.).
- Кладем плоскость поплавковой камеры на ровную поверхность.
- Как только карбюратор нагреется, сверху на фланец кладем толстый ровный кусок твердого металла. Ударяем по куску не слишком сильно, каждый раз переставляя его в разные места. В основном, изгиб у фланца идет по краям, в районе отверстий под болты.
Полезное видео
Подробнее о способе правке фланца рекомендуем посмотреть интересное видео:
Чтобы предотвратить дальнейший изгиб фланца, достаточно один раз равномерно его затянуть к двигателю и больше не снимать. Как мы убедились выше, чистку и настройку карбюратора можно проводить, не демонтируя его с двигателя.
Модификации
Карбюратор К-151 устанавливался в основном, на автомобили с моторами ЗМЗ и УМЗ объемами от 2,3 до 2,9 литров. Также имелись разновидности карбюратора для малокубатурных двигателей УЗАМ 331(б)-3317. Буквенное обозначение на корпусе карбюратора означает принадлежность к определенной группе двигателей в зависимости от параметров жиклеров.

Из таблицы видно, что всего насчитывается 14 модификаций, самыми популярными из них считаются: К-151С, К-151Д и К-151В. Реже встречаются следующие модели: К-151Е, К-151Ц, К-151У. Остальные модификации встречаются очень редко.
К-151С
Наиболее совершенной модификацией стандартного карбюратора является К-151С.
Распылитель ускорительного насоса в нем работает сразу на две камеры, а диаметр малого диффузора уменьшен на 6 мм и имеет новую конструкцию.
Такое решение позволило увеличить динамику автомобиля в среднем на 7%. А взаимосвязь между воздушной и дроссельной заслонками теперь осуществляется бесступенчато (см. рис. ниже). Подсос можно включать без нажатия на педаль газа. Новые параметры дозирующих жиклеров позволили соблюсти актуальные требования экологических норм.

К-151Д
Карбюратор устанавливался на двигатели ЗМ34061.10/ ЗМ34063.10, на которых угол зажигания контролируется электронным мозгом.
На место трамблера пришел ДАД, который считывает параметры разрежения с выхлопных газов выпускного коллектора, поэтому на К-151Д отсутствует штуцер для отбора разрежения в вакуумный регулятор опережения зажигания.
По этой же причине на карбюраторе нет микропереключателя системы ЭПХХ.
К-151В
Карбюратор имеет клапан разбалансировки поплавковой камеры с электромагнитным соленоидом. С обратной стороны камеры предусмотрен штуцер, к которому подсоединяется шланг для вентиляции. Как только вы выключаете зажигание, электромагнит открывает доступ в камеру и лишние пары бензина уходят в атмосферу, тем самым выравнивается давление.
Необходимость в такой системе появилась из-за установки карбюратора на экспортные модели УАЗа, которые поставлялись в страны с жарким климатом.

На карбюраторе отсутствуют привычные для нас штуцера отвода топлива и подвода разряжения к клапану рециркуляции отработавших газов. Необходимость в них появится на поздних моделях карбюратора со штатной системой перепуска топлива.
Подводя итоги
Карбюратор К-151 зарекомендовал себя как надежный, неприхотливый и простой в эксплуатации. Все поломки и недостатки в нем легко устраняются. На последних модификациях устранены все минусы предыдущих моделей. А если его правильно настроить и следить за состоянием воздушного фильтра, «151-ый» не побеспокоит вас в течение долгого времени.
Карбюратор К-151
Так уже сложилось что для меня предпочтительнее карбюраторы ЛенКарЗ (ныне ПеКар) семейства К-151.
Обыденный стандартный выбор не широк между «сто двадцать шестыми» и «сто пятьдесят первыми», и никогда не понимал установки на 24/402 мотор карбюраторов от «Жигулей».
У меня на всех РАФах стоят карбюраторы К-151 различных модификаций.
Модификаций множество но сильно что либо от этого не изменилось,
но все же К-151Н и К-151П имеют самые малые главные диффузоры (23мм и 23мм) они для Москвичей.
В остальном они довольно одинаковы, с той лишь разницей что на одних есть штуцер для системы рециркуляции отработавших газов — на других нет, на К-151Д нет так же и штуцера отбора разряжения для трамблера (ибо он для 406 моторов).
Так же есть разница в тросовом либо тяговом исполнении сектора дроссельных заслонок.
Еще существуют два варианта системы «подсоса», с металлическим-ступенчатым и пластиковым-гладким сектором. Соответственно и приоткрытие дроссельной заслонки ступенчатое либо плавное.

Конечно карбюраторы семейства К-151 далеко не идеальны, тем не менее мне они по нраву.
По моему личному опыту довольно не прихотливый карбюратор с несложным обслуживанием (и то довольно редким). Многие карбюраторы требуют рихтовки и шлифовки привалочных плоскостей, а именно:
верхняя крышка (в особенности плоскости поплавковой камеры), ответная часть карбюратора чаще все же относительно ровная, средняя часть карбюратора очень часто выгнута (привет любителям перетягивать карбюратор к коллектору), нижний же блок дроссельных заслонок как правило имеет нормальные формы.










В заводском «Пекар» ремонтном комплекте для многих модификаций идет топливный распылитель ускорительного насоса с двумя носиками, смысла особого он не имеет, ибо вторая камера закрыта а он в нее наливает топливо. Потом скопившийся бензин при открытии заслонки второй камеры проваливается в коллектор и часто вызывает провал в работе мотора. Если мне не изменяет память то двойной распылитель шел на карбюраторах К-151Д/С

Так же в ремкомплекте идут многие другие детали, которые применять не обязательно: топливные жиклеры (в совсем левых ремнаборах они бывают и вовсе сверлены одним и тем жи сверлом, в оригинальном ремкомплекте «Пекар» жиклеры все же отличаются друг от друга.

Не теряйте шарик всасывающего клапана ускорительного насоса, который находится под винтом ограничения хода всасывающего шарикового клапана ускорительного насоса. Не самый спрашиваемый товар, по сему в магазин крайне редкий экземпляр.

Чистый, продутый, хорошо прилегающий всеми частями карбюратор К-151 может удивить вас иной, качественной и ровной работой. И наоборот карбюратор имеющий неплотности и подсасывание воздуха не даст двигателю ровной и приемистой работы, такой карбюратор будет тяжело поддаваться регулировке колиства оборотов холостого хода (а на винт качества и вовсе не будет реагировать).
Блок холостого хода во время работы обмерзает, это нормально.
Винт качества оборотов холостого хода сам выкручивается постоянно, по этому рекомендую поплотнее резинку на него устанавливать. В дороге это можно вылечить намазав головку винта герметиком.

Как отремонтировать и отрегулировать карбюратор К151
Это устройство дозирования топлива имеет механический привод. В целом оно неприхотливое, редко портится раньше своего эксплуатационного срока. Выпускаемый отечественным заводом Pekar (ранее ЛенКарЗ),
К151, имеет много разновидностей. Отличие, как правило, в размерах жиклёров.
Устройство и принцип работы
В принципе, устройство карбюратора К151 мало чем отличается от «Озона». Двухкамерный карбюратор состоит из трёх основных частей: крышки или верхней зоны, корпуса или средней зоны и дроссельной части, низа. Каждая из них имеет уникальные детали, системы и узлы:
- заслонку воздушную, клапан вентиляции, пружину пуска, скобу (предназначена только для модели К-151Н), прокладку крышки и узел пневмокорректора;
- впускной клапан или шарик, поплавок, топливный фильтр, штуцерный узел, распылитель, диффузор и систему ускорительного насоса;
- штуцер вентиляции отработанных газов, заслонки дросселей, эмульсионные трубки, текстолитовую прокладку и узел ЭПХХ.
Полезно будет также рассмотреть некоторые особенности данного карбюратора:
- воздушный дроссель открывается с помощью ступенчатого рычага;
- штатный винт качества смеси периодически выкручивается, поэтому рекомендуется на него ставить плотную резину или промазать головку силиконовым клеем;
- шарик всасывающего клапана системы ускорения в магазинах редкий товар, поэтому не рекомендуется его терять — находится под ограничительным винтом;
- узел нейтрального хода может обмерзать во время работы, особенно зимой.
Технические характеристики карбюратора К151
Подробнее смотрите в таблице.
Существующие модификации
Как и говорилось выше, карбюратор К-151 имеет множество разновидностей. Самым маленьким топливным жиклёром оснащается карбюратор К151С. В остальном разницы между моделями практически нет, не считая наличия или отсутствия специального выхода для газов. Например, модель К151Д не оснащёна таким штуцером.
Разница также касается типа дросселей. Это может быть троссовый или тяговый вариант исполнения механизма. Некоторые модификации К-151 оснащаются двумя вариантами системы подсоса. Различают устройства с пластиково-гладким и металлическо-ступенчатым сектором.
Подробнее о разнице между модификациями смотрите в таблице.
Стоимость
Цена на карбюраторы К-151 варьируется в пределах 7-8 тыс. рублей за оригинальные изделия. Аналоги можно купить в пределах 3-4 тыс. рублей.
Стоит также отметить, что в ремкомплекте для карбюраторов Пекар всех модификаций часто идёт игла поплавковой камеры с круглым окончанием. Но она — не лучший вариант. Рекомендуется взять деталь марки Уникар, с резиновым коническим окончанием. Также надо будет заменить одновременно седло.
Схема подключения шлангов
Для корректной работы карбюраторы К 151 должны быть грамотно отрегулированы по схеме подключения шлангов. От этого зависит производительность работы двигателя, появляется возможность повышения его мощности и увеличения КПД. Различают две схемы подключения, рассчитанные на двигатели ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406. Сами моторы конструктивно схожи, но отличия затрагивают некоторые штуцеры и калибровочные отверстия.
402 двигатель
Схема здесь должна выглядеть так:
- на нижний штуцер надевается шланг, который второй стороной подсоединяется к электромагнитному клапану холостого хода или пневмоклапану;
- на верхний штуцер карбюратора надевается шланг с трамблёра;
- обратный шланг, расположенный возле штуцера для шланга подачи топлива — на картерные газы или на штуцер под номером 8.

406 двигатель
Почти такая же схема, но разница, во-первых, касается патрубка вентиляции картера — его глушат. Во-вторых, на нижний штуцер надевается шланг, который второй стороной подсоединяется к электромагнитному клапану холостого хода уже через катушку.
Также возможна следующая схема подключения:
- штуцер под номером 8 перекрывается;
- 7 соединяется со шлангом 2;
- 4 перекрывается саморезом;
- 3 соединяется с клапаном ЭПХХ.
Основные неисправности карбюратора К151
В процессе эксплуатации данных устройств дозирования возможны неполадки, которые выявляются по признакам нарушения работы двигателя.
Не держит холостые обороты
Данная неисправность возникает часто из-за обеднения топливной смеси. Виною этому становится сбой настроек нейтрального хода карбюратора или банальное засорение каналов. Ещё один из вариантов, что криво установлен поплавок в камере.
Карбюраторы, оснащённые электроклапаном, регулируются так:
- ослабить слегка винт регулировки ХХ;
- проверить обороты;
- если они изменились, затягивать винт до тех пор, пока обороты не нормализуются.
В некоторых случаях этот болт даже выпадает из своего места. Купить его можно в ремкомплекте или по отдельности. Перед установкой отверстие рекомендуется смазать герметиком или просто обмотать кончик винта бумагой.
Заливает (переливает)
Не редкость и перелив, возникающий из-за переобогащения бензиновой смеси. Определить данную неисправность легко, достаточно обратить внимание на сильный запах горючего и подтёки топлива из распылителей. Также из выхлопной трубы может валить чёрный дым.
Как правило, перелив не даёт мотору возможности нормально запускаться. Особенно актуально это на прогретых двигателях, которые даже после успешной попытки завода работают нестабильно. При задействовании акселератора начинаются провалы и рывки.
Для исправления ситуации достаточно настроить поплавковую камеру. Здесь есть несколько вариантов, как поступить:
- Повреждение игольчатого клапана. Надо проверить работоспособность иглы — на неё подаётся разрежение и тестируется открывание/запирание. Подробнее про ремонт клапана читайте ниже;
- Зависание клапана. В этом случае надо постучать молотком несильно по крышке карбюратора. Это повлияет на клапан. Не исключено, что рассох уплотнитель или элемент завёрнут недостаточно плотно;
- Залипание клапана. Происходит такое из-за попадания в топливо масла. Примеси могут оседать в топливном резервуаре, а оттуда в виде липкого раствора проникать в устройство дозирования. Решается неисправность заменой всего ремкомплекта, можно вместе с жиклёрами. Менее затратный вариант — обработать иглу специальной пастой;
- Разрушение поплавка. Испорченный элемент начнёт просто тонуть в бензине, таща за собою клапан. По этой причине жидкость будет постоянно закачиваться внутрь камеры, что и станет причиной перелива. Дырявый поплавок можно определить по звуку жидкости в нём — достаточно снять его и потрясти над ухом. В крайнем случае, деталь разрешено запаять;
- Заедание поплавка, касание стенок корпуса. Это уже говорит о неправильной настройке положения. Также рекомендуется проверить ход поплавка при вертикальном поставленной верхней части карбюратора — естественно, перед тестом верх нужно демонтировать.
Замерзание системы
Осенью, а особенно зимой К-151 может замерзать. Такое случается при передвижении по дорогам на высокой скорости. Причина — заслонка воздуха остаётся постоянно открытой. Данная ситуация грозит большой проблемой. Лёд закроет воздушные отверстия дозирующего устройства. Смесь начнёт переобогащаться, а свечи зажигания — обрастать нагаром.
Что делать? Во время езды по трассе определить на слух, что характер работы ДВС изменился, остановиться. Снять верх воздушного фильтра, внимательно осмотреть диффузоры. При наличии в этом месте твёрдых капель, немного подождать — лёд растает, можно продолжать путь.
Другие причины замерзания карбюратора:
- испорчен электроклапан ХХ;
- засорена или повреждена сеточка-фильтр;
- воздушная заслонка закрывается не до конца;
- подсасывает воздух через соединения устройства.
Ремонт составных элементов
Конечно же, карбюратор К-151 далеко не идеален. Для более эффективной производительности его отдельные части нуждаются в рихтовке и шлифовке. Речь о привалочных плоскостях:
- верхней крышки, а именно в зонепоплавковой камеры;
- средней части, где поверхность часто выгнута из-за перетягивания устройства к коллектору.
Что касается нижней зоны дросселей, то она имеет нормальные формы.
Ремонт насоса-ускорителя
Насос ускорительной системы попадает в зону внимания ремонтника часто после того, как падает динамика автомобиля. Появляются провалы, увеличивается расход — на начальных стадиях, время от времени.
Если проверка насоса даст такие результаты, надо приступать к его ремонту:
- производительность ниже 8-9 куб. см;
- наличие люфта ножки насоса, что объясняет запаздывание подачи горючего;
- кривое направление струи из носика распылителя — бьёт не в камеру, а в диффузор.
К151 своими руками в данном случае означает грамотную настройку. Естественно, крышка устройства должна быть снята. Ниже приведены полезные рекомендации:
- Протестировать производительность насоса можно только на снятом карбюраторе. Его следует заполнить бензином, затем установить над воронкой с мензуркой (отрезанное днище от пластиковой бутыли тоже подойдёт, если знать, сколько там вмещается). Далее открыть дросселя, удержать их секунд пять в открытом положении. Потом закрыть на 1-2 секунды и вновь открыть. Повторить эти операции десять раз подряд. Сверить объём собранного в мензурке горючего;
- Струю легко направить в нужное место, проточив стенку и повернув носик распылителя на пару миллиметров. Смесь должна бить прямо в камеру, а не капать туда или вовсе не попадать. При полном отсутствии струи из распылителя, нужно удостовериться в исправности нагнетательного клапана и чистоте отверстия. Вообще, лучше будет диафрагменный механизм разобрать, промыть его полость и продуть все каналы струёй сжатого воздуха. Отверстие распылителя можно эффективно прочистить куском 0,3-миллиметровой проволоки;
- На моделях К-151Д/С предусмотрен двойной топливный распылитель ускорительного насоса. Однако он в этих карбюраторах не нужен, так как вторая камера закрыта. Если данный распылитель будет установлен по какой-либо причине (ошибке), то он начнёт заливать топливо и во вторую камеру. При открытии заслонки бензин потечёт в коллектор. Это вызовет провалы в работе двигателя. Поэтому рекомендуется заменить данный элемент на одинарный. Или модернизировать карбюратор, включая в работу и вторую камеру;
- Заслонка воздуха при открытии должна стоять строго в вертикальном положении — 90 градусов! Малейший её завал приведёт к повышению расхода топлива;
- Ножка регулируется путём лёгкого подгиба. Она не должна иметь даже малейшего свободного хода. Правильно отрегулированный ускоритель начнёт реагировать мгновенно.
Замена игольчатого клапана в поплавковой камере
Как и было сказано выше, потребление большого количества топлива может начаться из-за неисправного игольчатого клапана. Чтобы его заменить, надо провести следующие действия:
- демонтировать верх карбюратора;
- вытащить поплавковую ось;
- снять поплавок с иголкой;
- отвернуть седло клапана;
- установить новые детали;
- собрать всё обратно.
Полная замена карбюратора
В некоторых случаях ремонт устройства нецелесообразен. Тогда приходится карбюратор полностью заменять.
Алгоритм проведения снятия и установки:
- демонтировать воздушный фильтр;
- отсоединить шланги — топливный, обратный и другие;
- вынуть тягу привода воздушной заслонки;
- отвернуть 4 крепёжных болта устройства;
- снять кронштейн вместе с тягой привода дросселей;
- поднять карбюратор с изолирующими прокладками;
- установить новый.
Если К-151 хочется заменить другой моделью карбюратора, например — ДААЗ (такое часто делают на УАЗ с двигателями 2,5 литра), спектр работ расширяется. Одна из причин модернизации — переделка тяги на тросовый привод, чтобы вторая камера нормально открывалась.
Что для этого понадобится:
- новое устройство дозирования модели ДААЗ или схожей;
- прокладки — текстолитовая и паронитовые;
- переходник воздушного фильтра;
- болты, шпильки, шайбы.
Работы надо проводить после снятия старого карбюратора:
- вкрутить новые шпильки, если старые коротки;
- примерить самую большую прокладку — при несоответствии отверстий, рассверлить новые дырки на 10 мм;
- поставить также тонкую прокладку, желательно обточенную так, чтобы она не мешала ходу заслонок карбюратора;
- установить переходник на воздушный фильтр — болтом на М6 прикрутить к карбюратору;
- поставить новое устройство.
Кто не желает подключать ЭПХХ, может установить заглушку вместо клапана.
Инструкция по регулировке: как настроить карбюратор К151
Продутый и чистый карбюратор К-151, имеющий ровные по форме плоскости, может удивить качественной и тонкой работой. Напротив, разлаженное устройство, ещё и подсасывающее воздух, не даст мотору приёмистости и стабильности оборотов. Такой карбюратор будет нуждаться в регулировке.
К151 проводится по трём основным направлениям:
- настройка ХХ;
- корректировка положения заслонки воздуха и заслонки дросселя;
- регулировка уровня бензина в камере.
Начнём с регулировки холостого хода:
- прогреть двигатель до 80-90 градусов;
- оставить мотор работать с открытой воздушной заслонкой;
- вывернуть до упора оба винта (качество и количество) — силовой агрегат станет реветь на максимальных оборотах;
- закрутить винты до момента, пока обороты снизятся до минимально возможного;
- немного увеличить обороты винтом качества, «поймать горку» или стабильную работу ДВС — желательно завинчивать по возможности больше кругов, чтобы расход горючего был низким;
- подкрутить винт количества, добиваясь стабильной работы двигателя при 700-800 об/мин — в данном же случае, желательно завинчивать возможно меньшее количество кругов.
Далее идёт корректировка положения дроссельной заслонки посредством другого специального винта. Последний часто прикипает, и его бывает невозможно повернуть. Но на нём имеется шлиц, куда надо вставить плоскую отвёртку, а затем аккуратно стукнуть несколько раз молотком. Это позволит «оживить» винт, он начнёт вращаться. Так удастся выставить наиболее приемлемые обороты двигателя корректированной подачей воздуха.
Нормальный уровень бензина в поплавковой камере должен составлять 21,5 мм при закрытом клапане. Расстояние измеряется от верхней кромки камеры до поверхности жидкости. Очевидно, что машина должна стоять на ровной площадке, без перекосов. Изменяя положение поплавка, удастся понизить или повысить уровень топлива.
Таблица: технические характеристики К-151
Модель | К-151 | К-151В К-151Г | К-151И | К-151Д |
Диаметр диффузоров, мм: | ||||
– большого | 23/26 | 23/26 | 23/26 | 23/26 |
– малого | 10,5/10,5 | 10,5/10,5 | 10,5/10,5 | 10,5/10,5 |
Диаметр смесительной камеры, мм | 32/36 | 32/36 | 32/36 | – |
Пропускная способность жиклеров, см3/мин: | ||||
главная дозирующая система: | ||||
– топливный | 225/300 | 225/330 | 225/380 | 230/340 |
– воздушный | 330/330 | 300/230 | 330/330 | 330/330 |
системы холостого хода и переходной системы 2-ой камеры | ||||
– топливный | ||||
– воздушный I | 95/150 | 95/150 | 95/150 | 95/150 |
– воздушный II | 85/280 | 85/280 | 85/280 | 85/200 |
– эмульсионный | 330/270 | 330/270 | 330/270 | 370/270 |
1,1* | 1,1* | 1,1* | 2,0* | |
топливный эконостата | 280 | 280 | 280 | |
Диаметр распылителя ускорительного насоса, мм | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,35 |
Производительность ускорительного насоса, см3/10 циклов | 7,5–12,5 | 5,0–9,0 | 10,0–14,0 | |
Пусковые зазоры, мм: | ||||
– воздушной заслонки | 1,4–1,7 | 1,4–1,7 | 1,4–1,7 | |
– дроссельной заслонки | 1,1–1,3 | 1,1–1,3 | 1,1–1,3 | |
Уровень поплавковой камеры, мм | 20,0–23,0 | 20,0–23,0 | 20,0–23,0 | 20,0–23,0 |
Таблица: стоимость карбюратора и запчастей
Устройства и запчасти | Цена, рубли |
Карбюратор К-151 Д «Пекар» ГАЗель ЗМЗ 406 дв. | 8600 |
К151Д-1107010 Карбюратор К151Д ГАЗ-3302, 2217 двиг. 406 (ПЕКАР) | 8000 |
151 Е-1107010 Карбюратор К-151 Е УАЗ дв.УМЗ-421. Пекар | 8400 |
К151В-1107010 Карбюратор К151В УАЗ двиг. 90 л.с. (ПЕКАР) | 7200 |
Карбюратор К-151 С «Пекар» газ 402 дв | 7200 |
Карбюратор К151 ЗМЗ-402, 4025, 4026 (TRUCKMAN) | 4000 |
Игла карбюратора К 151 УАЗ с седлом | 70 |
Экономайзер К151-1107150 на карбюратор К151, К151Д, К151С, К151Т Пекар | 240 |
Переходник УАЗ карбюратора К-151 | 200 |
Нижняя часть карбюратора «ПЕКАР» К151 дв.402 | 2800 |
Прокладки карбюратора К 151 В УАЗ «Riginal» | 120 штука |
Этна Шпилька карбюратора К-151 М8x10x1x55мм (ремонтная) | 20 |
Ремкомплект карбюратора ГАЗ-3302 К-151Д ПЕКАР | 400 |
Игла карбюратора к-151 с седлом к151-1107330 | 50 |
Таблица: разновидности модификаций карбюраторов К-151
Модель | Автомобили | Размеры топливного жиклёра ГДС | Размеры воздушного жиклёра ГДС | Диаметр диффузоров, мм |
К-151 | Волга ГАЗ-2410, -31029, 3102, 3110; Газель ГАЗ-33021, -33023, -33027, -2705, -27057 | 225/380 | 330/330 | 23/26 |
К-151В, К-151Г | УАЗ-31512, -31514, -3741, -3962, —2206, -3303, -3909 | 225/330 | 330/230 | 23/26 |
К-151Д | Волга ГАЗ-3110 ЗМЗ-406; Соболь ГАЗ-2752, -2217, -22171; Газель ЗМЗ-406 (кроме ГАЗ-33021) | 225/340 | 330/330 | 23/26 |
К-151Е | УАЗ-3153, -33036, -39094, -39095 | 230/330 | 330/330 | 23/26 |
К-151И | Волга ГАЗ-31029; Газель ГАЗ-3302 | 225/380 | 330/330 | 23/26 |
К-151Л | УАЗ-31601 | 225/340 | 330/330 | 23/26 |
К-151Н | ИЖ-412ИЭ, -21251, -2715-01, -27151-01 | 225/330 | 330/230 | 23/26 |
К-151П | ИЖ-2126 Ода | 225/330 | 310/280 | 23/26 |
К-151С | Волга ГАЗ-3102, -31029, -3110 ЗМЗ-402.10; Газель; Соболь | 205/330 | 260/330 | 23/26 |
К-151Т | Газель УМЗ-4215.10 | 235/330 | 280/330 | 23/26 |
К-151У | УАЗ-31512 ЗМЗ-402.10 | 225/380 | 330/330 | 23/26 |
К-151Ц | УАЗ-33036, -31512 | 205/280 | 260/330 | 23/26 |
Самостоятельное обслуживание и ремонт карбюратора серии К-151
Карбюратор серии К-151 выпускается отечественным предприятием «Пекар». Он соответствует всем современным стандартам, обеспечивая надёжность эксплуатации транспортных средств любого рода. Однако, как и любой другой узел автомобиля, карбюратор периодически нуждается в обслуживании и ремонте.
Устройство карбюратора К-151
Карбюратором оборудовано большинство отечественных автомобилей:
- легковые автомобили «Волга» и ИЖ;
- внедорожники УАЗ;
- лёгкие грузовики «Газель» и «Соболь».
Основное его назначение — подготовка и регулировка состава топливно-воздушной смеси для двигателя внутреннего сгорания.

Карбюратор предназначен для подготовки и регулировки составп топливно-воздушной смеси для двигателя
Устройство карбюратора К-151 довольно сложное. Он состоит из следующих элементов:
- основной корпус с поплавковой камерой;
- второй корпус или корпус дроссельных заслонок, которые поворачиваются приводом от педали акселератора;
- верхняя крышка поплавковой камеры, в которой находится запорный механизм, не позволяющий камере переполняться бензином, и воздушная заслонка для запуска холодного двигателя;
- главная дозирующая система (ГДС), состоящая из жиклёров и топливных магистралей для приготовления топливно-воздушной смеси;
- система холостого хода, необходимая для стабильной работы двигателя на холостых оборотах, состоящая из обводного канала, жиклёров и регулировочных винтов, а также клапана экономайзера с мембранным механизмом;
- ускорительный насосный механизм, позволяющий автомобилю двигаться без провалов при резком ускорении и состоящий из дополнительных каналов в основном корпусе, шарикового клапана, мембранного механизма и распылителя топлива;
- эконостат — система, предназначенная для обогащения двигателя топливно-воздушной смесью при резком увеличении оборотов;
- переходная система, состоящая из топливных и воздушных жиклёров и обеспечивающая плавность увеличения оборотов в момент начала открытия дроссельной заслонки во вторичной камере.

Устройство карбюратора К-151 довольно сложное
К-151 имеет две камеры. Дроссельные заслонки в процессе работы открываются поочерёдно. Это гарантирует бесперебойную подачу топлива. При поступлении в карбюратор топливо проходит сквозь штуцер, в который вмонтирован сетчатый фильтрующий элемент. Эта сеточка очищает бензин от примесей и грязи. Излишки топлива через топливный шланг поступают обратно в бензобак. Всё это позволяет поддерживать в топливной системе необходимое давление.
Познакомился с карбюратором Пекар К151 я после покупки автомобиля Волга(Газ 2410). Ну что могу сказать? Карбюратор выпускает АО «Пекар» (Петербургские карбюраторы) и предназначен для установки на автомобили «Волга», «Газель» (модификация К-151). Волга я вам скажу конечно престижная машина отечественного производства, но не экономичная, насчёт горючего… И в этом не последнюю роль играет карбюратор. Конечно К151 более экономичней, чем К-126, который выпускался ранее, прибавилась мощность, но есть конечно и недостатки, они по моему присутствуют во всех отечественных изделиях. Жиклёрам свойственно засоряться, и поэтому приходится чистить их (не реже одного раза за два месяца). А так для отечественного авто, вполне нормальный карбюратор.
Серьёзным преимуществом К-151 является наличие подсоса. Система управления холодным пуском двигателя на автомобилях с К-151 работает раздельно. Поэтому иногда холодный пуск может быть затруднён. Во избежание подобных проблем между полумесяцем пускового устройства и регулировочной пяткой дроссельной заслонки протянута проволока. Эта проволока создаёт сцепление между двумя раздельными механизмами и гарантирует быстрый запуск двигателя.
При этом подсос можно регулировать, выставляя нужные значения в зависимости от погодных условий.
Модификации
В рамках серии К-151 выпускается несколько модификаций карбюраторов. Все они имеют одинаковый принцип работы, но отличаются техническими характеристиками.
Таблица: параметры карбюраторов серии К-151
МОДЕЛЬ | К-151 | К-151В К-151Г | К-151И | К-151Д |
---|---|---|---|---|
Диаметр диффузоров, мм:
| 23/26 10,5/10,5 | 23/26 10,5/10,5 | 23/26 10,5/10,5 | 23/26 10,5/10,5 |
Диаметр смесительной камеры, мм | 32/36 | 32/36 | 32/36 | – |
Пропускная способность жиклёров, см3/мин: | ||||
Главная дозирующая система:
| 225/300 330/330 | 225/330 300/230 | 225/380 330/330 | 230/340 330/330 |
Система холостого хода и переходная система второй камеры
| 95/150 85/280 330/270 1,1* | 95/150 85/280 330/270 1,1* | 95/150 85/280 330/270 1,1* | 95/150 85/200 370/270 2,0* |
Топливный жиклёр эконостата | 280 | 280 | 280 | |
Диаметр распылителя ускорительного насоса, мм | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,35 |
Производительность ускорительного насоса, см3/10 циклов | 7,5–12,5 | 5,0–9,0 | 10,0–14,0 | |
Пусковые зазоры, мм:
| 1,4–1,7 1,1–1,3 | 1,4–1,7 1,1–1,3 | 1,4–1,7 1,1–1,3 | |
Уровень поплавковой камеры, мм | 20,0–23,0 | 20,0–23,0 | 20,0–23,0 | 20,0–23 |
Модификация определяется мощностью двигателя.
Основные неисправности и их устранение
Элемент неисправен если:
- увеличивается расход топлива;
- выхлопные газы приобретают тёмно-серый или чёрный цвет, особенно это заметно при резком нажатии на педаль акселератора;
- автомобиль теряет динамику («тупит») при разгоне;
- двигатель нестабильно работает на холостом ходу.
Чаще всего возникающие проблемы обусловлены загрязнением жиклёров — как воздушных, так и топливных — из-за некачественного бензина.
Другой причиной некорректной работы устройства может стать перегрев его корпуса. Металл деформируется и устройство уже не может работать в обычном режиме.
Кроме этого, неисправности могут быть связаны с износом одного или нескольких элементов карбюраторного механизма.
Двигатель глохнет на холостом ходу
Наиболее часто причиной нестабильной работы двигателя на холостом ходу является вышедший из строя экономайзер.

Часто причиной нестабильной работы двигателя на холостом ходу является неисправный экономайзер
Иногда может быть неисправен и сам блок холостого хода.
В этих случаях следует снять устройство с автомобиля, разобрать его и визуально оценить работоспособность указанных элементов. Повреждения экономайзера или блока холостого хода будут видны невооружённым глазом.
Карбюратор заливается бензином
Причиной избытка топлива в карбюраторе может стать игольчатый клапан. В зависимости от износа иголки клапан может перестать удерживать бензин. Так как сам клапан находится в поплавковой камере, в этом случае необходимо будет разобрать механизм. Потребуется выполнить ряд действий в следующем порядке:
- С карбюратора снимается верхняя крышка.
- Отворачивается винт, фиксирующий ось поплавка.
- Корректируется ось и восстанавливается положение поплавка в камере.
- Ключом на 10 выворачивается клапан и заменяется на новый.
- Ось поплавка и верхняя крышка устанавливаются на место.

Игольчатый клапан обеспечивает дозированную подачу бензина
Замерзание
Карбюраторный двигатель даже при небольшом похолодании (до -10ºС) невозможно запустить без предварительного прогрева. Во избежание этого опытные автолюбители протягивают тонкую медную проволоку между пусковым устройством и регулятором дроссельной заслонки. В результате устройство прогревается намного быстрее.
Чего ты ещё от К-151 хочешь? Хорошо хоть так работает!А если серьёзно: болячка проявилась только сейчас? Т.е. в холодную погоду? Я это к чему: у К-151 нет подогрева блока холостого хода. Видел его инеем зимой покрытым? А 5–8 мин на ХХ достаточно для обмерзания. Мой 151, благополучно выкинутый много лет назад, тоже не реагировал на состав смеси(точнее делал это так как хотел он, а не я
Тюнинг
Несложная доработка может оптимизировать его работу и заметно продлить срок службы. Для этого на холодном двигателе нужно выполнить следующие операции.
- Из карбюратора выкручивается пробка топливного жиклёра.
- Тонкой медной проволокой из гнезда достаётся сам жиклёр.
- Снимается жиклёр с электромагнитного клапана.
- Отверстие в жиклёре увеличивается на 0.05–0.1 мм в зависимости от модификации.
- Доработанный жиклёр закручивается на клапан.
- Снятое устройство возвращается на место.

Увеличение пропускной способности жиклёров улучшает динамику автомобиля
При этом нужно обязательно заменить резиновый уплотнитель клапана. Прокладка электромагнитного клапана — наиболее уязвимое место карбюраторов серии К-151.
Увеличение пропускной способности топливного жиклёра заметно улучшит динамику автомобиля.
Аналогичным образом можно доработать воздушный жиклёр.
Ремонт карбюратора К-151
Для ремонта необходимо знать порядок разборки и сборки механизма.
Разборка
Полная разборка обычно не требуется. Тем не менее ознакомление с порядком её проведения будет полезно любому автолюбителю. Для этого потребуются следующие инструменты:
- плоская отвёртка;
- тонкие пассатижи или плоскогубцы;
- рожковый ключ на 12;
- рожковый ключ на 22;
- шило.
Для разборки карбюратора следует выполнить следующие действия:
- Откручиваются четыре гайки и устройство целиком снимается со шплинтов.
- Корпус с внешней стороны тщательно очищается от грязи с помощью бензина или керосина и тонкой кисточки. В продаже имеются специальные средства для чистки карбюраторов.
Корпус карбюратора с внешней стороны тщательно очищается от грязи
- Плоской отвёрткой отворачиваются семь винтов крепления крышки карбюратора. Крышка снимается.
- Из полости карбюратора тонкими пассатижами вынимается шплинт и тяга пускового элемента.
- Снимается пружина возврата с заслонки воздуха.
- Отвёрткой отворачиваются два винта крышки поплавковой камеры. Крышка снимается с корпуса камеры вместе с резиновым уплотнителем.
- Отвёрткой отворачивается винт-держатель и из камеры удаляется распылитель эконостата и его прокладка.
- С пускового устройства снимаются крышка, пружинка и диафрагма.
- Вытаскивается пробка поплавка и сам поплавок с иглой вынимается из камеры.
- Рожковым ключом на 12 отворачивается место посадки игольчатого клапана поплавкового механизма.
- Рожковым ключом на 22 отворачивается крепёжный винт штуцеров фильтра топлива.
- Из полости карбюратора вынимается топливный фильтр вместе с прокладками и крепежом.
- Рожковым ключом на 12 откручивается и вынимается сама поплавковая камера.
Гаечным ключом на 12 отворачивается и снимается поплавковая камера
- С помощью тонкой проволоки или шила вынимаются воздушные и топливные жиклёры.
- Откручивается топливный блок карбюратора, затем — блок холостого хода.
После снятия жиклёров откручивается топлиынй блок карбюратора
- Куском тонкой проволоки или шилом вынимаются жиклёры ГДС.
- Откручиваются четыре винта и вынимается ускорительный насос.
- Карбюратор переворачивается и отвёрткой откручиваются два винта крепления блока дроссельных заслонок.
- Из корпуса выворачиваются винты качества.
Видео: разборка К-151
Полная разборка карбюратора осуществляется при его промывке.
Для металлических частей используются растворители 644–652. Резиновые и пластмассовые элементы чистятся отдельно от металлических специальными чистящими средствами или обычным бензином. Жиклёры чистят тонкой медной проволокой или зубочистками.
При замене износившихся деталей карбюратора на новые категорически запрещено использование герметика для их фиксации.
Сборка
При сборке карбюратора следует быть предельно внимательным. Это обусловлено многочисленными мелкими деталями, каждую из которых необходимо установить на своё место.
Порядок сборки К-151 следующий:
- В пустой корпус перевёрнутого карбюратора вкручиваются винты качества и два винта крепления дроссельных заслонок.
- Карбюратор переворачивается, в полость устанавливается насос-ускоритель и двумя винтами прикручивается к чашке корпуса.
- В свои гнёзда вворачиваются жиклёры главной дозирующей системы.
- Подсоединяется блок холостого хода и топливный блок.
- Топливные и воздушные жиклёры аккуратно устанавливаются в предназначенные для них отверстия.
- Устанавливается и закрепляется поплавковая камера.
- В полость чашки устанавливается и фиксируется топливный фильтр, подсоединяется штуцер.
- На место возвращается игольчатый клапанный механизм.
- Вставляются поплавок и игла.
- К пусковому механизму подсоединяются диафрагма и пружинка, механизм закрывается крышкой и фиксируется.
- Эконостат вставляется на своё место и прикручивается к корпусу.
- К корпусу поплавковой камеры привинчивается её крышка.
- На воздушную заслонку устанавливается пружинка возвратного механизма.
- На своё место возвращается шплинт карбюратора.
- Крышку устанавливается на место и тщательно прикручивается.
Видео: сборка К-151
Подключение шлангов, трубок и проводов
К установленному на двигатель карбюратору нужно подсоединить шланги, трубки и провода. Это тоже довольно трудоёмкая процедура. Чтобы не ошибиться, шланги, трубки и провода при демонтаже карбюратора следует подписать или пометить.
Подключения выполняются в следующей последовательности:
- Сначала к поплавковой камере карбюратора подсоединяется самый крупный патрубок подачи топлива.
- Шланг возврата топлива подключается к самому нижнему отводу карбюратора, с противоположной от мотора стороны.
- Два тонких шланга идут в разных направлениях: один к клапану экономайзера, второй на заслонки дросселя.
- Подсоединяется шланг вакуумника.
- Последним к верхнему выводу карбюратора присоединяется шланг принудительной вентиляции.
Видео: подключение шлангов
Таким образом, карбюратор серии К-151 можно отремонтировать, почистить и доработать самостоятельно. При этом рекомендуется помечать все соединения и детали, чтобы не перепутать их при сборке. Промывку и чистку карбюратора с полной разборкой следует проводить не реже, чем раз в год. В этом случае он прослужит максимально долго.
Источники
- carnovato.ru/karbyurator-k-151-neispravnosti/
- swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/karbyurator-k151.html
- drive2.ru/b/3035143/
- vsekarby.ru/avtomobili/legkovye/karbyurator-k-151-regulirovka-remont.html