В этой статье я расскажу про чистку дроссельной заслонки, зачем это надо и некоторые важные нюансы. Отдельным упомянута lacetti.
Зачем же надо чистить дроссельную заслонку и чем грозит грязный дроссель?
Симптомы грязной дроссельной заслонки обычно такие — машина плохо тянет с «низов», плавают обороты холостого хода, автоматные машины, иногда, дергаются при разгоне. Почему это происходит? На стенках дроссельной заслонки обрастает всевозможными отложениями, из-за этого на малых углах открытия дроссельной заслонки начинает проходить меньше воздуха, чем рассчитывал завод, из за этого теряется тяга на низких оборотах двигателя. После чистки дросселя на lacetti и сброса адаптаций многие отмечают уменьшение расхода.
Я недавно промывал инжектор, надо ли мне чистить дроссель?
Да, чистить дроссель после чистки инжектора нужно. При промывке инжектора чистятся только форсунки, топливная рампа, впускные клапана, камера сгорания. Дроссель не чиститься, если только масте его вам не почистил.
Чем загрязняется дроссельная заслонка?
Основной источник загрязнения дроссельной заслонки — вентиляция картера. Особенно это заметно на подуставших, изношенных двигателях. Так же из картера могут вылетать маслянные пары на высоких оборотах двигателя. Так что если вы любете покрутить двигатель на высоких оборотах или ваш двигатель изношен, то вам надо тщательнее следить за чистотой дроссельной заслонки.
Как часто надо чистить дроссельную заслонку?
Тут мнения расходятся. Я расскажу свое мнение, если кто со мной не согласится — пишите, обсудим. Заглядывать в дроссельную заслонку, я считаю, надо каждый раз при обслужинваии двигателя, к примеру во время замены масла. Если вы видите такую картину:


Более того, если вы видете в дросселе картину, как на первом фото, то возможно форсунки, клапана и камера сгорания в движке тоже с такой же копотью. Стоит подумать о промывке инжектора.
Можно ли чистить дроссельну заслонку в домашних условиях?
Тут надо исходить из того, какая машина. Если машина с обычной (троссиковой) педалью газа — то можно чистить смело. Если машина с электронным дросселем, то, возможно, понадобиться адаптация дроссельной заслонки. Возможно нужно будет просто нажать до упора и отпустить педаль газа при включенном зажигании, но не запущенном двигателя (так у ГАЗели с электронной педалью газа), а возможно надо будет сбрасывать адаптацию со сканера. Отдельно стоит упомянуть Шевроле Лачетти. У лача есть такая особенность — после промывки дросселя у него надо скидывать адаптацию со сканера. По сети ходит информация, что дроссель лача умеет адаптировать заслонку только в плюс, т. е. увеличивать угол открытия дросселя. После промывки оказывается, что дроссель открыт больше, чем надо, а обучиться в минус он не может. Кто-то говорит что через несколько десятков км дроссель адаптируется, но ко мне приезжали и спустя 200 км с плавающими оборотами холостого хода. После сброса адаптаций плавание оборотов прекращается. Вот фото дроссельной заслоки на лачетти 1.4:
До чистки

Чем можно промыть дроссель?
Дроссель легче всего чистить очистителем карбюратора. Пальцем открываем дроссельную заслонку и очистителем карбюратора вымываем всю грязь. Можно так же вместе с очистителем использовать мягкую тряпочку. Если решите снимать дроссель, то чистить можно и растворителем и кисточкой.При использовании очитителя карбюратора лучше одевать очки, так как очиститель находится в балоне под давлением, и при промывке разлетается во все стороны. Мне пару раз попадал в глаза — крайне не приятно.
Надо ли снимать дроссель для промывки?
Для промывки дросселя снимать его не обязательно. Да, промывка со снятием более качественная, можно вымыть больше грязи. Если дроссельная заслонка с регулятором холостого хода, то чистить РХХ на авто будет не удобно. Как показывает практика вполне хватает промывки дросселя без снятия с авто. Из плюсов мытья без снятия — нет вероятности порвать прокладку между впускным коллектором и дроссельной заслонкой. На лачетти, к примеру, между дросселем и коллектором резиновое уплотнительное кольцо — его можно снимать без опасений. А вот на кие шуме, на ВАЗах — там прокладка, которая, вероятно, при снятии порвется. Так же чистить дроссель без снятия можно на горячем двигателе. К дроссельной заслонки подведена охлаждающая жидкость. При снятии дросселя есть вероятность ошпариться горячей ОЖ. Если все же вы решили чистить дроссель со снятием на горячем двигателе — тогда отверните пробку бачка с ОЖ, тем самым вы стравите давление и будет меньше вероятности ошпариться ОЖ.
На этом на сегодня все. Если есть вопросы — задавайте их в комментариях, ставте лайки, если он вам понравился. Так же в комменты пишите, понравился ли вам такой формат: вопрос-ответ.
Как почистить дроссельную заслонку
Задача дроссельной заслонки (далее ДЗ) состоит в регулировке количества подаваемого воздуха во впускной коллектор. Ее положение регулируется в соответствии с положением педали акселератора. Привод заслонки может быть механическим (с помощью троса) и электронным (с помощью электродвигателя). Положение ДЗ фиксируется специальным датчиком. Он передает соответствующую информацию на ЭБУ, а оно в свою очередь принимает решение о количестве подаваемого топлива и смене режима работы двигателя. Подробнее о её устройстве и функциях вы сможете прочитать в дополнительном материале на нашем сайте.

Признаки загрязнения дроссельной заслонки
Чтобы не перепутать симптомы, указывающие на чрезмерный нагар на заслонке, лучше для начала визуально её осмотреть и если на стенках узла дросселя нет видимых масляных или закоксованных отложений, то, с большей долей вероятности, чисткой дроссельной заслонки проблему вы не устраните.
Сами признаки выглядят так:
- проблемный запуск двигателя;
- неровная работа двигателя;
- плавание оборотов на холостом ходу;
- зависание оборотов двигателя;
- провалы оборотов до полной остановки.
Ошибки при очистке дроссельной заслонки
Много неопытных автовладельцев могут произвести неправильную чистку дроссельного узла, как минимум рискуя не получить желаемого эффекта, а как максимум — и вовсе навредить и вывести ДЗ из строя. Поэтому важно понимать когда нужно делать процедуру, как это делать и какие средства использовать.


Чтобы правильно почистить дроссельную заслонку НЕ СТОИТ:
- Чистить заслонку в любой непонятной ситуации (даже шутки есть по этому поводу).
- Чистить заслонку не снимая её (эффективность такой чистки незначительна, поскольку зачастую есть возможность лишь удалить нагар на самой заслонке, а внутренние стенки и воздушные каналы заслонки не очищаются).
- При очистке ветошью использовать чрезмерное усилие, что может привести как к повреждению самой заслонки, так и рядом находящегося ДПДЗ.
- Использовать щетки, а не мягкие материалы. Такая ошибка тоже довольно часто приводит к потере работоспособности ДЗ, поскольку на некоторых дроссельных узлах внутренняя стенка и заслонка покрыты молибденом для ещё более гладкого прохождения воздуха. Этот слой зачастую путают с налетом и удаляют. Как результат — заслонка начинает либо «закусывать», либо пропускать лишний воздух (повышаются обороты).
- Забывать провести обучение дроссельной заслонки после чистки. Заслонки с электронной педалью газа нуждаются в правильном обучении ДЗ, чтобы выставить обороты холостого хода в требуемое значение.
Дроссельную заслонку стоит очищать каждые 30-50 тыс. км. Придерживаясь всех вышеизложенных рекомендаций и учитывая основные ошибки, которые делают неопытные автовладельцы, больше вопросов, как почистить дроссельную заслонку, будь-то механическая или электронная, возникнуть не должно. Для чистки необходим минимум приспособлений и затрат, всего-то: карбклинер и чистая ветошь, а также отвертка для демонтирования узла.
Алгоритм чистки
Теперь приведем пошаговый алгоритм правильной чистки дроссельной заслонки.
- В первую очередь необходимо добраться до самой заслонки. В разных двигателях конструкция разнообразна. Но как правило, для этого нужно снять воздуховод, который идет от заслонки до воздушного фильтра.
- Выполнить демонтаж заслонки. Для этого открутить несколько крепежных болтов (2-4 штуки), а также отсоединить необходимые разъемы (например, разъем с клапана продувки абсорбера).
- Для очищения необходимо пользоваться средством для чистки карбюратора. Их существует большое разнообразие, и в автомагазинах вы без труда найдете средство в соответствии с вашими предпочтениями и возможностями (о них мы поговорим далее).
- С помощью ветоши и упомянутого средства необходимо тщательно вытереть заслонку снаружи и внутри.
- Также нужно очистить защитную решетку (при ее наличии в вашем автомобиле).
- Сборка узла производится в обратном порядке.

Чистка без снятия
Также многих автовладельцев интересует вопрос о том, как почистить дроссельную заслонку без снятия. Такие методы действительно существуют, однако сразу же нужно понимать, что качественная очистка возможна лишь при демонтаже заслонки.
Для этого вам понадобится специальное средство — очиститель впускного тракта. Можно пользоваться разными марками. Также для чистки можно использовать жидкость для чистки клапана EGR, WD-40, растворители.
Итак, порядок действий без снятия узла:
- Как и в предыдущем алгоритме нужно снять воздуховод, чтобы добраться до заслонки.
- С закрытой заслонкой нужно побрызгать на поверхность очищающей жидкостью, и удалить очищенную грязь с помощью ветоши.
- Открыть заслонку и убрать грязь с боковой поверхности.
- Постараться, чтобы чистящее средство попало во все каналы. Процедура чистки аналогична с помощью ветоши.
Повторимся еще раз, что для качественной очистки дроссельную заслонку нужно снять с автомобиля. А при установке ее обратно желательно поменять прокладку заслонки на новую. Благо, ее цена невелика.
Также следует помнить, что в большинстве случаев после чистки дроссельной заслонки необходимо выполнять действия по ее «обучению». Эта процедура проводится либо с помощью компьютера (с подключением его к ЭБУ автомобиля), либо с помощью манипуляций с зажиганием и педалью газа. В данном случае универсальных рекомендаций дать невозможно, поскольку у каждого производителя и даже модели они могут значительно отличаться. Помните об этом!
Причины загрязнения и как с ними бороться
Существует несколько причин, почему дроссельная заслонка со временем загрязняется. Избегая их появления вы автоматически продлите сроки между ее очисткой. К упомянутым причинам относятся:
- Использование некачественного бензина. Если в нем имеется осадок, то он обязательно попадет в дроссельный узел, где превратится в нагар. Поэтому старайтесь заливать качественный бензин, и заправляться на проверенных заправках.
- Забитый топливный фильтр. Если вы вовремя не поменяете топливный фильтр, то существует вероятность, что куски грязи с него попадут в топливную систему, в том числе в дроссельный узел.
- Попадание пыли и грязи в систему впуска. Это может быть вызвано разными причинами — засорением воздушного фильтра, повреждением целостности воздуховода, различными механическими воздействиями.
- Картерные газы с масляной пылью. Именно они являются основной причиной масляных отложений на заслонке. Они могут попасть в камеру сгорания через клапанную крышку из системы вентиляции картерных газов. Ситуация усугубляется тем, что они переносят масляную пыль. Именно она сгорает и остается в виде осадка на поверхности дроссельной заслонки.

Меняйте вовремя воздушный и топливный фильтры, заливайте качественный бензин, и не допускайте попадания пыли в систему приточной вентиляции автомобиля. Все это избавит вас от необходимости проводить чистку дроссельной заслонки раньше регламентного срока.
Каким средством чистить дроссельную заслонку
Существует ряд специальных средств, предназначенных для очистки поверхности дроссельной заслонки. Некоторые народные умельцы используют для этого WD-40, ацетон, растворители и другие подобные составы. В принципе, их можно использовать, однако возрастает риск повредить что-нибудь внутри двигателя. На сегодняшний день в автомагазинах продается большое количество специальных средств для проведения упомянутой процедуры. Все они стоят относительно недорого. Поэтому с учетом того, что чистить дроссельную заслонку нужно не так часто, то любой автовладелец в состоянии приобрести себе подобное средство.
Наименование средства | Описание | Средняя цена | Примечания |
LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111) | На сегодняшний день лучшее средство для очистки дроссельной заслонки. Качественно очищает грязь и масляные отложения. | 520 р. | Аэрозоль, объем 400 мл в баллоне. |
Mannol Carburetor Cleanor | Хорошо отчищает масло и грязь с заслонки. Стоит дешевле, чем ABRO, а в баллоне баллоне больший объем. | 115 р. | Аэрозоль, объем 400 мл в баллоне. |
ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220) | Качественный очиститель. Популярен у автовладельцев на территории нашей страны. | 200 р. | Аэрозоль, объем 220 мл в баллоне. |
Стоимость указана по состоянию цен на лето 2017 года для Москвы и области
Итоги
При появлениях описанных выше неисправностей проверьте состояние дроссельной заслонки. Ее чистка не составляет больших сложностей. Однако если вы ее почистите, то динамические характеристики машины значительно улучшаться. Поэтому не забывайте проводить регулярную чистку заслонки через каждые 30…50 тысяч километров пробега. Что касается средств очистки, то для этого пользоваться любым из перечисленных выше. Благо, стоят они недорого, поэтому доступны для любого автолюбителя.
Чистка дроссельной заслонки: последовательность действий и распространенные ошибки
Большая часть автомобильных комплектующих автомобиля не нуждается в тщательном и профессиональном обслуживании. Автолюбителю достаточно менять расходники и автохимию, а также менять отдельные детали согласно регламенту. Например, резинометаллические изделия и отдельные комплектующие подвески приходится менять намного чаще, чем детали моторной группы. Последние имеют настолько большой эксплуатационный ресурс, что некоторые автолюбители не сталкиваются с необходимостью их замены на протяжении всего периода пользования конкретным автомобилем. Но что, если автомобиль поддержанный? Предположим, вы купили транспортное средство, которое долгое время находилось в эксплуатации. Или ваш автомобиль уже стал настоящим «старичком». Одним из элементов авто, на которое стоит обратить внимание, является дроссельная заслонка. В данном материале эксперты поделятся советами по чистке и обслуживанию дроссельной заслонки, а также рассмотрят некоторые ее неисправности.
О чем речь
Дроссельная заслонка – это один из основных элементов автомобильной системы впуска. Именно заслонка отвечает за дозируемую подачу воздуха, который будет использоваться для приготовления топливно-воздушной смеси. Большинство бюджетных автомобилей имеют простейшую заслонку с механическим приводом, тем временем как более продвинутые модели транспорта оборудованы устройством с электронным управлением. Так как дроссельная заслонка часто открывается и закрывается, т.е. постоянно находится в работе, она нередко выходит из строя. Симптомов здесь несколько:
- Крайне нестабильная работа двигателя «на холодную»;
- Загорание лампочки Check Engine (часто она загорается, тухнет и так постоянно);
- Пропадание тяги при попытке набрать скорость;
- «Плавающие» обороты при разных режимах работы двигателя;
- Резкое прекращение работы двигателя;
- Увеличение расхода горючего.
Как показывает практика, некоторые симптомы, указывающие на выход дроссельной заслонки из строя, читаются не столь очевидным образом. Выход из строя именно этого механизма можно верно определить лишь при расшифровке ошибки или тщательной проверке «на живую» механиком-электриком на станции техобслуживания. Неполная диагностика при этом может указать на поломку датчика положения дроссельной заслонки, клапана EGR, расходомера или других смежных узлов.
Здесь есть один нюанс: дроссельная заслонка, несмотря на кажущуюся простоту, является именно тем механизмом, который нуждается в обслуживании. Зачастую регулярное обслуживание избавляет автолюбителя от необходимости менять этот узел полностью и в принципе позволяет избежать множества проблем. Под обслуживанием стоит понимать простейшую чистку, которая под силу даже непрофессионалам.
Почему заслонка нуждается в чистке
Несмотря на то, что дроссельная заслонка работает на частичное отсекание воздушного потока, ее эксплуатационный ресурс и общая работоспособность зависит от целой плеяды факторов и множества смежных узлов. Если регулярно менять расходники, заслонка будет меньше загрязняться. Если ее чистить с определенной периодичностью, проблем со впускной системой точно не будет наблюдаться долгое время. Вот что ускоряет засорение дросселя:
- Некачественное топливо или топливо с большим количеством неправильно подобранных присадок (в т.ч. тех, что может добавлять сам водитель);
- Сильная запыленность воздуха;
- Засорение топливного и воздушного фильтра;
- Попадание в воздуховод мелких капель моторного масла.
Классическим сочетанием факторов, которые в итоге приводят к засорению дроссельной заслонки, является одновременное попадание во впускную систему масла из картера и пыли с улицы. Если разобрать изношенный дроссель, на нем можно увидеть толстый слой маслянистой грязи – это и есть сочетание пыли с улицы и моторного масла. Со временем грязи на заслонке становится много. Маслянистые отложения препятствуют открытию дросселя на нужный угол и его полному закрытию, вследствие чего мотор получает слишком малые или слишком большие объемы воздуха.
Методика чистки
Сразу отметим, что если в ходе технического обслуживания была очищена инжекторная система (форсунки, клапаны, камеры сгорания, топливная рампа), дроссельная заслонка, вероятнее всего, процедуру очистки не проходила. Этот момент все же стоит уточнить у мастера. Четких регламентов чистки инжектора и дросселя нет – делать это стоит хотя бы тогда, когда автолюбитель начал замечать сбои в работе систем. При этом чистка дроссельной заслонки может быть осуществлена даже рядовым автолюбителем. Вот что нужно сделать:
- Добраться до системы подачи воздуха – обесточить бортовую электросистему (снять «минус» аккумулятора), снять хомуты и патрубок, который соединяет воздушный фильтр с дросселем, а также отсоединить разъем датчика;
- Опционально: демонтировать дроссель. Это рекомендуется делать, однако практика показала, что даже если использовать чистящее средство на установленном дросселе в будущем проблем с двигателем не возникает – снижается лишь качество очистки;
- Распылить чистящее средство на всю поверхность дроссельной заслонки, оставить на 5-10 минут, продуть и, опционально протереть мягкой ветошью. Также стоит очистить колодец под регулятор. Здесь идеально подходит средство для чистки карбюраторов.
Как отмечают отдельные эксперты, производить чистку дросселя стоит каждые 50 тыс. км. пробега. При этом узел рекомендуется демонтировать. После полной чистки стоит проводит профилактическое обслуживание с помощью распыляемых средств каждые 20 тыс. км (сам дроссель при этом снимать не нужно). Также отметим, что после демонтажа дросселя имеет смысл очистить место его установки, а также поставить новую прокладку. Имейте в виду, что при демонтаже есть немалый шанс просто порвать прокладку. Рекомендуем держать хотя бы одну прокладку в запасе даже если вы чистите механизм без демонтажа. Рано или поздно возникнет нужда в снятии дросселя и его полной чистке, а столь нужная прокладка уже будет у вас на руках.
Важный момент: после чистка узла он может начать работать в анормальном режиме. Причина может крыться как в неисправности, так и в необходимости проведения регулировки после демонтажа. Вторая проблема почти всегда наблюдается после чистки дроссельных заслонок с как механической, так и электрической системой управления. Выявить неисправность легко: сразу после старта двигателя наблюдается серьезный подъем оборотов. В случае электронного дросселя проблема решается так:
- Завести мотор и дать ему прогреться до рабочей температуры;
- Заглушить на 10 секунд;
- Включить зажигание ровно на 3 секунды;
- Нажать на педаль акселератора 5 раз с шагом в 1 секунду;
- Подождать еще 7 секунд и выжимать газ до того момента, когда “Check Engine” не начнет гореть постоянно:
- Подождать еще 3 секунды, отпустить газ и завести мотор.
Если автомобиль оснащен заслонкой с механическим управлением, все еще проще. Достаточно дать мотору поработать около 10 минут на холостом ходу, не включая дополнительные потребителей электроэнергии (оптику, салонное освещение и т.п.), заглушить, а затем завести его снова и прогреть. Примерно через 200 км пробега дроссельная заслонка начнет работать как положено. В отдельных случаях может потребоваться сброс адаптаций, хотя практика показывает, что на подавляющем большинстве автомобилей дроссель начинает работать в нормальном режиме после вышеуказанных манипуляций.
Частые ошибки и выбор чистящих средств
Неопытные автолюбители, решившиеся на самостоятельную чистку дроссельной заслонки, часто допускают ошибки. Несмотря на то, что этот узел кажется крайне надежным, его работоспособность легко нарушить. Дело в том, что поверхность большинства моделей заслонок покрывается молибденом. Это довольно твердый материал, который, впрочем, легко снимается с металлических поверхностей при помощи абразивов, чего стоит избегать. Вот о чем следует помнить:
- В частой чистке заслонки нет смысла;
- Хотя бы раз узел необходимо демонтировать и проводить тщательную очистку всех видимых поверхностей – после такой процедуры заслонку можно прочищать не снимая, но и то лишь некоторое время;
- Для чистки нельзя использовать абразивные материалы, жесткие щетки и т.п. Лучшим вариантом будет мягкая ветошь, причем протирать поверхность заслонки нужно аккуратно;
- После процедуры чистки заслонку нужно «обучить» согласно алгоритмам в предыдущем разделе;
- Если механизм имеет резиновые элементы, их стоит снять перед использованием химических чистящих средств – они разъедают резину.
На рынке автомобильной химии можно найти множество специализированных средств для обслуживания дроссельных заслонок. Как показывает практика, в них нет большой нужды – они лишь упрощают процедуру чистки. Автолюбитель можно пользоваться ацетоном, бензином или любым другим растворителем, а также WD-40. С учетом того, что сильно загрязненную заслонку придется прочищать несколько раз, имеет смысл воспользоваться сначала бензином, а уже потом специализированным средством. Главное требование к используемой химии: способность растворять масляные отложения. Стоит выделить такие полупрофессиональные средства:
- Liqui Moly DrosselKlappen-Reiniger – одно из самых дорогих, но вместе с тем самых эффективных средств для обслуживания заслонок;
- Abro Cabro & Choke Cleaner – доступная и эффективная химия для чистки;
- Mannol Carburetor Cleanor – универсальное очистное средство, хоть и ориентированное на работу с карбюраторами;
- Wurth Air Intake and Throttle Valve Cleaner – очиститель, способный похвастать отличным соотношением цена-качество.
Автолюбитель может купить как недорогое универсальное средство, как-то ацетон, так и дорогостоящее узкоспециализированное. Лучше всего себя показывают очистители от Liqui Moly, хотя аналоги конкурентов уступают химии из линейки DrosselKlappen-Reiniger не очень сильно. Если вы хотите сэкономить, можете провести первый этап очистки с помощью бензина, а второй с помощью WD-40 – результат будет не хуже. Особо смысла в чистке дроссельной заслонки до зеркального блеска нет, так как она все равно быстро покроется пылью и масляным налетом.
Вывод
Регулярная чистка карбюратора гарантирует, что впускная система, а значит и весь двигатель, будут работать нормально во всех режимах. Часто автолюбителю списывают проблемы с повышенным расходом и плохой динамикой в разных режимах работы двигателю на неисправность электрики или же силового агрегата. На практике часто оказывается так, что проблема кроется в сильно загрязненной дроссельной заслонке, которая не может контролировать впуск воздуха. К счастью, провести очистку может даже неопытный автолюбитель. Советуем держать в уме тот факт, что дроссельная заслонка является условно ремонтопригодным элементом впускной системы и что она нуждается в периодическом уходе.
Как часто нужно чистить дроссельную заслонку
Дроссельная заслонка – это заслонка, которая напрямую связана с педалью газа автомобиля. Дроссельные заслонки и педали газа на современных автомобилей электронные.
Как работает дроссельная заслонка?
ДЗ является элементом топливной системы двигателя, работающего на бензине. Основная задача ее заключается в дозированной подаче воздуха, подающегося в цилиндры двигателя внутреннего сгорания, и формирования топливной смеси. Устанавливается этот элемент после воздушного фильтра и перед впускным коллектором.(более подробно написано в этой статье)
Фактически ДЗ используется как воздушный перепускной клапан. Если она находится в открытом положении, то никакого избыточного давления во впускной системе нет. Если же заслонка закрывается, то в системе формируется отрицательное давление.
Есть два основных способа управления дроссельной заслонкой:
- механический;
- электрический.
Рассмотрим оба варианта работы механизма.
Механическая дроссельная заслонка
Таким вариантом привода награждают автомобили бюджетной категории. Так производитель снижает стоимость машины для покупателя. Принцип работы дроссельной заслонки с механикой достаточно прост: осуществляется прямое управление ДЗ через педаль акселератора посредством стального гибкого троса.
Составные части ДЗ скомпонованы в едином модуле. Он объединяет корпус, саму ДЗ зафиксированную на вращающейся оси, регулятор холостых оборотов, датчик положения ДЗ.
За функцию регулирования оборотов силовой установки отвечает предусмотренный в конструкции регулятор. Его задача менять объемы воздуха, поступающего мимо заслонки, при запуске какого-либо допоборудования. Основными его элементами являются клапан и электрический двигатель.
Электрическая дроссельная заслонка
Для современных автомобилей характерно использование более дорогого, но эффективного электрического привода. За счет установки такого узла конструкторы добиваются нужной величины крутящего момента. Это происходит при всех основных режимах силовой установки. Также удается добиться понижения расхода топлива, соблюдаются требования по безопасности и чистоте выбросов.
Особенности ДЗ с приводом от электрического мотора заключается в следующем:
- нет прямого контакта педали акселератора и ДЗ;
- холостой ход регулируется с помощью перемещений ДЗ.
Отсутствие прямого влияния на ДЗ при нажатии на педаль акселератора позволяет применять электронную систему для управления ДЗ.
Работа электроники помогает устанавливать нужные обороты двигателя даже без нажатия на педаль водителем.
Проводится подключение контрольных датчиков, запускается блок, управляющий мотором, и активируется исполнительный механизм.
Электронное устройство должно дополнительно оборудоваться датчиком положения педали «газа», блокиратором положения «сцепления», блокиратором положения тормозной педали.
Причины чистки дроссельного узла автомобиля
Никакой регулярности у этой процедуры нет. Практика показывает, что сервисное обслуживание на станции в гарантийный период чаще всего не затрагивает работу данного узла. Если водитель соблюдает простые правила эксплуатации транспортного средства, у него не будет никаких проблем с работой основных систем двигателя и топливной аппаратуры. Поэтому нет периодичности чистки дроссельного узла, как, скажем, у замены масла или фильтров. Тем не менее, есть ряд признаков, которые могут говорить о необходимости выполнения этой задачи.
Основные поводы заняться чисткой следующие:
- на малых оборотах двигатель начинает дергаться, это сказывается нехватка воздуха, которая возникает из-за засоренности дроссельного узла и уменьшенном пропуске воздушной смеси;
- тяга снижается – в целом автомобиль может начать плохо тянуть на оборотах до 2000-2500 об/мин, это связано с тем, что дроссель нарушил соотношение компонентов при подготовке смеси;
- вырос расход бензина на 5-15% без других причин, это также может быть вызвано чрезмерны обеднением смеси, которое компьютер компенсирует более активной подачей топлива в систему сжигания;
- запуск мотора стал затрудненным, но на это нет других причин, дроссель не так часто влияет на пуск двигателя, но при серьезных загрязнениях запуск возможен только при нажатии педали газа;
- обороты не устанавливаются в одном положении, на холостом ходу видны колебания стрелки тахометра, есть эффект приторможенного старта с первой передачи на низких оборотах, дергания в начале движения.
Конечно, все эти симптомы имеют и другие объяснения. В частности, можно считать, что дергание автомобиля на разгоне связано с системой датчиков, а не с дросселем. Но нужно постепенно исключить все варианты, чтобы убрать этот неприятный эффект. Не стоит сбрасывать со счетов и изношенность сцепления. Если этот узел неисправен, машина будет дергаться на ходу, потеряет мощность, снизит комфорт на низких оборотах и при трогании. Поэтому важно для начала провести комплексную диагностику и понять, что именно требует ремонта в вашем авто.
Оседание пыли
Там то и происходит смешивание масляной пыли с пылью обычной. Эта чёрная, липкая масса и оседает в рабочем пространстве дросселя, через которое воздух идёт в двигатель. Образовавшийся слой влияет на диаметр, а следовательно, и на пропускную способность дросселя.
Это влияет на работу двигателя, его реакцию на резкое нажатие педали газа. Кроме того, маслянистая смесь может попасть на КХХ, что неблаготворно влияет на ход холостых оборотов. Поэтому и нужно чистить дроссель от нежелательных образований внутри её.
Характерные симптомы неисправности
И так теперь давайте рассмотрим основные признаки которые указывают на неисправность дроссельной заслонки:
- Небольшое затруднение во время запуска двигателя;
- Чувствуются провалы или рывки во время функционирования двигателя;
- Достаточно маленькая мощность;
- Частое возникновение детонации;
- Проваливания, задерживания и подёргивания;
- Функционирование двигателя с небольшими перебоями;
- Увеличение топливного расхода;
- В системе выпускания выхлопных газов при переработке бензина возникает специфический бензиновый запах;
- Неустойчивость при функционировании двигателя, а во время работы на холодном ходу остановка;
- Иногда самовоспламеняется топливная смесь;
- Во впускном трубопроводе или глушителе слышны некие хлопки.
Если вы обнаружили, какую-то из вышеперечисленных неисправностей, но системой самодиагностики не определяется код поломки по датчику расположения дроссельной заслонки, не нужно делать поспешные выводы и менять его. В таком случае обнаруженные вами неисправности могут создаваться абсолютно другими причинами.
Как часто нужно чистить дроссельную заслонку
Как часто чистить дроссельный узел, четких рекомендаций нет, многие автовладельцы обращаются в автосервис лишь при возникновении каких-либо проблем с мотором. Есть мнение, что очищать дроссель от копоти и шлака следует через 40-50 тысяч километров пути, кто-то считает, что очистка деталей необходима через 30-40 т. км.
Забивается ДЗ черным нагаром из-за низкого качества топлива, также на дросселе могут образоваться маслянистые отложения. Если заслонка закоксовывается копотью с маслянистыми примесями, это означает, что есть проблемы с поршневой группой или засорилась вентиляция картерных газов.
Как почистить дроссельную заслонку (общие принципы)
Возможны два варианта чистки: без снятия узла и после демонтажа. В первом случае эффективность удаления нагара будет минимальной. Чистка без снятия проводится исключительно в крайних случаях, так как нагар снимается только с заслонки, а отложения на стенках и воздушных каналах остаются.
Полная очистка даёт более ощутимый эффект. Работы начинаются со снятия узла, который расположен между впускным коллектором и воздушным фильтром.
На автомобилях разных производителей работы могут отличиться, но не существенно. На большей части транспортных средств это происходит следующим образом
- Гофра связывает заслонку с фильтром очистки воздуха: её необходимо снять в первую очередь;
- Далее, отключаем датчик положения дроссельной заслонки и абсолютного давления (если имеется и установлен на авто);
- Потом нужно выдавить груз, который фиксирует трос педали акселератора
- демонтируем (отсоединяем) патрубки с охлаждающей жидкость. На этом этапе работы нужно проводить весьма осторожно. Если силовой агрегат полностью не остыл, то горячие капли технической жидкости при попадании на кожу человека могут вызвать ожог, помните об этом;
- Отсоединяем вентиляционные шланги картерных газов и абсорбера;
- После чего необходимо отвернуть крепления дроссельного узла и демонтировать его.
- Сняв механизм, откручиваем регулятор холостого хода Его промывка и очистка весьма желательна. Чтобы промыть весь узел необходимо использовать специальные средства.
Не забывайте! Перед промывкой узла с использованием химических средств обязательно снимите все резиновые элементы, чтобы не допустить их деформации.
Промывка дроссельной заслонки возможна с использованием бюджетных моющих средств («Карбаклинер») и более эффективных, но дорогих.
Как проверить места, в которых может возникнуть подсос воздуха?
- При помощи солярки пролейте места посадки форсунок;
- Отсоедините ДМРВ от корпуса воздушного фильтра и прикройте его рукой. После этого гофра должна немного съёжиться и в лучшем случае из-за того что прекратился подсос воздуха двигатель заглохнет;
- Отсоедините все кроме дроссельной заслонки и закройте её рукой. После этого из-за того что прекратился подсос воздуха двигатель также должен заглохнуть;
- Опрыскивайте карбклинером места, в которых происходит подсос воздуха.
Видео: Как почистить дроссельную заслонку своими руками
В заключении
Современные инжекторные автомобили не часто требуют чистки системы топлива. Но иногда эта процедура все-таки необходима. Обычно первая серьезная чистка происходит уже за 100 000 км пробега. Но чем более изношен двигатель, тем чаще приходится обращаться к специалистам для проведения чистки. Эта процедура не станет причиной огромных расходов и вряд ли потянет за собой сложный ремонт. Поэтому можно смело обратиться к специалистам и получить комплексные решения, которые помогут нормально эксплуатировать ваш автомобиль.
В большинстве случаев чистка нужна тем автомобилистам, которые эксплуатируют машину преимущественно в городе, не крутят двигатель до высоких оборотов. Также загрязняется дроссель от плохого бензина. Если вы давно не меняли воздушный фильтр, то вполне естественно, что будет задыхаться автомобиль на низких оборотах, не получая нужного количества воздуха. Все это также влияет на состояние дроссельного узла. Лучше всего сначала обратиться на диагностику и выяснить проблему, а затем решать уже найденные неполадки. А вы когда-нибудь чистили дроссель на вашем авто?
Чистка дроссельной заслонки: нужна ли эта процедура и как ее проводить?
Многие автовладельцы, имея достаточно знаний и мастерства, обслуживают свои транспортные средства самостоятельно. Какие-то проблемы с автомобилем, действительно, диагностируются и решаются просто, без обязательного участия специалистов.
Одной из таких проблем является загрязнение дроссельной заслонки, о котором свидетельствуют трудности с запуском двигателя, его «провалы» на холостых оборотах, движение ТС рывками, повышенный расход топлива.
Чистку дроссельной заслонки несложно провести самостоятельно: понадобится лишь несколько инструментов и около часа свободного времени. Ниже мы расскажем, как это сделать правильно.
Назначение дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка регулирует подачу воздуха, необходимого для формирования топливно-воздушной смеси, во впускной коллектор двигателя. Заслонка приоткрывается в момент нажатия на педаль газа – чем интенсивнее это происходит, тем больше воздуха поступает в камеру сгорания и тем большее количество оборотов выдает двигатель.
Большинство бюджетных автомобилей оборудованы дросселем с механическим приводом. Его заслонка имеет датчик положения (ДПДЗ) и регулятор холостого хода (РХХ), который зачастую тоже называют датчиком. Эти механизмы позволяют автомобилю тронуться с места и помогают поддерживать оптимальные обороты вала в зависимости от нагрузки на бортовую сеть.
Проблемы в работе механического дроссельного узла может заметить и устранить любой автовладелец, хоть немного знакомый с устройством ТС.
Дроссели с электронным приводом, которыми оборудованы более дорогие модели автомобилей, самостоятельно разбирать не стоит во избежание дополнительных проблем. Сбои в их работе обычно решаются в специализированных сервисных центрах.
Причины и признаки загрязнения заслонки
Воздух, поступающий внутрь двигателя через дроссельную заслонку, далеко не стерилен. Мелкие твердые взвеси, которые не задержал воздушный фильтр, оседают в масляном слое на корпусе дросселя и его заслонке.
Причинами загрязнения дроссельной заслонки могут стать также:
- Некачественное топливо
- Износ цилиндро-поршневой группы
- Неисправность системы вентиляции картерных газов
Толстый слой грязно-масляного налета на заслонке может привести к ее периодическому «залипанию». Из-за большого количества нагара она перестает закрываться полностью и пропускает лишний воздух. В этих случаях очистка просто необходима!
О том, что пора проверить состояние дросселя, свидетельствуют сложности с запуском двигателя, потеря его мощности и динамики, нестабильный холостой ход, периодическое «подвисание» оборотов после отпускания педали газа.
Проблемы в дроссельном узле могут возникать не только из-за образования отложений: иногда причиной становится выход из строя датчика положения, сбои в работе привода и другие неисправности. Выяснить это точнее вам помогут специалисты.
Пошаговая инструкция по демонтажу дросселя и очистке заслонки
Поверхностное мытье дроссельной заслонки (без снятия узла) не обеспечит должного результата, поэтому оно возможно только в крайнем случае.
Демонтировать дроссель совсем несложно – для этого вам понадобится минимальный набор инструментов и материалов: отвертка, гаечные ключи, очиститель, чистая ветошь или салфетки.
Итак, начнем.
Дроссельный узел с фильтром очистки воздуха связывает воздушный патрубок – снимите его. Далее уберите корпус воздушного фильтра, который крепится к двигателю.
В процессе работы проверьте состояние резиновых уплотнителей: помните, что усохшие детали ослабляют затяжку болтов, вызывают люфт корпуса фильтра и подсос воздуха в дроссельную заслонку.
Обратите внимание, что между заслонкой и воздушным фильтром находится уплотнительное кольцо. Наденьте его на фильтр, чтобы было легче собрать все обратно.
Если заслонка оборудована механической тягой, аккуратно снимите ее, немного поддев и отведя в сторону. Затем отсоедините датчик положения заслонки и регулятор холостого хода, отжав соответствующие разъемы.
Снимите фиксирующую скобу и вытащите дроссельную заслонку.
Прежде чем приступать к ее очистке, закройте отверстие во впускном коллекторе чистой тряпкой или салфеткой во избежание загрязнения.
Для мытья заслонки, в принципе, подойдет любой очиститель. Многие, например, пользуются очищающими средствами для карбюратора.
Стоит, однако, сказать, что наиболее эффективны и безопасны для применения материалы на основе органических растворителей – например, российского бренда MODENGY. В составе очистителя этой марки, помимо растворителей и углеводородного пропеллента, содержатся функциональные добавки, усиливающие его свойства.
Очиститель металла MODENGY растворяет загрязнения различной химической природы, в том числе нефтепродукты, буквально за несколько минут – в то время как многие другие составы нужно выдерживать на поверхностях в несколько раз дольше.
Средство имеет аэрозольную форму фасовки, поэтому позволяет обойтись без дополнительного инструмента для нанесения.
Снаружи чистить заслонку до зеркального блеска не нужно, так как она быстро покроется пылью. Главное – тщательно вымыть ее изнутри, особенно в местах соприкосновения с корпусом фильтра. Очистке подлежат также каналы поступления добавочного воздуха, шток регулятора холостого хода и колодец под него.
После того, как заслонка была очищена и высушена, осмотрите весь узел на предмет целостности заводского защитного покрытия на внутренних стенках дросселя и заслонки.
Если в процессе эксплуатации или неаккуратной очистки (некоторые принимают темное покрытие за грязь) оно было повреждено, стоит заняться его восстановлением – тем более что специальные антифрикционные составы сейчас можно найти в свободной продаже.
Помните, что качественное покрытие препятствует налипанию пыли и максимально продлевает срок службы дроссельного узла. Для частного применения наиболее удобны составы в аэрозольной фасовке – они просты в применении и не требуют специальных навыков.
Источники
- vils.ru/articles/chistka-drosselnoy-zaslonki-nuzhna-li-eta-protsedura-i-kak-ee-provodit/
- remont-inomarki.ru/chistka-drosselnoj-zaslonki.html
- zen.yandex.ru/media/id/5c7d2c2eeada0500b2d920cf/chistka-drosselnoi-zaslonki-posledovatelnost-deistvii-i-rasprostranennye-oshibki-5e5ccf6f82f1425df7fa375d
- etlib.ru/blog/219-kak-pochistit-drosselnuyu-zaslonku
- drive2.ru/b/2872736/