Содержание статьи
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — устройство, предназначенное для оценки количества воздуха, поступающего в двигатель автомобиля. Является одним из датчиков электронных систем управления двигателем автомобиля с впрыском топлива.
Датчик массового расхода воздуха может применяться совместно с датчиками температуры воздуха и атмосферного давления, которые корректируют его показания. Неисправности ДМРВ негативно сказываются на работе двигателя. Не спешите его менять на новый, попробуйте сначала проверить ДМРВ.

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха:
• Появление ошибки Check Engine;
• Повышенный расход топлива;
• Плохо заводится на горячую;
• Машина стало медленно разгоняться;
• Пропала мощность двигателя.
Как проверить датчик массового расхода воздуха:
Способ №1: Отключить ДМРВ
Отсоединяем разъем датчика и заводим двигатель. Если отключить ДМРВ, то контроллёр переходит на аварийный режим работы и готовит топливную смесь только по положению дроссельной заслонки. Обороты двигателя должны быть больше 1500 об/мин. Пробуем прокатиться. Если по ощущениям автомобиль стал «резвее», то можно говорить о том, что ДМРВ не работает. Кстати, для ЭБУ Я7.2, М7.9.7. обороты при отключении фишки не поднимаются!
Способ №2: Альтернативная прошивка ЭБУ
Если штатная прошивка контроллера была заменена на другую, тогда неизвестно, что в ней зашито на случай аварийного режима в способе №1. Попробуйте подсунуть под упор заслонки пластину с 1 мм толщиной. Обороты поднимутся. Выдерните фишку с ДМРВ. Если не заглохнет — значит дело в прошивке, а точнее с шагами РХХ при аварийном режиме без ДМРВ.
Способ №3: Проверка ДМРВ мультиметром
Этот метод действует на датчиках Bosch с каталожными номерами: 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116. Включаем тестер в режим измерения постоянного напряжения, выставляем предел измерения 2 вольта.
Распиновка ДМРВ:
1. Желтый (ближний по расположению к лобовому стеклу) — вход сигнала ДМРВ;
2. Серо-белый — выход напряжения питания датчиков;
3. Зеленый — выход заземление датчиков;
4. Розово-черный — к главному реле;
Цвета проводов могут меняться, но расположение выводов остается неизменным.
Включаем зажигание, но не заводим двигатель. Подключаем мультиметр красным щупом к желтому ДМРВ, а черным к зеленому (на массу). Таким образом, мы измеряем напряжение между указанными выводами. Щупы тестера позволяют внедриться сквозь резиновые уплотнители разъёма, вдоль указанных проводков, не нарушая их изоляции. Использовать иголки и прочие дополнительные соединения не рекомендуется, т.к. они вносят некоторую погрешность в измерения. Снимаем показания с мультиметра. Напряжение на выходе нового датчика 0.996…1.01 Вольта. В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ.
ДМРВ напряжение:
• 1.01…1.02 — хорошее состояние датчика
• 1.02…1.03 — не плохое состояние
• 1.03…1.04 — ресурс ДМРВ подходит к концу
• 1.04…1.05 — предсмертное состояние, если негативных симптомов нет, то эксплуатируем дальше
• 1.05…и выше — пора заменить ДМРВ
Кстати, эти же показания можно получить и без тестера, используя бортовой компьютер (группа параметров «напряжения с датчиков», Uдмрв)
Способ №4: Визуальный осмотр ДМРВ
Фигурной отвёрткой откручиваем хомут гофра воздухозаборника на выходе датчика, стаскиваем ее, и внимательно осматриваем внутренние поверхности самого датчика и гофра. Эти поверхности должны быть сухими и чистыми, следы конденсата и масла недопустимы. Если воздушный фильтр меняется редко, то попадание грязи на чувствительный элемент датчика является наиболее частой причиной его поломки. Масло в ДМРВ может быть в результате повышенного уровня масла в картере двигателя, либо масло-отбойник системы вентиляции картера забит.
Откручиваем 2 винта датчика (ключом на 10) и извлекаем его из корпуса воздушного фильтра. На передней его части (на входном крае) должно быть резиновое кольцо-уплотнитель. Оно предотвращает подсос нефильтрованного воздуха во впускной тракт через датчик. Если кольцо не на месте и застряло где-то в корпусе воздушного фильтра, тогда на входной сеточке самого датчика будет тонкий слой пыли. Эта вторая причина, которая губит ДМРВ раньше времени. Правильная сборка должна проходить в такой последовательности: одеваем на датчик уплотнительную резинку, проверяем уплотнительную юбку, затем всё вместе вставляем в корпус фильтра.
Замена датчика ДМРВ есть в руководстве по сервисному обслуживанию. На этом проверка датчика массового расхода воздуха в домашних условиях заканчивается. Проверить его работу на 100% можно только с помощью специального оборудования. Например, с помощью методики оценки осциллограммы при резком открытии дросселя до режима отсечки (нужен мотор-тестер), либо оценка осциллограммы при включении зажигания и т.д.
Есть ещё один уникальный метод — самая быстрая и лучшая диагностика ДМРВ — помощь друга, который сможет одолжить на время свой рабочий датчик ДМРВ. Если после его установки Вы почувствуете ощутимую разницу, значит ДМРВ нужно менять! Датчик массового расхода воздуха неисправен? Попробуйте его почистить. Если это не поможет, тогда уже следует купить новый датчик. Кстати, большой расход топлива может быть причиной других неисправностей автомобиля.
Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь.
Всем спасибо 🙂
ДМРВ автомобиля ВАЗ 2110
Несмотря на разнообразие силовых установок ВАЗ 2110 (от карбюраторных, доставшихся от «восьмерки», до лимитированных версий с мотором Opel 150 л/с), мы остановимся на более современных 8 и 16 клапанных объемом 1,6 л. Вопросы по диагностике и замене ДМРВ на ВАЗ 2110 чаще всего касаются именно этих ДВС.
Немецкий концерн BOSCH выпускает несколько вариантов расходомеров для моторов этого семейства ВАЗ: 0280218004, 0280218037 и 0280218116. Первый вариант практически не применяется, он без проблем может быть заменен на изделие с индексом 037. Отличие только в конструкции воздушного измерительного канала: на новой (037) версии он лишен детской болезни: неравномерного забора воздуха для измерения.
Третий вариант (116) применяется на 16 клапанных ВАЗ 2110, оснащенных современным контроллером BOSCH-М7.9.7 или Январь 7 серии.
Внешне эти ДМРВ для ВАЗ 2110 практически не отличаются, но установка 0280218116 вместо 0280218037 не допускается, поскольку расходомеры имеют различную тарировку показаний датчика относительно воздушного потока.
Поэтому владельцы ВАЗ 2110 с 8 клапанным мотором должны ставить BOSCH 0280218037, а на 16 клапанники — BOSCH 0280218116. Искать именно продукцию немецкого производителя не обязательно, для желающих сэкономить есть аналоги, в том числе российских фирм. Многие из них фактически выпускают лишь корпус с измерительным каналом, в который устанавливается комплекс датчиков и управляющая плата оригинального Бош.
Справка о работе и устройстве датчика массового расхода воздуха
Опять же, не будем рассматривать исторически устаревшие механические варианты с флюгером и частотный расходомер General Motors, который использовался в комплекте с ЭБУ «Январь» 4-й серии. Современные расходомеры для 10 серии ВАЗ работают по принципу термоанемометра.
В основе лежит свойства некоторых металлов существенно менять сопротивление в зависимости от нагрева (в датчике ДМРВ используется сплав иридия с платиной, что обуславливает высокую стоимость прибора). В потоке воздуха расположены два резистора: один прецизионный, второй может менять сопротивление с помощью нагрева. На него подается напряжение, нить нагревается до момента совпадения с эталоном. В зависимости от силы воздушного потока, нить охлаждается, сопротивление меняется. За счет увеличения напряжения на резисторе, температура и соответственно сопротивление восстанавливается. Это происходит в реальном времени, то есть контроль за воздушной массой постоянный. На выходе датчик массового расхода воздуха показывает сигнальное напряжение с точностью сотых долей вольта. Полученная информация обрабатывается ЭБУ для точного дозирования бензина в топливно-воздушную смесь.
Что произойдет при поломке расходомера? Двигатель продолжит работу, но в аварийном режиме. На холостых оборотах без нагрузки установится 1500 оборотов, потеряется мощность, возрастет расход топлива. В некоторых режимах мотор может заглохнуть.
Все элементы скомпонованы в единый электронный модель, который размещается в измерительном канале (воздуховоде).
Признаки неисправности ДМРВ на инжекторных двигателях ВАЗ 2110
- неоправданный рост оборотов на холостом ходу;
- при сбросе газа обороты на некоторое время «зависают»;
- автомобиль буквально «не едет»: слабый разгон, может заглохнуть при движении в гору;
- резкий рост потребления бензина;
- сигнализация «Check Engine».
Если эти симптомы присутствуют – пора проверить расходомер.
Профилактика и проверка ДМРВ на ВАЗ 2110
В качестве профилактики можно порекомендовать своевременную замену воздушного фильтра. Использование спортивных «нулевок» сокращают жизнь расходомеру. В любом случае, не помешает регулярная чистка ДМРВ.
- Отсоединяем разъем датчика, предварительно скинув массу с аккумулятора.
- Аккуратно откручиваем корпус расходомера от фланца впускного коллектора.
- При обнаружении пылевых отложений продуваем полости сжатым воздухом.
- Разумеется, попутно надо прочистить воздуховод и короб воздушного фильтра.
Совет: данную операцию рекомендуется повторять всякий раз при замене воздушного фильтра.
Если загрязнения сильные (с попаданием масла и влаги), можно воспользоваться специальным очистителем для расходомеров или карбюраторов, производитель не имеет значения. Для этого необходимо направлять струю не только на видимые датчики, но и в скрытые полости, где расположен платиновый резистор (нить).
После этого расходомер устанавливается на штатное место и проверяется работоспособность электронной части.
Как проверить ДМРВ на ВАЗ 2110 мультиметром
Важно! Все отключения и подключения разъемов производятся при отключенном аккумуляторе.
A. Проверка жгута проводов и контактов. На этом этапе тестируется взаимодействие ЭБУ и ДМРВ. Производится при снятом разъеме и положении ключа зажигания «ON». Необходимо знать распиновку коннектора датчика со стороны ЭБУ:
- Контакт № 1 не участвует в проверке.
- Контакт № 2 — питание 12 вольт. Отклонение даже на 0,5 вольта не допустимо.
- Контакт № 3 — «земля», масса.
- Контакт № 4 — питание датчика 5 вольт. Аналогично: отклонения не допустимы.
Б. Убедившись в целостности кабельного жгута и работоспособности ЭБУ, проверяем сигнальное напряжение на подключенном расходомере. Поворачиваем ключ зажигания в положение «ON», двигатель не заводим! Подключаем цифровой мультиметр к массе и контакту № 5 датчика расхода воздуха.
Мультиметр устанавливается в режим измерений 2 вольта с погрешностью 1/100 вольта. Данные показания точно свидетельствуют о состоянии расходомера, поэтому класс точности тестера должен быть высоким.
Если прибор показывает напряжение в пределах 0,99-1,02 В — ваш расходомер новый или в отличном состоянии.
Показания от 1,03 до 1,05 вольта допустимы, но ДМРВ скоро выйдет из строя. На таком датчике еще можно ездить, но качество топливно-воздушной смеси будет далеко от идеала.
Если напряжение отсутствует, или его уровень выше 1,05 В — расходомер неисправен, требуется замена.
Совет: не следует экономить на замене ДМРВ. Перерасход топлива и повышенный износ мотора покроют всю мнимую выгоду.
Видео по теме
Признаки неисправности датчика ДМРВ на ВАЗ 2110: как промыть и почистить своими руками
ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха. Он представляет собой электронное устройство, которое служит для подсчета количества поступающего из воздушного фильтра в цилиндры воздуха.
В зависимости от объема проходящего воздуха через датчик за определенный временной отрезок, передается соответствующая информация на электронный блок управления по средствам импульсного сигнала. По частоте импульса ЭБУ определяет соотношение топлива и воздуха в топливовоздушной смеси, осуществляется контроль срабатывания впрыска форсунок.
На ВАЗ 2110 данный датчик располагается на выходном патрубке воздухофильтра, соединяя его с гофрой.

Искомый элемент
Симптомы неисправности
Существует несколько признаков, по которым можно определить неисправность ДМРВ:
- На панели приборов загорается лампочка проверки двигателя;
- Заметно увеличивается расход топлива;
- Автомобиль теряет в динамике и мощности, возникают провалы при попытках увеличить обороты двигателя;
- Возникают трудности при старте на горячем моторе.
Но из-за чего именно возникают подобные симптомы? Причины неисправности датчика следующие.
- В разъеме пропал контакт.
- Воздушный фильтр, решетки или термодетекторы датчика загрязнились.
- Возникли механические повреждения элементов датчика.
При возникновении первых признаков неисправности следует обязательно проверить ДМРВ, а затем, в зависимости от ситуации, выполнить очистку или замену устройства.
Проверка
Теперь о том, как проверить наш датчик. Сегодня применяют два основных способа проверки ДМРВ.
- Двигатель проверяется в работе в условиях отключенного датчика массового расхода воздуха. Достаточно просто отключить питание от регулятора, и запустить мотор. Когда ДМРВ отсутствует во время запуска, электронный блок управления включает силовой агрегат в аварийном режиме. Обороты настраиваются на 1500 оборотов. Отключив датчик, проедьте несколько километров, оцените динамику, мощность. Если движок работает нормально, тогда причиной возникших симптомов стал датчик.
- Второй метод потребует использование автомобильного тестера или вольтметра. Запустив зажигание, не заводите мотор. На тестере ставится порог напряжения 2В. Плюсовой щуп соединяется с желтым проводом на разъеме датчика, а черный щуп подключается к зеленому проводку. Далее ориентируйтесь по таблице.
Показатель | Состояние ДМРВ |
0,99-1,02 | Датчик функционирует нормально |
1,02-1,03 | Не идеальные, но пока допустимые показатели напряжения |
1,04-1,05 | Предельно допустимые значения, которые свидетельствуют о скорой поломке датчика |
1,05 и более | ДМРВ вышел из строя, нуждается в замене |
Чистка
Достаточно часто можно избежать замены ДМРВ, просто проведя чистку этого элемента двигателя.
Выполнить чистку своими руками следует таким вот образом:
- Снимите патрубок с датчика массового расхода воздуха;
- Теперь снимите датчик с патрубка. Иначе качественная промывка не получится;
- Чтобы снять датчик, заранее вооружитесь ключами «звездочки». Такие комплекты отыскать не проблема;
- Открутите все крепежи, извлеките датчик из патрубка и оцените его внешнее состояние;
- Часто на датчике имеются следы масляного налета. Задача очистки — сделать устройство как новенькое;
- Для чистки ДМРВ часто применяют очиститель для карбюратора;
- Внутри на пленке имеются датчики, которые представляют собой маленькие проволоки, закрепленные на специальной смоле. Эти элементы нужно аккуратно сбрызнуть очистителем, дабы не повредить устройства;
- Подождите некоторое время, пока поверхности высохнут. Чтобы ускорить процесс, используйте баллончик со сжатым воздухом;
- Не редко вместо карбюраторного очистителя используют спирт, который также работает достаточно эффективно;
- Правильная чистка ДМРВ подразумевает обработку патрубков от скопившегося мусора, грязи и пыли;
- Тщательно обработав все компоненты извлеченного ДМРВ, дождитесь высыхания, после чего выполните обратную сборку. Очистка завершена.

Очистка спреем
Статистика показывает, что около 80% случаев позволяют простой очисткой вернуть прежнюю функциональность датчика массового расхода воздуха.
Цена вопроса
80% — это не 100. Потому порой приходится менять датчик. А чтобы выполнить замену, его нужно купить.
Выделяют три ценовые категории ДМРВ:
- Дешевые. Это преимущественно китайская продукция, цена которой составляет до 1000 рублей. Покупать такие регуляторы настоятельно не рекомендуется;
- Средние. К ним относятся датчики от АвтоВАЗ, отечественные и некоторые зарубежные аналоги. Такие стоят от 1500 до 2500 рублей;
- Дорогие. Качественные, надежные, импортные ДМРВ, цена которых может достигать 5,5 тысячи рублей. Насколько рационально их покупать, сказать тяжело. Но они точно прослужат долго.
При выборе нового ДМРВ, ориентируйтесь не только на цену, но и на производителя. Сегодня наиболее популярными являются устройства от Siemens и Bosch. Средние по цене, отличные по качеству.
Замена
Заменить ДМРВ не сложно своими руками, даже если особых навыков в ремонте автомобиля у вас нет. Проверив состояние устройства и определив, что чистка уже не поможет, остается только произвести замену.
- Поставьте машину на ровную площадку, поднимите капот и снимите минусовую клемму с аккумулятора.
- Отключите разъем датчика. О его расположении мы уже рассказали, потому проблем с поиском не возникнет.
- С помощью отвертки демонтируйте зажимной болт хомута, который фиксирует гофру к ДМРВ.
- Гофра снимается.
- С помощью ключа на 10 откручиваются два болта, которые удерживают датчик на корпусе воздушного фильтра.
- Сняв вышедший из строя кислородный датчик, на его место поставьте новый регулятор.
- Закрутите обратно пару болтов, закрепите гофру и застопорьте ее с помощью хомута.
- Подключите на место разъем, верните минусовую клемму на аккумуляторную батарею.
Если все сделано верно, и поломка правильно определена, тогда двигатель вернется к прежней работоспособности, сигнал ошибки на приборной панели исчезнет.

Замена устройства
Чтобы окончательно проверить результат ремонта, выезжайте на дорогу, сделайте пробный заезд и обязательно попробуйте резко нажать педаль газа. Если динамика и мощность стали такими, как до возникновения проблем, вы все сделали грамотно, и именно ДМРВ оказался виновником неисправности.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 2110: симптомы неполадок, диагностика и ремонт
ДМРВ ВАЗ 2110 (датчик массового расхода воздуха) – это электронное устройство автомобиля ВАЗ, с помощью которого происходит подсчет количества поступающего воздуха в цилиндры. Данные о замерах ДМРВ 2110 передает электронному блоку управления автомобиля, который на основании этой информации посредством импульсного сигнала определяет в топливовоздушной смеси соотношение воздуха и топлива.
Не трудно догадаться, что отвечающий за состав топливовоздушной смеси датчик воздуха ВАЗ 2110 является важным элементом, от эффективности его работы зависит расход топлива и мощность ДВС. По этой причине очень важно следить за состоянием датчика и правильно диагностировать неисправность. Далее мы рассмотрим, какие бывают признаки неисправности датчика массового расхода воздуха, а также как проверить и как заменить ДМРВ на ВАЗ 2110.
Датчик ДМРВ 2110: как устроен и работает
Датчик массового расхода воздуха ВАЗ – устройство довольно простое, состоящие из корпуса и находящегося внутри него термоанемометра (прибор для измерения количества воздуха). В термоанемометре находятся две платиновые нити, которые нагреваются электрическим током. Воздух, проходя через одну нить, ее охлаждает, вторая нить является контрольной.
Когда нужно менять датчик ДМРВ 2110: симптомы неисправности датчика и проверка
В процессе эксплуатации автомобиля ДМРВ 2110 может выйти из строя по разным причинам, причем одна из таких — длительный срок использования устройства. При выходе из строя датчик обычно не ремонтируют, его просто меняют на новый. О неправильной работе датчика могут говорить такие симптомы:
- на приборной панели автомобиля загорается «Check Engine» (нужно проверить двигатель);
- увеличился расход топлива, динамика разгона снизилась;
- двигатель автомобиля не запускается;
- на «холостых» ДВС автомобиля работает с рывками (изменение холостых оборотов в меньшую либо большую сторону).
На деле, датчик массового расхода воздуха ВАЗ 2110 проверить на работоспособность можно тремя методами: в движении, мультиметром, визуально. Проверка ДМРВ 2110 опытным путем (в движении) представляет собой самый простой и быстрый способ. Заключается он в анализе работы ДВС автомобиля при принудительном отключении датчика.
Алгоритм действий:
- открыв капот, отключить разъем ДМРВ;
- завести двигатель автомобиля;
- так как автомобиль будет работать в аварийном режиме, загорается лампочка «Check Engine» и количество воздуха в топливной смеси будет определяться в зависимости от положения дроссельной заслонки;
- проехав на автомобиле, работающем в аварийном режиме, необходимо обратить внимание на его динамику и сравнить с динамикой до отключения датчика;
- если автомобиль с выключенным датчиком стал быстрее разгоняться, датчик расхода воздуха неисправен.
Следующим этапом диагностики может быть проверка ДМРВ 2110 мультиметром. Этот способ проверки датчика на работоспособность подразумевает под собой использование измерительного прибора (мультиметра).
Перед проверкой необходимо разобраться с конструкцией устройства и узнать его «распиновку» (распайка проводов по плате). Из ДМРВ выходят четыре провода. Как правило, это провод к главному реле (розово-черный или розовый), заземление (зеленый), питание (серый) и вход сигнала (желтый).
Для проверки необходимо:
- выставить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения, установив предел до 2 Вольт;
- не заводя мотор, включить зажигание;
- подключить черный щуп мультиметра к проводу заземления, красный к входу сигнала датчика мультиметра, просунув щупы мультиметра сквозь резиновый уплотнитель разъема;
- сделать замеры и по результатам определить состояния датчика.
На основании показаний мультиметра:
- напряжение 0,996-1,01 Вольт (датчик новый);
- напряжение 1,01-1,02 Вольт (рабочий датчик в хорошем состоянии);
- напряжение 1,02-1,03 Вольт (датчик рабочий, с длительной эксплуатацией);
- напряжение 1,03-1,05 Вольт (датчик изношен и может выйти из строя);
- напряжение от 1,05 Вольт и выше (датчик неисправен и требует замены).
Причины попадания жидкости и грязи в датчик могут быть разными (например, повышен уровень масла в картере, попадание пыли на термоанемометр по причине несвоевременной замены воздушного фильтра, маслоотбойник системы вентиляции картера забит и т.д.).
Замена ДМРВ
Для замены ДМРВ ВАЗ 2110, нужна подходящая для данной модели деталь (новый датчик должен быть с той же маркировкой, что и старый). В плане подбора, выделяют три ценовые категории:
- датчики китайского производства (сравнительно недорогие);
- датчики средней ценовой категории от производителя АвтоВАЗ и некоторых зарубежных производителей;
- качественные и надежные, но достаточно дорогие импортные датчики;
Сама замена ДМРВ предполагает демонтаж старого устройства и установку нового. Процедура довольно простая, доступна каждому автовладельцу и может быть выполнена своим руками. Перед заменой датчика необходимо провести ряд подготовительных работ:
- купить ДМРВ с той же маркировкой, что и на корпусе старого датчика;
- подготовить необходимый набор инструментов, отвертки разных размеров, гаечные или торцевые ключи либо вороток с накидными головками;
- мультиметр (если в этом есть необходимость).
Общий порядок действий:
- поставить автомобиль на ровную площадку, подняв капот, снять минусовую клемму с аккумулятора;
- отключить разъем ДМРВ;
- ослабить крепежный винт гофрированного шланга с корпусом ДМРВ;
- ключом «10», отсоединив шланг, отвернуть два крепежных болта датчика с корпусом воздушного фильтра;
- снять старый корпус датчика и заменить на новый, установив его в порядке обратном снятию.
Обратите внимание, после ремонта необходимо сделать пробный выезд для проверки динамики и мощности. Также может потребоваться замена воздушного фильтра, если имеющийся фильтрующий элемент слишком грязный. Еще рекомендуется перед сборкой продуть корпус воздушного фильтра компрессором.
Подведем итоги
Как видно, ДМРВ ВАЗ 2110 представляет собой достаточно важный компонент автомобиля в устройстве ЭСУД.
Указанный датчик тесно взаимодействует с ЭБУ, определяет степень обогащения топливной смеси воздухом.
Напоследок отметим, что в случае загрязнения датчика, не обязательно сразу прибегать к замене. На начальном этапе проводят его чистку, а также обработку патрубков от скопившегося мусора, пыли и грязи, параллельно выполняют ревизию всех компонентов датчика. Однако если нет положительного результата, необходимо приобрести и заменить устройство.
Диагностика и устранение неисправностей датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)
Основные признаки неисправности ДМРВ — потеря мощности двигателя, затрудненный пуск, «плавающие» обороты мотора. Чтобы узнать точную причину поломки расходомера, надо визуально осмотреть устройство и потом протестировать его сканером (через Опендиаг), вольтметром или мотортестером.
К чему приводит неисправность ДМРВ?
Работа двигателя с неработающим/неисправным расходомером вызывает детонацию топливной смеси в камере сгорания. Это влияет на работу КШМ (кривошипно-шатунный механизм) и разрушает поверхность поршня, что может стать причиной «клина» двигателя.
Какие показания должен выдавать исправный ДМРВ?
Напряжение аналого-цифрового преобразователя (АЦП) расходомера при нерабочем двигателе должно составлять 0,996 V. Показатели 1,016 и 1,025 V приемлемы, но если они достигают более 1,035 вольт, значит, чувствительный элемент ДМРВ засорен.
Чтобы точно определить степень отклонения значений рабочего расходомера от нормальных показателей, необходимо оценить работу двигателя на разных оборотах.
Например, для инжекторного 1,5-литрового двигателя ВАЗ 2111, если он исправен, на холостом ходу (860–920 об/мин) верные показания составляют 9,5–10 кг/час, а на 2 тыс. об/мин — 19–21 кг/час. Если расходомер на 2 тыс. об/мин показывает около 17–18 кг, то автомобиль будет ехать стабильно. Если же значения составляют от 22 до 24 кг/час, то транспортное средство будет двигаться устойчиво, но потребление горючего на 100 км составит приблизительно 10–11 л. Кроме того, автомобиль станет плохо заводиться на морозе из-за перелива топлива при прогреве двигателя.
Признаки неисправности
ДМРВ находится в воздуховоде около воздушного фильтра. Он предназначен для определения количества поступающего воздуха. В зависимости от его показаний БУ будет показывать, сколько нужно топлива для образования качественной топливной смеси. Нормальным считается соотношение 1:14. Поэтому от правильности показаний расходомера зависит качество топливно-воздушной смеси.
Качественная работа ДМРВ зависит во многом от чистоты воздушного фильтра. Поэтому, если появились симптомы неисправности ДМРВ, прежде чем делать ремонт, следует проверить в первую очередь воздушный фильтр. Расходомер обычно не подлежит ремонту. Если он неисправен, то его меняют на новый прибор. Но его стоимость достаточно высока, поэтому следует сначала убедиться, что причины неполадок именно в датчике, не в других неисправностях машины.
Сигналом для диагностики являются следующие признаки неисправности ДМРВ:
- на панели приборов появляется надпись Check Engine;
- высвечивается ошибка, сообщающая о низком уровне сигнала ДМРВ;
- двигатель плохо заводится «на холодную», очень медленно разгоняется, глохнет, падает его мощность;
- высокий уровень расхода топлива;
- мотор нестабильно работает на холостом ходу;
- двигатель глохнет при переключении скоростей;
- обороты либо повышенные, либо пониженные.
Существуют и другие симптомы «умирающего» датчика. Например, он может иметь трещины в гофрированном шланге, который соединяет дроссельную заслонку с датчиком. Если двигатель глохнет, возможны проблемы с электропитанием или повреждена проводка. Это сигнал для проверки электропроводки. При обнаружении неисправностей нужно выполнить ремонт электрики машины.
Кроме вышеперечисленных возможных признаков выхода из строя ДМРВ, следует провести диагностику уровня сигнала датчика.
Низкий уровень сигнала может означать следующее:
- ДМРВ не подключен;
- Отсоединенный разъем датчика
- обрыв в цепи подключения датчика;
- оборвалась масса в цепи, появилось окисление;
- оборвались сигнальные провода или неправильно подключены;
- неисправность БУ двигателем.
Не стоит делать выводы о неисправности датчика массового расхода воздуха, полагаясь только на перечисленные выше признаки. Следует провести полную диагностику двигателя и машины, так как признаки поломки расходомера, могут появиться при неисправности других устройств (например, из-за забитого воздушного фильтра). Тогда нужен ремонт этих устройств, чтобы восстановить работоспособность авто.
Код ошибки ДМРВ
О наличии неисправности в работе ДМРВ могут сообщать такие ошибки:
- Р0100 — повреждение электрической цепи подключения датчика. Для устранения поломки нужно проверить проводку на целостность, поскольку возможно случайное отсоединение разъёма либо повреждение электроконтактов.
- Р0102 — на блок управления автомобиля начал поступать низкий сигнал, который зафиксирован на входе электролинии ДМРВ. Чтобы устранить причину поломки, необходимо проверить электропроводку и изоляционный слой кабеля, возможно окисление контактов разъёма проводки (т. н. фишки).
- Р0103 — критически высокий сигнал, зафиксированный на входе электролинии ДМРВ. Если причина неисправности заключается не в проводке, то потребуется визуальный осмотр и очистка расходомера или придётся его заменять на новый
Проверка и ремонт в домашних условиях
Существует восемь способов самостоятельной проверки амплитудных и частотных ДМРВ.
Способ №1 — отключение расходомера воздуха
Способ состоит в отключении датчика от топливной системы машины и проверки работоспособности системы без него. Для этого нужно отключить прибор от разъема и завести мотор. Без ДМРВ контроллер получает сигнал переходить в аварийный режим работы. Он готовит воздушно-топливную смесь лишь исходя из положения дроссельной заслонки. Если машина движется «резвее», не глохнет, значит, прибор неисправен и требуется его ремонт или замена.
Способ №2 — перепрошивка электронного блока управления
Если штатную прошивку изменили, то неизвестно, какая реакция контроллера в ней прошита на случай аварийной ситуации. В этом случае под упор дроссельной заслонки нужно попытаться засунуть пластину толщиной 1мм. Обороты должны увеличиться. Теперь нужно выдернуть фишку с расходомера воздуха. Если силовой агрегат будет продолжать работать, то причина неисправности — прошивка.
Способ №3 — установка исправного датчика
Установить заведомо исправную деталь и завести двигатель. Если после замены он стал работать лучше, мотор не глохнет, то требуется замена или ремонт устройства.
Способ №4 — визуальный осмотр
Для этого нужно крестовой отверткой открутить хомут, удерживающей гофру воздухосборника. Затем нужно отсоединить гофру и осмотреть внутренние поверхности гофры воздухосборника и датчика.
На них не должно быть следов масла и конденсата, поверхности должны быть в сухом и чистом состоянии. Если не следить за воздушным фильтром и редко его менять, то грязь может попасть на чувствительный элемент датчика и стать причиной его поломки. Это чаще всего встречающаяся неисправность. Следы масла могут появиться в расходомере при повышенном уровне масла в картере, а также если забит маслоотбойник вентиляционной системы картера. При необходимости нужно почистить поверхности с помощью специальных чистящих средств.
Способ №5 — проверка ДМРВ мультиметром
Для этого нужно включить тестер в режим, при котором проверяется постоянное напряжение. Предельное значение для измерений следует выставить 2В.

Распиновка датчика:
- Провод желтого цвета расположен ближе к лобовому стеклу. Он служит входом для сигнала с расходомера.
- Бело-серый провод – выход напряжения датчиков.
- Черно-розовый провод ведет к главному реле.
- Провод зеленого цвета служит для заземления датчиков, то есть идет на массу.
Провода могут иметь разные цвета, но их расположение неизменно. Для проверки нужно включить зажигание, но не заводить машину. Щуп красного цвета от мультиметра нужно подключить к желтому проводу, а черный нужно присоединить на массу, то есть к зеленому проводу. Измеряем напряжение между этими двумя выходами. Щупы мультиметра дают возможность присоединиться, не нарушая изоляции проводов.
На новом устройстве напряжение на выходе находится в пределах от 0,996 до 1,01 В.
Во время эксплуатации это напряжение постепенно увеличивается и по его значению можно судить об износе расходомера:
- при хорошем состоянии датчика – напряжение от 1,01 до 1.02 В;
- при удовлетворительном состоянии — от 1,02 до 1,03 В;
- ресурс датчика заканчивается, если напряжение находится в пределах от 1,03 до 1,04 В;
- о предсмертном состоянии говорит значение в пределах от 1.04 до 1,05, если противопоказаний нет, то можно продолжать пользоваться датчиком;
- если напряжение превышает 1,05 В, ДМРВ требует замены.

Показания АЦП расходомера
Диагностика ДМРВ «Цешкой» не представляет ничего сложного и может быть выполнена своими руками.
Если на снятом датчике есть загрязнения, его можно почистить самому. Для его промывки можно воспользоваться WD-40. Чтобы почистить ДМРВ, нужно сначала снять с него патрубок, а потом демонтировать сам прибор. Внутри прибора находится сеточка и несколько проволок – датчиков.
На них нужно распылить чистящее средство и промыть. Затем дать высохнуть жидкости. Если грязь осталась, то процедуру следует повторить. Этим же средством нужно почистить патрубок. Он должен быть очищен от грязи и масляных пятен. Заменив воздушный фильтр, все детали нужно вернуть на место. После процедуры чистки в 80% можно восстановить работоспособность прибора, исчезает ошибка о пониженном уровне сигнала датчика (автор видео — «24 часа»).

Промывка датчика поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Способ №6 — проверка с помощью сканера
Методика проверки:
- Установить на телефон (смартфон), планшет или переносной компьютер программу для диагностики (например, Torque Pro, Opendiag, BMWhat, OBD Авто Доктор).
- Подключить с помощью специального кабеля, Bluetooth-канала мобильного устройства либо ноутбук к диагностическому разъёму, расположенному на электронном блоке управления автомобиля.
- Запустить на телефоне (смартфоне) или компьютере утилиту для диагностики.
- Дождаться окончания сканирования программой всех узлов транспортного средства. В результате утилита проверит исправность каждого агрегата автомобиля.
- Расшифровать коды ошибок, которые покажет программа после завершения диагностики.
Для выполнения этого метода используются тестеры:
- K-Line 409/1;
- Сканматик;
- ELM (ЕЛМ) 327;
- OP-COM.
Способ №7 — проверка Васей Диагностом
Чтобы выявить неисправность ДМРВ, не снимая его с машины, нужно:
- Установить на портативный компьютер (ноутбук) программу под названием «ВАСЯ диагност» и запустить её.
- Подключить адаптер к диагностическому порту автомобиля.
- Выбрать из закладок «Блока управления» пункт «Электроника 1» или «01 – Электроника двигателя» для подключения к БУ автомобиля.
- Зайти в «Настраиваемые группы».
- Выбрать 211, 212 (значение по паспорту) и 213 (актуальное значение).
- Сравнить актуальные показатели с паспортными данными. Если отклонения высокие, значит, необходимо заменить ДМРВ.
Способ №8 — с помощью мотортестера
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ. Данный способ используется для проверки расходомеров частотного типа.
Для проверки ДМРВ мотортестером (осциллографом), необходимо подключить его к датчику (зависит от марки автомобиля) и запустить двигатель.
Параметры проверки ДМРВ:
- время переходного процесса при включенном зажигании;
- показания расхода воздуха на холостом ходу и резком повышении оборотов двигателя;
- напряжение в сети датчика.
ВАЖНО ЗНАТЬ. Выходные данные индивидуальны для разных типов двигателей. Перед диагностикой следует уточнить актуальные показания у официального представителя.
Замена ДМРВ
Для замены датчика своими руками, нужно приготовить фигурную отвертку и ключ на «10».
Процедура замены состоит из следующих шагов:
- Сначала нужно выключить зажигание, открыть капот.
- Затем нужно отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.
- На следующем этапе нужно ослабить хомут, с помощью которого гофра присоединяется к ДМРВ.
- Далее снимаем гофру с патрубка.
- Затем нужно отогнуть гребенку и отсоединить разъем датчика.
Отсоединение разъема датчика - Затем, воспользовавшись ключом на «10», нужно отвернуть крепежные болты датчика к корпусу воздухофильтра.
- Теперь можно снять ДМРВ.
- Установка датчика своими руками осуществляется в обратной последовательности.
Таким образом, если машина глохнет, имеет все признаки поломки ДМРВ, то перед тем, как начинать его ремонт, следует проверить уровень его сигнала, он не должен быть низким, выполнить полную диагностику машины и отремонтировать все неисправные узлы и детали.
Важно регулярно проходить техосмотр авто и выполнять вовремя техническое обслуживание, тогда детали и узлы будут служить дольше.
Признаки неисправности дмрв ваз 2110
Автомобильный рынок не стоит на месте, производители постоянно улучшают показатели мощности двигателей машин, расхода топлива, аэродинамических значений, придумывают варианты изменения общей комфортабельности. Основным и явным улучшением стал переход от применения карбюраторного способа питания к более эффективной инжекторной системе.
Как работает последняя? Регулирует количественную подачу топлива согласно разовой дозировки для функционирования силовой установки в разных форматах деятельности. Это позволяет уменьшить объем потребления воздуха и обеспечить максимальную выдачу мощности силовой конструкции.
Однако механики утверждают, что устройство карбюраторной системы технологически проще, ведь карбюратор работает от механики, а значит, можно предположить высокую надежность механизма. Такой системой оснащен ВАЗ-2110. Преимущество устройства – топливовоздушная масса образовывается в карбюраторе и в цилиндрах путем разрежения, которое создается с помощью поршней.
Технический вариант инжекторной системы сложнее. Рабочая смесь появляется в цилиндрических изделиях, а подача ее составляющих реализуется отдельно друг от друга.
Нужный объем топлива обеспечивается за счет электронного блока управления, но ему необходимо обозначить несколько важных характеристик:
- как располагается коленчатый вал;
- какова скорость вращения;
- сколько воздуха поступает в цилиндры;
- какой его объем содержится в отработанном газе;
- где находится дроссельная заслонка.
За эти данные и расчет нужного топлива отвечают датчики, зафиксированные в отдельных компонентах силового изделия – ДМРВ, которые мы рассмотрим подробнее прямо сейчас.
Виды датчиков массового расхода воздуха
Датчик, предоставляющий возможность определить объем поступившего воздуха, мы рассмотрим на примере ваз 2110. В ВАЗ-2110, как и в других машинах, устройство находится внутри воздушного патрубка, около фильтра, и отвечает за фиксацию потока воздуха, приходящегося на выход с фильтра.
ДМРВ постоянно усовершенствуют, сегодня существует несколько измерителей, высчитывающих потребленный воздух:
- В качестве главного компонента выступает трубка Пито. Зафиксированная в датчике пластинка меняет положение под действием потока воздуха. Угол уклона пластины измеряется потенциометром, в свою очередь меняющим сопротивление. Это служит сигналом для блока управления чтобы определить объем поступившего воздуха.
- Массовый выпуск современных устройств ДМРВ предполагает наличие в датчиках термоанемометрических измеряющих механизмов. В теплообменнике стоят сразу 2 тонкие пластины, сделанные из платины. После подачи на пластины энергии для их прогревания одна из них остается рабочей, а вторая – контрольной. Датчик ДМРВ в этой конструкции позволяет обеспечить неизменную одинаковую температуру, касающуюся 2-х пластин.
- Рабочие элементы пленочного измерителя представляют собой кремниевые пластины, на которых присутствует платиновое напыление.
Какими бывают неисправности ДМРВ в ВАЗ-2110
Показатели ДМРВ определяют правильное смесеформирование топливовоздушной массы в ВАЗ-2110. Неисправности и неточности в слаженной работе всех компонентов единой системы датчика провоцируют возникновение неполадок в работе устройства, также бывает невозможным запустить в автомобиле мотор.
Неисправный датчик имеет следующие признаки, в которых необходимо разобраться для последующего устранения поломки:
- Загорается сигнал Check engine.
- Увеличивается количество используемого бензина.
- Падает мощность.
- Снижается возможность набирать скорость.
- Сложно или совсем невозможно запустить механизм.
- Обороты имеют плавающий характер с форматом холостого хода.
Это – основные признаки неисправности устройства ДМРВ ВАЗ-2110. Но, по словам автомехаников, причины поломки могут скрываться и в других деталях автомобиля. Чтобы не потратить время впустую и не чинить исправное, желательно сначала установить точную поломку, сделать это можно своими руками.
Как проверить состояние ДМРВ в ВАЗ-2110
Чтобы проверка ДМРВ в ВАЗ-2110 показала правильный результат, специалисты рекомендуют воспользоваться одним из нижеперечисленных способов:
- Сначала следует отсоединить разъем устройства и завести двигатель ВАЗ-2110. После отключения датчика контроллер начинает работать в аварийном формате и, ориентируясь на положение дроссельной заслонки, подготавливает топливную массу. Что касается оборотов двигателя во время проверки состояния ДМРВ в ВАЗ-2110, их число не должно превышать установленные 1500 оборотов за минуту. Теперь сядьте за руль автомобиля и попробуйте поехать. Если кажется, что машина стала ездить резвее, значит, ваши предположения подтвердились – ДМРВ действительно неисправный.
- Если штатную прошивку ранее заменили на какую-то другую, понять, что в ней находится во время аварийного характера работы, крайне сложно. В этом случае продвиньте под упор заслонки пластину, толщина которой близится к 1 мм. Обороты сразу поднимутся. Теперь достаньте фишку с датчика. Если двигатель продолжает работать, все дело в прошивке датчика, если быть еще точнее, то в шагах РХХ при аварийном варианте без ДМРВ.
- Внешний осмотр включает откручивание хомута гофра воздухозаборника на выходе механизма. Стащите ее и осмотрите внутреннюю конструкцию датчика и гофра. В идеале они должны быть сухими и чистыми, наличие конденсата и масляного раствора – недопустимые признаки.
При отсутствии регулярной замены воздушного фильтра чувствительный компонент датчика часто выходит из строя, поэтому следите за своевременной установкой детали. Что касается масла, возможно, его слишком много в картере двигателя или забит маслоотбойник, встроенный в вентиляцию.
Проверка исправности ДМРВ мультиметром
Проверить расход воздуха в ВАЗ-2110 можно и с помощью мультиметра. Этот способ хорошо подходит, если в автомобиле установлен датчик фирмы Bosch с номерами 0280218004, 0280218037, 0280218116.
Каждый кабель в устройстве датчика ВАЗ-2110 обеспечивает отдельные функции:
- желтый – обозначает вход сигнала в установку;
- серо-белый – выводит напряжение питания из механизма;
- зеленый – определяет выход заземления;
- розовый с черным – осуществляет подход к главному реле.
Заметьте, что цвета проводов могут меняться, но выводы остаются прежними. Для лучшего понимания ДМРВ в ВАЗ-2110 ниже представлена схема датчика.
Пошаговая инструкция по проверке ДМРВ в ВАЗ-2110 мультиметром выглядит так:
- Включите зажигание, но двигатель не заводите.
- Подключите мультиметр красным проводом к желтому, черным к зеленому, воспользовавшись щупом. Эта процедура позволяет определить напряжение, возникшее между выводами.
- Чем хорош щуп, он внедряется через уплотнители из резины вдоль проводков, не нарушая целостности изолирующего материала. Применение иголок считается некорректным, погрешность в измерениях может оказаться большой.
- Далее снимите с мультиметра показания.
Напряжение на выходе нового устройства варьируется в пределах от 0,996 до 1,01 Вольт. Во время эксплуатации значения могут меняться, в основном увеличиваться. Больший показатель напряжения говорит о большей степени износа ДМРВ:
- от 1,01 до 1,02 – датчик полностью исправный;
- от 1,02 до 1,03 – состояние не плохое;
- от 1,04 до 1,04 – скоро измеритель воздуха придется менять;
- от 1,04 до 1,05 – состояние критическое, эксплуатация возможна, если не заявлен ни один негативный симптом;
- более 1,05 – датчик на ВАЗ-2110 пора заменить незамедлительно.
Как проверить датчик дмрв на ваз 2110
Многие автолюбители при возникновении ошибок бортового компьютера предпочитают сразу заменять датчики, а не проверять их. Но контроллеры относятся к оборудованию, которое редко выходит из строя по своей вине. ДМРВ устанавливается на инжекторных двигателях ВАЗ-2110, он применяется вместе с датчиками температуры воздуха и давления, корректирующими показания основного устройства.
При каких ситуациях нужна проверка контролирующего устройства
О том, что контроллер вышел из строя, свидетельствуют следующие признаки:
- горит Check, появляются ошибки при самопроверке систем;
- увеличилось потребление топлива;
- автомобиль стал медленно набирать скорость;
- проблемы с горячим пуском двигателя;
- снижение мощности мотора.
Чаще всего поломка ДМРВ происходит после механического повреждения датчика или из-за халатности владельца ВАЗ-2110. В частности, нужно проверять состояние резинового уплотнителя. Если он будет изношен, то внутрь датчика будет попадать воздух с примесью посторонних частиц. В результате этого проволока загрязнится, и показания прибора исказятся. Для проверки этого устройства проще всего использовать мультиметр.
Как работает и устроен датчик расхода воздуха
Под аббревиатурой ДМРВ скрывается контроллер массового расхода воздуха. Он измеряет количество воздуха, поступающего в мотор ВАЗ-2110. В отличие от других датчиков, он не является классическим сопротивлением, а представляет собой расходометр термоанемометрический. Внутри него находится тонкая платиновая проволока.
В зависимости от объема проходящих через контроллер воздушных масс, меняется температура проволоки. Чем больше воздуха поступает в мотор, тем она становится холоднее. Также на проволоку подается напряжение, которое помогает избежать колебания ее температуры. Высокие затраты напряжения свидетельствуют о том, что в двигатель поступает большое количество воздуха.
Если датчик выйдет из строя или начнет подавать неправильные сигналы блоку управления, то мотор будет работать некорректно, топливно-воздушная смесь в нем будет недостаточно обогащена или наоборот. Для того чтобы получать точные данные, датчик размещают на воздушном фильтре, и от него отходит трубка к дроссельной заслонке.
Как проверить датчик мультиметром
Самый простой способ проверки ДМРВ – отключение его от питания и попытка после этого завести автомобиль. Если он быстро разгонится, то, значит, контроллер не работает нормально. В этом случае стоит проверить его электронным мультиметром. Прибор для тестирования переключают в режим определения напряжения до 2 В. Затем вам нужно провести замеры. Ориентируйтесь по расположению проводов, так как их цвет может меняться в зависимости от года выпуска автомобиля. Вам необходимо найти для замеров провода:
- желтый – входящего сигнала;
- серо-белый – электропитания;
- зеленый с черным заземления;
- черно-розовый, выходящий к основному реле.
Проводники расположены в том же порядке, что и в списке, если двигаться от лобового стекла. Вам необходимо подключить красный щуп (положительный) прибора к проводу входящего сигнала, а черный (отрицательный) к заземлению. После этого обратите внимание на показания прибора. Они могут быть:
- до 1,02 – датчик абсолютно рабочий;
- до 1,03 – ДМРВ функционирует, но возможно загрязнение;
- до 1,04 – устройство работает на пределе;
- до 1,05 – возможна поломка в ближайшем времени;
- свыше 1,05 – контроллер вышел из строя.
В последнем случае его стоит заменить или попробовать восстановить. Так как датчик стоит дорого (до 3 500 рублей), то его можно дополнительно проверить мотор-тестом. Это впору сделать только на СТО, имеющим подходящее оборудование.
Что делать, если устройство вышло из строя
Если тесты показали, что датчик неисправен, то сначала стоит попытаться его восстановить. Для этого вам нужно следовать инструкции:
- Снять минусовую клемму с аккумулятора.
- Добраться до воздушного фильтра и демонтировать с него датчик.
- Разберите контроллер, стараясь не задеть платиновую проволоку. Ее касаться запрещено, так как это нарушит работу датчика.
- Остальные части ДМРВ протрите жидкостью для очистки аккумуляторов.
- Соберите датчик и проведите обратный монтаж.
Если даже у вас не получится восстановить работу устройства, то вы ничего не потеряете. Проверьте восстановленное устройство при помощи мультиметра. Если он показал нормальное значение, то можно обойтись без замены. При монтаже датчика осмотрите воздушный фильтр и уплотнитель. Если резиновая прокладка изношена, то нужно установить на ее место новую. О необходимости монтажа нового воздушного фильтра говорит загрязнение старого.
Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

На основе сигнала с датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) производится расчет циклового наполнение цилиндра, пересчитываемого в конечном итоге в длительность импульса открытия форсунок. Если он работает не корректно, машина кушает бензин больше чем нужно. Устанавливается такой датчик на втором тракте, сразу за воздушным фильтром и подсоединяется к системе электричества, которая управляется шестиконтактной колодкой проводов.
Существует довольно много различных типов ДМРВ: механические, ультразвуковые, термоанемометрические и некоторые другие.
В данном случае рассмотрим устройство термоанемометрического датчика HFM-5 от Bosch, наиболее часто устанавливаемого на автомобили ВАЗ. Чувствительный элемент датчика представляет собой тонкую пленку, на которой расположено несколько температурных датчиков и нагревательный резистор. В середине пленки находится область подогрева, степень нагрева которой контролируется с помощью температурного датчика.
На поверхности пленки со стороны потока воздуха и с противоположной стороны симметрично расположены еще два термодатчика, которые при отсутствии потока воздуха регистрируют одинаковую температуру. При наличии потока воздуха первый датчик охлаждается, а температура второго остается неизменной, вследствие подогрева потока воздуха в зоне нагревателя. Дифференциальный сигнал обоих датчиков пропорционален массе проходящего воздуха.
- 1 — диэлектрическая диафрагма
- Н — нагревательный резистор
- SH — Датчик температуры наг. резистора
- SL — Датчик температуры воздуха
- S1 и S2 — темп датчики до и после нагревателя.
- QLM — масса воздушного потока
- t — температура
Электронная схема датчика преобразует этот сигнал в постоянное напряжение, пропорциональное массе воздуха. Такая конструкция получила название Hot Film (HFM), к ее достоинствам можно отнести высокую точность измерения и способность регистрировать обратный поток воздуха, к недостаткам – низкую надежность в условиях загрязнения и попадания влаги.
Измерить то количество воздуха, которое поступает в двигатель, значит определить нагрузку двигателя. При нажатии на педаль газа водителем, открывается дроссельная заслонка, увеличивается количество всасываемого воздуха. При этом мы говорим, что увеличилась нагрузка. Когда же вы отпускаем педаль – нагрузка падает. Все довольно просто. Однако это только на первый взгляд. Если учесть то, что в условиях реального движения двигатель часто сменяет режимы работы, поступающий воздух во впускной системе участвует в нескольких газодинамических процессах, то проблема измерения воздуха в системе не такая и простая.
В старых системах (ЭБУ Январь-4 и GM-ISFI-2S) применялись другие термоанемометрические ДМРВ, чувствительные элементы которых были выполнены в виде нитей. Такие датчики получили название Hot Wire MAF Sensor. Выходной сигнал этих датчиков был частотный, то есть в зависимости от расхода воздуха менялось не напряжение, а частота выходных импульсов. Датчики были менее точны, не позволяли регистрировать обратный поток, но эти недостатки перекрывала очень высокая надежность.
На автомобили ВАЗ устанавливались несколько типов датчиков массового расхода воздуха: GM, BOSCH, SIEMENS и российского производства. В 1999-2004 гг. на авто ВАЗа устанавливались два типа датчиков 0 280 218-037 и 0 280 218-004. Эти датчики выдают разные параметры выходного напряжения (тарировки) на одинаковом расходе воздуха и взаимозаменяемость (вернее, замена 004 на 037) возможна только с заменой тарировочных таблиц в прошивке. То же касается и нового датчика 116, устанавливаемого серийно с начала 2005 г.
Датчик поставляется только в сборе, с кодом и маркируется зеленым кругом.
На часть автомобилей классической компоновки совместно с ЭБУ Январь 7.2 применялись датчики Siemens-VDO (5WK97014. AVTEL):
Они отличаются тарировкой (от нуля вольт) и схемой подключения.
ДМРВ 20.3855 проверка и распиновка
Схема принципиальная подключения датчика расхода воздуха Siemens 20.3855-10 (HFM62C/19) для проверки:
Распиновка ДМРВ на авто ВАЗ 2107
Цоколевка датчика расхода воздуха ВАЗ 2109
Схема распиновки датчика воздуха ВАЗ 2110
- Желтый (ближний по расположению к лобовому стеклу) — вход сигнала ДМРВ;
- Серо-белый — выход напряжения питания датчиков;
- Зеленый — выход заземление датчиков;
- Розово-черный — к главному реле.
Цвета проводов могут меняться, но расположение выводов остается неизменным.
Ещё добавим, что ДМРВ с окончаниями на 004, 037, 116 (для Bosch) и 00, 10, 20 (для Пекарь) разные по калибровке. Менять можно только перепрошивкой.
Подключение воздушного датчика ДМРВ ВАЗ 2112
Если датчик массового расхода воздуха является работоспособным, то при работе мотора на 900 об/мин объем используемого воздуха составит не менее 10 кг в час. При повышении оборотов до 2 тысяч, этот показатель увеличится примерно до 20 кг. Если объем воздуха на таких оборотах будет падать, то снизится и динамика транспортного средства, соответственно, это приведет и к понижению расхода бензина.
Если же данные показатели увеличатся, то это будет способствовать и увеличению объема топлива. Отклонения параметра на 2-3 кг допускать не стоит, поскольку в данном случае работа силового агрегата может быть некорректной.
Схема подключений датчика расхода воздуха 2114
Частой причиной некорректной работы ДМРВ является выход из строя электронных компонентов, из-за чего увеличивается время реакции датчика на изменение потока воздуха. Исправный сенсор отслеживает изменения со скоростью 0,5 мс, а при поломке время реакции возрастает в 20-30 раз. Дефект обнаруживается только путем снятия графика работы осциллографом. Ремонт подобного сенсора не производится, он подлежит замене на новый.
Проверка датчика воздуха своими руками
При появлении неисправности ДМРВ происходит переобогащение или обеднение топливовоздушной смеси, что сразу отражается на работе двигателя и в итоге может закончится его поломкой.
Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха:
- Появление ошибки Check Engine;
- Повышенный расход топлива;
- Плохо заводится на горячую;
- Машина стало медленно разгоняться;
- Пропала мощность двигателя.
Простейший способ проверить ДМРВ на ВАЗ 2114 — отключить штекер. При отсутствии сигнала блок управления мотором переходит в режим аварийной работы, определяя примерный объем воздуха по положению дроссельной заслонки. При этом несколько увеличивается расход топлива — для ВАЗ 2114 он достигает 10-12 л на 100 км пробега. Характерной особенностью является увеличение числа оборотов холостого хода до 1500 об/мин. Но при использовании контроллера Январь 7.2 или Бош М7.9.7 рост холостых оборотов не выполняется в силу особенностей программного обеспечения.
Нормальное напряжение на выходе нового датчика 0.996 — 1.01 Вольта. В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ.
Вот эталонное напряжение в вольтах:
- 1.01 — 1.02 — хорошее состояние датчика.
- 1.02 — 1.03 — не плохое состояние.
- 1.03 — 1.04 — ресурс ДМРВ подходит к концу.
- 1.04 — 1.05 — аварийное состояние.
- 1.05 и выше — пора заменить ДМРВ.
Измерение производится между проводами желтого и зеленого цвета. Значения напряжения можно вывести на экран некоторых бортовых компьютеров (меню напряжение от датчиков, U ДМРВ).
Важно: пределы и колебания напряжения на выходе минимум в 30% случаев у неисправного датчика будут в НОРМЕ и не вызывать на панели значок «Check». То есть замеры напряжения малоинформативны, а вот норма, которую он будет выдавать в килограммах воздуха, будет соответствовать движению не там где на самом деле и ЭБУ будет мешать смесь, исходя из нее — потому и лишний расход!
Проверить датчик нужно в сервисе, желательно с фирменным сканером который сам указывает миганием, если идет перекос по какому-то параметру (в данном случае расходу воздуха в килограммах), сравнивая с заложенными в его память референсными значениями.
Замена датчика — инструкция
Отвёрткой откручиваем хомут гофра воздухозаборника на выходе датчика, стаскиваем его и внимательно осматриваем внутренние поверхности самого датчика и гофра. Эти поверхности должны быть сухими и чистыми, следы конденсата и масла недопустимы. Если воздушный фильтр меняется редко, то попадание грязи на чувствительный элемент датчика является наиболее частой причиной его поломки в автомобилях ВАЗ.
Масло в ДМРВ может быть в результате повышенного уровня масла в картере двигателя, либо маслоотбойник системы вентиляции картера забит.
Далее откручиваем 2 винта датчика ключом на 10 и извлекаем его из корпуса воздушного фильтра. На передней его части (на входном крае) должно быть резиновое кольцо-уплотнитель. Оно предотвращает подсос нефильтрованного воздуха во впускной тракт через датчик.
Если кольцо не на месте и застряло где-то в корпусе воздушного фильтра, тогда на входной сеточке самого датчика будет тонкий слой пыли. Эта вторая причина, которая губит ДМРВ раньше времени.
Правильная сборка должна проходить в такой последовательности: одеваем на датчик уплотнительную резинку, проверяем уплотнительную юбку, затем всё вместе вставляем в корпус фильтра.
На этом визуальная проверка датчика массового расхода воздуха в домашних условиях заканчивается. Проверить его работу на 100% можно только с помощью специального оборудования в автосервисе. Например, с помощью методики оценки осциллограммы при резком открытии дросселя до режима отсечки (нужен мотортестер), либо оценка осциллограммы при включении зажигания.
Реанимация испорченного ДМРВ успешна не более чем в 5% случаев. В крайнем случае можете промыть эфирной жидкостью для очистки матриц и оптики. Она испарается без следа. Убедившись, что в устройстве более нет пыли и мусора, можно, тщательно просушив его, установить на место. Иногда после такой нехитрой процедуры устройство заработает.
На большинстве зарубежных автомобилей ДМРВ устанавливался до 2000 года, следующие поколения моделей стали комплектоваться контроллером давления. Замена нерабочего датчика проста и без проблем выполняется самостоятельно, только покупать нужно именно такой ДМРВ, который соответствует версии прошивки ЭБУ. Цена его в пределах 3000 рублей в зависимости от производителя.
Источники
- 2shemi.ru/raspinovka-datchika-rashoda-vozduha-vaz-proverka-i-remont-dmrv/
- ladaprofi.ru/vaz-2110/kak-pravilno-proverit-dmrv-na-vaz-2110-multimetrom.html
- ladaautos.ru/vaz-2110/priznaki-neispravnosti-dmrv-na-vaz-2110-i-diagnostika.html
- avtozam.com/elektronika/sensor/dmrv-priznak-neispravnosti/
- krutimotor.ru/dmrv-vaz-2110-neispravnosti-i-zamena/
- luxvaz.ru/vaz-2110/267-proverka-dmrv-svoimi-rukami.html
- osensorax.ru/rashod-uroven/dmrv-vaz-2110
- www.drive2.ru/b/1115058/