Хруст рулевой рейки ВАЗ 2110 — ремонтируем

Описание неисправности

С чего все началось. При вращении руля появился хруст, шел из под руля, звук напоминал что-то типа перекатывание подшипника. Изучив интернет, ничего похожего найти не смог.

Один парень предлагал протянуть карданчик идущий от ЭУР до рейки. Протянул все крепления и карданчик тоже, ничего не изменилось.
Было замечено, что при понижении температуры звук становился тише, в жару шум (хрус) усиливался и его хорошо было слышно с улицы.

Поиск источника звука

Начал искать:

1. Отцепил кардан. Кручу ЭУР. Звука нет. ЭУР отпадает сразу.
2. Беру ключ, начинаю крутить карданчик, что соединен с рулевой рейкой. Ага, с.ка хруст идет точно от рейки! Понимаю, нужно менять рейку. Но моей рулевой рейке всего 5 лет Карл! Не может быть. Люфт в рулевой рейке отсутствует, стук тоже, но этот хруст выносит мозг.

Тут мне брат подарил б/у рейку с приоры. Решил перебрать подаренную мне рулевую рейку и заменить ее.

То что мне досталось в подарок

То что мне досталось в подарок

Необходимые ключи и приспособления

1. Набор гаечных ключей с головками и отвертками
2. Вороток 40 см
3. Пластина фиксатор
4. Держатель индикатора часового типа
5. Индикатор часового типа
6. Головка — переходник для вращения рейки
7. Смазка
8. Бензин галоша, солярка, ветошь
9. Бокорезы
10. Ключ для регулировки рулевой рейки ваз 2110.
11. Микрометры 0-25, 25-50
12. Весы – безмен (кантрики)

Пластина фиксатор

Пластина фиксатор

Чертеж пластины

Чертеж пластины

Держатель индикатора часового типа

Держатель индикатора часового типа

Чертеж держателя

Чертеж держателя

Головка — переходник для вращения рейки

Головка — переходник для вращения рейки

Разбираем рейку

Детали рулевого механизма

Детали рулевого механизма

1. Срезать хомуты 1. Пыльники все в мусор 2,8,29.
2. Снять стопорную пластину 7 отверткой. Открутить болты 6 крепления рулевых тяг.
3. Снять скобу 12 крепления опоры рулевых тяг и опору 13 используя отвертку.
4. Отвернуть гайку упора 35, снять пружину 33, уплотнительное кольцо 34 и извлечь упор 31 рейки с вкладышем 30 из картера рулевого механизма.
5. Извлечь рейку 14 из механизма картера.
6. Отвернуть 2 болта 21 крепления крышки картера.
7. Снять крышку картера 18.
8. Зажмите шестерню 23 в тисках используя деревянные брусочки.
9. Легким ударом, по корпусу картера, извлеките шестерню 23.
10. Извлечь из картера рулевого механизма уплотнительное кольцо 17, стопорную шайбу 24, опорную пластину 25 шестерни рулевого механизма и корпус 26 опорой пластины. Я все извлекал при помощи плоской отвертки.
11. Подшипник 27 я не стал извлекать, так как он визуально был целый. Я забил его смазкой, что бы в него не попала пыль и грязь при мойке корпуса.
12. Как правило, виновница всех проблем это втулка 11. Ее я извлек при помощи отвертки и какой-то …

Мойка

Корпус рулевой рейки отдаем на пескоструй.

После чистки весь песок смываем соляркой.

Финальный штрих, все промывается бензином и протирается чистой ветошью.

Не забываем убрать в подшипнике смазку. Она нужна была только для того что бы на момент мойки в подшипник не попал песок.

Корпус после мойки

Корпус после мойки

Осмотр деталей перед сборкой

Шестерня 2110-3401025

Шестерня

Шестерня

Не допускается вращение подшипника с заклиниванием. Подшипник на данной шестерне не меняется. Деталь продается в сборе. Я свою шестерню тщательно промыл бензином.

Диаметр поверхности D должен быть не менее – 19,89 мм. Контроль диаметра произвести микрометром.

Рейка рулевого механизма 2110-3401068

Рейка рулевого механизма

Рейка рулевого механизма

Диаметр D рейки на длине L, не менее – 25,93 мм Контроль диаметра произвести микрометром.

Сборка

Купил на авито усиленную втулку из капролона. Пришла довольно качественная деталь, по сравнению с заводской втулкой.

Смазать втулку смазкой. Я использовал смазку Mobil Grease 390 g.

Установить втулку 11 в сборе с резиновыми кольцами в трубу картера 9 так, чтобы фиксирующие выступы втулки пошли в канавку трубы. В момент установки произойдет «щелчек» и она встанет на место. Вы это поймете.

Смазать подшипник 27.

Установить картер рулевого механизма корпус 26 опорной пластины, пластину 25 опорной шестерни рулевого механизма и новую стопорную шайбу 24.

Нанести на зубья рейки толстый слой смазки, на остальную поверхность тонкий слой.

Установить рейку 14 в картер и зафиксировать в среднем положении при помощи стопора.

На шестерню 23 нанести смазку, установить шестерню в картер так что бы лыска на шлицевом валу была обращена вправо по ходу автомобиля.

Проверка положения шестерни

Проверка положения шестерни

  • Установить на вал шестерни сепаратор 22 с роликами так, чтобы буртик на сепараторе был направлен в сторону зубьев шестерни.
  • Уложить в кольцевую проточку картера новое уплотнительное кольцо 17.
  • Установить крышку 18 картера рулевого механизма с тарельчатой пружиной и опорной шайбой в сборе и закрепить двумя болтами 21.
  • Момент затяжки (21 – 25) Н*м.
  • Установить на упор рейки вкладыш 30 и новое уплотнительное кольцо 32. Все смазать.
  • Установить упор 31 рейки с вкладышем в картер рулевого механизма.
  • Нанести на поверхность пружины смазку и установить пружину 33 в гнездо упора рейки.
  • Уложить новое уплотнительное кольцо 34 гайки упора рейки, смазанное смазкой в проточку картера рулевого механизма и завернуть в картер новую гайку 35 упора рейки. Затягивать можно не сильно, так как впереди вас ждет регулировка.

Регулировка

Снять стопор с рейки и переместить рейку шесть раз по всему диапазону хода, вращая шестерню. Зафиксировать рейку в среднем положении используя стопор, притянуть рейку 2 болтами.

Процесс регулировки

Процесс регулировки

Установить на картер, рулевого механизма держатель индикатора и зафиксировать в нем индикатор часового типа. Выставляем стрелку индикатора на отметку 0.

Определить зазор в зацеплении «рейка – шестерня» прикладывая к шестерне крутящий момент ± 15 Н*м (±1,5 кгс*м). Для этого на шестерню (шлицевую часть) мы одеваем головку — переходник. На головку переходник одеваем вороток длиной 40 см. На конец воротка одеваем весы – безмен. Тянем за весы что бы создать вес 3,75 кг (1,5 кгс*м/0,4 м=3,75 кг). Смотрим на показания индикатора часового типа.

Схема регулировки

Схема регулировки

Величина зазора Т должна быть не более 0,05 мм. При необходимости уменьшить зазор, регулировочную гайку закручивают и наоборот, для увеличения зазора откручивают.

После регулировки снять с индикатор часового типа и держатель индикатора.

Гайку упора рейки керним, для того что бы она не открутилась.

Установить в отверстие гайки упора рейки заглушку.

Финальная сборка

Установить на рейку рулевого механизма опору 13 тяг рулевой трапеции и зафиксировать ее скобой 12. Установить на рулевой механизм чехол 2 рейки, защитные колпачки 8 и 29 и закрепить их хомутами 1. Концы хомутов отрезать.

Хомуты

Хомуты

Проверка регулировки

Шестерня должна вращаться без заеданий в полном рабочем диапазоне рулевой рейки.

Примечание: Некоторые водители, считают, что зажав регулировочную шайбу, они избавятся от стуков, но это не так. Проблема стука кроется в выработке втулки, которая расположена в другом конце механизма регулировки.

Замена рейки

Выставил ровно колеса:

1. Открутил в салоне кардан.
2. Снять защитный кожух выхлопного коллектора (3 гайки, ключ на 10)
3. Открутил болты крепления поводков правого и левого (головка на 15 и вороток)
4. Снял скобы фиксации рейки к кузову, для этого открутил 4 гайки под ключ на 13. Важно! Необходимо заранее на резьбу шпильки нанести смазку WD40.
5. Рейку вынимаем через правую сторону.
6. На перебранную рейку одел новые резинки (все БРТ) и поставил обратно.

Установка рейки

Установка рейки

Хруст пропал но! На щетке (11) что стоит вокруг рейки, я обнаружил замятия. Такое впечатление, что старая рейка терлась об этот щиток и издавала этот противный звук (хруст).

Готовая рулевая рейки 

Готовая рулевая рейки

Как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110 своими руками?

Многие автовладельцы почему-то считают, что самостоятельно выполнить регулировку рулевой рейки на ВАЗ 2110 является невозможной и невыполнимой задачей. Это мнение ошибочное, поскольку своими руками провести подобную работу не так сложно. Не обязательно быть профессионалом.

Если на «десятки» были замечены характерные постукивания рулевой рейки, ее рекомендуется подтянуть. Сегодня мы расскажем вам про два эффективных способа. Какой из них выбрать — решайте уже сами.

Подтяжка рейки со снятием

Сразу вооружитесь специализированным под «десятку» ключом для рулевой рейки, а также приготовьтесь к снятию тяг. Из инструментов захватите:

  • Пассатижи;
  • Монтажную лопатку;
  • Накидной ключ на 19;
  • Молоток;
  • Плоскую отвертку;
  • Набор головок — от 10 до 27.

Специальный ключ для регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110

Приступайте к работе:
  1. Отверните внутри салона гайки, снимите крепежные болты нижнего карданного шарнира к валу шестерни рулевой рейки. Для этого потребуется головка на 13. Болт может проворачиваться, потому придерживайте его рожковым ключом.
  2. В самом моторном отсеке снимите гайку верхнего крепления пыльника рейки.
  3. Внизу автомобиля снимите еще две гайки, которые крепят пыльник рейки.
  4. Демонтируйте пыльник.
  5. Поднимите передок автомобиля, снимите передние колеса.

Если вы собираетесь снимать рулевую, но не демонтировать тяги, следуйте такой инструкции:

  • Снимите с крепление тяги стопорную пластину, поддев ее отверткой. Затем выкрутите два болта, которые крепят тяги и рейку;
  • Головкой на 13 демонтируйте гайки со скоб рулевого механизма, соединяющие со щитком передка;
  • Сдвиньте рейку немного вперед, чтобы вывести от отверстия щитка вал-шестерню;
  • Снимите вместе с тягами рейку.

Если хотите выполнить снятие с рулевыми тягами, от поворотного рычага амортизаторных стоек открутите наконечник тяг. Для этого придется выполнить такую работу:

  • Снимите шплинт при помощи пассатижей;
  • Накидным ключом на 19 открутите гайку крепления шарового пальца, но не до конца;
  • Головкой на 17 ослабьте крепеж натяжного болта наконечника тяги;
  • Теперь выпрессуйте шаровой палец. Для этого нужно вставить монтажную лопатку между поворотным рычагом и наконечником. Отжимайте наконечник от рычага, а по торцу поворотного рычага нанесите несколько ударов молотком;
  • Полностью открутите гайку шарового пальца;
  • Из отверстия рычага выведите шаровый палец;
  • Отверткой разожмите паз наконечника рулевой тяги;
  • Демонтируйте наконечник, придерживая ключом на 27 резьбовую регулировочную втулку. Посчитайте количество оборотов, чтобы во время обратной сборки закрутить на аналогичное число оборотов;
  • На рулевой тяге постарайтесь сохранить положение резьбовой втулки. Так угол схождения колес сохранится максимально правильным.

Процесс регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110

Теперь разберемся, как же отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110. Для этого вам понадобятся тиски, в которых рулевая рейка зажимается. Сделайте ее максимально неподвижной, подложив бруски из дерева.

  1. Возьмитесь руками за усы рейки, пошатайте их, чтобы определить, насколько велик люфт.
  2. Чтобы этот самый люфт убрать, возьмите специализированный ключ. Они продаются почти во всех магазинах запчастей, специализирующихся на ВАЗ.
  3. Вставьте ключ и поверните его против часовой стрелки примерно на 10 или 15 градусов.
  4. Еще раз возьмитесь за тяги и подергайте.
  5. Если люфт после проведенной операции остался, подтяните рейки еще на такое же количество градусов. Делать это нужно до тех пор, пока люфт не пропадет совсем.

Для каждого отдельного автомобиля характерна своя выработка, потому определенного момента затяжки не существует. Старайтесь не перетянуть рейку, поскольку из-за этого существенно усложнится процесс поворота руля.

Выполнив подтяжку нашего сегодняшнего героя, закерните гайку упора, обмяв резьбу картера.

Гайка упора

Проверьте зазор между гайкой упора и упором рейки нужно обязательно. Его максимальный показатель может составлять не более 0,2 мм.

Регулировка рулевой рейки без снятия

Если вы не можете решить, как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110, рекомендуем ознакомиться со вторым вариантом — без снятия.

Для этого метода вооружитесь специальным гаечным ключом, который выполнен в виде восьмигранника, размером на 17 мм.

Выполнять подтяжку рулевой на «десятки» следует исключительно в тех случаях, когда во время работы рулевого механизма наблюдаются стуки. Просто так выполнять работу без реальной потребности не стоит.

  1. Заедьте на смотровую яму или поднимите автомобиль на подъемнике.
  2. Снимите защиту двигателя, возьмите плоскую отвертку и поднесите хорошее освещение под автомобиль.
  3. Найдите заднюю часть подрамника в задней части рулевой рейки. Там рейка и вал должны пересекаться. В том месте располагается регулировочная гайка. Не перепутайте ее с пробкой регулировочной гайки. Это распространенная ошибка новичков.
  4. Если ранее рулевой механизм был нетронутым, на гайке будет присутствовать заглушка зеленого цвета. Она выполняет функции стопора и ее монтируют непосредственно на заводе.
  5. Плоской отверткой удалите заглушку. Наверняка она сломается, но ничего страшного в этом нет.
  6. Удалив стопор, берите в руки специализированный регулировочный ключ, выполните зажим, двигаясь по часовой стрелке. Не зажимайте до упора. Степень зажатия напрямую зависит от силы стуков при движении.
  7. Ключ проверните градусов на 10, проверьте рейку на предмет люфта. Если он присутствует, прижмите еще. За раз крутить более чем на 15 градусов не рекомендуется.
  8. Проверить степень зажатия достаточно легко. Возьмите рейку, поверните ее резко в одну и другую сторону. Если никаких посторонних шумов при этом не наблюдается, рейка затянута хорошо.
  9. Пытаться установить на место стопор не имеет смысла, даже если вам удалось его сохранить в целостности. Никакой пользы он в себе не несет.

Видео

Мы разобрались, как можно отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110 со снятием и без снятия. Какой вариант привлекательнее для вас — решайте сами. Снимая рейку, можно дополнительно выполнить некоторые другие работы, проверить состояние агрегатов, узлов, что-то заменить, подтянуть.

Очевидно, что самостоятельно выполнить регулировку более чем реально. Единственный нюанс — это поиск специализированного ключа регулировки именно под автомобиль ВАЗ 2110. Без него вы ничего сделать не сможете, аналогов среди подручного инструмента не существует. Стоит он не дорого, потому переживать не стоит. Но и пережимать тоже.

Как подтянуть рулевую рейку

Если при движении по разбитой дороге, причем даже на небольшой скорости, вы начали слышать стуки со стороны подкапотного пространства, то первым делом стоит проверить рулевую рейку. Обычно это напоминает такой дребезжащий звук, стук, особенно проявляющийся при езде по гравию или проезде через трамвайные пути.

В общем, чтобы подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110-2112 своими руками, вам понадобится всего лишь один ключ для данной процедуры, но его нужно покупать специально, так как он предназначен именно для этой работы. Выглядит он следующим образом:

ключ для подтягивания рулевой рейки на ВАЗ 2110-2112

Видео обзор по регулировке рулевой рейки на ВАЗ 2110-2112

Сегодня я записал специально для данной статьи видео ролик, где наглядно и вполне понятно объяснен весь процесс работы по подтягиванию рулевой рейки на переднеприводных автомобилях ВАЗ.

Если остались вопросы по видео инструкции, просьба оставлять комментарии на моем канале YouTube. Для тех, кто привык к фото отчетам, ниже будет изложен материал в таком виде.

Фото отчет по натяжению рулевой рейки

Первым делом необходимо подлезть под рейку и вставить ключ снизу, чтобы им попасть вот в это отверстие, которое наглядно показано на фото ниже:

где гайка для подтягивания рулевой рейки на ВАЗ 2110-2112

Затем нужно сделать хотя бы 1/4 оборота по часовой стрелки (с учетом того, что гайка находится «вверх-ногами»).

как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110-2112

Если при движении машины стук пропал, значит рейка подтянута достаточно.

Не стоит затягивать регулировочную гайку слишком сильно, делая 1 или более оборотов. Это может привести к тугому вращению руля, а также возможны заклинивания при повороте руля в крайние положения.

Время от времени необходимо повторять данную процедуру, если дребезжание и стуки в рулевом управлении будут вновь возникать. Если даже при максимальной затяжке регулировочной гайки(что не рекомендуется) стуки рейки не исчезли, то скорее всего необходимо либо менять весь механизм, либо же ремонтировать.