Содержание статьи
КамАЗ-5410 – выдающийся грузовой автомобиль, возглавивший славный род седельных тягачей, выпускаемых Камским автозаводом. Благодаря своей надежности и выносливости, функциональности и неприхотливости, данная модель была признана одной из самых удачных разработок советского автопрома. Различные модификации КамАЗ-5410 в течение нескольких десятилетий активно эксплуатировались не только на всей территории СССР, но и более чем в сорока зарубежных странах.
Универсальность конструкции седельно-сцепного механизма тягача позволяет его использовать с различными видами полуприцепов, предназначенных, например, для перевозки грузов различного назначения, сжиженного газа, топлива и прочих жидкостей, сельскохозяйственной продукции и т.д. Даже сегодня, несмотря на свой солидный возраст, еще немало этих грузовиков продолжает оставаться в строю.
История создания модели КамАЗ-5410
Седельный тягач КамАЗ-5410 принадлежит к числу автомобилей, созданных на базе первого трехосного большегруза, получившего индекс 5320. Дебют опытной модели состоялся в 1974 году, а уже в феврале 1976 года с конвейера предприятия сошли такие серийные машины, как седельный тягач 5410, самосвал 5511, грузовик с удлиненной бортовой платформой 53212, шасси 53213, а также их двухосные аналоги.
Выпуск этих автомобилей был приурочен к XXV съезду Компартии СССР. Все представители данного семейства обладали схожей конструкцией и по многим параметрам были унифицированы.
Благодаря своим уникальным техническим характеристикам, КамАЗ-5410 стал одним из самых популярных грузовиков в линейке. Эта модель еще долго оставалась востребованной и в постсоветское время, поэтому ее производство продолжалось аж до 2006 года. Достойным продолжателем рода трехосных седельных тягачей стал КамАЗ-54115, получивший ряд конструктивных новшеств, позволивших повысить его грузоподъемность, эксплуатационные качества и комфорт.
Технические характеристики
Модель КамАЗ-5410 относится к классу седельных тягачей с колесной формулой 6х4. Его конструкция включает седельно-сцепной механизм, имеющий две степени свободы. Автомобиль предназначается для работы в составе автопоезда, полная масса которого составляет 25,9 тонн.
Массовые характеристики
- Снаряженная масса автомобиля – 6 650 кг (3 350 кг – нагрузка на переднюю ось + 3 300 кг – на заднюю);
- полная масса тягача – 14 900 кг (3 940 кг – нагрузка на переднюю ось + 10 960 кг – на тележку);
- максимальная нагрузка на седло – 8 100 кг;
- максимальная масса полуприцепа – 14 500 кг.
Динамические характеристики
- Максимальная скорость – 85 км/час;
- время разгона автомобиля в составе автопоезда до 60 км/час – 70 сек.;
- пробег автопоезда накатом с 50 км/час до полной остановки – 800 м;
- длина тормозного пути на скорости 60 км/час – 38,5 м;
- угол преодоления подъема – 18˚.
Габаритные показатели
- Длина автомобиля – 6 180 мм;
- ширина – 2 500 мм;
- высота – 2 830 мм;
- высота с поднятой кабиной – 3 360 мм;
- колесная база – 3 350 мм
- радиус разворота – 7,7 м (по внешнему колесу), 8,5 м (габаритный).
Расход топлива
По нынешним меркам КамАЗ-5410 никак не тянет на звание экономичного автомобиля. В среднем расход топлива этой машины составляет около 41 литра на 100 км. Однако при полной загрузке, да еще зимой, этот показатель значительно возрастает.
В связи с таким нескромным «аппетитом» грузовика, конструкторы КамАЗа заменили 250-литровый бак, которым он изначально оснащался, на большие емкости. Так базовая версия тягача комплектуется топливным баком объемом в 350 литров, а более дорогая модификация располагает 500-литровым резервуаром.
Двигатель КамАЗ-5410
Изначально на все модификации КамАЗ-5410 устанавливался четырехтактный двигатель КамАЗ-740.10. Это V-образный 8-цилиндровый атмосферный дизельный агрегат с рабочим объемом 10,85 литров. Его номинальная мощность составляла 154 кВт (210 л. с.), а крутящий момент – 668 Нм.
За многие годы эксплуатации этот мотор доказал свою надежность и неприхотливость, но его экологические характеристики оставляли желать лучшего.
Со временем тягач стал оснащаться более усовершенствованными двигателями с турбонаддувом – КамАЗ-740.11 мощностью 240 л. с., соответствующими экологическому стандарту Евро-1.
Ныне на российских дорогах курсируют еще и КамАзы-5410 с рядными 6-цилиндровыми турбированными двигателями объемом 9,5 л и мощностью 260 л. с. БМЗ-31.06.01 (Евро-2), произведенными на Белгородском моторном заводе.
Трансмиссия
Двигатель автомобиля КамАЗ-5410 работает в паре с 5-ступенчатой МКП с дистанционным управлением механического типа. Конструкция трансмиссии включает делитель, представляющий собой дополнительную 2-ступенчатую коробку, расположенную между сцеплением и основной коробкой, которая обеспечивает увеличение количества скоростей вдвое, т.е. до 10.
Показатель передаточного числа главной передачи составляет 5,43. Крутящий момент от мотора на коробку передается посредством двухдискового фрикционного сухого сцепления, оснащенного гидравлическим приводом с пневматическим усилителем. Фрикционные накладки имеют диаметр 350 мм.
Ходовая часть
КамАЗ-5410, к сожалению, не может похвастаться плавностью хода на неровных дорогах. Однако, учитывая, что он и не является прогулочным автомобилем, то, в принципе, ходовая часть имеет очень даже неплохую конструкцию.
За мягкое преодоление дорожных неровностей передними колесами отвечают две полуэллиптические листовые рессоры, а за сокращение вертикальных колебаний – гидравлические телескопические амортизаторы. Задняя подвеска – балансирного типа, выполненная на паре продольных полуэллиптических рессор с 6-ю реактивными штангами.
На передних и задних осях тягача располагаются бездисковые колеса размером 7,0-20 (178-508), «обутые» в пневматические радиальные шины 9.00R20 (260R508).
Тормозная система
Грузовик оснащен тормозами барабанного типа с пневмоприводом на все колеса. Тормозные барабаны в диаметре насчитывают 400 мм, а тормозные накладки по ширине – 140 мм. На всех модификациях тягачей у полуприцепов тормозная система с комбинированным приводом, кроме гидрофицированной версии для работы со специализированными полуприцепами – там задействована двухпроводная схема тормозов.
Рама КамАЗ-5410
Основные элементы рамы тягача КамАЗ-5410 выполнены из 8-миллиметровой листовой стали путем штамповки. Конструкция рамы включает два продольных лонжерона со швеллерным профилем и пять поперечен со сборной конструкцией. Все элементы скрепляются между собой посредством заклепок.
Передняя часть рамы оборудована буфером с парой буксирных вилок. Задняя рамная поперечина имеет жесткое тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки неисправных автомобилей на короткие расстояния.
Кабина КамАЗ-5410: обзор рабочего места
Экстерьер
Внешний дизайн кабины КамАЗ-5410 предельно прост и лаконичен, как полагалось всем грузовикам советской эпохи. Главная задача конструкторов состояла в создании максимально функциональных автомобилей-трудяг, поэтому над эстетической составляющей никто не заморачивался.
Примитивные угловатые формы кабины, неброская решетка радиатора, нелепо висящий грубый металлический бампер, небольшие круглые фары, плоское лобовое стекло, состоящее из двух частей – эти характерные черты были свойственны всем моделям КамАЗов того времени. В общем, можно с уверенностью резюмировать, что внешность этого седельного тягача восторга не сможет вызвать даже у самых жизнерадостных оптимистов.
Интерьер
Не отличается какими-либо наворотами и внутренний дизайн кабины. Искать в салоне хотя бы намек на уют не стоит – здесь царит брутально-спартанский стиль.
К положительным моментам можно отнести большой объем внутреннего пространства, достигаемый за счет бескапотной конструкции кабины, а также удобное расположение и информативность приборов, регулируемое водительское сиденье с пружинами, обеспечивающими хоть и минимальный, но комфорт при езде по неровностям. К сожалению, пассажирские сидения этой «роскошью» не располагают.
Что касается компоновки внутреннего пространства кабины, то здесь производитель предлагал два варианта: без спального места и с таковым. Автомобили, которые были предназначены для эксплуатации на ближних дистанциях, оборудовались двумя или тремя сиденьями. Дальнобойные версии тягачей оснащались спальником для отдыха водителей, располагающимся за сидениями.
Как ни прискорбно, но за все те 30 лет, что выпускался КамАЗ-5410, какие-либо серьезные доработки, направленные на повышение комфорта в салоне, так и не были проведены.
Модификации КамАЗ-5410
С целью максимального расширения функциональных ресурсов тягача КамАЗ-5410, а также обеспечения возможности его использования в любых климатических условиях, Камский автозавод выпускал этот автомобиль в нескольких модификациях:
- гидрофицированная версия КамАЗ-5410 предназначалась для работы с полуприцепами специального назначения;
- модификации 5410, 54112 Тропический – для эксплуатации в жарких регионах;
- версия 54112ХЛ – для эксплуатации в условиях максимально низких температур;
- КамАЗ-54101 – модификация со специальным гидравлическим оборудованием для транспортировки полуприцепа-самосвала ГКБ-9575 с показателем грузоподъемности 13,5 тонн;
- Модификация с индексом 54102, характеризующаяся способностью выдерживать нагрузки на сдвоенных ведущих мостах в пределах 14 тонн. Предназначена для работы с полуприцепом бортового типа ОдАЗ-9385.
Стоимость КамАЗ-5410
Несмотря на выдающиеся рабочие качества КамАЗа-5410, не стоит забывать о его преклонном возрасте. Автомобиль выпускался 30 лет, плюс уже более 10 лет прошло с момента прекращения его производства. И хоть предложений о продаже этой модели на вторичном рынке присутствует все еще достаточно, но желающих купить ее не так уж и много. Объясняется это тем, что в нормальном состоянии найти такой грузовик практически не представляется возможным, плюс к этому, устаревшие модификации двигателей не соответствуют никаким экологическим стандартам.
В результате, продавцы вынуждены снижать цены на этот автомобиль до минимума. Так стоимость модификаций 80-х годов выпуска варьируется в пределах 180-200 тыс. рублей, ценовой диапазон автомобилей 90-х составляе от 300 до 500 тыс. рублей, а за более новые образцы просят от 600 тыс. до 1 млн. рублей.
Отзывы владельцев КамАЗ-5410
Артем, 43 года, Магадан
Купил этот тягач два года назад. Год его выпуска – 1992, поэтому, говорить о каком-то удовлетворительном состоянии не буду. Прежний хозяин, похоже, не особо заботился о состоянии машины, пока она ему была нужна.
В общем, если бы не смешная цена и мой безграничный оптимизм, то вряд ли бы я остановил свой выбор на этом варианте, потому что это был не грузовик, а одна большая проблема. За это время я практически полностью восстановил машину.
Тот объем работ, который пришлось переделать, даже ремонтом не назовешь, потому что я фактически собрал новый автомобиль. Но самое страшное позади. Главное, сейчас тягач работает и приносит хорошие деньги, значит все мои усилия не пропали даром. Теперь хочу навести в кабине уют, да и стандартную камазовскую внешность сделать более привлекательной.
Николай Семенович, 60 лет, Самара
Пришлось поработать в 80-х года на КамАЗе-5410. Наше транспортное предприятие тогда обзавелось несколькими новыми камазовскими грузовиками, в числе которых был и этот тягач.
Проездил я на нем около пяти лет, причем, исколесил чуть ли не всю Россию. Насколько помню, проблем никаких не было. Машина надежная, в обслуживании легкая, в кабине удобно и не шумно. Конечно, мне повезло, что я на новый автомобиль сел, потому что, когда начинали выпускать эти грузовики, о качестве волновались.
Сегодня еще изредка вижу на дорогах эти тягачи и удивляюсь, как это они дожили до этих-то дней, ведь их давно уже не выпускают.
Камаз 5410 тягач
КамАЗ-5410 является популярным советским седельным тягачом. Подобная машина производилась на машинном предприятии в городе Камы с 1976 по 2006 годы. Седельный тягач уже является легендарным автомобилем отечественного производства. Серийный выпуск грузовика продолжался на протяжении почти 30 лет.
Модель получила кузов бескапотной компановки и колесную формулу 6х4 В данной статье можно будет найти описание КамАЗ 5410 технические характеристики, какой расход топлива КамАЗ 5410. Также будет схема и характеристики КамАЗ лесовоз. Весь модельный ряд КамАЗ.
ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ
Камское автомобильное предприятие предоставляло некоторые исполнения машины, среди которых было наличие классической, для суровых арктических морозов и для жаркого тропического климата. В результате, это дало возможность эксплуатировать машину в разных областях Союза Советских Социалистических Республик и России.
Многофункциональное устройство креплений и седла автомобиля сделало его довольно популярным в различных сферах. Сюда можно отнести спасательную сферу (чтобы доставлять специалистов, специальные смеси и воду в область чрезвычайной ситуации), транспортировочную (перемещать габаритные грузы, сухие грузы, газы и жидкости) и сельское хозяйство (чтобы перевозить удобрения, землю и урожай).
КамАЗ-5410 является довольно популярным автомобилем в различных отраслях производства и сельского хозяйства, а также им пользуются даже до сих пор многие зарубежные страны.
При помощи своего многофункционального устройства, машина смогла заслужить доброе имя, как одна из самых эффективных и неприхотливых машин, которые способны функционировать в трудных обстоятельствах с разными грузами. Модель 5410 хорошо подойдет для средних и более больших компаний, где есть большие объемы перевозок.
Сам КамАЗ 5410 с полуприцепом оставляет впечатление надежной машины и верного партнера, какой умеет без особых трудностей справляться с трудными целями. Российская Федерация активно до сих пор использует данную марку, однако, она также востребована и в некоторых иностранных государствах.
Когда заканчивался ХХ век модель почти полноценно себя исчерпала, так как ее сменили более усовершенствованные транспортные средства Камского автомобильного завода. Например, появился преемник КамАЗ 65116, какой уже имел мощный силовой агрегат и улучшенные характеристики.
ВНЕШНИЙ ВИД
Экстерьер нашей модели разниться своей лаконичностью и простотой. Так как седельный тягач создавался в СССР, то при его проектировке самый большой акцент уделялся технической составляющей, но никак не красивой и стильной внешности, хотя, нельзя сказать, что трехосный грузовик получился ужасным.
Сама кабина получилась бескапотной и имеет строгую прямоугольную форму. Впереди тягач оснастили наличием круглых фар, а также массивной радиаторной решеткой, где есть фирменная символика предприятия, которое выпускает эту модель. Бампер сделали металлического содержания либо из пластика.
Он является одной из важнейших деталей пассивной системы безопасности, которая в эффективном порядке принимает на себя удар при аварийных ситуациях. Фронтальное стекло расположили четко в вертикальном порядке, а также разделили его поперечным молдингом, чтобы повысить устойчивость.
Еще это помогло более уверенно противостоять воздушным потокам на большой скорости и встречном ветре. Во время проблемной погоды стекла машины очищают большие долговечные дворники, на каких присутствуют специально оборудованные щетки.
Зеркала боковой обзорности получили различные углы направления, дабы понизить степень мертвой зоны и сделать более проще контролирование габаритной составляющей грузового автомобиля. Есть, даже, автомобиль лесовоз, который не боится перегрузов и уверенно справляется со своей работой.
САЛОН КАБИНЫ
Попадая на рабочее место водителя понимаешь, что оно выполнялось в сдержанной стилистике с минимальным количеством увенчаний, но с предельной практичностью, чтобы еще лучше выполнять собственные функции. Автомобиль КамАЗ 5410 идет в некоторых вариациях кабины – по числу мест (2 или 3 сиденья), а также по установке спального места.
Нетрудно догадаться, что когда в оснастке есть спальное место, то это дает возможность более продуктивно эксплуатировать машину на дальние многодневные поездки по Российской Федерации и странам СНГ. Данное внедрение очень полезно, ведь тогда можно двум водителям нормально высыпаться, не принося лишний вред своему самочувствию.
Спальное место было установлено прямо за креслами, и оно подразумевает небольшое отделение с полкой для пары человек. Салон оснастили подключаемыми возможностями, где есть наличие трех- или двухточечных ремней безопасности, какие снабжены ограничителями, подогрева кресла водителя и противотуманные фары, установленные на передний бампер.
Что очень порадовало, так это то, что кабина получилась бескапотного варианта, силовой агрегат расположили под кабиной, что позволило разработчикам более рационально использовать свободное место в салоне. На панели приборов есть все необходимые датчики и приборы управления, какие располагаются не так далеко, что позволяет шоферу не отвлекаться от управления автомобилем, и, при этом, изменять параметры, не покидая водительское сидение.

Само кресло стало лучше регулироваться по удаленности от рулевого колеса, а колонка умеет менять свою высоту, что дает возможность отрегулировать адекватный угол управления под каждого человека. Несмотря на различный тюнинг, автомобиль лишили амортизаторов в корпусе, исходя из чего было решено установить водительское сидение на специализированную пружину пневматического типа, чтобы понизить вибрации и отдачу.
Благодаря ей, получается мягко вбирать в себя все кочки на дорожном полотне, понижая при этом тряску внутри кабины. Но, как обычно бывает для отечественного автопрома, подобная функция не рассчитана для пассажирских сидений.

Почти все внутри автомобиля ярко свидетельствует о том, что 5410 является рабочим инструментом, в каком ничего не отвлекает от выполнения своих прямых обязанностей. Но нельзя сказать, что салон не получил грамотную конструкцию и удобное распределение приборов, что, пусть и немного, но, все же, повышает уровень комфортабельности.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Автомобиль Камского производства идет с наличием турбодизельного силового агрегата КамАЗ-740.11-240, выпуском какого занимались ярославские моторостроители. Он является V-образным 8-цилиндровым 10.85-литровым мотором и выдает 240 лошадиных сил при 2 200 оборотах коленчатого вала в минуту. Диаметр цилиндров составляет 120 мм.
Потребляет данный двигатель порядка 33 литров на 100 километров в среднем режиме. Дизельное топливо для мотора берется из топливного бака, емкость какого составляет 250 литров. Подобный двигатель отвечает экологическим нормам Euro-1.
Удачно подобранный силовой агрегат и трансмиссия делают КамАЗ-5410 универсальным, способным не бояться перегрузок и уверенно двигающимся вперед седельным тягачом.
ТРАНСМИССИЯ
Крутящий момент силового агрегата передается на колеса посредством механической 10-ступенчатой коробки переключения передач. Управляется механическим дистанционным методом. Сцепление представлено фрикционным сухим двухдисковым типом, где есть гидравлический привод вместе с пневматическим усилителем.
Диаметр накладок составляет 350 миллиметров. Большое передаточное число предоставляет наличие быстрой реакции технической стороны автомобиля, что очень нужно при перегрузках и сложных ситуациях.
ПОДВЕСКА
Как впереди, так и сзади у машины рессорная подвеска, которая позволяет даже применять автомобиль как лесовоз, а ведь как раз там самое больше его перегружают и ездит он по плохой дороге.
КОЛЕСА И ШИНЫ
Многие начинали делать свой тюнинг КамАЗу 5410, однако изначально он идет с бездисковыми колесами пневматического отдела, рассчитанными на 20 дюймов. Шины идут вместе с камерой и с помощью своих конструктивных особенностей весьма устойчивые к появлению грыж и шишек. Также они уверенно ведут себя во время проколов и пробитий, разрешая проехать довольно большое расстояние на спущенной резине.
База колес 6х4 предоставляет хорошую управляемость, устойчивость седельного тягача, а также отличные тяговые свойства. Резина сделана по высокому качеству и рознится износостойкостью и не боится ударов. Грузовик сможет вытащить из любого рва нелегкий груз.
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Она обладает наличием пневматического привода. Тормоза на всех колесах представлены барабанным типом, где диаметр барабана – 400 миллиметров, а ширина тормозных колодок 140 миллиметров. Торможение осуществляется неплохо.
Весовые параметры и нагрузки | |
Снаряженная масса шасси, кг | 6650 |
— нагрузка на переднюю ось, кг | 3350 |
— нагрузка на заднюю тележку, кг | 3300 |
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг | 8025 |
Полная масса автомобиля, кг | 14900 |
— нагрузка на переднюю ось, кг | 3940 |
— нагрузка на заднюю тележку, кг | 10960 |
Полная масса автопоезда, кг | 25750 |
Двигатель | |
Модель двигателя | 740.11-240 |
Тип двигателя | дизельный с турбонаддувом |
Номинальная мощность, брутто, кВт (л.с.) | 176(240) |
— при частоте вращения коленвала, об/мин | 2200 |
Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм) | 833(85) |
— при частоте вращения коленвала, об/мин | 1200-1400 |
Расположение и число цилиндров | V-образное, 8 |
Рабочий объем, л | 10,85 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120/120 |
Степень сжатия | 16 |
Система питания | |
Вместимость топливного бака, л | 250 |
Электрооборудование | |
Напряжение, B | 24 |
Аккумуляторы, В/Ачас | 2х12/190 |
Генератор, В/Вт | 28/800 |
Сцепление | |
Тип сцепления | фрикционное сухое, двухдисковое |
Привод | гидравлический с пневмоусилителем |
Диаметр накладок, мм | 350 |
Коробка передач | |
Тип | механическая, десятиступенчатая |
Управление | механическое, дистанционное |
Тормоза | |
Привод | пневматический |
Размеры: диаметр барабана, мм | 400 |
Ширина тормозных накладок, мм | 140 |
Суммарная площадь тормозных накладок, см2 | 6300 |
Колеса и шины | |
Тип колес | бездисковые |
Тип шин | пневматические, радиальные |
Размер обода | 7,0-20 (178-508) |
Размер шин | 9.00 R20 (260 R508) |
Кабина | |
Тип | передняя, расположенная над двигателем, 3-х местная |
Исполнение | cо спальным местом |
Характеристика а/м КамАЗ 5410 полной массой 22200 кг | |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Максимальный угол уклона , преодолеваемый шасси при полной массе, град | 18 |
Наружный габаритный радиус поворота а/м, м | 8,5 |
Дополнительное оборудование | |
— предпусковой подогреватель | |
— возможна установка топливного бака 350 л | |
— противотуманные фары | |
— высокая крыша кабины | |
— ремни безопасности |
ЦЕНА И КОМПЛЕКТАЦИИ
Несмотря на то, что модель 5410 уже больше не производится более 10 лет, на автомобильном рынке можно встретить машину довольно часто. Поэтому можно приобрести подержанный вариант. Автомобили 1990-х годов будут стоить порядка 150 000 – 300 000 руб. Модели 1999-2000 годов — от 450 000 до 500 000 руб. Также есть возможность арендовать седельный тягач. Стоимость аренды составит от 1 500 рублей за сутки.
Кроме штатной комплектации машина идет в арктическом и тропическом исполнении, какие предназначаются для функционирования в экстремальных условиях. Более того, КамАЗ-5410 может применяться в спасательной отрасли, для перевозки смесей, личного состава, а также как лесовоз, самосвал.
Многие водители предпочитают небольшой тюнинг, дабы украсить машину. Модель прекрасно подходит для любого парка крупной и средней компании, которая занимается массовым производством, либо транспортировкой больших и тяжелых грузов.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ПЛЮСЫ МАШИНЫ
- Отсутствует капот, что повышает обзорность из кабины;
- Хорошая проходимость;
- Грузоподъемность;
- Высокий дорожный просвет;
- Автомобиль не тяжело эксплуатировать и ремонтировать;
- Нет проблем с покупкой деталей и запчастей;
- Небольшой радиус поворота;
- Способен работать при низкой и высокой температуре;
- Сравнительно небольшая цена машины;
- Наличие многих разных модификаций;
- Хороший силовой агрегат и коробка передач;
- Удобное водительское сидение;
- Некоторые модели обладают спальным местом.
МИНУСЫ МАШИНЫ
- Большое потребление топлива;
- Устаревшая кабина;
- Низкий уровень комфортабельности в салоне;
- Отсутствие полного привода;
- Свободное пространство распределено нерационально;
- Есть склонность к поломкам.
ПОДВОДИМ ИТОГИ
Седельный тягач КамАЗ-5410 еще надолго останется не только в нашей памяти, но и на дорогах Российской Федерации и многих других странах. Ведь эта машина не является прихотливой, может работать при низких и высоких температурных режимах, а также способна выполнять те задачи, пусть они и трудные, с которыми не все грузовики могут справиться.
Только вот у машины все еще большой расход топлива на 100 км. Понятно, что в плане эргономики и интерьера модель сильно устарела, но ведь в те времена страна нуждалась в хорошем с технической стороны грузовом автомобиле, а не в комфортной машине.
Хотя, многие сегодня делают тюнинг своими руками, и в интернете можно найти целый каталог, как это можно сделать. Однако факт остается фактом, КамАЗ 5410 седельный тягач является незаменимым тягачом седельного типа, который стоит на вторичном рынке не так уж и дорого, но сможет стать Вам верным товарищем в любой дороге, не боясь грязи и бездорожья.
Знаковые автомобили КАМАЗ. КАМАЗ-5410
Сегодня речь пойдёт о легендарном автомобиле – седельном тягаче КАМАЗ-5410. Не секрет, что данный грузовик – разработка ЗИЛа.
Об этом много написано в интернете, не буду повторяться. В конце 1960-х годов и всю первую половину 1970-х годов шли испытания этого знаменитого тягача.
Внизу заметка из газеты «Вечерняя Уфа» от 12 июля 1975 года.
В начале августа 1976 года главный конвейер КАМАЗа начал выпускать эти автомобили.
Вот как об этом писала газета «Рабочий КАМАЗа» от 14 августа 1976 года.
Тягач использовался с полуприцепами 9770 и 9370.
Внизу статья из газеты «Советская Татария» за 1976 год, написанная Аракчеевым Валерием Леонидовичем -редактором газеты «Рабочий КАМАЗа».
В первый год серийного выпуска было выпущено 602 автомобиля. Всего за 25 лет серийного выпуска, в период с 1976 по 2000 годы с главного сборочного конвейера КАМАЗа сошёл 273 901 автомобиль КАМАЗ-5410. Пик производства пришёлся на 1981 год, когда было изготовлено 17 128 автомобилей.
В декабре 1980 года КАМАЗ-5410 получил Свидетельство о присвоении государственного знака качества.
В декабре 1983 года КАМАЗ-5410 был переаттестован на знак качества. А это, согласитесь, говорит о многом! Вот как об этом кратко сообщалось в газете «Рабочий КАМАЗа» от 31 декабря 1983 года.
За всю историю, такая судьба была только у ещё одного автомобиля – у КАМАЗ-5320.
Седельный тягач КАМАЗ-5410 был очень надёжен и выгоден в эксплуатации. Он был способен перевозить тяжелые и габаритные грузы в самых сложных условиях, мог работать в жарких странах и выдерживать арктические морозы.
Этот легендарный автомобиль был очень популярным на просторах бывшего Советского Союза.
Внизу отзыв об автомобиле КАМАЗ-5410 водителей Симферопольской спецавтобазы №1101, опубликованный в газете «Правда» от 27 января 1979 года.
Прочтите письмо водителя Сердинова Николая Лукьяновича, датированное летом 1982 года.
Внизу отзыв об автомобиле КАМАЗ-5410 водителя В. Козлова, опубликованный в газете «Рабочий КАМАЗа» от 18 октября 1988 года.
Внизу отзыв водителя Чалкина из Оренбургской области, который был опубликован в газете «Рабочий КАМАЗа» от 9 декабря 1989 года.
Часто КАМАЗ-5410 использовался с двухосным бортовым полуприцепом модели ОдАЗ-9379 грузоподъемностью 13,7 тонн и двухосным полуприцепом-фургоном модели ОдАЗ-9770 грузоподъемностью 13, 5 тонн.
Стоить заметить, что опорно-сцепные устройства для тягачей КАМАЗа изготавливались на литейном заводе. Внизу фотографии, сделанные в ноябре 1976 года.
На седло автомобиля КАМАЗ-5410 рабочие Челябинского машиностроительного завода автотракторных прицепов в конце 1970-х годов установили полуприцеп ЧМЗАП-9384.
Прочтите заметку из газеты «Челябинский рабочий» от 24 сентября 1978 года.
Внизу вы можете посмотреть, как ещё использовался автомобиль КАМАЗ-5410.
7 ноября 1974 года в Советском Союзе отмечалась важная дата — 50-летие Советского автомобилестроения. Камазовцы к этому празднику подготовили свой трудовой подарок. В экспериментальном цехе управления главного конструктора (УГК) КАМАЗа собственными силами был собран автомобиль КАМАЗ-5410.
В праздничной колонне 7 ноября 1974 года КАМАЗ-5410 вёл Луцышин Владислав Иванович -водитель-испытатель УГК КАМАЗа.
Посмотрите приказ по КАМАЗу от 11 декабря 1974 года, где указаны все те, кто был отмечен за сборку первого автомобиля КАМАЗ в Набережных Челнах.
И ещё один малоизвестный факт, связанный с автомобилем КАМАЗ-5410 и Днём Победы.
26 февраля 1975 года камазовцы встали на 100-дневную ударную трудовую вахту в честь городов-героев: Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Волгограда, Бреста, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи. Трудовые недели в честь городов — героев проходили: в честь Одессы — с 24 февраля по 1 марта, в честь Минска — с 3 по 8 марта, в честь крепости-героя Бреста — с 10 по 15 марта, в честь Киева — с 17 по 22 марта, в честь Севастополя — с 24 по 29 марта, в честь Новороссийска — с 31 марта по 5 апреля, в честь Керчи — с 7 по 12 апреля, в честь Волгограда — с 14 по 19 апреля, в честь Ленинграда — с 21 по 26 апреля, в честь Москвы — с 28 апреля по 6 мая. Как итог трудовой вахты, ещё до пуска главного конвейера, в экспериментальном цехе УГК КАМАЗа были собраны 10 автомобилей КАМАЗ-5410 (по числу городов-героев). Посмотрите сохранившиеся фотографии этих автомобилей.
До сих пор на некоторых закрытых базах можно найти легенду Советского автопрома.
Надеюсь, один из этих автомобилей займёт достойное место в обновлённом Музее КАМАЗа!
Напоследок, посмотрите значки, медали и вымпел, посвящённые автомобилю КАМАЗ-5410.
Седельный тягач камаз 5410
В 1974 году обществу был представлен грузовик КамАЗ-5410, который за несколько десятков лет стал настоящей легендой советского автопрома. Первые модели автомобиля сошли с конвейера Камского автозавода в 1976 году и сразу отправились, покорят трассы СССР. Неприхотливость, выносливость, дизайн и отличные технические характеристики позволили тягачу быстро оправдать возложенные на него ожидания. Доказательство этому работа по всей территории советского союза и в 40 странах.
Автомобиль за многие годы своего существования встал в один ряд с грузовиками мирового уровня, но это касается только технических характеристик. В плане дизайна и оснащенности кузов и салоне значительно уступает конкурентам.
Внешний вид КамАЗа-5410
Советские инженеры создавали качественный и функциональный транспорт, способный выполнять перевозку грузов независимо от погоды и видов дорожной полосы. Дизайну кабины уделялось куда меньше внимание, поэтому она выглядит лаконично и просто.
Форма кузова – угловатая «коробка» без элегантных линий и украшений. Решетка радиатора хорошо выполняет свою основную функцию, но по внешнему виду это прямоугольная деталь с отверстиями, которая смотрится на фоне всего кузова и бампера нелепо. Бампер, как и все остальные детали, сделан из металла высшей пробы, но в плане дизайна уступает по красоте зарубежным грузовикам. По бокам решетки радиатора располагаются мощные фары, хорошо себя зарекомендовавшие даже в плохих условиях при низком уровне видимости.
Интерьер салона
Производители обделили вниманием и салон КамАЗа-5410, в котором явно не хватает массы приспособлений, способных сделать езду для водителя и пассажира более комфортной. Здесь настоящая спартанская атмосфера, но все-таки положительные моменты можно выделить.
В салоне грузовика достаточно много пространства для комфортного размещения водителя и пассажира. Такого объема лишнего места удалось добиться за счет применения системы «без капота». Дополнительно это позволило удобно расположить датчики с основной информацией и приборы управления. Водительское сидение установлено на специальные пружины из металла высшего сорта. При езде по плохой дороге и по бездорожью, такая функция помогает нивелировать тряску, что повышает комфорт. Пассажирское сидение такой функции не имеет.
При покупке можно выбрать вариант со спальным местом и без него. Первая модификация подходит для езды на небольшие расстояния, а вот для дальнобойщиков спальное место является необходимым оснащением.
За многие десятки лет было выпущено множество модификаций КамАЗ-5410, но изменений в дизайне и комфорте не произошло.
Технические параметры
Несмотря на невзрачный дизайн, серия выигрывает за счет уникальных технических характеристик, которые помогают грузовику перевозить большой тоннаж в прицепах и полуприцепах без потери в управлении, скорости и мощности. Разработчики постарались сделать безопасную и устойчивую к плохим дорогам и погодным условиям, машину.
Двигательная система
Характеристики | Показатели |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Двигатель | Дизельный |
Рабочий объем, см3 | 10857 |
Мощность, л.с. / оборотах | 210/2600 |
Момент, н·м / оборотах | 637/1500 |
Расход комби, л на 100 км | 35.0 |
Тип коробки передач | Механическая, 5 передач |
Привод | Задний |
Первым двигателем был 4-тактный, 8-цилиндровый дизельный агрегат V-образной формы. Объем двигателя составляет 10,85 литров при номинальной мощности 154 кВт и 210 л.с. Показания крутящего момента равны 668 Нм. За долгие годы службы КамАЗ-740.10 хорошо себя зарекомендовал, но производителям пришлось снять его с производства из-за низких экологических характеристик.
На смену старой модели пришел КамАЗ – 740.11, который помимо экологических параметров приобрел еще и улучшенную мощность в виде 240 л.с., но это не единственная модель, устанавливаемая на грузовик. На последние модификации грузовиков устанавливали двигатели модели БМЗ-31.06.01 с экологическим стандартом Евро-2. Это 6-цилиндровый турбированный агрегат, который имеет объем 9,5 литров и мощность 260 л.с.
Трансмиссия КамАЗа-5410
Независимо от модели двигателя с ним работает 5-ступенчатая коробка передач механического типа с дистанционным управлением. Дополнительно в конструкцию КПП входит рычаг, расположенный между КПП и системой сцепления, которая включает функцию увеличения количества передач до 10. Это особенно полезно при езде по бездорожью, снегу, дороге покрытой льдом или каменистой щепкой.
Главная передача имеет передаточное число равное 5,43. Крутящий момент передаются за счет сухого сцепления, выполняющего работу от двухдисковых деталей фрикционного вида. Сцепление дополняется гидравликой с усилением пневматического типа. В диаметре фрикционные части имеют размер 350 мм.
Трансмиссионная система сделана из качественных и мощных деталей, которые могут прослужить несколько десятков лет, но без своевременной диагностики (проверки), работоспособности агрегата есть шанс не заметить деформацию дисков на начальной стадии.
Ходовая часть и тормозная система
Характеристики | Показатели |
Передняя подвеска | Зависимая, рессорная |
Задняя подвеска | Балансирная, рессорная |
Передние тормоза | Барабанные |
Задние тормоза | Барабанные |

Сравнивания с современными грузовиками КамАЗ-5410 значительно уступает по плавности хода при прохождении неровных дорог. Учитывая, что эта модель универсальная для езды по бездорожью, асфальту, грунту, то это даже не минус, а особенность конструкции.
Ходовая часть имеет неплохие технические характеристики внутренней системы. За преодоление неровностей на дороге отвечают передние колеса, которые снабжаются двумя рессорами. Вертикальную вибрацию при этом поглощают два телескопических гидравлических амортизатора. Балансирный тип установлен на заднюю подвеску, которая работает с полуэллиптическими рессорами, включающими в свою конструкцию шесть реактивных штанг. Такое устройство ходовой системы позволяет проходить плохую дорогу без резких и сильных вибраций, которые доставляют дискомфорт водителю и могут повредить перевозимый груз.
Передняя и задняя ось транспорта снабжена бездисковыми колесами, имеющими размер 7,0-20 (178-508). На колеса одеваются радиальные шины 9.00R20.
Тормозная система КамАЗ-5410 включает установку барабанов диаметром 400 мм и тормозных накладок 140 мм, на все колеса. Барабанный тип тормозов оснащается пневмоприводом. Все модифицированные тягачи этой версии имеют комбинированный привод, но это не касается гидрофицированной модели, которая специализируется на полуприцепах. На подобной модели работают двухпроводные тормоза.
Конструкция рамы
На грузовик установлена рама, которая выполнена из 8-миллимитровой штампованной листовой стали. В конструкцию дополнительно входит два лонжерона продольной формы со швеллерными профилями и пятью поперечинами в сборном виде. С помощью специальных заклепок все детали соединяются между собой, формируя целостную конструкцию.
В передней части рамы имеется буфер с несколькими буксирными вилками, которые позволяют сделать надежную сцепку и вытащить тягач из грязи или снега. Предназначены они для буксировки грузовика на небольшие расстояния. Крепление буксировочными тросами должно осуществляться на две вилки. Аналогичная система установлена и в задней части. Тягово-сцепное устройство встроено в раму для перевозки грузовых автомобилей.
Габариты, масса и скорость КамАЗа-5410
Это класс седельных тягачей, которые за счет цепного механизма могут использоваться в качестве автопоезда, масса которого равна 25,9 тоннам.
К остальным характеристикам массы относится:
- масса грузовика в чистом виде равна 6650 кг, при нагрузке 3350 кг на переднюю ось и 3300 кг на заднюю ось;
- при полной массе тягач весит 14900 кг, при нагрузке на переднюю ось 3940 кг и заднюю ось 10969 кг;
- максимально допустимая масса прицепа 14500 кг;
- максимальная загрузка седла – 8100 кг.
Габариты грузовика, следующие:
- полная длина автотранспорта – 6180 мм;
- максимальная высота – 2850 мм;
- максимальная ширина – 2500 мм;
- если задняя кабина в поднятом положении высота – 3360 мм;
- размеры колесной базы – 3350 мм.
Динамические показатели, следующие:
- максимальная скорость разгона по хорошей дороге – 85 км/ч;
- в составе автопоезда грузовик набирает предельную скорость – 60 км/ч в течение 70 с;
- тормозной путь при разгоне 60 км/ч составляет – 38, 5 м.

Расход топлива зависит от загруженности 5410-го и погодных условий. В среднем грузовик потребляет 41 литр на 100 километров, но этот показатель значительно возрастает при изменении условий в худшую сторону и поэтому производители предусмотрели замену топливного бака объема 250 литров на 350 или 500 литров.
Цена
Производители этой серии грузовиков начали выпуск более 40 лет назад, но в 2006 году остановила его. Именно поэтому купить автомобиль можно только на вторичном рынке, но и тут водители сталкиваются с проблемами. Найти его в хорошем состоянии практически невозможно, и поэтому цены на его продажу довольно низкие. Так, за модификацию грузовика 80-х годов дают от 200 до 300 тыс.р. Более новые модификации 90-х годов и позднее цены от 500 тыс. до 1 миллиона рублей.
КамАЗ-5410 хоть и устарел по сравнению с новыми тягачами, но это настоящая легенда, которая справляется с любыми сложностями и при этом редко подводит своего водителя. Технические возможности помогли сделать грузовик универсальным и незаменимым в любых ситуациях.
Видео
- wikitrucks.ru/kamaz/kamaz-5410.html
- zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/znakovye-avtomobili-kamaz-kamaz5410-5fb2201c70f5da1bdaf63810
- all-auto.org/877-kamaz-5410.html
- trucksreview.ru/kamaz/kamaz-5410-tehnicheskie-harakteristiki.html