
В предыдущей записи моего БЖ я рассказал Вам оремонте КПП, еще до начала ремонта я предполагал, что попутно потребуется и замена сцепления. Последний раз сцепление на машине менялось еще при первом хозяине то есть больше 6 лет и 60000км. назад. И хотя этот узел не доставлял мне каких то хлопот, но думаю снимать КПП и не поменять сцепление было бы глупо.
Для начала давайте рассмотрим конструкцию и устройство данного узла. Это необходимо для того, чтобы понимать принцип работы и последовательность действий направленных для замены детали.

1 – оболочка троса; 2 – нижний наконечник оболочки троса; 3 – кронштейн крепления троса; 4 – защитный чехол троса; 5 – нижний наконечник троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – поводок троса; 9 – вилка выключения сцепления; 10 – кожух сцепления; 11 – болт крепления сцепления к маховику; 12 – ведущий диск; 13 – маховик; 14 – ведомый диск; 15 – первичный вал коробки передач; 16 – нижняя крышка картера сцепления; 17 – картер сцепления; 18 – нажимная пружина; 19 – подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник); 20 – фланец муфты подшипника; 21 – втулка муфты подшипника; 22 – уплотнитель; 23 – верхний наконечник оболочки троса; 24 – верхний наконечник троса; 25 – кронштейн педали сцепления; 26 – пружина педали сцепления; 27 – педаль сцепления; 28 – упорная пластина
Сцепление является важным конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Оно предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок и гашения колебаний. Если уж совсем просто, сцепление — это выключатель крутящего момента.

так работает сцепление
Теперь когда нам понятен принцип работы сцепления и из каких частей оно состоит перейдем к самому процессу замены.
Необходимый инструмент:
- набор ключей и торцевых головок;
- съемный ключ для шаровой;
- баллонный ключ;
- домкрат;
- брус для вывешивания мотора;
- монтировка или небольшой ломик;
- отвертка;
- оправка с помощью, которой проводится центрирования ведомого диска.
Работа по замене элементов сцепления
- -Отключаем минусовую клемму аккумуляторной батареи.
- -Демонтируем систему очищения воздуха и датчик.
- -Отсоединяем тросик сцепления. Пользуясь возможностью, можно его заменить при необходимости.
- -Снимаем стартер и выкручиваем болты сверху картера сцепления.
- -Срываем и немного откручиваем болты, удерживающие колеса.
- -Ослабляем гайки ступиц.
- -Поддомкрачиваем машину и подкладываем заранее подготовленные опоры, если работы проводим не на яме или подъемнике.
- -Снимаем колеса.
- -Откручиваем гайку левой ступицы.
- -Снимаем защиты мотора и картера сцепления.
- -Ослабляем крепления.
- -Разъединяем тяги коробки передач.
- -Отсоединяем провода указателя заднего хода, а также датчика скорости.
- -Снимаем левый рычаг. Предпочтительно снимать его вместе с шаровой и растяжкой в комплекте.
- -Сливаем при необходимости масло.
- -В случае необходимости снимаем левый ШРУС.
- -Снимаем левый привод и ставим заглушку.
- -Перед тем как открутить опору, откручиваем все болты и гайки с помощью которых закреплен картер сцепления к блоку цилиндров.
- -Проводим вывешивание силового агрегат.
- -Откручиваем левую опору.
- -Воспользовавшись монтировкой, отводим коробку и освобождаем доступ к системе сцепления.
- -Для снятия корзины, необходимо установить оправку в отверстие первичного вала.
- -Скручиваем болты, которые удерживают корзину сцепления.
- -Снимаем корзину с ведомым диском.
- -Ставим новый комплект.
- -Последующие работы по сборке проводятся в обратном порядке.
Теперь предлагаю немного поговорить о выборе нового сцепления. Сейчас на рынке кроме АвтоВАЗа присутствует много производителей аналогичных запчастей, таких как SACHS, Luk, Pilenga, Fenox, Master-sport и многие другие. Естественно у разных производителей разнятся и цены. Думаю каждый должен сделать выбор сам, взять комплект подешевле или по дороже или вообще собрать комплект из частей разных производителей. Для себя я сделал выбор и поставил родное ВАЗовское сцепление, несмотря на то что сейчас наибольшей популярностью по надежности пользуются комплекты SACHS.

Сравнительные цены на запчасти разных производителей (по каталогу Автодока)
Комплекты сцепления:
SACHS 3000 171 105 — от 5000 до 6000
INA/LUK 619 1161 00 — от 2500 до 3000
STARCO SPK21001 — от 2500 до 3500
KRAFTTECH W00190B — от 2300 до 2700
AUTO TECHNOLOGIES AT 1601131-08 — 2500
TRIALLI FR 761 — от 2100 до 2400
Выжимной подшипник
LADA 21100-1601180-02 — от 600 до 650
SACHS 3151 600 526 — от 450 до 520
KRAFT KT100529 — от 480 до 550
AUTO TECHNOLOGIES AT 1180012B — 420
VALEO PRB-136 — от 620 до 860
Диск ведомый
LADA 21090-1601130-00 от 880 до 1400
PILENGA ITALY CD-P 2004 от 690 до 790
FINWHALE 20D101 от 1000 до 1150
HOLA 19D18 от 870 до 1100
RIGINAL RG21091601130 от 800
BELMAG BM5621 от 890 до 930
Корзина сцепления
LADA 21090-1601085-00 от 1200 до 3700
FENOX PP60004C3 от 1500 до 1700
TRIALLI FS 809 от 1400 до 1600
BELMAG BM3792 от 1300 до 1450
RIGINAL RG21091601085 от 1300 до 2100
НАЧАЛО 2109-1601085 от 1300 до 2400
P.S. При замене сцепления необходимо помнить что на Самарах 2 может стоять как «восьмерошное» так и «десятошное» сцепление. К сожалению на последних Самарах, как собственно и на первых Калинах, процесс сборки на заводе шел по принципу: что есть то и ставим. Поэтому даже на машинах из одной партии может стоять разное сцепление. Есть несколько вариантов определения какое сцепление установлено на машине, по количеству шпилек на стартере, по количеству зубьев на шестерне стартера, но даже в официальном сервисе автоваза не берутся определять без полного разбора, говорят иногда встречается такой бутерброд…
Поэтому я советую не закупать запчасти вперед, а, если есть такая возможность, сначала скинуть КПП и уже после этого точно зная что брать направляться в магазин.
8 лучших сцеплений для ВАЗ
Функция сцепления в автомобиле — переключение передач. Без этого узла невозможна эксплуатация машины. Механизм обеспечивает передачу крутящего момента и отсоединение трансмиссии от маховика. Рейтинг, представленный ниже, поможет разобраться, какое сцепление на ВАЗ лучше поставить.
Комплект сцепления представляет собой ведомый и прижимной диски, выжимной подшипник.
Как выбрать сцепление для ВАЗ по стилю езды
При выборе муфты нужно учесть стиль вождения.
Спокойная манера езды — набор невысоких оборотов, переключения плавные, ускорение не резкое. Подходящие комплекты от производителей:
- Luk — передачи включаются мягко, дерганий нет.
- Valeo — мягкое сцепление для комфортной езды.
Большинство автомобилистов ездят на средних оборотах, периодически ускоряясь в потоке. Стиль относится к стандартному. Подойдет механизм от производителей:
- KraftTech — муфта для комфортного передвижения.
- Sachs — устройство более тугое, чем предыдущие варианты, подходит многим водителям.
- «ВИС» — система отечественного производства, изготавливается качественно, не терпит резких движений.
При динамичном стиле вождения возможны резкие переключения, «бросание» педали сцепления. Муфта испытывает большие нагрузки, подойдут комплекты:
- Pilenga — рекомендуется без металлокерамики. Сцепление жесткое, для избегания рывков необходимо набирать высокие обороты, переключаться быстро.
- Sachs — подходит многим.
Некоторые автомобилисты предпочитают спортивную манеру вождения, когда механизм испытывает нагрузки. Подходят те же комплекты, что и для динамичного стиля. Муфту придется менять чаще.
Внимание! Спортивный стиль вождения нежелателен, от частого набирания высоких оборотов изнашиваются многие элементы автомобиля.
При выборе муфты нужно учитывать факторы: стоимость, совместимость комплекта с моделью ТС, особенности эксплуатации машины.
Среди владельцев автомобилей ВАЗ распространена установка всего комплекта Sachs, кроме выжимного подшипника, который меняют на заводской.
Рейтинг ТОП-8 лучших сцеплений для ВАЗ
Среди широкого ассортимента комплектов сцепления можно выделить самые востребованные и качественные.
Valeo
Лидером в вопросе, какое сцепление на ВАЗ лучше поставить, является продукция от Valeo, которая ценится среди автомобилистов за надежность, качество, срок службы.
Продукт дороже конкурентов, что объясняется хорошими показателями. Средний пробег — 120 тысяч км. Нередко механизм остается исправным до 200 000 километров. Диск без поломок способен выдерживать сильные перегревы.
Запас прочности комплекта — 6000 об/мин. Устройство нормально работает при 9 тысячах. Показатель важен для владельцев доработанных моделей.
Средняя стоимость комплекта на ВАЗ-2114 и другие модели — 7-8 тысяч рублей.
- высокий запас прочности;
- выдерживает сильные нагрузки;
- комфортное, мягкое передвижение;
- долгий срок эксплуатации.
- высокая стоимость.
Внимание! Сцепление Valeo популярно, поэтому встречаются подделки. Выбирать муфту следует внимательно.

Комплект сцепления Valeo
Sachs
Муфта разработана так, чтобы машина трогалась раньше, износ становится меньше. Комплекты изготавливаются с безасбестовыми накладками. Механизм необслуживаемый, выдерживает экстремальные нагрузки. Подходит для спортивного стиля вождения. Комплект проработан идеально. После установки не происходит притирки – механизм сразу функционирует должным образом.
Приобрести сцепление Sachs можно только у «официалов». Отмечена защита от подделок — товар имеет свой серийный номер, на упаковке есть голографическая лента.
Средняя цена комплекта для ВАЗ 2101-2107 — 5000 рублей. Для переднеприводных авто семейства «Лада» с мотором 8 или 16 клапанов — 4 тысячи.
- долгий срок эксплуатации;
- плавная передача крутящего момента;
- не нужна притирка;
- качественная упаковка.
- высокая стоимость.

Комплект сцепления Sachs
LUK
Производитель при изготовлении использует инновационные технологии, чем объясняются мягкое переключение и долгий срок эксплуатации (до 120 тысяч км). Применяются усиленные пружины фрикционной муфты. Срок притирки минимальный. Устройство ставят на классические модели «АвтоВАЗа», узкие лепестки на корзине обеспечивают мягкий выжим. В комплекте подшипники с качественной смазкой.
На некоторые авто сцепление устанавливается заводом-изготовителем.
Стоимость комплекта на все модели «Лада» — 4 000 рублей.
- высокое качество;
- мягкий выжим;
- большой срок эксплуатации;
- быстрая притирка.
- легко нарваться на подделку.

Комплект сцепления LUK
Hola
На 4-м месте рейтинга сцепление Hola. Комплект качественный, рассчитан на высокие нагрузки. Без поломок в среднем проходит 100 тыс. км.
К выпускаемой продукции организация предъявляет требования стандартов ISO. Преимущества — отсутствие в устройстве прижимного кольца и защита от ударов.
Часто Hola ставят на модель «Шевроле-Нива». После монтажа сцепления выжим становится мягким, переключение — плавное, крутящий момент — максимален.
Стоимость для ВАЗ-2110 и других моделей «Лада» — в среднем 3000 рублей.
- высокое качество;
- антикоррозионная обработка;
- мягкий выжим.
- долго притирается.
Внимание! При покупке комплекта Hola нужно быть внимательным, брак встречается чаще, чем у конкурентов.

Комплект сцепления Hola
Fenox
Следующее по списку – сцепление от Fenox. Устанавливается на некоторые автомобили с конвейера. При небольшом бюджете можно отдать предпочтение этому бренду. Производитель гарантирует улучшенный теплоотвод за счет медных волокон в накладках.
Подшипник качественный, способен выдерживать серьезные нагрузки. Механизм исправно функционирует при 12 000 об/мин. Остается комфортным, выжим мягкий.
Средняя стоимость — 3800 рублей.
- невысокая цена;
- мягкий выжим;
- подделки встречаются редко.
- ресурс у сцепления мал по сравнению с конкурентами.

Комплект сцепления Fenox
Kraft
Сцепление Kraft используют автовладельцы, предпочитающие динамичный стиль вождения. Модель способна выдерживать серьезные нагрузки. Производитель с ответственностью подходит к качеству изделий и упаковке, которая не повредится при неправильной перевозке.
Сцепление Kraft можно приобрести во многих автомагазинах. Подделок мало по причине низкой стоимости оригинала и наличия индивидуальной маркировки на каждом изделии. Муфта качественная и соответствует стандартам.
Стоимость комплекта для переднеприводных авто «Лада» — 3500 рублей. Устройство лучше поставить на классические модели ВАЗ, механизм мягкий. Для «Жигулей» комплект обойдется в 3000 рублей.
- надежная упаковка;
- мягкий выжим педали;
- гарантия;
- распространенность.
- незначительная вибрация.

Комплект сцепления Kraft
«ВазИнтерСервис»
Качество комплектов сцепления этой компании улучшилось, расширился ассортимент. Ресурс в 70 тысяч км кажется небольшим. С учетом стоимости комплекта срок использования достаточный. Механизм подходит для спокойной манеры вождения, на сильные нагрузки не рассчитан.
Средняя стоимость для автомобиля ВАЗ — 3000 рублей.
- продукция разработана специалистами «АвтоВАЗа» с учетом всех особенностей моделей;
- маленький риск нарваться на подделку;
- приятная цена.
- относительно небольшой ресурс, что компенсируется низкой стоимостью.

Комплект сцепления «ВазИнтерСервис»
STARCO
Бренд занял последнее место. При производстве используются многие инновационные технологии, приемлемое соотношение цена/качество. Комплекты подходят для водителей со спокойным стилем вождения. При динамичной манере езды начинаются поломки уже после 15 тысяч км. Ступичный подшипник от этой фирмы некачественный, придется менять.
Недостаток — большинство запчастей под этим брендом производятся для грузовиков, но сцепление для автомобилей ВАЗ подобрать можно.
Стоимость комплекта — 3300 рублей.
- соотношение цена/качество;
- выдерживает большие нагрузки;
- прочная упаковка;
- защита от подделок.
- быстро изнашивается;
- демпферные пружины через короткий промежуток времени приходят в негодность;
- подшипник низкого качества, придется искать альтернативу.

Комплект сцепления STARCO
Заключение
На автомобили ВАЗ поставить можно разные комплекты сцепления, ассортимент большой. При выборе не нужно смотреть лишь на стоимость продукции, в этом вопросе не следует экономить. Специалисты рекомендуют покупать сцепление от брендов первых позиций рейтинга, что отличаются высоким качеством.