Приводятся подробные цветные схемы проводки ВАЗ 2114 (карбюратор, инжектор) с описанием электрооборудования для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Многие электросхемы разделены на несколько участков для удобства просмотра через компьютер или смартфон, также имеются схемы в виде одной картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере.
Автомобиль ВАЗ 2114 (Самара-2) построен на платформе ВАЗ 21093 и представляет собой ее улучшенную версию. Первый опытный образец хэтчбека был собран еще в 2000 году. Спустя год Волжский автомобильный завод выпускает первую опытно-промышленную партию в количестве 50 автомобилей ВАЗ-2114 и в этом же 2001 году хэтчбек был впервые представлен на рынке. В салоне появилась новая панель приборов, новый руль, регулируемая рулевая колонка, стеклоподъемники и новый отопитель. Годы производства 2114: 2001—2013г.
Четырнадцатая модель ранее оснащалась 1.5 л восьмиклапанным двигателем, заимствованным у модели ВАЗ 2111 с инжектором. Чуть позже он был заменен на версию ВАЗ 11183-1000, соответствующую стандарту Евро-3. ВАЗ 2114 инжектор получил более мощный двигатель, и это одна из причин того, что проводка 2114 также видоизменилась.
Добавился жгут проводов для подключения к электронному коммутатору. Также появился жгут для подключения к клемме модуля зажигания.
Замена высоковольтных проводов потребует дополнительного внимания, ведь порядок подключения зависит от года выпуска автомобиля. До 2004 года устанавливались 4-контактные модули зажигания, а после — 3-контактные. Подключение клапана адсорбера к контроллеру системы впрыска также подарило ещё дополнительный элемент. Адсорбер — электромеханическое устройство, служащее для вентиляции и удаления конденсата в бензобаке. Усложнения коснулись и салонной части. Торпедо получило улучшения в виде появления БК (бортового компьютера), новой приборной панели и изменении положения бардачка.
Модификации авто 2114
ВАЗ-21140. Модификация с 8-клапанным инжекторным двигателем ВАЗ-2111, объемом 1,5 литра и мощностью 77 лошадиных сил. Серийное производство с 2003 по 2007 год
ВАЗ-21144. Модификация с 8-клапанным двигателем ВАЗ-21114, объемом 1,6 литра и мощностью 81,6 лошадиные силы. Годы серийного производства 2007-2013.
ВАЗ-211440. Еще одна модификация выпущенная в 2007 году, на нее был установлен двигатель ВАЗ-11183, объемом 1,6 литра и мощностью 82 лошадиные силы. Автомобиль сняли с производства в 2013 году.
ВАЗ-211440-24. Выпущенная в 2009 году модификация с инжекторным 16-клапанным двигателем ВАЗ-21124, объемом 1,6 литра и мощностью 89.1 лошадиных сил. Снята с производства в 2013 году.
ВАЗ-211440-26. Модификация с 16-клапанным инжекторным двигателем ВАЗ-21126, который соответствует экологическому стандарту Euro-3, объемом 1,6 литра и мощностью 98 л.с. Автомобиль выпускался с 2010 по 2013 год.
Электросхема ВАЗ-2114 на старые модели
Схема электрооборудования автомобиля 2114: 1 – блок-фара; 2 [Устанавливается на часть авто] – противотуманная фара; 3 – датчик температуры окружающего воздуха; 4 – электровентилятор радиатора двигателя; 5 – колодка для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем; 6 – выключатель подкапотной лампы; 7 [Устанавливается на часть авто] – резервная колодка для подключения звукового сигнала с одним выводом (отрицательный вывод соединен с корпусом); 8 – звуковой сигнал; 9 – датчик уровня жидкости в бачке стеклоомывателя; 10 [Устанавливается на часть авто] – датчик износа тормозных колодок; 11 – датчик недостаточного уровня масла; 12 – генератор; 13 [Устанавливается на часть авто] – подкапотная лампа; 14 – датчик указателя температуры; 15 – стартер; 16 – аккумуляторная батарея; 17 [Устанавливается на часть авто] – реле включения противотуманных фар; 18 – датчик уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке; 19 – датчик недостаточного уровня тормозной жидкости; 20 – выключатель фонарей заднего хода; 21 – мотор-редуктор очистителя ветрового стекла; 22 – датчик аварийного давления масла; 23 – электронасос омывателя заднего стекла; 24 – электронасос омывателя ветрового стекла; 25 – щиток приборов; 26 – монтажный блок предохранителей и реле; 27 – выключатель сигнала торможения; 28 – реле зажигания; 29 -выключатель (замок) зажигания; 30 – лампа освещения вещевого ящика; 31 – выключатель лампы освещения вещевого ящика; 32 – выключатель обогрева заднего стекла; 33 – выключатель заднего противотуманного света; 34 [Устанавливается на часть авто] – выключатель противотуманных фар; 35 – комбинированный выключатель габаритного света и света фар; 36 – выключатель аварийной сигнализации; 37 – подрулевые переключатели; 38 – регулятор яркости подсветки приборов; 39 – лампа подсветки рукоятки управления гидрокорректором фар; 40 – розетка для подключения переносной лампы; 41 – боковой указатель поворота; 42 – выключатель освещения салона (датчик открытой передней двери); 43 – плафон освещения салона; 44 – электровентилятор системы вентиляции и отопления; 45 – добавочный резистор электровентилятора системы вентиляции и отопления; 46 – переключатель режимов работы электровентилятора системы вентиляции и отопления; 47 – лампа подсветки рукоятки переключателя режимов работы электровентилятора системы вентиляции и отопления; 48 – лампа подсветки блока управления отопителем; 49 – блок индикации бортовой системы контроля; 50 [Устанавливается на часть авто] – маршрутный компьютер; 51 – выключатель освещения салона (датчик открытой задней двери); 52 [Устанавливается на часть авто] – колодка для подключения часов; 53 – топливный модуль; 54 – лампа подсветки пепельницы; 55 – прикуриватель; 56 – плафон освещения салона; 57 – выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза; 58 – задний фонарь; 59 – фонарь освещения номерного знака; 60 – дополнительный фонарь сигнала торможения; 61 – нагревательный элемент обогрева заднего стекла; 62 – мотор-редуктор очистителя заднего стекла; А – номера выводов в соединительных колодках.
Схема ВАЗ-2114 (второй вариант)
Схема электрооборудования автомобилей ВАЗ-2114 (без системы управления двигателем):
В обновленном двигателе реализована новая схема впрыска, поэтому и пришлось применить некоторые новые устройства, а также заменить катушку зажигания на более продуктивную и приспособленную к условиям Евро 3. Для того, чтобы им соответствовать, двигатель должен был минимизировать количество СО при пуске. А для того необходимо было обеднить смесь. Поскольку бедная смесь загорается хуже, то ей для вспышки нужна была более мощная искра. Этим и объясняется применение катушки увеличенной мощности.
блок-фары;
моторедукторы очистителей фар*;
противотуманные фары*;
датчик температуры окружающего воздуха;
звуковые сигналы;
выключатель лампы освещения моторного отсека;
электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
генератор ВАЗ-2114;
датчик сигнализатора недостаточного уровня масла;
датчик уровня омывающей жидкости;
датчик износа колодок передних тормозов;
наконечники проводов, подключаемые к общему насосу омывателя стекол**;
насос омывателя ветрового стекла;
насос омывателя фар*;
наконечники проводов для подключения к насосу омывателя заднего стекла на автомобилях ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114;
датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
лампа освещения моторного отсека;
наконечник провода для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем;
моторедуктор очистителя ветрового стекла;
стартер ВАЗ-2114;
колодка, подключаемая к жгуту проводов системы зажигания на карбюраторных автомобилях;
датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
выключатель фонарей заднего хода;
датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
аккумуляторная батарея;
датчик сигнализатора недостаточного уровня охлаждающей жидкости;
выключатель элемента обогрева правого переднего сиденья;
выключатель противотуманных фар*;
выключатель ламп наружного освещения;
выключатель элемента обогрева левого переднего сиденья;
колодка для подключения к элементу обогрева левого переднего сиденья;
провода для присоединению к левому переднему громкоговорителю;
переключатель электростеклоподъемника левой передней двери(расположен в левой двери);
переключатель электростеклоподъемника правой передней двери(расположен в левой двери);
провода для присоединения к левому заднему громкоговорителю;
боковые указатели поворота;
выключатели плафона на стойках передних дверей;
выключатели плафона на стойках задних дверей;
плафон ВАЗ 2114;
плафон индивидуального освещения салона;
колодка для подключения к жгуту проводов электробензонасоса;
выключатель лампы освещения багажника;
комбинация приборов;
лампа освещения багажника;
блок индикации бортовой системы контроля;
маршрутный компьютер*;
колодка для подключения жгута проводов системы управления двигателем;
задние наружные фонари;
задние внутренние фонари;
колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
фонари освещения номерного знака;
дополнительный сигнал торможения, расположенный на спойлере.
Порядок нумерации штекеров в колодках:
А – блок-фар и очистителей фар; Б – прикуриватель; В – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, очистителя ветрового стекла и других узлов электрооборудования(у колодок с иным числом штекеров порядок нумерации аналогичный); Г – реле включения заднего противотуманного света; Д – выключателя аварийной сигнализации; Е – моторедекторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей; Ж – плафона освещения салона.
В жгуте проводов панели приборов вторые концы белых проводов сведены в одну точку, которая соединена с выключателем освещения приборов(кроме белого провода, от штекера “4” колодки “Х2” монтажного блока 28 до блока 83 индикации бортовой системы контроля). Вторые концы черных проводов также сведены в точки, соединенные с массой. Вторые концы желтых проводов с голубой полоской сведены в точку, соединенную со штекером “4” колодки “Х1” монтажного блока. Вторые концы белых проводов с красной полоской сведены в точку, подключенную к штекеру “10” колодки “Х4” монтажного блока. Вторые концы оранжевых проводов сведены в точку, соединенную со штекером “3” колодки “Х4” монтажного блока.
Пояснения к 8-ми контактной колодке инжектора: бело-красный и синий — на лампочку чек, сине-красный — зажигание, серый — датчик скорости, коричнево-красный — тахометр, сине-белый — концевик двери водителя (на иммобилайзер), зелёно-красный — К-линия (может не быть), зелёный — расход топлива. Рядом с ней розовый провод — на датчик уровня топлива.
Полную схему одним файлом смотрите далее (клик для увеличения):
Реле и предохранители ВАЗ 2114
F1 на 10 Ампер (А) задние противотуманки и лампа включения сигнализатора включения задних противотуманок. F2 на 10 А лампы поворотников, реле поворота, аварийка, контрольная лампа аварийки. F3 на 7,5 А плафоны освещения салона (оба) и багажника, подсветка зажигания, лампа контроля системы управления силовым агрегатом, лампы торможения, компьютер, если есть в наличии. F4 на 20 А переноска, реле и элемент обогрева заднего стекла. F5 на 20 А звуковой сигнал и его реле, вентилятор системы охлаждения. F6 на 30 А стеклоподъемники и их реле F7 на 30 А двигатель отопителя, очистителя фар, омывателя ветрового стекла, прикуриватель, лампочка освещения вещевого ящика, обмотка реле включения обогрева заднего стекла. F8 на 7,5 А правая противотуманка. F9 на 7,5 А левая противотуманка. F10 на 7,5 А левый габарит, лампа сигнализирующая о включении габаритного огня, лампы освещения знака, подкапотного пространства, подсветки выключателей и приборов, выключатель освещения приборов. F11 на 7,5 А правый габарит. F12 на 7,5 А правый ближний свет. F13 на 7,5 А левый ближний свет. F14 на 7,5 А левый дальний и лампочка сигнализирующая о включении дальнего света фар. F15 на 7,5 А правый дальний. F16 30 А — лампочка сигнализирующая о недостаточном давлении масла, уровня тормозной жидкости, включения стояночного тормоза, разряда аккумуляторной батареи, комбинация приборов, реле контроля исправности ламп, индикация систем контроля, лампы заднего хода, указатели поворота и их реле, а также аварийная сигнализация если включен режим поворота, компьютер, обмотка возбуждения генератора в момент запуска двигателя.
Подключается к панели приборов, разъём рядом с ручкой капота. Розовый — блокировка дверей, постоянный плюс, предохранитель болтается рядом с ручкой открывания капота. Бело-чёрный — на двери для электростеклоподъёмников, плюс при зажигании, включается через реле и предохранитель в монтажном блоке. Так же на фото проводка для колонок магнитолы.
Жгут правой двери
Подключается к жгуту дополнительному.
Жгут левой двери
Подключается к жгуту дополнительному.
Жгут подогрева сидений
Серый провод подключается к разъёму куда подключается жгут дополнительный (к серому проводу если он есть), плюс при зажигании, реле крепится рядом с монтажным блоком и предохранитель располагается рядом с ручкой капота. Белый провод подключается к жгуту дополнительному, подсветка кнопок.
Проводка ВАЗ 2114
Автомобиль ВАЗ 2114 (в заводской классификации – Самара-2) построен на платформе ВАЗ 21093 и представляет собой ее улучшенную версию. В салоне появилась новая панель приборов, новый руль, регулируемая рулевая колонка, стеклоподъемники и новый отопитель. Улучшения затронули электрическую часть, что отразилось на проводке автомобиля.
Особенности новой модели
Электропроводка ваз 2114 имеет иную конструкцию, нежели ее предшественница:
В салоне автомобиля;
В подкапотном пространстве;
В задней части кузова.
Справочно: изначально на автомобиль устанавливался 1,5 л восьмиклапанный двигатель модели ВАЗ-2111 с инжекторной системой питания. Позже автопроизводитель заменил его на силовой агрегат экологического класса ВАЗ-11183-1000260 объемом в 1,6 л, отвечающий требованиям Euro-3.
Мотор ВАЗ-11183-1000260 устанавливался с 2007 года
Новые моторы оснащались более мощной системой зажигания, в результате чего схема электропроводки ваз 2114 на инжектор имела некоторые особенности.
Например:
Добавился жгут проводов для подключения к клемме модуля зажигания, который подавал импульсы на свечи;
Добавился жгут проводов для подключения к электронному коммутатору;
Добавилась проводка для подключения клапана адсорбера к контроллеру системы впрыска.
Фото распиновки модуля зажигания
Справочно: бытует ошибочное мнение, что модуль зажигания заменяет собой катушку. На самом деле, в модуле зажигания сразу 2 катушки и 2 коммутатора. Первая катушка подает импульс на 1-й и 4-й цилиндры, а вторая – на 2-й и 3-й цилиндры.
Проводка для ваз 2114 претерпела изменения не только из-за добавления новых электронных устройств, но и благодаря дальнейшим планам автопроизводителя модернизировать функциональность автомобиля.
В частности:
Предусмотрена возможность для подключения обогрева наружных зеркал;
Предусмотрена возможность для установки подогрева передних сидений;
Предусмотрена возможность для установки передних противотуманных фар и т.п.
Схема подключения противотуманных фар: инструкция для ВАЗ 2114
Предостережение: При установке противотуманок следует соблюдать требования ГОСТ Р 51709-2001. В частности, придерживаться правил, изложенных в п 4.3.12, где сказано, что противотуманные фары активируются только с включением габаритных огней вне зависимости от включения фар головного света.
Подкапотное пространство
Первое, на что обращают внимание владельцы карбюраторной системы питания, это измененная схема проводки ваз 2114 на инжектор.
Для работы на обедненной смеси автомобиль оснащается:
Принудительной системой впрыска топлива непосредственно в каждый цилиндр;
Установкой на автомобиле системой зажигания увеличенной мощности;
Самообучающемуся ЭСУД – электронной системе управления работой двигателя.
Модуль зажигания на ВАЗ 2114 позволяет увеличить мощность искрообразования
Справочно: особенностью нормативов ЕВРО 3 является низкое содержание в выхлопных газах несгоревших компонентов топлива. С этой целью топливная система автомобиля снижает количество бензина в топливовоздушной смеси, компенсируя это лучшей наполняемостью цилиндров за счет принудительного впрыска топлива.
Чтобы поджечь в цилиндрах двигателя обедненную топливовоздушную смесь, необходимо обеспечить более мощную искру в тот момент, когда поршень находится в ВМТ (верхней мертвой точке).
Реализовано это с помощью установки модуля зажигания, принцип работы которого реализован:
Он подается на ЭБУ, который преобразует его в постоянный ток;
Из блока управления ток подается на обмотки катушек модуля зажигания;
Высокое напряжение генерируется во вторичной обмотке (по закону индукции) катушек;
Подается на свечи зажигания в момент начала фазы поджига.
Совет: если у вас есть желание разобраться в работе системы зажигания и питания автомобиля, неплохо бы посмотреть видео материалы из школьного курса физики. Или найти ролики на сайтах автомобильной тематики.
Салон автомобиля
На модель ВАЗ 2114 автопроизводитель разработал и установил новую торпедо, которая отличалась от предшественницы:
отсутствием в верхней части бардачка – он был перенесен ниже;
новой панелью приборов;
появлением бортового компьютера
Справочно: бортовой (маршрутный) компьютер давал показания о температуре наружного воздуха, о напряжении в бортовой сети автомобиля, текущем расходе топлива, запасе хода и другие параметры.
Торпедо ВАЗ 2114 с новой панелью приборов, более известная как «европанель»
Появление новых электронных компонентов привело к тому, что изменилась схема проводки панели ваз 2114.
В частности:
добавился жгут проводки с разъемом под бортовой компьютер;
появился датчик температуры наружного воздуха, устанавливаемый перед радиатором;
появилось реле вольтметра.
Схема подключения стеклоподъемников на ВАЗ 2114
Кроме того, добавился жгут проводов к панелям передних дверей, которые комплектовались электрическими стеклоподъемниками.
На представленной схеме обозначены:
монтажный блок с выводом «А» к источнику питания и «Б» – к выключателю наружного освещения;
переключатель правой передней двери «2» и «5» – левой двери;
моторедуктор правой двери «»3» и «4» – левой двери;
выключатель зажигания «6».
Проводка на ваз 2114 стеклоподъемников комплектовалась и исполнительным блоком
Поиск неисправностей в работе электрической части
В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать проблемы, связанные с неисправностями электрических компонентов.
Это отражается:
на работе силового агрегата, не давая ему развивать паспортную мощность;
на работе приборов, не позволяя контролировать системы двигателя и других узлов;
на работе осветительных приборов и механизмов комфорта (системы отопления, освещения салона, стеклоподъемников и т.п.)
Неисправности системы зажигания
Основными признаками неправильной работы системы зажигания являются:
Провалы в работе двигателя при ускорении автомобиля;
Потеря двигателем мощности в процессе работы;
Нестабильный или неустойчивый холостой ход;
Перебои в работе одного или нескольких цилиндров.
Поиск неисправности своими руками следует начать с проверки искрообразования.
Для этого:
Включаем зажигание;
Снимаем наконечник провода со свечи первого цилиндра;
Подносим его к металлической детали мотора на расстояние 4-5 мм;
Включаем стартер;
Смотрим, проскакивает ли искра между проводом;
Аналогично проверяем провода со свечей 2,3 и 4 цилиндров.
Совет: Если искровой разряд был стабилен во всех случаях, значит, причина перебое в работе двигателя кроется в свечах. Если искры не было, причину отказа следует искать в первичной цепи от генератора к катушке зажигания.
Поиск начинается с:
Непосредственно катушки зажигания;
Модуля зажигания;
ЭБУ – на автомобилях с двигателем ВАЗ-11183-1000260
Для проверки катушки зажигания необходимо воспользоваться тестером, с помощью которого следует измерить сопротивление первичной и вторичной обмоток.
Совет: Если полученные показания не соответствуют данным, приведенным в паспорте автомобиля, то катушка подлежит замене. Вероятная причина отказа катушки – пробой в обмотке.
Проверку модуля зажигания также осуществляют с помощью тестера. Для этого следует измерить сопротивление на его парных высоковольтных выводах модуля зажигания. Сопротивление должно соответствовать 5,4 кОм.
Причиной отказа модуля может служить возросшее сопротивление между клеммами
Совет: если причина перебоев работы двигателя кроется в модуле зажигания, то его нужно заменить. Цена вопроса – не более 1000 рублей.
Неисправности датчиков
Инжекторный двигатель оснащен достаточно большим количеством датчиков. И их отказы и поломки также могут привести к нестабильной работе силового агрегата или контрольных приборов.
Совет: подкапотная проводка также может вызывать неустойчивую работу двигателя. Прежде чем применять радикальные методы, можно попробовать пошевелить разъемы и клеммные колодки. Если работа нормализуется, следует заменить колодку на новую.
Клеммная колодка датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)
Большинство датчиков анализируются диагностическим устройством, и в случае неисправности на панели приборов загорается лампа CHECK ENGINE.
Однако, некоторые, такие как:
Датчик массового расхода воздуха;
Датчик холостого хода;
не имеют таких функций. А значит, об их отказе и неисправности можно узнать только после проверки. Диагностика таких датчиков, отвечающих за работу двигателя, может быть проведена путем их отключения.
Лампа CHECK ENGINE на панели приборов
Совет: Если после снятия провода с датчика работа двигателя не изменится, значит, датчик неисправен. Его следует заменить новым.
Место установки ДПКВ
Если же двигатель и вовсе не заводится, то вероятнее всего причиной отказа является поломка датчика положения коленчатого вала.
Без него ЭСУД не может определить фазы работы двигателя, соответственно, не будет подавать сигнал:
Топливным форсункам о начале и цикле работы;
Модулю зажигания о моменте подачи разряда на свечи;
Приводу дроссельной заслонки об угле открытия и т.п.
Выводы: как видите, от предшественницы ВАЗ 2114 вобрал не только самое лучшее, но и унаследовал некоторые проблемы с электрической частью. Но при знании принципов работы поиск неисправности не превратится в нерешаемую задачу. Напротив, имея перед собой наглядные схемы, вы легко устраните причину перебоев, и сможете дальше пользоваться автомобилем.