На ВАЗ 2112 установлен редукторный стартер модели 57.3708 с понижающей планетарной передачей. Он выдает 1,55 киловатт мощности и обеспечивает некоторое уменьшение величины нагрузки с двигателя за счет своей конструкции.

Реле стартёра ваз 2112 - где находится и как поменять

mashinaa.ru

Схема крепления стартера и его ключевые особенности

На «Самарах» стартер фиксировался тремя гайками, а вот на ВАЗ 2112 для его крепления используется всего две. Корпус механизма изготовлен из стали, его задняя и передняя крышки присоединяются друг к другу посредством шпилек. Шестерня бендикса стартера накрыта полуколпаком передней крышки. На коробке передач присутствует еще один полуколпак.

На фото - крепление стартера ВАЗ 2112, autoprospect.ru

Механизм редукторный, поэтому на нем предусматривается два вала. На одном осуществляется перемещение рабочей шестерни бендикса, его называют валом привода. Вторым является вал якоря. Два вала требуют наличия в конструкции четырех втулок. Естественно, это уменьшает (и довольно-таки существенно) наработку системы на отказ.

Но с другой стороны большое количество втулок снимает нагрузку с двигателя механизма постоянного тока.

Фото устройства стартера ВАЗ 2112, stargen.by

Стартер на «двенадцатку» имеет достаточно «скромные» геометрические размеры и при этом весьма эффективно выдает высокие обороты. Его двигатель является щеточным, четырехполюсным, работает за счет мощных постоянных магнитов, которые прикрепляются непосредственно к корпусу устройства. Вес стартера составляет около четырех килограмм, на холостом ходу он получает около 80 ампер тока, в рабочем режиме – порядка 375 ампер.

Как устроено реле стартера «двенадцатки»?

Втягивающее реле несет ответственность за вращение маховика коленвала при выдвижении муфты (обгонной), а также за запуск стартера.

В его корпусе имеются две обмотки:

  • удерживающая;
  • втягивающая.

На фото - втягивающее реле стартера ВАЗ 2112, avito.ru

Внутри корпуса, выполненного из железа и снабженного текстолитовой крышкой, предусмотрен сердечник. В указанной крышке из текстолита устанавливаются силовые контакты – болты для подключения к ним электрического питания. Кроме того, в крышке находится и дополнительное приспособление – подвижная пластинка, предназначенная для замыкания контактов тогда, когда сердечник втягивается, и контакт, питающий втягивающее реле (точнее – его обмотки).

Фото устройства втягивающего реле стартера, principact.ru

Реле с подвижной вилкой механизма запуска связано сердечником. Вилка соединяется с бендиксом, на одном из торцов которого установлена шестерня. Она вращает маховик коленвала за счет того, что во время запуска двигателя автомобиля зацепляется с венцом маховика.

Схема подключения элементов реле на ВАЗ 2112

В целом схема, по которой функционирует втягивающее реле «двенадцатки», выглядит следующим образом. К одному болту на его крышке подключена обмотка двигателя стартера, ко второму – «плюс» от АКБ. Провод от замка зажигания зафиксирован на контакте обмотки, которым располагает втягивающее устройство (подобная схема подключения используется и на других «легковушках» семейства ВАЗ).

На фото - схема втягивающего реле стартера, whatisvehicle.wordpress.com

Когда водитель запускает стартер, используя ключ, на указанный контакт приходит питание. Оно формирует в обмотке требуемую электродвижущую силу, втягивающую сердечник. При этом дополнительное приспособление (подвижная пластина) при воздействии на нее сердечника замыкает контакты (силовые), что приводит к переброске на двигатель механизма запуска питания от автомобильного аккумулятора.

Фото принципа работы втягивающего реле стартера, forum.cxem.net

В этот же самый момент втягивающее реле подтягивает приводную вилку, перемещающую к венцу маховика обгонную муфту. Как только сердечник полностью втягивается, происходит замыкание контактов и вращение маховика двигателя. Такая схема подключения и гарантирует беспроблемный запуск «сердца» ВАЗ 2112.

Что лучше – ремонтировать или менять стартер «двенадцатки»?

Замена описываемого нами механизма модели 57.3708, как правило, требуется уже через несколько лет его эксплуатации. В большинстве случаев автолюбители предпочитают не ремонтировать устройство, когда оно перестает работать (не крутит) либо ненормально функционирует (наблюдаются проблемы с запуском), а устанавливать новый механизм.

На фото - поломка втягивающего реле стартера, weblada.ru

Впрочем, иногда замена стартера не требуется. Нередко он не крутит по банальной причине – из-за того, что болты фиксации реле окисляются либо ослабляются. Подобные явления вызываются попаданием дорожной грязи и капелек влаги в область установки «стартующего» механизма. Решить эту проблему, как вы понимаете, можно очень легко – зачисткой контактов (реже требуется их полная замена).

Фото замены втягивающего реле стартера ВАЗ 2112, лада2111.рф

Если щетки стерлись, а бендекс потрескался, дешевле и разумнее поменять эти элементы. А вот если стартер не крутит из-за поломки реле или пробоя обмоток, замена всего узла представляется более грамотным шагом. Если принято решение заменить какую-либо из его деталей, механизм следует разобрать, это несложно.

Схема демонтажа и разборки стартера 12-й модели ВАЗ

Самостоятельно разобрать и снять рассматриваемое устройство, когда оно не крутит и требует ремонта, может любой владелец «двенацатки». Это процесс лучше осуществлять на эстакаде (автомобильной яме). Откручивать крепеж из моторного отсека неудобно. Последовательность выполнения демонтажа следующая:

  • для обеспечения безопасности выполнения работ снимаем с «минуса» АКБ провод;
  • откидываем с реле управляющий провод;
  • откручиваем гайки (сверху и снизу), которыми крепится стартер.

После этого демонтируем со стяжных шпилек среднюю часть механизма, с вала якоря – главную шестерню, а затем крестовой отверткой снимаем заднюю крышку. Под ней размещается держатель щеток, который демонтируется без малейших затруднений. Теперь можно вынуть из статора якорь и снять опору последнего, что позволит нам при помощи омметра и визуально оценить состояние обмотки якоря.

На фото - демонтаж стартера ВАЗ 2112, autoprospect.ru

При наличии на якорном валу следов от подшипников (их называют наволакиваниями) их следует, во-первых, зачистить шкуркой с малым зерном, во-вторых, заполировать. Абразивом допускается зачищать и несущественные явления обгорания коллектора. В тех ситуациях, когда на щетках отмечается сильный износ, рекомендуется выполнять замену всего щеткодержателя.

После этого можно продолжать разборку стартера для того, чтобы определить, почему он не крутит. Для этого демонтируем шестерни редуктора планетарного типа и особенно тщательно проверяем коронную шестерню на наличие на ней трещин. Если таковые имеются, шестерню необходимо менять:

  • сначала демонтируем бендикс;
  • на приводном валу, используя молоток и ключ «на 13», удаляем обойму (внешнюю) стопорного элемента в виде кольца;
  • кольцо снимаем с вала при помощи отвертки (придется постараться, так как оно утоплено на валу в специальной выемке);
  • снимаем привод и обойму, а затем демонтируем с вала стопорное кольцо (предварительно его требуется разжать).

Фото разборки стартера ВАЗ 2112, лада2111.рф

После снятия шайбы и опоры приводного вала перед нами предстает шестерня, нуждающаяся в замене.

Где находится реле стартера на ВАЗ-2112

Часть автомобилей десятого семейства имеет штатно установленное дополнительное реле стартера, другая половина обходится без него. Какое назначение такого дополнительного реле и зачем его устанавливают некоторые автолюбители?

Есть мнение, что на машинах со старым замком зажигания (выпуск примерно до 2003 года, (подсветка ключа в виде зелёного кольца, а не отдельного светодиода) дополнительного реле стартера нет. Однако, на некоторых новых автомобилях с ЭБУ Январь7.2 и выше такое дополнительное реле стартера установлено с завода.

Монтажный блок

Монтажный блок

1-реле дальнего света фар (К5);
2-реле ближнего света фар (К4);
3-реле контроля и проверки исправности ламп (К1);
4-пинцет для извлечения предохранителей;
5-реле включения стеклоподъемников дверей;
6-реле включения указателей поворота и аварийной сигнализации (К3);
7-реле включения стартера;
8-запасные предохранители;
9-место установки реле противотуманных фар;
10-реле включения стеклоочистителей и стекпоомывателей (К2);
11-реле включения обогрева заднего стекла (К7);
12-дополнительное реле (К6);
13-верхний ряд предохранителей (F1-F10 установлены по порядку номеров слева направо);
14-нижний ряд предохранителей (F11-F20 установлены по порядку номеров слева направо)

Зачем нужно дополнительное реле стартера:

1-Для защиты стартера от случайного (в следствии износа, длительного запуска) спекания контактов в замке зажигания;
2-Для того, чтобы отключить питание стартера, когда мотор запустился, а ключ при этом, по какой-то причине, продолжает находится в режиме «стартер»;
3-Разгружает контакты замка зажигания.

Как проверить дополнительное реле стартера, установлено ли она в «десятке»?

  • Во-первых, проверить наличие доп.реле стартера в монтажном блоке. Это реле навесное и на фотографии указано стрелкой.
  • Во-вторых, можно проверить его работу следующим образом: крутить стартер в режиме продувки цилиндров, через 12-13 сек стартер должен выключается автоматически.

Реле стартера ВАЗ 2112: где находится и замена

Серийное производство автомобилей ВАЗ 2110 стартовало еще в 1995 году. При разработке и конструировании автомобиля была взята основа модели ВАЗ 2109, но с глубокой модернизацией практически всех узлов. С годами «десятка» постоянно совершенствовалась. Уже в 2003 году она получила дополнительный элемент блока предохранителей – реле стартера. Элемент представляет собой важную конструктивную деталь электроцепи автомобиля, который отвечает за работу стартера. Но далеко не каждый владелец ВАЗ 2110 знает для чего нужно и где находится данное устройство?

Реле стартера ВАЗ 2110 – где находится

Что такое реле стартера ВАЗ 2112?

Многие автолюбители в разговоре о реле стартера путают его с втягивающим реле, которое непосредственно установлено на стартере. В действительности, суть их работы абсолютно разная. Втягивающее – это электромагнит, который при включении зажигания выбрасывает шестерню бендикса к венцу маховика. После запуска двигателя это же реле обеспечивает возвращение шестерни в исходное положение. Работа втягивающего позволяет существенно снизить износ стартера, тем самым увеличивая срок его эксплуатации.

Что касается реле стартера – то это совершенно иной элемент, с другим назначением и конструкцией. Данное реле является частью цепи питания стартера. Его задача, в зависимости от количества оборотов коленвала размыкать и замыкать электрическую цепь.

Принцип действия

В момент поворота ключа в зажигании для включения стартера, изначально активизируется контроллер от которого питание поступает на реле. Получая импульс, оно включается и передает напряжение на сам стартер. Осуществляется выброс бендикса и вращение маховика. Все это возможно при условии, если количество оборотов коленвала не превышает 500 об/м. В ситуации, когда на протяжении 20 секунд число оборотов не превысило показатель в 500, реле стартера автоматически размыкает электрическую цепь, тем самым выключая стартер.

В случае, когда за отведенные 20 секунд обороты стали выше 500 в минуту – двигатель запустился, то реле размыкается и отключает стартер автоматически. Данный алгоритм не позволяет случайно включить стартер на уже работающем двигателе.

Что такое реле стартера ВАЗ 2110?

Назначение реле стартера

С установкой этого элемента в ВАЗ 2110, специалистам удалось повысить надежность автомобиля и срок его эксплуатации. Наличие реле позволило решить следующие задачи:

  • Снижение нагрузки на контактную группу замка зажигания. В случае поломки первым выйдет из строя именно реле, которое дешевле и проще менять, чем замок.
  • Предотвращение случайного включения стартера на уже работающем двигателе.
  • При случайном залипании контактов в замке зажигания, реле автоматически выключит систему через 20 секунд или после запуска двигателя.
  • Увеличение срока эксплуатации контактной группы замка и самого стартера.

Некоторые владельцы «Жигулей» устанавливают данный прибор на автомобили, где он не был предусмотрен изначально производителем.

Где находится реле стартера ВАЗ 2112?

Чаще всего владельцы автомобиля этой модели ищут реле непосредственно на стартере. Но это ошибка, поскольку оно установлено в общем блоке предохранителей и реле. Где именно находится блок известно опытным автоэкспертам – слева от руля в низу панели. Он довольно легко открывается и дает доступ до всех реле и предохранителей.

Где находиться реле стартера ВАЗ 2110?
Для наглядности на фотографии выше, на реле стартера указывает стрелочка.

Проверить работоспособность реле стартера довольно просто. Достаточно покрутить двигатель без искры. Если после 20 секунд работы, стартер не отключиться – реле не работает. Если отсекает, то все в порядке. Данную диагностику можно провести собственными силами.

Наиболее распространенные поломки реле стартера ВАЗ 2110

В процессе эксплуатации данный прибор так же может выйти из строя. Наиболее распространенные причины:

  • Окисление элементов соединения и проводов. Довольно часто достаточно провести очистку контактов или замену проводов.
  • Разрыв сети питания. В этом случае – реле под замену.
  • Плохое срабатывание стартера. Чаще всего виной втягивающее.

Реле стартера ВАЗ 2112

Вышеуказанные модели практически ничем не отличаются от «десятки» по расположению предохранителей и реле. Единственно отличие, в зависимости от поколения, может отличаться количество деталей. При этом монтажный блок все так же установлен слева от руля, внизу панели приборов. Для его открытия достаточно нажать на защелку.

Расположение реле и предохранителей в блоке ВАЗ 2112

Расположение реле и предохранителей в блоке ВАЗ 2110, 2111, 2112

За все время модификаций, количество реле увеличилось от 6 штук до 8. Распишем, какое реле за что отвечает.

Таблица 1 – Маркировка реле

Номер реле с маркировкой КДействие
1Осуществляет контроль работоспособности ламп
2Отвечает за очиститель лобового стекла
3Аварийный сигнал и повороты
4Ближний свет
5Дальний свет
6Дополнительное реле
7Отвечает за обогрев заднего стекла
8Противотуманные фары
F1-F20Комплекс плавких предохранителей

Первые модели «десяток» имели только 6 реле, но дополнительные модификации транспортного средства привели к их увеличению до 8 штук. Идентичный блок установлен на  11-й и 12-й модели. Возможно небольшое отличие в расположении предохранителей и реле.

Как заменить реле стартера?

При выходе из строя элемента электросети автомобиля – требуется его замена. С данной задачей можно справиться своими силами. Прежде чем, вытащить неисправное реле из блока, важно отключить на аккумуляторе минусовую клемму.

Где находится модуль зажигания ВАЗ 2112

Еще одним важным элементов системы запуска автомобиля является модуль зажигания, он же главное реле. В отличие от реле стартера он установлен не в основном, а в дополнительном блоке. Его нужно искать слева от ног переднего пассажира. Бок скрыт пластиковой накладкой, которая крепиться на двух саморезах. Чтобы добраться до модуля зажигания необходимо демонтировать пластиковую крышку, после чего можно увидеть, аналогичный элемент, который указан на изображении ниже.

Где находиться модуль зажигания ВАЗ 2110

Для пояснения уточним, какое реле за что отвечает:

  1. Предохранитель модуля зажигания.
  2. Предохранитель датчика подогрева, скорости, расхода воздуха и клапана продувки адсорбера.
  3. Предохранитель бензонасоса
  4. Реле электровентилятора системы охлаждения.
  5. Реле бензонасоса.
  6. Главное реле зажигания.

Главная задача модуля зажигания – передача электрического питания на мотор стартера.  За счет работы данного элемента повышается надежность всей системы запуска силового агрегата. Скачки напряжения также берет на себя реле, что позволяет сохранить работоспособность других деталей.

Видео:

Важно! Категорически запрещено устанавливать другое реле, даже с идентичным расположением контактов. Важно, чтобы маркировка запчасти соответствовала обозначениям на старой детали.