Принцип работы генератора на автомобиле

Особенность генератора в том, что он вырабатывает переменный ток. Как ни крути, но при работе этой электрической машины можно получить только переменный ток, а уж после преобразовывать его в постоянный. Общая конструкция генератора:

    1. Задняя и передняя крышки с запрессованными подшипниками.
    2. Ротор с обмоткой возбуждения.
    3. Статор с силовыми обмотками – именно с них снимается напряжение.
    4. Диодный мост – выпрямитель трехфазный.
    5. Конденсатор электролитический – для избавления от переменной составляющей тока.
    6. Регулятор напряжения – необходим для точной установки напряжения питания роторной обмотки.
  1. Щетки угольно-графитовые – необходимы для передачи напряжения от реле-регулятора к обмотке ротора.
  2. И остальные компоненты – кронштейны, гайки, болты, ремень.

Для нормальной работы генератора требуется две составляющие:

  1. Вращение.
  2. Магнитное поле (постоянное).

Достаточно вспомнить школьный курс физики – электрический ток появится в обмотке лишь в том случае, если на нее воздействует движущееся магнитное поле. Причем на выходе напряжение будет зависеть напрямую от величины этого самого магнитного поля. Значит, роторная обмотка – это источник постоянного магнитного поля, причем запитывается она через регулятор напряжения, следовательно, на выходе всегда будет одинаковое напряжение.

поломки генератора ВАЗ 2114

Со статорной обмотки снимается переменное напряжение. Причем обмоток три, соединены они в «звезду». Следовательно, получаем на выходе три фазы. Необходимо это в первую очередь для того чтобы уменьшить пульсации тока в бортовой сети. При помощи диодного моста, в котором находится шесть полупроводников, происходит выпрямление тока. А конденсатор отсекает всю переменную составляющую. По закону Кирхгофа электролитический конденсатор замещается разрывом при работе в цепи постоянного и проводником в цепи переменного тока.

Основные поломки генератора ВАЗ 2114

Для ремонта своими руками необходимо знать основные поломки и методики их устранения. Итак, вот весь список:

    1. При выходе из строя предохранителя необходимо установить новый после тщательной проверки цепи. Необходимо установить точную причину, по которой произошел выход из строя.
    2. При обрыве питающей цепи необходимо убедиться в надежности крепления минусовых проводов.
  1. При неполадках в замке зажигания проверьте его контакты, при невозможности устранения замените узел полностью.
  2. Перегоревшая контрольная лампа, установленная в приборной панели, необходима для диагностики цепи питания роторной обмотки. В случае ее перегорания зарядки на АКБ ВАЗ 2114 не будет и вы это увидите не сразу.
  3. При выходе из строя щеток ВАЗ 2114 они меняются только в сборе с регулятором напряжения. Последний ремонту не подлежит.
  4. При недостаточном уровне заряда аккумулятора причиной может являться слабо натянутый ремень.
  5. Гудение и треск подшипника (как правило, в передней крышке) лечится его заменой. Благо, цена его небольшая, вот только придется почти полностью разбирать генератор ВАЗ 2114.

Диагностика генератора

Если пропадает зарядка или ее уровень недостаточен, то на аккумулятор будет поступать намного меньше тока, чем необходимо. Следовательно, для питания всей бортовой сети также не хватит одного генератора и ему на помощь придет АКБ, который спустя некоторое время разрядится. Но еще хуже чрезмерно высокое напряжение – из-за него могут перегореть предохранители, лампы, ЭБУ, и проч. Для диагностики генератора ВАЗ 2114 вам потребуется мультиметр:

    1. Включите зажигание и запустите мотор.
    2. При наличии повреждений в цепи питания роторной обмотки вы заметите, что лампа на приборной панели горит.
    3. Двигатель необходимо прогреть до рабочей температуры и включить ближний свет фар, магнитолу.
  1. Проведите замер напряжения на клеммах аккумулятора. Необходимое условие – частота вращения коленвала должна быть примерно 2500-3000 об/мин.
  2. В случае исправности генератора показания вольтметра будут около 13 В (погрешность в 0,1 В можно не учитывать).
  3. Отключаете свет и магнитолу, напряжение должно возрасти до 14,7 В. Это максимальное значение.

Проводя диагностику, обязательно обратите внимание на то, с какими звуками вращается ротор. Очень часто выходит из строя подшипник в передней крышке.

ремонт своими руками генератора ваз 2114

Именно на него воздействует максимальная нагрузка со стороны ремня. Несколько причин, по которым может упасть напряжение ВАЗ 2114:

  1. Ремень генератора слабо натянут.
  2. Имеется неисправность в регуляторе напряжения.
  3. Износ щеточного узла.
  4. Полный износ генератора.

Обратите внимание на то, что горящая лампа со значком аккумулятора говорит о том, что имеется неисправность в цепи питания роторной обмотки. Следовательно, в статорных обмотках не будет генерироваться ток, так как нет вращающегося магнитного поля.

Как заменить щетки на ВАЗ 2114

Работа эта несложная, потребуется только отвертка и немного ловкости. Впрочем, не помешает ключик на «10» или плоскогубцы, чтобы отключить клемму от АКБ. Причины замены реле-регулятора ВАЗ 2114:

  1. Нет зарядки.
  2. Фары в темноте испускают чересчур слабый поток.
  3. Снижение напряжения.

Последовательность действий:

  1. Отключаете провод массы от аккумулятора.
  2. Отсоединяете от щеточного блока все провода.
  3. Выкручиваете при помощи крестообразной отвертки два болтика и аккуратно снимаете щеточный блок.
  4. Допустимая длина щеток – не менее 0,5 см. В противном случае меняете.
регулятор напряжения ваз 2114
1. Аккумулятор. 2. Минусовой вывод регулятора. 3. Реле-регулятор ВАЗ 2114. 4. Контакт щетки. 5. Плюсовой вывод регулятора. 6. Контрольная лампа.

Реле-регулятор конструктивно объединен с щетками, поэтому при замене одного узла вы ставите и второй. Методика диагностики регулятора:

  1. Подключаете плюс АКБ к выводам, как показано на рисунке.
  2. Лампа включается между щетками.
  3. При напряжении ~12 В лампа горит.
  4. При напряжении свыше 16 В (последовательно с аккумулятором можно включить 2-3 пальчиковых батарейки) лампа тухнет.

Это нормальная работа регулятора напряжения ВАЗ 2114 и иных устройств такого типа. В том случае, если лампа не горит, либо горит постоянно, можно судить о поломке реле-регулятора. Поможет лишь его замена, ремонт провести невозможно.

Ремень генератора ваз 2114 его замена

Начну с того что, очень долго искал информацию в интернете какой мне нужен ремень, от 2112 или 2114. Сколько есть тем о замене ремня генератора на ваз 2114 супер авто 16 кл. ни кто не указывал какой он брал. В магазинах тоже не могли дать точный ответ. И тут в одном интернет магазине мне подсказали как узнать! Нужно посмотреть какой стоит кронштейн натяжения генератора — от ваз 2112 или 2114. Выяснив что у меня от 2114 я поехал и купил именно его! Длина данного ремня составляет 700 мм об это гласит артикул приобретенного мною ремня. Приобрел ремень генератора ВАЗ 2114 GATES 6PK700. Замена заняла у меня 10 минут ) После установки проверил мультиметром на заряд, все было в норме! Заодно купил и долил тормозную жидкость, после замены тормозов на кочках мигала лампочка, чуток не хватало до уровня.

Замена подшипника генератора ваз 2114

В общем после мойки мотора, зашумели подшипники генератора, терпения моего хватило на неделю. Почитал в инете инфу по замене, выяснил что подшипники есть 5-ти видов: 201, 202 и 301, 302, 303 2 вида передних и 3 вида задних или наоборот точно не помню. Заехал в “Ладью” решил купит 202 и 302 вышли они мне в 105 рублей, больше переживал что не подойдут. Вот они:

Приехал к друзьям в сервис начал снимать. Открутил верхнюю шпильку натяжки генератора, снял ремень, открутил болт на генераторе, снял с него клеммы, начал откручивать нижний болт крепления генератора, а он не вылазиет упирается в лонжерон, откручиваем крепление генератора от блока 3 болта на 15. В итоге вот он виновник торжества.

Снимаем реле регулятор (щетки) откручивая 2 болта.
Снимаем пластиковую крышку с генератора, видим диодный мост. Крепится он на 4х болтах.

тут очень важный момент. 3 болта к которым крепятся клеммы от обмотки, у них есть текстолитовая шайба(выяснилось методом проб и ошибок об этом дальше), которая не дает обмотке замкнуть на массу. Откручиваем 4 болта снимаем диодный мост.

Далее вставляем между лопостями и корпусом генератора отвертку и очень осторожно откручиваем гайку крепления шкива.

Откручиваем 4 болта которые соединяют 2 части корпуса друг с другом, предварительно побрызгав все вдшкой. у меня лично получилось открутить обычной отверткой только один болт. Остальные открутил ударной отверткой.

Ставим 2 метки на обоих частях корпуса чтоб потом не перепутать, откручиваем 4 болта, теперь с 2х сторон между 2-мя частями корпуса ставим отвертки и пытаемся открыть его. Снимается задняя часть там из пластиковой втулки проще достать подшипник. Заднюю часть сняли, ложим между 2мя кирпичами переднюю часть генератора с якорем, накручиваем гайку на конец, и бьем сверху дабы снять якорь с подшипника.
В итоге должно получится так.

Берем все туже переднюю часть, ложим на что нибудь твердое, берем головку на 30 или 32, ставим на подшипник и начинаем лупить что есть мочи 🙂 только нежно чтоб не разбить переднюю часть корпуса.

Дальше берем съемник для подшипников генератора, без него будет очень тяжело снять задний подшипник. Снимаем подшипник.

Берем штанген циркуль и мерием старые и новые подшипники. Ура мне повезло купил те что надо !

Осматриваем контакты якоря, куда прижимается реле регулятор(щетки), если есть канавки то дорабатываем наждачной бумагой.
до:

после:

Смотрим как проверить исправность генератора в мурзилке.

Дальше запрессовываем подшипник в переднюю часть корпуса генератора, той же головкой на 30 или 32 мощными ударами, берем зубило и по кругу керним подшипник, вы увидите там канавки. Одеваем якорь в в переднюю крышку, ложим опять между 2мя керпичами одеваем задний подшипник и осторожно, мощными ударами в центр подшипника запрессовываем до упора. Одеваем заднюю крышку, окуратно просунов клеммы обмотки через нее.

Тут тоже главное с орентировать клеммы обмотки по креплению диодного моста. одеваем диодный мост, подгибаем клеммы обмотки к нему и закручиваем 4 болта, 3 болта с текстолитовыми шайбами закручиваем где клеммы обмотки, берем тестер проверяем не замыкает ли обмотка с корпусом, если нет то все правильно закрутили. Одеваем реле регулятор, пластиковый пыльник, прикручиваем на место генератор, натягиваем ремень, заводим смотрим не горит ли лампа разряда аккумулятора на панели приборов.

П.С. В моем случае она горела и генератор за 10 секунд нагрелся так что дотронутся нельзя было. Я опять все снял и оказаласоль что я перепутал болты крепления диодного моста и у меня обмотка каратила на массу. Дай бог не че сгореть не успело, езжу и наслаждаюсь тишиной.

Замена генератора ВАЗ 2114 на КЗАТЭ (Катэк) 115а от приоры/калины

Добрый день, прошло 2 месяца с того момента, как я собрал музыку. После установки в багажнике АГМ батарейки, машина перестала ехать, напряжение сильно падало во время работы вентилятора охлаждения, спустя время стало нереально ездить на туманках и печке одновременно (на щитке приборов показание доходило до 13.1). Я знаю, что бк и приборка врет, на счет вольтажа, но даже с учетом погрешности в 0.4-0.5 так ездить долго я не хотел. Начал шуршать нами любимый Д2 и гугл в целом с целью поиска наилучшего гены и решения проблемы с нехваткой питания.
Выбор сделал в пользу КЗАТЭ 115а от приоры. Крепления ничем не отличаются от креплений “Самарских” генераторов. Отличие только в фишке, переделать которую не составит особо труда, всё увидите на фото. Начал обзванивать магазины ” Автокрепеж”, “Лада-деталь” и другие менее известные фирмы, так как на авторынок очень сложно добираться да и подделок там **его-кукуего. Этого генератора либо нет в наличии и фиг его знает, когда появится, либо ценник был космос, от 5500 до 5800 р. (!) Это очень дорого, к тому же гарантию почему то дают пол года о_0 .
Решил позвонить непосредственно производителю, ответ меня сначала испугал ” извините, у нас перебои на производстве, сейчас даже не успеваем отработать наших оптовиков”, но я не сдался и выбил у них за неделю звонков один генератор для себя за 4200 рублей с гарантией год (!)
И так, едем дальше. для большего толка нам понадобится силовой провод, в моем случае это КГ 25, и не забываем про хорошие “мясистые” клеммы — для дублежа + провода.
Да что я тут распинаюсь, всё поймете по фото, первые фото напруги на габаритах/туманках и музыки на громкости 5 на старом генераторе. Кстати, старый генератор был белорусского производства, вроде Батэ на 90а, хотя я ожидал увидеть Кзатэ на 80а.

Показание БК на старом гене
Показание на приборке на старом гене
показание вольтметра АГМ АКБ

Из-за 16кл. двигателя пришлось обратиться в сервис для замены. менял он мне гену около 2 часов, хотя на 8кл. мы вдвоем с другом меняли в -20 на стоянке за 40 минут, меня это прям удивило. ну ладно, все нюансы, пожалуй рассказывать не буду, перейду к самой сути и фото.

переделанная фишка на новом гене + фотографии ремня, + провода и стяжек, дабы потом не было террора в комментах.

P.S. Что бы в отверстие от приоровской фишки на генераторе не попадала влага и грязь, после установки заливаем отверстие герметиком

Старый и новый гена

Как оказалось — ремень не зря купил, старый фоткать не стал, но он уже был очень уставшим. Не удивительно, что после установки АГМ у меня из под капота свист стоял, будто Соловей Разбойник спрятался в крыле.

В результате установки нового гены получили

печка/туманки/музыка на 15
печка/туманки/музыка на 15
печка/туманки/музыка на 15

в сервисе мерили с аккума под капотом, в таком режиме 14.3! если включить печку в 3 режим, добавить ближний + задние птф + обогрев заднего стекла + аварийку, музыку включить погромче — напруга на самом акб 14.1 ! на приборке 13.7 ! (на старом гене я даже бы не рискнул всё это включить одновременно, так как напруга бы укатилась в глубокий аут <12.5).
Из наблюдений хочу добавить:
1 — при работе вентилятора обороты перестали скакать, машина в целом стала работать куда приятней т ровнее
2 — теперь когда наваливаю музыку, мне не приходится чередовать печку и туманки, могу включить всё и сразу 😀
3 — машина поехала ! Видимо, старый гена совсем не тянул, и с новым геной машина будто обрела второе дыхание и прибавила в динамике.
Я очень доволен результатом, как мне кажется, не зря протянул дубляж + и доп — от гены на аккум
По бабкам вышло :
генератор 4200р.
ремень 450р. (знаю, что дорого, лень было куда то ехать, а под рукой только автокрепеж)
стяжки 50р.
кабель КГ 25 + гофра + 4 клеммы около 600р.
Итого 5300 рублей и попытка привести в порядок и продать старый гену 😀

Генератор ВАЗ 2114: ремонт и диагностика своими руками

генератор ваз 2114

Генератор ВАЗ 2114 является основным источником напряжения в автомобиле. Именно он вырабатывает электроэнергию при запущенном двигателе. Вспомните, что аккумуляторная батарея нужна по факту для одной цели – для запуска ДВС. Но, как и любой другой узел, генератор может выйти из строя полностью, либо какой-то из его элементов. И поэтому нужно проводить ремонт, причем сделать его можно без особых трудностей своими руками, не прибегая к помощи специалистов на станциях техобслуживания.

К сожалению, всегда есть мастера, которые, скажем так, «зазвездились». Другими словами – не берутся за ремонт отечественных автомобилей, хотя недавно совсем готовы были даже мопеды чинить. Ну что ж, нам и лучше – ремонт своими руками обойдется намного дешевле. Кстати, если генератору совсем «плохо», имеются повреждения крышек, обмоток, ротора, то намного проще окажется купить и установить новый. А теперь давайте рассмотрим особенности работы генераторной установки на автомобиле в целом и плавно перейдем к ремонту конкретно на ВАЗ 2114.