Содержание статьи
После покупки машины сразу заметил, что она долго прогревается, но вентилятор включался как положено да и на трассе меньше 80 градусов температура не опускалась. Пару дней назад заметил, что даже в условиях города температура кое как доходит до 90 градусов (то есть до своей нормальной рабочей температуры), а после того как выехал за город, больше 70 вообще не поднялась. Следовательно будет больший расход топлива и в целом не правильная работа двигателя.
Термостат стоит нового образца, посмотрев в интернете некоторые люди меняют сам термоэлемент (наверное так называется) некоторые покупают в сборе с крышкой. В магазине термоэлемент стоил 250р, а вместе с крышкой 360р оба фирмы хофер. Разница в 110р небольшая поэтому купил сразу с крышкой.
Для замены нам потребуется слить антифриз, я не стал сливать с блока и радиатора. Просто сделал такое приспособление.










Диагностика и замена термостата на ВАЗ 2110
Охлаждающая система в автомобиле отвечает за поддержание рабочей температуры силового агрегата. Она защищает его от перегрева. Ключевым элементом в системе охлаждения выступает термостат. От его исправности зависит работа мотора. В статье разберём основные признаки неисправности термостата на ВАЗ 2110, научимся самостоятельно менять его на авто до и после 2003 года выпуска.
Конструкция и задачи термостата ВАЗ 2110
На автомобилях под маркой Волжского автомобильного завода с карбюратором, да и на инжекторных до 2002 года устанавливали термостат в цельнометаллическом корпусе (т .е. на 8-клапанные бензиновые двигатели). Крепился узел с помощью четырёх патрубков. В народе вазовский термостат называют 4-дырочным. Первый вывод корпуса соединён с двигателем, второй подключается к радиатору, третий идёт на печку и насос охлаждающей системы, четвёртый (самый тонкий) подсоединён к расширительному резервуару.
На карбюраторных и инжекторных ДВС до 2002 года выпуска устанавливали четырёхдырочный тремостат
Внутри корпуса располагался термочувствительный элемент — термостат. Увидеть его можно только после полной разборки. Принцип работы основан на изменении формы биметаллической пластины при нагревании или охлаждении.
При запуске двигателя антифриз циркулирует по холодному кругу. При прогреве силового агрегата охлаждающая жидкость также нагревается. На отметке +87 градусов Цельсия термостат приоткрывается и часть антифриза начинает проходить по большому кругу. При достижении 102 градусов термочувствительный элемент открывается полностью. В процесс охлаждения двигателя подключается радиатор.
Автомобильный термостат регулирует прохождение антифриза в системе охлаждения
На инжекторных ВАЗ 2110 с 2002 года (двигатель к этому времени стал 16-клапанным) устанавливают термостат в разборном корпусе с шестью выходами. Один дополнительный вывод подключён к печке при циркуляции антифриза по малому кругу. Второй вывод используется для подогрева дроссельной заслонки.
С 2003 года на ВАЗ 2110, а также на Приору и Калину устанавливают узел нового образца. Корпус имеет 6 выводов и крепится к блоку силового агрегата с помощью 2 гаек
При использовании корпуса, который разбирается, отпала необходимость покупки узла в сборе. С 2003 года на ВАЗ 2110, Приоре и Калине при неисправности замене подлежит только термочувствительный элемент.
Признаки неисправности и диагностика
- Первый признак выхода из строя термостата — это перегрев двигателя. Эта ситуация возникает, если термочувствительная пластина не открылась при достижении 87 градусов, тогда охлаждающая жидкость превращается в подогревающую. Мотор не охлаждается должным образом и перегревается.
- При зависании биметаллической пластины в промежуточном положении система охлаждения не работает должным образом: при прогревании двигателя температура поднимается медленно, а при эксплуатации транспортного средства в тяжёлых условиях мотор закипает.
- Если клапан постоянно открыт и охлаждающая жидкость всё время ходит по большому кругу, то двигатель работает на холодную. Это выражается в увеличении расхода топлива.
Первичную диагностику термостата на ВАЗ 2110 проводят не снимая. Проверку делают на только что запущенном двигателе. Поднимите капот и потрогайте верхний патрубок, идущий к радиатору. Он должен быть холодным и оставаться таким до отметки в 60-70 градусов на приборном щитке. После того как стрелка перевалила за 70 градусов — патрубок начинает теплеть. Если всё происходит как описано, то термостат в норме. В других случаях необходимо провести замену.
Более точное и полное тестирование термочувствительного элемента делают при помощи специального оборудования на сервисной станции. При появлении сомнений в правильности самостоятельной диагностики работы воспользуйтесь услугами СТО.
Замена
Провести замену термочувствительного элемента на 2110 своими руками, следуя пошаговой инструкции, нетрудно. Для выполнения ремонта необходимо приготовить инструмент и материалы:
- новый термостат. Уточните, какой именно установлен на автомобиле (разборный или цельный корпус);
- силиконовый герметик;
- новые патрубки, если старые износились или на них появились микротрещины;
- новые металлические хомуты;
- прокладка из паронита для корпуса нового образца;
- ёмкость для слива антифриза;
- рожковый ключ на 13;
- крестообразная и прямая отвёртки;
- антифриз;
- ветошь.
Инструментарий на фото
- Ветошь
- Ключ на 13
- Отвёртки
- Герметик
- Хомуты
- Патрубки системы охлаждения
Важно! Замену термочувствительного элемента проводите на полностью остывшем двигателе. Антифриз нагревается до 120 градусов и может стать причиной ожога.
Пошаговая инструкция
- Подставить ёмкость под сливное отверстие на радиаторе. Открыть кран и слить антифриз. В полном сливе нет необходимости, достаточно уменьшить уровень до высоты положения термочувствительного элемента.
- Переместить ёмкость для охлаждающей жидкости под мотор в районе размещения термостата.
- Снять корпус термостата. Если на автомобиле установлен термочувствительный элемент старого образца, то чтобы его снять, достаточно ослабить хомуты и отсоединить патрубки. На ВАЗ 2110 с 2003 года термостат крепится к двигателю двумя гайками. Для демонтажа использовать ключ на 13.
Корпус крепится с помощью патрубков и металлических хомутов
- Заменить термочувствительный элемент, если использован шестидырочный корпус.
- Поменять прокладку между корпусом и мотором.
- Вытереть ветошью и обезжирить выводы корпуса и патрубки изнутри.
- Нанести силиконовый герметик на внутреннюю часть патрубков и на выводы термостата.
- Надеть патрубки и затянуть металлические хомуты.
Перед установкой смазать силиконовым герметиком выводы и внутреннюю часть патрубков системы охлаждения
- Долить антифриз в охлаждающую систему через горловину расширительного бачка.
Термостат ВАЗ 2110: принцип работы и замена
Система охлаждения в автомобиле необходима для поддержания температуры двигателя в допустимых пределах. Термостат ВАЗ 2110 имеет ключевое значение для охлаждения силового агрегата. Начиная с восьмого семейства автомобилей ВАЗ, стала применяться герметичная система, в которой поддерживается определенное давление. При помощи крышки на расширительном бачке, в которой находятся два клапана, происходит регулировка давления. Один клапан впускной, забирает из атмосферы воздух, если давление понижается до 0,13 Атм. Если повышается до 1,2-1,4 Атм, то срабатывает выпускной клапан. В результате их работы давление нормализуется. В среднем оно составляет чуть больше, чем атмосферное.
Конструкция и принцип работы термостата
Желательно рассмотреть некоторые элементы устройства (см. фото). Правда самые важные находятся внутри, увидеть их получится только при подетальном рассмотрении после разборки. Но на старых автомобилях термостат ВАЗ является неразборным узлом, поэтому при выходе из строя необходима его полная замена. Это касается всех машин, произведенных до 2003 г. На них применялась старая, проверенная годами конструкция, которая начала использоваться еще на первых автомобилях ВАЗ-2108.
Подключение термостата производится ко всем агрегатам при помощи патрубков и хомутов. Система охлаждения имеет два контура: большой и малый. По малому кругу жидкость циркулирует, если ее температура низкая (до 87 °С). После достижения указанного значения происходит переключение на большой круг при помощи термостата.
Проще говоря, радиатор отключен от системы при циркуляции по малому кругу, чтобы жидкость скорее нагрелась и температура двигателя достигла рабочего значения. Когда нагрев слишком сильный, в работу включается радиатор, происходит спад температуры. Если жидкость начинает закипать, потребуется дополнительное охлаждение. Для этого предусмотрен электрический вентилятор на радиаторе.
В основе работы термостата лежат свойства биметаллической пластины. Она способна изменять свою форму под воздействием температуры.
Внутри корпуса установлен клапан с термочувствительным элементом. При достижении рабочей температуры (около 87 °С) клапан начинает медленно перемещаться, открывая подачу охлаждающей жидкости. Когда жидкость прогревается до 102 °С, термоклапан открывается полностью. В итоге жидкость начинает циркулировать по большому кругу.
Типы термостатов для «десятки»
Изначально на карбюраторные двигатели устанавливали термостат, у которого 4 отверстия. Его так и называют — четырехдырочный. Все эти отверстия имеют диаметр, равный внутреннему диаметру патрубка. В результате такой схожести патрубки надеваются плотно. Но необходимость в затяжке хомутов все равно не отпадает.
От термостата отходит патрубок к блоку двигателя. По нему подается горячая жидкость, которая только охладила рубашку цилиндров. Второй — на радиатор, к его нижней части. Третий — на печку и помпу. Последний, самый тонкий — на расширительный бачок.
Но на автомобилях ВАЗ 2110 инжектор чаще можно встретить более совершенный вариант: шестидырочный термостат. Впервые его начали применять именно на десятках и устанавливают до сих пор, но на более новые Калины и Приоры. Принцип его работы такой же. Только есть одна особенность: от печки по холодному кругу жидкость поступает в отдельное отверстие.
Отсюда же, с горячего контура, берется и жидкость, которая подогревает дроссельную заслонку. Внутреннее устройство аналогично первому типу термостатов, в основе находится клапан с термочувствительным элементом. Главная особенность в том, что узел является разборным. При выходе из строя можно заменить лишь термочувствительный элемент.
Как заменить прибор для поддержания температуры
Сложного в замене нет ничего. Даже человек, плохо разбирающийся в автомобилях, способен выполнить работу, предварительно ознакомившись с основными этапами. Если придерживаться всех рекомендаций, то заменить устройство можно за несколько минут. Для работы вам потребуются.
- Силиконовый герметик.
- Хомуты.
- Патрубки (если старые пришли в негодность и потрескались).
- Тосол.
- Емкость для слива охлаждающей жидкости.
- Набор ключей и отверток.
Устанавливаете автомобиль на ровной площадке и снимаете защиту двигателя. При сливе жидкости она будет мешать, вы потеряете много тосола. Запомните главное правило: не проводите ремонт на горячем моторе. Температура тосола достигает порой 100-120 °С, можно получить ожег и серьезные повреждения кожи.
Теперь устанавливаете емкость под сливное отверстие на радиаторе. Откройте кран печки на всякий случай. Вам не нужно сливать всю жидкость, достаточно сделать ее уровень ниже, чем положение термостата. Второе сливное отверстие находится на блоке двигателя и выкручивается ключом на 13. Замена термостата старого образца заключается в том, что нужно ослабить все хомуты на нем и снять их.
При установке нового устройства желательно смазать внешнюю часть, которая будет насаживаться на патрубки, герметиком. Только сначала нужно обезжирить поверхность как корпуса, так и внутренней полости трубок. Замена термостата нового образца немного сложнее: имеется чуть больше патрубков, придется от блока двигателя открутить две гайки. Чаще всего поломка заключается в заклинивании термоклапана: он либо постоянно открыт, либо закрыт.
Отложения и накипь внутри корпуса прямо указывают на то, что пора провести очистку системы. Если в ней такой «беспорядок», то в рубашке двигателя еще хуже. Для выполнения работы вам на помощь придет вода с добавлением уксуса. Если не хотите применять такой раствор, то можете приобрести в магазине специальную жидкость, состав которой менее агрессивен.
Замена термостата ВАЗ 2110 (фото, видео)
Термостат не отличается большими габаритами, зато несет важную функцию, позволяя двигателю оптимально охлаждаться. То есть, этот маленький агрегат играет весьма важную роль.
Главная задача термостата – контроль за работой всей охладительной системы, недопускание перегрева двигателя. Рассмотрим, когда на ВАЗ 2110 нужна замена термостата, как это правильно сделать.
Устройство системы охлаждения ВАЗ 2110
Когда нужно менять?
Если вы заметили, что двигатель слишком быстро греется, при этом уровень охлаждающей жидкости в норме, то первое, что можно заподозрить: термостат перестал качественно выполнять свою работу. В зимнее или просто холодное время может быть обратный эффект – автомобиль медленно прогревается.
Если печка в автомобиле работает, однако в салоне всё равно холодно, возможно стоит заняться доработкой термостата.
Проверка работоспособности
Первым делом, не будем спешить со снятием термостата, ведь для этого нужно немало поморочиться. Может оказаться, что мы напрасно грешим на него, а дело-то в чем-то другом:
- Нагрев. Беремся за нижний патрубок радиатора, а кто-то пусть заведет двигатель. Если помощника нет, то заводите сами, успеете подержаться за шланг. Учтите, до этого машина должна быть холодной. Сначала патрубок, естественно, холодный, но при работающем моторе очень быстро нагревается. Если так происходит, значит, термостат работает исправно, установка нового пока не требуется;
- Термоэлемент. Если сомнения остаются, придется делать разборку. С уже снятого термостата есть необходимость вынуть термоэлемент – именно он отвечает за пуск охладителя по большому кругу, именно его нужно проверить. Происходит это путем опускания термоэлемента в довольно горячую воду (около 75’С) с последующим подогревом. Естественно, в воду нужно опустить градусник, следить за изменениями температуры и самим прибором. По мере приближения к 90°С шток термоэлемента обязан выдвинуться. Этого не произошло? Значит необходимо поменять эту деталь. Чаще всего на ВАЗ 2110 замена всего термостата не нужна – это дороже, к тому же необходимо чаще всего только в том случае, если обнаружены какие-то изменения во «внешности» — типа трещины, скола и т.п. ;
- Замена. При обнаружении неполадок, возникновении необходимости поменять термостат, мы отправляемся на авторынок или в магазин, где покупаем новый. Здесь нас тоже могут подстерегать «подводные камни» — замена не принесет желаемого результата, если новый термостат, что называется «с брачком». Нужно сильно подуть в штуцер. Если воздух нигде не проходит, значит малый контур его не пропускает, и его установка на ВАЗ 2110 возможна.
Снятие
Прежде чем заменить неработающий термостат, нужно его снять:
- С расширительного бачка открутите пробку, это необходимо, чтобы антифриз нормально вытекал из системы;
- Снимите пробку со сливного отверстия внизу бачка радиатора, предварительно подставив чистую емкость, слейте антифриз;
- Снимите весь термостат в сборе. Или, если хотите, только его термоэлемент.

В последнем случае:
- Уберите шланги, находящиеся на патрубках крышки термостата;
- Снимите крышку с термоэлементом. Теперь можно его проверить, как уже описано.
Позднее выявление дефектов системы охлаждения может привести к дорогостоящему ремонту. Одним из наиболее уязвимых элементов является датчик включения вентилятора.
Обратная сборка
После снятия, проверки на работоспособность, необходима либо обратная установка рабочего термостата на ВАЗ 2110, либо замена его новым. Если у вас не полная установка, а лишь замена термоэлемента, тогда важно знать, как его правильно вынуть, а затем поставить на место.
Сняв крышку, нужно подать (преодолев некоторое усилие пружины) фиксирующую пластину вперед с помощью пинцета, и повернув немного, вынуть термоэлемент.
Установка нового элемента происходит так же, но в обратном порядке.
Если же вы решили заменить термостат полностью, то это также довольно просто: снимаете отслуживший свое, меняете его на новый.

Затем необходимо снова заполнить систему охлаждения антифризом (тосолом) через расширительный бачок. Заливать можно как профильтрованный антифриз (если еще не пришло время для заливки нового, старый сохранил свой цвет и текстуру), так и новую жидкость.
Для устранения воздушных пробок, которые могут появиться, следует завести ВАЗ 2110, дать ему поработать, пока прогреется, на холостом ходу. Этим устраняются воздушные пробки и, собственно, вся установка на этом завершена.

Напоследок только проверьте, нет ли подтеканий, не упал ли уровень ОЖ в бачке (должен быть по верхнюю кромку крепящего ремешка), при необходимости долейте.
Источники
- vazweb.ru/desyatka/ohlazhdenie/zamena-termostata.html
- expertvaz.ru/2110/termostat-zamena-proverka.html
- motorltd.ru/diagnostika-i-zamena-termostata-na-vaz-2110/
- drive2.ru/l/555292955519224122/