Проблемы с коробкой начались еще прошлым летом, туго включалась 2-я скорость, весной потек сальник штока выбора передач, затем и 3-я скорость под конец начала хрустеть при включении. Но самый сок был, когда нужно срочно куда-нибудь ехать, а задняя скорость вообще не АЛЕ!, а когда ехать можно не спеша, то с задней — все хорошо!
Так как ремонтом занимаюсь сам, решил и в этот раз самостоятельно (в смысле не обращаться на СТО и к прочим гаражным мастерам) все сделать, не так уж там все и сложно.

Снимаем и разбираем коробку (видеоинструкций в итернете полно).

в процессе

в процессе

старый подшипник

старый подшипник

производитель

производитель

Если разбирать, то менять нужно сразу все расходники, чтобы потом не лезть туда повторно.
Выпрессовываем все подшипники, сальники из картеров КПП, снимаем сателлиты, разбираем вторичный вал, короче раскидываем все в хлам. Проводим дефектовку, обнаруживаем причины, по которым наша КПП не хотела исправно работать.
Берем с собой старые запчасти для примера, потому что на ВАЗы тоже делали разных размеров детали. Не забываем взять с собой друга и пи…дуем с ним за новыми деталями. Покупаем все, что нужно и не нужно, тратим все деньги, которые были в кармане, занимаем деньги у друга и тоже тратим их.
Довольные едем в гараж.

Что было куплено и заменено:
1. Передний подшипник первичного вала 6-42205 А1Е1УШ1
2. Передний подшипник вторичного вала 6-42305 А1Е1УШ1
3. Задний подшипник первичного и вторичного вала
4. Подшипники дифференциала
5. Все 3 подушки двигателя БРТ
6. Все 5 сальников
7. Шестерня задней передачи
8. Скользящая муфта синхронизатора 1-2 передачи
9. Ось сателлитов и сателлиты
10. Синхронизаторы 1-4 передач
11. Вилки переключения передач 1-2 и 3-4 передач
12. Пружина в механизме выбора передач, которая то давала включить заднюю скорость, то нет
13. Болты с шайбами для задней крышки 4 передачи (для очков)
14. Контрагайки валов
15. Стопорные кольца синхронизатора 1-2 передачи и подшипника шестерни первой передачи
16. Прокладка картера и задней крышки КПП
17. Гайки для шариков, стопорящих скорости — 2шт.
18. Медные шайбы под эти гайки — 4 шт.
19. Герметик и резьбовой гермет
20. Масло Лукойл ТМ-4 80W-90 GL-4 (рекомендовано заводом ВАЗ)

Запчасти на фото: 21082115

Перед тем как разбирать КПП я посмотрел несколько видосов. Там все легко и просто, разобрал, поменял, поставил и поехал. НО, при сборке возникла небольшая проблема! Оказалось все не совсем просто.

Ремонт завис на 2 недели. В это время, по вечерам, я искал новые видосики и в одном из них я узнал о регулировке преднатяга дифференциала. WTF! Какой преднатяг, епт! Оказывается регилировка преднатяга требуется при замене хотя бы одной из деталей дифференциала, а именно: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картера сцепления и/или картера коробки передач.

Подшипники дифференциала монтируются с предварительным натягом 0,25 мм. Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала!

Так что, если подшипники хорошие то лучше их не трогать, так как я зае…лся по всему Харькову искать эти кольца, не в каждом магазе они есть, а если есть, то как всегда нет нужной толщины!

сборка вторичного вала

сборка вторичного вала

сборка вторичного вала

сборка вторичного вала

Небольшой мануал из энциклопедии при сборке коробки передач:
1. При сборке рычага выбора передач и шарнира со штоком выбора передач предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также установочные болты крепления.
2. Наносим на резьбу болтов резьбовой герметик.
3. Сальники первичного вала, приводов и штока выбора передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
4. Рабочую поверхность сальников смазываем тонким слоем смазки Литол-24.
5. В картер сцепления (для правого привода) устанавливаем сальник с правой насечкой, а в картер коробки передач (для левого привода) — сальник с левой насечкой. Стрелки на корпусах сальников должны совпадать с направлением вращения приводов при движении автомобиля вперед.
6. При сборке вторичного вала заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми. Наружные и внутренние кольца роликовых подшипников, шариковые подшипники, шестерни и ступицы синхронизаторов запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
7. При сборке ступицы со скользящей муфтой синхронизатора перед установкой фиксатора наносим на него немного пластичной смазки и вкладываем в сухарь.
8. Отжав отверткой установленную пружину синхронизатора к ступице, ставим на место сухарь с фиксатором. При этом напротив фиксатора в скользящей муфте должно располагаться наиболее глубокое гнездо.
9. При сборке дифференциала смазываем маслом сателлиты и шестерни приводов.
10. Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом 0,25 мм. Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.
11. Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картера сцепления и/или картера коробки передач.
12. После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.
13. Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей слой герметика.

пробег 15 км после ремонта

пробег 15 км после ремонта

Проехал уже почти 1000 км

Каталожные номера и производители запчастей:
1. Первичный вал:
1.1. Передний подшипник роликовый радиальный однорядный:
Каталожный номер: 2108 — 1701031, 42205, NJ 205 (международное название)
Производители:
• Заводы ЕПК (Саратовский, Волжский, Завод Авиационных Подшипников) производят следующие разновидности: 42205 КМ (СПЗ), 42205Д1 (ЗАП), 6-42205 А1Е1УШ1 (СПЗ и ВПЗ), последняя является самой распространенной и востребованной.
• 10 ГПЗ (г. Ростов-на-Дону) предлагает модификацию 42205 АЕМ. Эта продукция занимает промежуточное положение в качественно-ценовом диапазоне.
• Самарский завод СПЗ-4 производит самую простую модификацию этого типа, с сепаратором из полиамида. Они являются очень дешевыми, но знающие автомобилисты предпочитают их не использовать.
• Если вам предлагают «вологодский подшипник» этого типа — то это китайская подделка (23 ГПЗ сейчас их не делает).
Каталожные номера: SKF NJ 205 ECP; KOYO NJ205; Toyota 97123-06205; 6205ZZ; 93306-205U6-00 (Yamaha); 6205ZZCM

1.2. Задний подшипник шариковый радиальный однорядный:
Каталожный номер: 2108 — 1701033, 50305, 6305 (международное название)
Количество: 2 шт.
Производители:
• 3 ГПЗ (Саратов) и VBF (Вологда), а также HARP (Украина) — цены и качество выше.
• ГПЗ (Москва), СПЗ-4 (Самара) (низкое качество, низкая цена),
• Подшипники с другой маркировкой покупать не рекомендуется, так как это, вероятнее всего, китайские изделия, на которых проставлена маркировка фирм, заказывающих их производство.
Импортный аналог имеет обозначение 6305. Закрытые 6305 ZZ и 6305 2RS (металлические или резиновые заглушки). Подшипник с тепловым зазором обозначается 6305/С3 (аналог 76-305). Металлические заглушки — ZZ, каучуковые (резиновые) — 2RS. Изделия марок SKF, FAG, KOYO значительно дороже и надежнее других.
Каталожные номера: SKF 6305 N; NTN-SNR 6305N; Toyota 90099-10142; 6305DDU; 6305NR; 90601-0012 (Subaru); 97100-06305; 5-81229-104-0

2. Вторичный вал:
2.1. Передний подшипник роликовый радиальный однорядный:
Каталожный номер: 2108 — 1701180, 42305, NJ 305 (международное название)
Производители:
• Заводы ЕПК (Саратовский, Волжский, Завод Авиационных Подшипников) производят следующие разновидности: 42305 КМ (СПЗ), 42305ЛМ (СПЗ), 6-42305 А1Е1УШ1 (СПЗ и ВПЗ), последняя является самой распространенной и востребованной.
• 10 ГПЗ (г. Ростов-на-Дону) предлагает модификацию 42305 АЕМ. Эта продукция занимает промежуточное положение в качественно-ценовом диапазоне.
• Самарский завод СПЗ-4 производит самую простую модификацию этого типа, с сепаратором из полиамида. Они являются очень дешевыми, но знающие автомобилисты предпочитают их не использовать.
• Также некоторые поставщики предложат вам марку Craft. Эти китайские подшипники являются самыми дешевыми, но совершенно не годятся для установки в КПП автомобилей.
Каталожные номера: Koyo NJ 305; Coram NJ 305

3. Подшипник вторичного вала коробки передач игольчатый однорядный без колец в пластиковом сепараторе (под шестерни скоростей):
Каталожный номер: 2108 — 1701108
Количество: 5 шт.
Размеры: 30х36х25
Каталожные номера: K32X37X27 (SKF), PW-P1108 (Pilenga)

4. Подшипник дифференциала роликовый конический однорядный:
Каталожный номер: 2108 — 2303036, 7207, 30207 (международное название)
Количество: 2 шт.
Каталожные номера: NSK 30207, KOYO 30207JR; HR30207J; MB 393957; MT 202119; MA 125934 (Mitsubishi)

5. Сальники:
5.1. Сальник привода:
Каталожный номер: Corteco 12015250\Corteco 12015250B
5.2. Сальник первичного вала:
Каталожный номер: Corteco 19034619B\Corteco 19034619
5.3. Сальник штока выбора передач (сальник кулисы):
Каталожный номер: Corteco 12010803\Corteco 12010803B

6. Шестерня задней передачи Pilenga
Каталожный номер: GB-P 0850

7. Подушки двигателя. Производитель: БРТ
7.1. Кронштейн подвески двигателя боковой для LADA Samara 2108-1001040-10РУ
7.2. Кронштейн подвески двигателя задний для LADA Samara 2108-1001031-10РУ
7.3. Кронштейн подвески двигателя передний для LADA Samara 2108-1001015-10РУ

Сборка и разборка коробки передач Ваз 2110

Очищаем от грязи и промываем коробку передач снаружи (не допускайте попадания воды в картер).

разборка коробки передач ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112Ключом «на 17» отворачиваем болт крепления кронштейна подвески силового агрегата.

гайки крышки картераГоловкой «на 13» отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки картера.

кронштейнСнимаем кронштейн.

разборкаПостукивая медным молотком (или обычным через оправку из мягкого металла) по приливам крышки, …

коробка передач ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112…снимаем ее вместе с уплотнительной прокладкой со шпилек.

коробка передач ваз 2112, ваз 2111, ваз 2110 ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112Вдавив до упора шток выбора передач, включаем третью передачу или, втянув шток до упора, включаем четвертую.

крепление 5 передачиНакидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи.

включение передачЧерез выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке вниз, включая пятую передачу ваз 2110.

первичный вал ваз 2110 вторичный вал ваз 2112Бородком выправляем вмятины гаек первичного и вторичного валов ваз 2111.

гайки первичного и вторичного валовГоловкой «на 32» с мощным воротком…

гайки валов…отворачиваем гайки валов.

узел 5 передачиПоддев отверткой вилку включения пятой передачи, снимаем узел пятой передачи ваз 2112 в сборе.

вилка пятой передачиВынимаем вилку включения пятой передачи.

муфта синхронизатораСнимаем скользящую муфту синхронизатора со ступицей.

кольцо синхронизатораСнимаем блокирующее кольцо синхронизатора ваз 2110.

упорная пластинаВынимаем упорную пластину.

ступица скользящей муфтыСдвигаем ступицу внутри скользящей муфты ваз 2112 синхронизатора…

детали пятой передачи…и вынимаем ступицу, пружины, фиксаторы и сухари синхронизатора пятой передачи.

торец вала ваз 2111Медным молотком наносим удар в торец первичного вала ваз 2111.

ведущая шестерня пятой передачиВ образовавшийся зазор между упорной пластиной и ведущей шестерней пятой передачи вставляем две отвертки. Поддевая отвертками шестерню, спрессовываем ее.

фиксаторы штока передачГоловкой «на 13» отворачиваем три пробки фиксаторов штоков переключения передач.

шарик фиксатораВынимаем из гнезд пружины и шарики фиксаторов.

винты упорной пластиныУдарной крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины. На винтах имеются специальные стопорные шайбы.

пластинаСнимаем упорную пластину.

втулка шестерни передачи ваз 2112Двумя отвертками поддеваем упорную шайбу втулки ведомой шестерни пятой передачи.

торец заднего подшипникаВ образовавшийся зазор между торцом заднего подшипника и упорной шайбой вводим лапы съемника…

втулка шестерни…и спрессовываем втулку шестерни ваз 2112 и упорную шайбу.

кольца первичного валаДвумя отвертками разводим стопорное кольцо на первичном валу…

снятие кольца…и снимаем его.

Таким же образом снимаем стопорное кольцо со вторичного вала ваз 2111.

фиксатор задней передачи ваз 2111, ваз 2110, ваз 2112Головкой «на 13» отворачиваем пробку фиксатора задней передачи и вынимаем пружину.

магнит в коробкеВставляем в гнездо фиксатора отвертку и, приложив к ней магнит, извлекаем шарик.

крепление картераГоловкой «на 13» отворачиваем тринадцать гаек и один болт крепления картера коробки ваз 2110 передач к картеру сцепления.

картер коробки ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112Вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку, аккуратно приподнимаем картер коробки…

снимаем картер ваз 2112, ваз 2111, ваз 2110…и снимаем его.

вилка включения передач ваз 2111, ваз 2110, ваз 2112Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I-II передач к штоку.

вилкаПриподнимаем шток вверх и выводим вилку из зацепления.

вилка включения третьей четвертой передачНакидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения III-IV передач к штоку.

механизм выбора передачОтверткой выводим шток из механизма выбора передач.

муфта синхронизатора коробкиПоднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.

шток пятой передачиПоворачивая шток включения V передачи, выводим его из механизма выбора передач.

ось шестерни заднего хода ваз 2110Вынимаем ось промежуточной шестерни ваз 2110 заднего хода.

промежуточная шестерня задней передачи ваз 2112Вынимаем промежуточную шестерню заднего хода.

первичный валВынимаем одновременно первичный и вторичный валы ваз 2111 из роликовых подшипников картера сцепления.

дифференциал ваз 2111Вынимаем дифференциал в сборе.

крепление механизма выбораГоловкой «на 10» отворачиваем три болта крепления механизма выбора передач…

болты механизма…и снимаем его.

болт рычага передачГоловкой «на 10» отворачиваем установочный болт рычага выбора передач.

рычагСнимаем рычаг выбора передач со штока.

защитный чехолПоддев отверткой, снимаем защитный чехол штока со втулки.

шток ваз 2111Вынимаем шток выбора передач.

Заменить шарнир штока выбора передач можно на коробке передач ваз 2112, установленной на автомобиле (снимать шарнир со штока, без необходимости, не следует, т.к. болт крепления установлен на специальном клее ТБ-1324).

Для наглядности проводим эту операцию на снятом штоке.

болтыНакидным ключом «на 10» отворачиваем установочный болт шарнира…

шарниры…и снимаем шарнир.

сальник штокаДля замены сальника штока выбора передач поддеваем его крючком из толстой проволоки и извлекаем из втулки.

ролики подшипника валаОтверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала.

сепараторыВынимаем сепаратор подшипника.

кольцо подшипниковЗацепив крючком приспособления буртик наружного кольца подшипника, ударами по крючку…

выпрессовка…выпрессовываем кольцо.

установка маслосборникаИзвлекаем маслосборник.

Таким же образом выпрессовываем наружное кольцо подшипника первичного вала.
Вынимаем магнит.

сальник картераПодходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления…

сальники привода…сальник привода.

кольцо дифференциалаЧерез бородок наносим удары в торец наружного кольца подшипика дифференциала…

выпрессовка кольца…и выпрессовываем кольцо.

Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач.
Вынимаем регулировочное кольцо.
Зажимаем первичный вал в тиски с мягкими губками.

сборка коробки передач ваз 2110 ваз 2112Поддеваем двумя монтажными лопатками задний шариковый подшипник и спрессовываем его.

торец кольца подшипникаЧерез оправку наносим удары в торец внутреннего кольца переднего подшипника…

кольца…и спрессовываем кольцо.

Зажимаем в тиски с мягкими губками вторичный вал ваз 2111, ваз 2110, ваз 2112.

торцы кольцаДвумя отвертками упираемся в торцы стопорного кольца…

передний конец вала…и снимаем его с переднего конца вала.

торец ведущей шестерниВ зазор между внутренним кольцом переднего подшипника и торцом ведущей шестерни главной передачи вставляем отвертку и отжимаем кольцо.

кольца подшипниковВ образовавшийся увеличенный зазор вставляем две монтажные лопатки и спрессовываем с вала внутреннее кольцо подшипника.

ведомая шестерня первой передачиЗахватив трехлапым съемником ведомую шестерню 1-й передачи ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112, спрессовываем ведущую шестерню главной передачи.

сборка коробкиПри отсутствии съемника подкладываем под шестерню упоры и наносим удары медным молотком в торец вала ваз 2112, ваз 2111, ваз 2110.

шестерня передачиСнимаем ведущую шестерню главной передачи.

ведомая шестерня передачи ваз 2110Снимаем ведомую шестерню I передачи.

кольцо синхронизатора передачи ваз 2111Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора I передачи.

ступица синхронизатораКруглогубцами разводим стопорное кольцо ступицы синхронизатора и снимаем его.

шестерня второй передачиПоддев двумя монтажными лопатками ведомую шестерню II передачи, спрессовываем с вала ступицу скользящей муфты синхронизатора I–II передач.

скользящая муфта синхронизатора передачиСнимаем скользящую муфту со ступицей синхронизатора и блокирующее кольцо синхронизатора II передачи.

ведомая шестерня 2 передачиСнимаем ведомую шестерню II передачи.

Переворачиваем вал в тисках.

задний подшипник вала ваз 2111Поддев двумя монтажными лопатками задний подшипник вторичного вала, …

спресовываем подшипник вала ваз 2112…спрессовываем его.

упорная шайбаСнимаем упорную шайбу.

ведомая шестерня 4 передачиСнимаем ведомую шестерню IV передачи.

синхронизатор 4 передачиСнимаем блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи.

ступица синхронизатораКруглогубцами разводим стопорное кольцо ступицы синхронизатора…

снимаем кольцо…и снимаем его.

шестерня 3-й передачиЗахватив трехлапым съемником шестерню III передачи, спрессовываем с вала ступицу скользящей муфты синхронизатора III–IV передач.

сборка передачПри отсутствии съемника подкладываем под шестерню упоры и наносим в торец вала удары медным молотком.

скользящая муфтаСнимаем скользящую муфту со ступицей синхронизатора.

синхронизатор 3-й передачиСнимаем блокирующее кольцо синхронизатора III передачи.

шестерня 3-й передачиСнимаем шестерню III передачи.

Зажимаем ведомую шестерню главной передачи в тиски с мягкими губками.

шестерня дифференциалаГоловкой «на 17» отворачиваем восемь болтов крепления шестерни к коробке дифференциала ваз 2111.

коробка дифференциалаМедным молотком выбиваем коробку дифференциала.

шестерня приводаПроворачивая, вынимаем шестерни приводов (полуосевые) из коробки.

коробка дифференциалаЗажав коробку дифференциала ваз 2110 в тиски, круглогубцами снимаем стопорное кольцо с оси сателлитов.

ось сателлитовНадавив на ось сателлитов, вынимаем ее из коробки.

снятие сателлитовИзвлекаем из коробки сателлиты.

Для снятия подшипников дифференциала зажимаем коробку в тиски.

сборка коробкиВставив зубило в зазор между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала, наносим удары по зубилу…

спрессовываем подшипники…и спрессовываем подшипник.