Оговорюсь сразу, тест проводился в 2004 году редакцией газеты «Авторевю» по методике EuroNCAP. И результаты его не утешительны. Мало того, 14-я набрала меньше баллов чем ВАЗ 2109 образца 2002 года, 3,2 балла против 3,7 баллов соответственно.

Купленный для краш-теста рестайлинговый хэтчбек ВАЗ-2114 был готов пойти на «заклание» еще летом — сразу после нашей «примерки». Но никак не складывалось. То летний отпуск, то постоянные командировки… На самом деле, никто из нас просто не торопил событий. Не ждали мы от этого краш-теста ничего интересного. Да, наверняка автомобиль стал чуть лучше благодаря новому, более травмобезопасному интерьеру — вот и вся разница с обычной «девяткой».

Насчет интерьера мы не ошиблись. Но ВАЗ не был бы ВАЗом: без неприятных сюрпризов, увы, не обошлось… Кузов после удара был деформирован явно сильнее, чем у «девятки» образца 2002 года. Передок смят вплоть до передней кромки водительской двери. Причем дверь сломалась, и рамка стекла была неестественно вывернута наружу. Может быть, внутри нет брусьев безопасности? Нет, труба-усилитель вварена в дверь — ее хорошо видно через «раскрывшиеся» дверные внутренности. Но даже брус не удержал дверь, и она сломалась по передней кромке, из-за чего дверной проем стал короче на 110 мм. У «девятки» было всего 30 мм.

Как и в прошлый раз, водительскую дверь заклинило. Не беда — все остальные открываются без проблем. А что внутри?

Внутри — травмобезопасные руль и передняя панель. Сравните результаты двух машин — ВАЗ-2109 и ВАЗ-2114. Риск травмы головы для водителя «четырнадцатой» намного ниже! Манекен, конечно, ударился головой о руль — сперва подбородком об обод (это первый пик на графике перегрузок), потом всей «физиономией» о ступицу… Но замедление было намного ниже опасного уровня, при котором можно говорить о повреждениях головного мозга. Снизились и изгибающие нагрузки на «шейные позвонки» манекена, и даже усилие сжатия «грудной клетки»!

Это очень хорошо. Но человек — не манекен, и удар лицом и грудью о руль при таком столкновении все равно не сахар. Именно поэтому методика оценки EuroNCAP предполагает пенализацию, то есть снижение рейтинга безопасности. За отсутствие подушки безопасности, за касание руля, за «потерю структурной целостности кузова»… Дверь не выдержала, передняя левая часть силовой «клетки» салона сломана, моторный щит внедрился в салон. Баранка смещена на 230 мм назад, на 110 мм вверх и на 100 мм вправо — это при том, что у «девятки» руль ушел на 140 мм назад, на 70 мм вверх и на 30 мм влево.

Передняя панель оторвана от кузова. А самая плохая картина — в ногах. Пол вздыбился горбом. Педали сцепления и тормоза смещены назад на 300 мм — это очень много! Голени при этом просто заклинило между панелью и деформированным полом. Критерий травмирования голени TI (Tibia Index), вычисленный на основе сигналов датчиков, превысил опасный порог для обеих ног водителя. Нагрузки на «бедренные» датчики, правда, были невелики. Но когда мы с помощью лома открыли водительскую дверь и извлекли «водителя», усадив беднягу на специальную каталку, вся пластиковая «шкура» его металлических коленей была покрыта шрамами и глубокими порезами.

В результате по рейтингу безопасности Самара-2 проигрывает Самаре-1! Если ВАЗ-2109 образца 2002 года набрал 3,7 «неокругленных» балла, то ВАЗ-2114 образца 2004 года — 3,2 балла. Напомним — из 16 возможных баллов.

Из-за чего же «четырнадцатая» оказалась менее безопасной, нежели «девятка»?

Самое главное в автомобиле — это кузов. В «четырнадцатой» он повел себя хуже, чем у «девятки». Одна из причин — это отсутствие прежней мощной алюминиевой балки внутри бампера, во многом благодаря которому Самары и прозвали «зубилами». При фронтальном столкновении балка все-таки играла свою роль в энергопоглощающей деформации, связывая между собой левый и правый лонжероны и перераспределяя удар по кузову.

У рестайлинговых Самар-2 балки в бампере нет. Под пластиковой красивой «кожурой» — пустота. Кстати, сам пластик обвеса совершенно не напоминает прежние гибкие бамперы Самар — теперь это жесткая пластмасса, которая при ударе ломается на крупные куски с острыми краями, разлетающиеся вокруг.

Источник: газета «Авторевю» №22, 2004 г.

Вот и как же так получается? Столько лет выпускать данный автомобиль, а вся модернизация ограничивалась изменением салона, обновлением силового агрегата и чуточку внешности. Да же наоборот, в угоду красоте наверное, вынули усилитель из переднего бампера. Это вместо того чтобы усилить кузов, оснастить автомобиль нормальными тормозами, подушками безопасности и т.п. современными атрибутами безопасности…

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

На моем канале я периодически публикую материалы, посвященные истории отечественного автопрома. Сегодня хочу рассмотреть такой вопрос, как безопасность отечественных автомобилей. А помочь нам в этом могут краш-тесты, проводимые журналом Autoreview (испытания по европейской методике Euro NCAP — ARCAP).

Немного о самой методике.

Результат краш-теста — это оценка вероятности защиты передних пристегнутых седоков при смещенном фронтальном ударе на скорости 64 км/ч: баллы за защиту (от нуля до 16) мы начисляем согласно протоколу Euro NCAP 2008 года. С одним важным дополнением: мы принимаем в расчет интегральный критерий повреждения головы (HIC, Head Injury Criteria) даже при отсутствии жесткого контакта манекенов с элементами интерьера. А главное, чтобы точнее учитывать разницу в пассивной безопасности несовершенных с европейской точки зрения машин, мы решили ввести свой рейтинг — ARCAP. В него включены не только звезды, но и символы водителя, пассажира и автомобиля. Так как мы проводим лишь фронтальный удар, то количество звезд, присвоенных автомобилю в рейтинге ARCAP, не совпадает со звездами Euro NCAP. В Европе их максимум пять, а у нас — четыре.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Силуэт водителя или пассажира будет перечеркнут, если один из жизненно важных органов переднего пристегнутого седока подвергается серьезному риску (нагрузки превысили границы красной зоны). Силуэт машины мы перечеркиваем, если остаточное перемещение руля составит более 150 мм по любому из направлений или дверной проем сократится более чем на 250 мм, — по нашему мнению, такие автомобили конструктивно не способны обеспечить сколь-нибудь приемлемую защиту, даже если их оснастить подушками безопасности и преднатяжителями ремней.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

При составлении рейтинга ARCAP мы привели к единому знаменателю все ранее выставленные оценки, еще строже придерживаясь методики Euro NCAP. К примеру, вазовская «десятка», которой в 2002 году в попытке подчеркнуть ее относительную безопасность мы начислили четыре балла, в рейтинге ARCAP получила лишь 0,7 балла безо всяких поблажек — поскольку дистанцировать ее от таких «капсул смерти», как Иж Ода и ВАЗ-2106, помогают неперечеркнутые силуэты автомобиля, водителя и переднего пассажира.

Для удобства восприятия рейтинга все машины сгруппированы по степени защиты, которая отражается цветом перед фотографией автомобиля. Причем не всегда главным критерием является число набранных баллов — мы учитываем и слабость кузова, и повышенный риск травм головы, шеи и груди.

Автомобили с тремя или четырьмя звездами способны обеспечить высокий «зеленый» уровень защиты пристегнутых седоков.

Желтым отмечены машины с двумя звездами, не подвергающие повышенному риску жизненно важные органы своих седоков.

Удовлетворительный «оранжевый» уровень защиты — в автомобилях с одной звездой, у которых не перечеркнуты символы водителя и переднего пассажира. Также в эту категорию попадают машины с двумя звездами, но не обеспечивающие должной безопасности для головы, шеи или грудной клетки (например, Geely MK).

Автомобили, которые не набрали ни одной звезды, но не допустили критических нагрузок на голову, шею и грудь манекенов (к примеру, ВАЗ-2110 и Москвич Святогор), встают на один уровень слабой «коричневой» защиты с однозвездными машинами, в которых риск травм жизненно важных органов выше (Лада Калина, Chery QQ).

И даже среди опасных машин мы выделяем три группы. В первую из них, наименее опасную, попадают автомобили, обладающие прочным кузовом: ВАЗ-2109, Волга и обе Нивы. Вторая — это машины со слабым кузовом, но не допустившие смертельно опасных нагрузок на манекены: серпуховская Ока и ВАЗ-2114. Ну а третья и наиболее опасная группа — «беззвездные» автомобили с двумя или тремя «крестами»: от ижевской Оды до вазовской «классики».

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

ВАЗ-2107 — самый опасный автомобиль из числа тех, что прошли фронтальный краш-тест Авторевю по методике EuroNCAP.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

У водителя в относительной безопасности только грудь (27 мм сжатия тарированных ребер, лишь на 5 мм больше «зеленого порога»), а у пассажира — ноги. Голова и шея у обоих подвержены повышенному риску травм.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов автомобиля удар не держит: дверной проем сократился на 285 мм, педали сместились на 270 мм назад.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

В итоге: ноль баллов и перечеркнутые контуры автомобиля и обоих седоков.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Перегрузки головы «водителя» при ударе о задравшуюся на 190 мм вверх «баранку» и головы пассажира, приложившегося о переднюю панель, превысили опасный порог: 93g и 142g соответственно.

Шею «водителя» растягивало чудовищным усилием в 4,2 кН, а тарированные ребра седока справа сдавило на 59 мм — вероятность перелома более 50%. Смещенная на 315 мм назад и на 130 мм вверх педаль сцепления грозит ступням и голеням.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов ижевской «шестерки» деформировался меньше, чем у «семерки», сделанной в Тольятти — передняя стойка сместилась назад на 100 вместо 285 мм, помогли усилители в передних дверях. Но структурная целостность также утрачена: дверь согнулась, на левом пороге заломы. А седоки защищены ничуть не лучше, чем в «семерке».

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Два балла из 16 возможных ВАЗ-2106 получил лишь за невысокие нагрузки на бедра манекенов, хотя потенциальная травмоопасность передней панели, как и в «семерке», чрезвычайно высока!

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Симбир, предтеча Патриота — один из самых небезопасных автомобилей, разбитых Авторевю.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов срывает с рамы, колесо сминает пол в ногах водителя, а руль устремляется к потолку.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Голову водителя буквально зажало в тиски между выстрелившей вверх «баранкой» и наклоняющимся вперед сиденьем: HIC 1926, изгибающий момент шеи 90 Нм! Пассажиру также грозит черепно-мозговая травма и перелом позвоночника.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Набранные по сусекам 2,7 балла из 16 возможных складываются из оценок за слабую защиту груди и ног.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Патриот — один из самых опасных автомобилей, прошедших краш-тест Авторевю.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

В результате удара кузов оторвало от рамы, пол в ногах водителя смят, педаль тормоза сместилась на 272 мм назад и угрожает ступням, а руль уехал вверх на 200 мм.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

У водителя более чем вероятны черепно-мозговая травма от удара о ступицу «баранки» с трехмиллисекундной перегрузкой в 93 g и перелом позвоночника под действием изгибающего момента в 62 Нм. А пассажир умрет наверняка — удар лбом о прочный поручень на передней панели был вдвое сильнее!

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Набранные 2,7 балла из 16 возможных получены за удовлетворительную защиту груди и ног, несмотря на то, что последним грозит контакт с острыми кронштейнами рулевой колонки.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

От удара салон украинского автомобиля сложился как картонный: передняя стойка уехала назад на 320 мм. В салоне «сталингад»: руль сместился на 285 мм назад, педали — на 330 мм! У водителя минимум шансов на выживание: в относительной безопасности лишь грудь.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

По количеству пораженных частей тела со Славутой может поспорить только Chery Amulet и вазовская «классика»! Пассажир же сильно стукнулся лбом о переднюю панель — перегрузка близка к критической в 88g.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Итог: лишь 1,4 балла из 16 возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов Оки, сделанной в Набережных Челнах, в отличие от сваренного в Серпухове, просто рассыпался: дверь разрушена, левая передняя стойка уехала на 365 мм, а порог завязан узлом.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

У водителя минимум шансов на выживание: нагрузки на голову, шею и ноги выше опасных пределов! Зато пассажир при левостороннем ударе почти ничем не рискует.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Два балла из 16 возможных челнинская Ока заработала благодаря податливости кузова — сжатие ребер манекенов от ремней безопасности было невелико

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

От удара кузов Оды просто развалился: колесо разорвало металл пола и вмяло педали в салон на 410 мм, руль сместился назад на 235 мм, а дверной проем сократился на 290 мм. Хотя голова водителя и не испытала значительной нагрузки (HIC 640), но датчик изгибающего момента в шее просто зашкалило — более 100 Нм!

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Сжатие тарированных ребер велико (41 мм), а ногам угрожает поломанный пластик с бритвенно острыми краями. Пассажир рискует в Оде получить только ушиб грудной клетки от ремня безопасности.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

В итоге ижевский хэтчбек заработал лишь два балла из 16 возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Даже хорошо сваренный кузов серпуховской Оки удар не сдюжил: левая дверь разошлась по завальцовке, пол разорван, руль уехал навстречу водителю на 170 мм, педаль тормоза — на 215 мм. Но благодаря туго затянутым «статическим» ремням безопасности ни один критерий травмирования не был превышен!

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Сила сжатия ребер водителя и пассажира средняя, а критерии повреждения головы и шеи близки к границе заведомо безопасных значений. В опасности лишь ноги: нагрузка на правое бедро близка к критической, а нагромождение из металлических деталей внизу передней панели крайне травмоопасно.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Чрезмерное перемещение руля, передней левой стойки и потеря кузовом структурной целостности девальвируют достижения Оки: только 1,4 балла из 16 возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов хэтчбека ВАЗ-2114 перенес удар куда хуже «прародителя» ВАЗ-2109: дверь разрушена, моторный щит внедрился в салон, передняя панель оторвана. А руль смещен еще сильнее, чем в «девятке»: на 230 мм назад, на 110 мм вверх и на 100 мм вправо.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Уехавшие на 300 мм назад педали не только грозят травмами ступням, но и, как зафиксировали датчики в манекене водителя, ломают голени. Однако нагрузки на голову, шею, грудь и бедра водителя невелики.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Большая часть набранных баллов «сгорела» из-за пенализации: осталось лишь 3,2 балла из 16 возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Удар со скорости 64 км/ч Волга выдержала лишь условно. Передняя стойка сместилась всего на 50 мм, но панели пола оторвались по сварке от боковины, а само днище выгнулось буквой V, сильно наклонив сиденье водителя вперед.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Головы водителя и пассажира не испытали серьезных нагрузок. Но оба передних седока сильно рискуют другими жизненноважными органами: «водителю» ломало шею моментом в 67 Нм (опасный порог — 57 Нм), а грудную клетку пассажира ремень безопасности сжал на 55 мм (вероятность перелома ребер более 50%). Ступни и голени водителя тоже в опасности.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Лишь невысокие нагрузки на бедра позволили Волге с учетом двухбалльного штрафа за травмоопасность передней панели заработать 1,4 балла из 16 возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов Нивы прочен: передняя левая стойка сместилась лишь на 60 мм. Увы, это единственный положительный момент. Водитель рискует головой: удар о задравшуюся на 165 мм вверх «баранку» не силен (HIC 605), но опасен — контакт «верхней челюсти» манекена с ободом был нестабильным.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Травмы ног тоже более чем вероятны: педаль сцепления уехала на 300 мм назад и на 85 мм вверх, нагрузка на правое бедро превысила предел прочности берцовой кости, а травмобезопасность нижней части передней панели ниже всякой критики. Пассажиру грозит черепно-мозговая травма от удара о крышку бардачка (HIC 871) и перелом ребер.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Согласно методике EuroNCAP Нива вообще не набирает баллов за безопасность!

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Chevy Niva неплохо перенесла удар — «клетка» салона сжалась лишь на 55 мм. Но пол в ногах водителя оказался порван, а смещение педалей близко к критическим 200 мм — ступни и голени защищены плохо. Риск повредить колени о фиксатор рулевой колонки также велик. Удовлетворительна лишь защита головы и груди.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Но набранные баллы сгорают почти без остатка: подушки безопасности нет, руль бьет по груди, структурная целостность кузова нарушена. Пассажир рискует еще больше: удар головой о переднюю панель был очень силен.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

«Девятка» с брусьями безопасности в дверях обладает прочной капсулой салона: дверной проем укоротился всего на 30 мм. Но если пассажир рискует получить лишь синяки от ремня безопасности, то водителю не позавидуешь.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Удар головой о съехавший на 140 мм назад руль был очень силен — трехмиллисекундная перегрузка составила 104g. При этом шею ломало моментом в 57 Нм. Оба жизненно важных органа в опасности! Ступням и голеням грозит сместившаяся на 210 мм педаль сцепления. Относительно хорошо у водителя защищены лишь колени.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Модернизированный УАЗ Патриот 2017 года по многим параметрам лучше своего предшественника, испытанного нами в 2010 году. Кузов с рамы не срывает благодаря двум дополнительным точкам крепления. Пассажир под защитой подушки безопасности, а также ремня с преднатягом и ограничителем усилия при аналогичном ударе отделается лишь синяками (на груди и коленях).

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

А вот водитель в опасности, несмотря на такой же арсенал и новую рулевую колонку с двумя зонами телескопирования. Рама ломается хаотично, увлекая вниз кресло. А рулевой механизм, намертво прикрученный к негнущемуся переднему концу лонжерона, безжалостно толкает руль навстречу голове манекена. Кронштейн педалей ломает заднее крепление рулевой колонки, и баранка в свободном полете одновременно разбивает лобовое стекло и, несмотря на четко сработавшую подушку безопасности, ломает водителю шею. Колесо раскурочивает пол, не оставляя шансов голеням и ступням. Неплохо защищены у водителя только бедра и грудь. Но какое это имеет значение при гарантированно сломанной шее?

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Калина обладает прочной «клеткой» салона: передняя стойка ушла назад всего на 80 мм, а сломанная передняя дверь открылась без особых усилий.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Но о безопасности водителя речи нет: ремни без «преднатяга» чрезмерно давят на грудь, рулевое колесо без подушки безопасности грозит травмами головы и позвоночника. Интегральный критерий вероятности травмы головного мозга HIC в полтора раза превысил опасный порог, зафиксированный момент, ломающий позвоночник на грани «красной зоны»! При этом нагрузки на колени и голени невысоки, педали сместились лишь на 70-90 мм.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Только благодаря неплохой защите ног Калина заработала 5,6 балла из 16 возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов «десятки» неплохо отработал удар — дверной проем укоротился лишь на 50 мм. Но педаль сцепления ушла на 205 мм назад — ступни и голени в опасности.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

А голова соскользнула с руля, сместившегося на 110 мм вправо и неопасно (HIC 600) ударилась о козырек панели приборов: одного из двух возможных баллов за защиту головы и шеи для машин без подушки безопасности ВАЗ-2110 лишился за нестабильный контакт, второго — за чрезмерное перемещение «баранки». Сжимающие нагрузки на бедра лишь немного не дотягивают до опасного предела, но уровень угрозы тоже «красный»: коленям грозят острые осколки пластика и ничем не прикрытый фиксатор рулевой колонки.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

«Десятка» набрала лишь 0,7 балла из 16 — за слабую защиту груди. Хотя ни один из критериев травмирования не превысил опасной черты.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Святогор неплохо перенес удар: стойка лобового стекла ушла назад всего на 75 мм. Но дверь была сломана, руль сместился навстречу манекену на 115 мм, педали  уехали назад на 210 мм, а в месте контакта левого колена «водителя» — месиво острых пластиковых обломков.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Пассажир Святогора рискует только травмами ребер: их сжатие у манекена составило 39 мм при опасном пределе в 50 мм.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Хоть нагрузки на все части тела, кроме груди, оказались невелики, но правила пенализации неумолимы — Москвич заработал лишь три балла из 16 возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

ВИС-2349 — фургон-кентавр: «голова» от Лады Гранты с рамным «хвостом» от грузовичка. Увы, пристегнутых седоков он защищает гораздо хуже, чем исходная Гранта — кузов просто не держит смещенный удар. Из-за возросшей снаряженной массы и более высокого центра масс на левый лонжерон действуют более серьезные нагрузки. А особенности изготовления кузова таковы, что даже у новенького ВИСа он ослаблен коррозией. Плюс некачественная сварка.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

В результате удара дверной проем сократился на 138 мм, дверь разрушилась, руль внедрился в салон на 157 мм, а педали встали торчком — жизненного пространства для водителя практически не осталось. Хорошо хоть подушка безопасности и ремни уберегли обитателей салона от травм жизненно важных органов.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Но результат все равно плачевен: лишь 3,7 балла из 16 возможных и одна звезда ARCAP.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов Приоры фазы I выдержал удар немногим лучше, чем ВАЗ-2110. Деформация клетки салона умеренна: передняя дверь выстояла, а стойка лобового стекла сместилась на 79 мм. Как и в случае с «десяткой», передняя панель оказалась сорвана с креплений, фиксатор рулевой колонки «расстегнулся», а точки сварки моторного щита со стойкой кузова разорваны: бедра, голени, и стопы водителя в опасности.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Руль сместился на 115 мм вверх и на 127 мм вправо, и голова манекена-водителя соскользнула влево с купола раскрывшейся подушки безопасности, несильно ударившись о козырек передней панели. Из-за излишней податливости ремней, снизивших нагрузки на грудь до «желтого» уровня, манекен пассажира сильно приложился головой о переднюю панель.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

В сумме Приора первой фазы заработала 5,4 балла из 16 возможных.

Испытанный АвтоВАЗом седан фазы II с усиленным кузовом, двумя подушками безопасности и передними ремнями с преднатяжителями и ограничителями усилия выступил гораздо лучше — 10,6 балла по методике EuroNCAP.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Кузов, рассчитанный на «американский» лобовой удар, краш-тест по методике EuroNCAP перенес удовлетворительно — передняя стойка сместилась назад на 105 мм, но сломанная водительская дверь после удара открылась легко.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Двухступенчатые фронтальные подушки безопасности и ремни с «преднатягом» и ограничителями усилия сработали без нареканий. У манекена-водителя повышенные нагрузки пришлись на ребра, опасные — на правую голень (удар о педаль тормоза). Коленям и бедрам угрожают травмоопасные замок зажигания, фиксатор рулевой колонки и треснувший пластик передней панели. Правый пассажир в безопасности: манекен лишь несильно ударился коленями о скошенную крышку бардачка.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Силовая структура кузова Гранты идентична Калине, схож и результат: дверной проем сократился лишь на 72 мм. Перемещение педалей также похвально невелико. Водительская подушка безопасности фирмы Takata отработала на «отлично»: все критерии травмирования головы и шеи не превысили абсолютно безопасных значений, а сжатие ребер манекена лишь на 2 мм больше границы «зеленой зоны».

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Нагрузки на ноги также невысоки, но острые осколки разбившегося пластика потенциально травмоопасны. Пассажир в отсутствие подушки безопасности защищен хуже: датчики в голове и груди зафиксировали «оранжевый» уровень угрозы. Так как подсчет рейтинга идет по худшим критериям (ноги водителя, голова и грудь пассажира),

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Гранта заработала только 8,4 балла из 16 возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

С точки зрения безопасности Калина лучше соплатформенной Гранты лишь тем, что у нее интерьерный пластик подороже: менее ломкий и потому более травмобезопасный. Но это никак не сказалось на защите коленей! Ибо мощные преднатяжители ремней безопасности, устанавливаемые в богатой комплектации Люкс, одинаково хорошо удерживают седоков, не допуская сильных ударов ногами о переднюю панель.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

На автомобилях с «автоматом» Jatco (помимо Калины и Гранты, его ставят еще и на вазовские Датсуны on-DO и mi-DO) ноги защищены чуть хуже. Японская коробка с более массивным картером, нежели у отечественной «механики», сильнее деформирует пол в ногах водителя. Но в целом отличия «люксовых» Лад с двумя подушками безопасности и преднатяжителями ремней фирмы Takata минимальны.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Калина заработала 10,1 балла, всего на 0,6 меньше, чем Гранта Люкс (10,7 балла). Обе получили заслуженные три звезды ARCAP из четырех возможных.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

C двумя подушками безопасности и преднатяжителями ремней фирмы Takata Гранта Люкс защищает водителя, и особенно переднего пассажира, куда лучше своей сестрицы в версии Стандарт. Интегральный критерий повреждения головы (HIC) у пассажира снизился более чем вдвое, до неопасных 428 единиц. А сжатие тарированных ребер у него уменьшилось с «оранжевых» 34 мм до «желтых» 25 мм.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Меньше и вероятность травм коленей, особенно у водителя: ломкий интерьерный пластик Гранты на этот раз остался цел. Преднатяжитель помогает ремню лучше удерживать тело, и удар ногами получается не столь сильным.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Итоговый рейтинг Гранты Люкс — 10,7 балла из 16 возможных.

В то время как Гранта Стандарт с одной подушкой безопасности заработала только 8,4 балла

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Лада Веста SW Cross при смещенном столкновении отлично защищает жизненно важные органы. Благодаря четко работающим подушкам и ремням безопасности с преднатяжителями и ограничителями усилия фирмы Takata нагрузки на голову, шею и грудь водителя и переднего пассажира невелики.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Но кузов приподнятого универсала хуже соплатформенного седана переносит удар из-за возросшей массы и 17-дюймовых легкосплавных колес вместо 15-дюймовых штампованных. Металл на днище возле точек сварки рвется из-за повышенных нагрузок. А в результате — вздыбившийся пол в ногах водителя и складки на пороге. Из-за плохой защиты голеней, разрушения пространства для ног и потери структурной целостности кузова Лада теряет 4,3 балла.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
В итоге Веста SW Cross зарабатывает лишь 11,7 балла, или три звезды ARCAP, и встает на один уровень с Фокусом первого поколения (11,6 балла).
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

XRAY Cross, базирующийся на той же платформе B0, что и Renault Logan, защищает пристегнутых седоков все-таки заметно лучше родственного седана. Подушки безопасности JSS надежно уберегают головы и шеи от травм, а хорошей защите груди способствуют ремни с пиротехническими преднатяжителями и ограничителями усилия.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Оценки снижены только за потенциальную травмоопасность рулевой колонки и незначительный риск для голеней. Несмотря на формальное отсутствие признаков потери структурной целостности, кузов РеноЛады по современным меркам недостаточно прочен. Клетка салона деформирована сильнее, чем у Соляриса или Креты.
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

Однако XRAY Cross в сумме набрал 13,7 балла из 16 возможных и получил заслуженные четыре звезды ARCAP.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)
Лада Веста пока что самый безопасный отечественный легковой автомобиль.
Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

C двумя подушками безопасности и преднатяжителями ремней фирмы Takata Веста защищает обитателей салона так же хорошо, как питерский Hyundai Solaris и Volkswagen Polo калужской сборки. Кузов прочен: стойка ушла лишь на 4 мм. Интегральный критерий повреждения головы (HIC) составляет неопасные 496 единиц у пассажира и еще ниже (355 единиц) у водителя.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

А сжатие тарированных ребер едва превышает границы зеленой зоны. Минимальна и вероятность травм ног: в 2018 году вазовцы представили протокол knee mapping. Поэтому к результатам 2016 года мы добавили один балл.

Безопасность отечественных автомобилей (краш-тесты Autoreview)

В итоге Веста заработала на пять баллов больше, чем Гранта Люкс, 15,1 балла, — результат Соляриса всего на 0,9 балла лучше.