ТАЗ, видимо, решил меня слегка подразорить. И если замена сцепления и аккумулятора были вполне предсказуемыми в силу возраста и пробега того и другого, то модуль зажигания в планы никак не входил.
Ехал себе по Бакинскому мосту (местные знают), как вдруг на спуске с него обнаруживаю, что мотор заглох. Заводиться не желает. Включаю аварийку, скатываюсь с моста под действием гравитации вниз, паркуюсь. Кручу стартёр — нифига, даже не пытается схватывать. Открываю капот, ремень целый — уже хорошо!

Пошевелил разъёмы на ДПКВ и косичке форсунок, проводка визуально целая. Кручу — нифига. Прислушиваюсь — бензонасос качает. Вышел, нажал на ниппель на рампе — бензин брызгает, давление есть. WTF? Модуль зажигания? Но он вряд ли бы так резко и полностью умер. Всё-таки внутри две катушки и два коммутатора, мотор бы двоил-троил, но хоть как-то схватывал. А тут — ни вспышки. Пробую с горя покрутить ещё, и тут мотор заводится, как ничего и не было. Хм. Плавающая неисправность — всегда задница. В БК, естественно, никаких ошибок.

Проехал метров 500 — опять заглохла и не заводится. Хотел было вызвать эвакуатор, чтоб дотащили до сервиса (не менять же на обочине всё подряд?). Опять неожиданно завелась. Потом ещё один раз глохла. Доехал до места назначения, вроде не глохнет. Еду обратно, решил всё-таки поменять ДПКВ, потому что не знал, от чего ещё может резко и полностью пропадать искра, а проводка на датчик точно целая. Хотя, по идее, нечему в этом датчике ломаться… Доехал до Марцевского треугольника, там есть магазин+сервис “Колесо”.

Купил датчик (400 рублей, однако 🙁 ), хотел поменять дома. Сажусь заводить — опять не заводится. Хм, ну ладно, меняю прямо на месте. Поменял, завелась с полпинка. Обрадовался! Проехал метров 200, опять заглохла, и на этот раз уже окончательно. Заглохла аккурат напротив сервиса. Частенько делал там всякие мелочи раньше, когда не хотелось ковыряться самому.

Побрёл туда — мужики, такие дела, давайте затолкаем к диагносту? Затолкали, стали смотреть. Ни в какую не заводится, ошибок нет. Подкинули заведомо исправный МЗ — о чудо! Its alive! Побрёл в магазин отдавать 1800 рублей за новый модуль МЗАТЭ…

Коробочка от нового модуля

Коробочка от нового модуля

Вот так нехарактерно сдох у меня модуль зажигания. Пришли к выводу, что где-то на плате трещинка в цепи питания +5В. От вибраций при заводке и танцах с бубном контакт иногда появлялся, и машина заводилась. Тут стоит заметить, что этот баг один раз уже вылазил года три назад с такими же симптомами. Тоже в итоге завелась и потом тысяч 50 больше не подводила. Наверное, даже хорошо, что машина окончательно заглохла напротив сервиса, потому что искать плавающую неисправность, когда всё работает — сложно. А такую — так и вовсе на грани фантастики. После замены МЗ проблема не возвращалась.

Родной ДПКВ. Как выяснялось, совершенно рабочий

Родной ДПКВ. Как выяснялось, совершенно рабочий

Вот такие дела…

И ещё наблюдение: после скачек по весенним колдо$бинам, похоже, опять прослабла гайка крепления патрона в правой стойке. Постукивает. Правда, пружина не щёлкает. Последний раз подтягивал тысяч 5-6 назад, сажал на фиксатор резьбы и кернил, подминая сам корпус стойки. Шатал я эти гайки(( Как их ещё затягивать-то?

Как проверить модуль (катушку) зажигания?

На примере модуля зажигания системы зажигания инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083i, 21093i проведем проверку на “обрыв”, короткое замыкание, наличие напряжения.

По причине неисправности модля (катушки) зажигания в работе инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083i, 21093i могут возникнуть некоторые неисправности: двигатель не запускается или запускается с трудом, “троит”, “двоит” (работает или пытается завестись на двух цилиндрах), неустойчивый холостой ход, “провалы”, “рывки”, “дерганье” после нажатия на педаль газа и пр.

Необходимые для проверки модуля инструменты

Мультиметр, автотестер или иной прибор с режимами омметра и вольтметра.

Торцовые ключи или головки на “13” и “17”.

Подготовительные работы

Снимаем модуль зажигания с двигателя

Для этого отсоединяем наконечники высоковольтных проводов. Ключом на “13” отворачиваем два верхних болта крепления, ключом на “17” ослабляем затяжку нижнего болта. Снимаем модуль вместе с его кронштейном.

Очищаем от загрязнения

Протираем модуль сухой ветошью.

Проверка модуля (катушки) зажигания автомобилей ВАЗ 21083i, 21093i с инжекторным двигателем 2111

В гаражных условиях можно проверить вторичные обмотки модуля зажигания на “обрыв” и первичные на короткое замыкание, а так же подачу напряжения на модуль от ЭБУ. Этого вполне достаточно для диагностики его неисправности.

Проверка на короткое замыкание

Плюсовой щуп мультиметра в режиме омметра на вывод “D” соединительной колодки модуля зажигания, минусовой на кронштейн (“масса”). Если короткого замыкания нет, показания прибора стремятся к бесконечности.

Проверяем первичную обмотку на наличие короткого замыкания

Проверяем первичную обмотку на наличие короткого замыкания

Проверка на “обрыв”

Так как катушки модуля работают попарно мультиметром в режиме омметра поочередно замеряем сопротивление между выводами “1” и “4”, “2” и “3” модуля зажигания.

Проверяем вторичную обмотку 1-й и 4-й катушек модуля на "обрыв" - сопротивление пропусканию тока

Проверяем вторичную обмотку 1-й и 4-й катушек модуля на “обрыв” – сопротивление пропусканию тока

Сопротивление при каждом измерении должно быть в пределах 4 кОм. Если оно различно или не соответствует требуемому показателю модуль следует заменить.

Проверяем вторичную обмотку 2-й и 3-й катушек модуля на "обрыв" - сопротивление пропусканию тока

Проверяем вторичную обмотку 2-й и 3-й катушек модуля на “обрыв” – сопротивление пропусканию тока

Проверка подачи напряжения на модуль зажигания

Если предыдущие проверки не выявили неисправности необходимо проверить подачу напряжения на модуль зажигания. Включаем зажигание. Мультиметром в режиме вольтметра замеряем напряжение между выводами “С” и “D” колодки жгута проводов идущих к модулю (выводы промаркированы на самой колодке). Напряжение должно находиться в пределах напряжения бортовой сети автомобиля (12В). Если оно меньше или отсутствует, то возможно разряжена аккумуляторная батарея, неисправны провода от ЭБУ к модулю зажигания или неисправен сам блок управления ЭБУ.

Проверяем подачу тока от ЭБУ на модуль зажигания

Проверяем подачу тока от ЭБУ на модуль зажигания

Примечания и дополнения

Зачастую одним из визуальных признаков выхода из строя модуля зажигания может служить две мокрые и две рабочие свечи зажигания, так как модуль состоит из двух попарно соединенных катушек зажигания выдающих искру поочередно в два цилиндра -1-4, 2-3. Выход из строя одной из катушек приводит к работе (или попытке завестись) двигателя на двух свечах.

Перечисленные выше проблемы в работе двигателя автомобиля могут иметь в своей основе не только неисправность модуля зажигания, но и неисправность свечей зажигания, высоковольтных проводов, а так же системы питания и управления (ЭСУД).

Ремонт модуля зажигания ВАЗ 2110 своими руками, как проверить и заменить

Система управления мотором включает в себя широкий перечень разнообразных элементов, каждый из которых играет свою важную роль.

В некоторых ситуациях происходит исчезновение высокого напряжения на нескольких или даже на одном цилиндре. Причиной тому может послужить модуль зажигания на ВАЗ 2110, точнее его неисправность.

Фото модуля зажигания для ВАЗ 2110

Следует отметить, что замена модуля зажигания у ВАЗ 2110 может не потребоваться. Сперва попробуйте отремонтировать его, продиагностировать и устранить неполадку.

Конструкция

Разобранный модуль

Разобранный модуль

Конструктивно модуль зажигания включает в себя два основных элемента:

  • 2 катушки зажигания, которые генерируют высоковольтные импульсы, направляемые на свечи;
  • Двухканальный коммутатор.

Причины выхода из строя могут быть разными, начиная от перебоев в работе мотора, заканчивая неожиданной остановкой силового агрегата. Обратите внимание на то, что лампочка «Проверьте двигатель» при этом не включается.

Неисправности

Диагностика неполадки не станет для вас проблемой, если вы разбираетесь немного в электротехнике и умеете работать с таким устройством как мультиметр. Если нет, рекомендуем обратиться к специалистам. Профессиональная проверка модуля зажигания у ВАЗ 2110 при помощи мультиметра даст необходимый вам результат, позволит ответить на важные вопросы.

Не спешите с ремонтом, поскольку проблема может крыться вовсе не в этом элементе. Перед тем как проверить модуль зажигания на ВАЗ 2110, проконсультируйтесь с профессионалами, организуйте проверку своего авто. На это придется потратить время и деньги, но лучше пусть вы будете готовы к неприятностям.

Перед проверкой блока зажигания ВАЗ 2110 убедитесь, что все остальные системы мотора работают должным образом.

Довольно часто в системе возникают кратковременные поломки, которые вскоре исчезают. Лампочка проверки двигателя их не фиксирует, но в контроллере они остаются, заносятся в его память. Если попробовать считать ошибки на контроллере тестером, он ничего не покажет, поскольку проблемы были, но сейчас они отсутствуют.

С признаками неисправности модуля зажигания ВАЗ 2110 мы уже ознакомились, а причинами подобных ситуаций могут быть загрязненные контакты, плохое крепление массы, электрические помехи и так далее.

Ремонт

Итак, для ВАЗ 2110 самая распространенная проблема — это исчезновение напряжения на 2 и 3 цилиндрах. Спустя некоторое время двигатель вновь начинает работать нормально, если нажать на заднюю пластину модуля.

Мириться с подобной ситуацией не стоит, лучше сразу выполнить проверку работоспособности блока, восстановить или заменить его полностью.

Демонтаж модуля

Выполнить процедуру достаточно просто.

  1. Отключите минусовой провод от аккумуляторной батареи.
  2. Снимите пластиковую крышку, которая закрывает двигатель.
  3. Снимите провода со свечей зажигания.
  4. Отсоедините провода от модуля зажигания. Их нумерация обозначена на специальных белых кольцах. А номер цилиндра указан на корпусе модуля зажигания.
  5. Отключите разъем от модуля зажигания.
  6. С помощью головки на 10, открутите три гайки, на которых держится искомый нами блок.
  7. Аккуратно снимите его, после чего можно приступать к дальнейшей работе.

Теперь переходим непосредственно к работе с модулем:

  1. Откройте алюминиевую пластину на модуле зажигания. Для этого пригодится плоская отвертка.
  2. Внутри вы найдете небольшую печатную плату с элементами электроники. Ее покрывают прозрачным слоем силикона, который придется удалить.
  3. Также там присутствуют провода, которыми осуществляется соединение платы с контактами разъемов. Они выполнены из алюминия, потому способны быстро рваться.
  4. Все провода от контактов отрывайте, не бойтесь. На их место будут установлены другие. Кстати, специалисты рекомендуют использовать многожильные провода, применяемые в компьютерных мышках.
  5. Схема модуля зажигания включает в себя два коммутатора и два мощных трансрезистора. Если вы решите поменять эти элементы, то необходимо знать, что коммутаторы используются производства SGS-THOMSON (модель L497D1), а транзисторы типа BU931.
  6. Контакты выполнены из алюминия, потому вам потребуется специальный флюс для работы с этим металлом.
  7. Проводок припаиваем к плате. К коллекторам транзистора паять сложнее, поскольку их покрывают специальным материалом, пайка которых проблематичная. Потому постарайтесь максимально аккуратно скрыть верхнее напыление с элемента. Чтобы паяльник не передавал все тепло на пластину, поместите ее на плиту, нагрейте до 180 градусов по Цельсию.
  8. Припаяйте проводки к контактам на модуле, чтобы они оказались максимально короткими.
  9. Места, где вы паяли, покройте лаком. Подойдет обычный лак для ногтей, позаимствованный у вашей жены.
  10. Проверьте, работает ли модуль зажигания.
  11. Если все хорошо, обмажьте внутреннюю поверхность специальным автогерметиком, после чего выполните сборку в обратной последовательности.
  12. По завершению сборки проводки должны располагаться достаточно свободно. Убедитесь, что внутри коробки их не разжало и целостность соединений не нарушена.

Выполнить подобный ремонт модуля зажигания на ВАЗ 2110 своими руками не составит особого труда. Но проявите осторожность, действуйте аккуратно и последовательно. Особое внимание уделите процессу пайки.

Но учтите, мы рассмотрели проблему плохих контактов. Она является не единственной для «десятки». Возможно, потребуется распиновка модуля зажигания на ВАЗ 2110. Для этого лучше обращаться к специалистам.

Если причина неисправности кроется в другом, тогда высока вероятность того, что модуль зажигания ВАЗ 2110 на 8 клапанов лучше просто заменить на новый. Поиски могут затянуться, так и не дав результата. А замена элемента полностью решит сложившуюся проблему.

Немного о ценах

Мы уже отмечали, какой коммутатор и транзистор используется при ремонте модуля зажигания у десятки. Первый стоит примерно 3 доллара, а за второй придется отдать около 6 долларов.

Ремонт модуля зажигания ВАЗ 2110 своими руками, как проверить и заменить

Некоторые умельцы используют отечественный аналог транзистора — модель КТ848А. Разумеется, он стоит дешевле. Но проблема его в более низком качестве и больших размерах, что несколько осложняет процесс ремонта.

Замена модуля зажигания на ВАЗ 2110

Замена модуля зажигания на ВАЗ

Добро пожаловать!
Модуль зажигания – это один из основным приборов которые входят в систему зажигания, хотя если вдуматься то в данной системе все приборы (Детали) являются основными, к примеру свечи зажигания, высоковольтные провода и т.д. Но всё же если выйдет из строя одна свеча или же один высоковольтный провод, тогда машина начнёт троить и плохо очень ехать, но в том случае если же из строя выйдет модуль зажигания то в таком случае перестанут работать сразу же два цилиндра или же даже четыре, а почему два спросите вы? Всё дело в том что в самом модуле находится две так называемых катушки зажигания, так вот одна из этих катушек подаёт ток сразу на 1 и 4 цилиндр, а вторая сразу на 2 и 3, поэтому при выходе одной катушки из строя машина начнёт ещё хуже ехать, появится нестабильный холостой ход и ещё множество других проблем, более подробнее об этом поговорим чуть ниже.

Примечание!
Для того чтобы заменить модуль на автомобиле, вам нужно будет запастись следующим набором инструментов, а именно: Шестигранником где то «на 5», а так же основным набором гаечных ключей (Всё зависит от двигателя, так как на некоторых двигателях модуль крепиться при помощи гаек, а на некоторых при помощи шестигранных шпилек) и по возможности перчатками, чтобы не испачкать руки при работе!

Где находится модуль зажигания?
Его найти нетрудно, ну во-первых чтобы его найти нужно хотя бы приблизительно знать его местонахождение, а местонахождение его это двигатель. После того как вы узнали где он расположен, откройте капот у вашего автомобиля и обратите своё внимание на свечи зажигания, от этих свечей будут идти провода, так вот посмотрите куда эти провода ведут и после нахождения, вы увидите перед собой небольшую квадратной формы коробочку которая и называется модулем зажигания, она ещё изображена практически на всех фотографиях которые размещены в данной статье.

Когда нужно менять модуль зажигания?
Обычно при выходе его из строя, как говорилось уже ранее перестают работать некоторые цилиндры и в связи с этим автомобиль начинает значительно хуже ехать, а так же при ускорении могут наблюдаться провалы к примеру вы нажали резко на педаль а машина кой как на неё откликается и ещё холостой ход станет у вас нестабильным, при выходе из строя данного модуля.

Примечание!
Кстати ещё можно при помощи специального прибора проверить работает ли ваш модуль зажигания или же нет, для этого вам нужно сперва приобрести специальный прибор и только после этого при помощи него проверить! (Более подробно о том как его проверить, смотрите в статье: «Замена модуля на ВАЗ 2114» когда перейдёте на статью не обращайте внимание на заголовок, потому что данный модуль что на автомобилях десятого семейства, что и на автомобилях Самарского семейства, проверяется и даже заменяется идентично)

Кстати, если вдруг с модулем всё будет в порядке, тогда можете попробовать прозвонить проводку которая идёт на данный модуль и тем самым поймёте исправна она или же нет! (О том как это сделать, вы узнаете ниже)

Как заменить модуль зажигания на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?

Примечание!
Перед тем как пойти в автомагазин за новым модулем, обязательно посмотрите маркировку на старом, да и вообще запомните на будущее, практически на всех автомобильных деталях есть маркировка и поэтому перед покупкой новых деталей, обращайте на маркировку которая нанесена на старых и по той же маркировки и покупайте новые запчасти. Так вот вернёмся ближе к теме, на модуле тоже есть некие маркировки, поэтому перед походом в автомагазин просмотрите какие они и выпишите на листок или же ещё куда ни будь, а уже в магазине покуйте на свой автомобиль новый модуль именно такого же типа как и старый модуль!

Красной полосой подчёркнута модификация модуля, данные цифры обязательно должны сходиться на новом модуле. Синей полосой указан тип встроенного коммутатора, эти цифры не очень важны но все же желательно чтобы тоже сходились.

Снятие:
1) В самом начале операции, хотя многие автовладельцы даже этим и пренебрегают, обязательно нужно отсоединить «минусовую» клемму от вывода аккумуляторной батареи, просто для того чтобы вдруг от влаги или же от чего ни будь ещё, не произошло короткое замыкание которое могло бы погубить проводку в вашем автомобиле. (О том как отсоединить клему «-» от АКБ, см. в статье под названием: «Замена аккумулятора» пункт 1)

2) Затем возьмитесь рукой за высоковольтные провода и все их (Их всего четыре) отсоедините от модуля.

Стрелками указаны высоковольтные провода которые подсоединены к снятому модулю зажигания

Примечание!
Для наглядности на фото выше модуль уже снят с автомобиля, и просто лежит на двигателе с подсоединёнными к нему проводами!

3) Далее отсоедините колодку проводов от модуля, для этого просто обхватите рукой и нажмите на фиксатор который на данной колодки вы нащупаете рукой в нижней её части, и после чего просто извлеките данную колодку и куда ни будь положите, чтобы не мешала.

Извлечение колодки проводов из отверстия в модуле

4) Следом у вас остаётся два пути, либо же снять модуль вместе с кронштейном (Иногда это делается для того, чтобы добраться до каких ни будь других деталей, к примеру до сливной пробки охлаждающей жидкости из блока цилиндров) либо же снять его совершенно отдельно, это более удобно но в связи с этим кронштейн не будет давать доступ к другим деталям, в общём если вы заменяете один модуль, тогда снимайте только его без кронштейна, для этого разыщите гайки которые крепят модуль к кронштейну, кстати данные гайки могут быть разного типа а именно они могут быть типа шестигранных шпилек (В этом случае вам понадобиться шестигранник), так вот отверните все эти гайки и после чего снимите данный модуль с кронштейна.

Отворачивание шестигранных шпилек которые удерживают модуль на кронштейне

5) Теперь поговорим о том, если вам нужно будет снять модуль совместно с кронштейном, во-первых вас предупредим то что болты которые крепят модуль за кронштейн очень неудобно расположены и тем самым вам придётся немного повозиться со снятие, но всё же за более детальной информацией по снятию модуля совместно с кронштейном, смотрите в статье: «Замена модуля на ВАЗ 2109», пункты 2-4.

Примечание!
Ещё раз напомним вам о том, что модуль на автомобилях десятого и Самарского семейства крепиться аналогично, поэтому снять его можно как по этой статье, так и по статье ссылка на которую дана чуть выше в последнем пункте 5!

Установка:
Новый модуль устанавливается на автомобиль точно так же как и снимается, но только в обратном порядке снятию.

Примечание!
Кстати при установке нового модуля, а именно после того как он будет установлен подсоединяйте к нему провода в соответствии с номерами цилиндров а иначе автомобиль у вас может не завестись или же неправильно работать!

На высоковольтных проводах есть пометки, так вот и на самом модуле тоже есть пометки, поэтому соответственно цифра 3 на проводе подсоединяется к выводу 3 на модуле и т.д.

Метки которые присутствуют на проводах и на самом модуле

Прозванивание проводки которая идёт на модуль:

Если у вас модуль будет полностью исправен, тогда мы вам рекомендуем ещё и прозвонить колодку проводов которая подсоединяется к нему, кто вить знает может с проводкой у вас, поэтому о том как прозвонить данную колодку смотрите внимательно в интересном видео-ролике чуть ниже, ах да кстати как вы уже заметили чтобы прозвонить проводку вам понадобиться прибор так называемый «Мульти-метр», поэтому им обязательно запаситесь а иначе ничего у вас не получиться сделать.

Источники

  • vaz-russia.com/remont-vaz-2110/zamena-modulya-zazhiganiya-na-vaz-2110-vaz-2111-vaz-2112.html
  • luxvaz.ru/vaz-2110/22-modul-zazhiganiya.html
  • zen.yandex.ru/media/twokarburators/kak-proverit-modul-katushku-zajiganiia-5e704c5484227f55c7e06a7d
  • drive2.ru/l/5964535/