Кулиса на ВАЗ 2110 отвечает за переключение передач в автомобиле. От её работоспособности зависит многое, например, плавность передачи крутящего момента от двигателя через КПП на передний привод авто, а это, в свою очередь, влияет на износ системы сцепления и коробки передач в целом. Находится она под днищем автомобиля и выходит в салон, на конце кулисы надевается чехол, который ещё называют «чехол ручки КПП», за него вы берётесь при переключении передач на автомобиле.

Понять, нужно менять кулису или нет, можно только после тщательной регулировки детали. Без выявления точной причины возникновения неполадок можно потратить массу средств на новую кулису, а в итоге ничего не поменяется. Было решено поднять автомобиль и глянуть на люфты в реактивной тяге и приводе переключения передач.

Регулировка кулисы ВАЗ 2110

  1. Оборудуем рабочее место в гараже, поддомкрачиваем или ставим автомобиль на смотровую яму.
  2. Включаем рычаг коробки передачи на первую скорость.
  3. Ставим на ручник и устанавливаем противооткатные упоры.
  4. Спускаемся под ВАЗ-2110 и ключом «на 13» ослабляем хомут, который является соединяющим элементом между шарниром и кулисой на автомобиле.
  5. Снова садимся за руль и упираем рычаг кулисы в направлении влево.
  6. Еще раз спускаемся под машину и фиксируем положение хомута.
  7. Проверяем, исправно ли работает коробка передач. Если все не так гладко, повторяем процедуру снова.
Когда все операции будут выполнены, попробуйте рычаг коробки переключения передач на работоспособность, а именно проверьте все ли передачи чётко включаются, заведите автомобиль проедите немного и если кулиса исправна, то всё у вас будет в порядке и даже менять ничего вам не нужно будет!

Часто при езде на ВАЗ 2110 наблюдается шум и треск под ручкой переключения передач, люфты на рычаге переключения передач. Кстати, шум может возникать не только во время переключения передач, но и на холостых оборотах.

Признаки неисправности кулисы ВАЗ 2110

  • вибрация рычага коробки передач;
  • есть послабление фиксирующих хомутов;
  • плохо включаются или включается «не та» передача;
  • кулиса поворачивается в стороны на шарнире;
  • люфт рычага коробки передач;
  • слышится звон в кулисе (иногда звон появляется уже после проведения ремонтных работ).

Если водитель хотя бы что-то знает о кулисе, как она выглядит и для чего нужна, уже стоит попробовать самостоятельно отремонтировать деталь.

Для замены кулисы нам понадобится:

  • набор ключей с головкой на «10» и «13»;
  • реактивная тяга — 2110-1703300 (если нужна замена);
  • смотровая яма и домкрат;
  • отвёртка.

1. Головкой «на 13» откручиваем две гайки крепления кронштейна буфера и снимаем кронштейн.

2. Головкой и ключом «на 13» откручиваем два болта крепления реактивной тяги к обойме шаровой опоры привода переключения передач.

3. Отводим реактивную тягу вниз.

4. Двумя ключами «на 13» ослабляем стяжной болт хомута реактивной тяги и сдвигаем хомут назад. Снимаем реактивную тягу.

5. При необходимости снятия демпфера реактивной тяги, ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления проушины и снимаем проушину с демпфером.

6. Демпфер реактивной тяги можно заменить и не снимая саму тягу. Для этого ослабляем хомут тяги, а затем ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления кронштейна демпфера к картеру коробки передач.

7. Снимаем кронштейн с демпфером, выводя шлицевой хвостовик проушины из отверстия тяги.

8. Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора. Отворачиваем два самореза крепления правого щитка облицовки тоннеля пола.

9. Снимаем щиток.

11. Аналогично снимаем левый щиток.

12. Снимаем кожух ручки переключения передач.

13. Снимаем туннель. Для этого отвинчиваем саморез по середине.

14. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза в средней части тоннеля.

15. И два самореза слева и cправа со стороны пассажирского сидения.

17. Сдвинув предварительно назад сидение, вынимаем туннель.

18. Головкой «на 10» отворачиваем четыре гайки в средней части переднего крепления корпуса облицовки тоннеля пола.

19. И две гайки заднего крепления и вынимаем облицовку туннеля пола.

20. Ключом «на 10» откручиваем шесть гаек крепления к кузову прижимной пластины привода.

21. Снимаем прижимную пластину.

22. Снимаем защитный чехол привода со шпилек крепления прижимной пластины.

23. Снизу автомобиля двумя ключами «на 13» отворачиваем стяжной болт хомута тяги привода.

24. Сдвигаем тягу привода со шлицевого наконечника шарнира штока выбора передач и выводим тягу привода с рычагом переключения передач.

25. Осуществляем сборку кулисы с новой реактивной тягой в обратном порядке.

Замена кулисы кпп ваз 2110 еще один способ

Кулиса ваз 2110

Кулиса ваз 2110

Примечательно, что замена кулисы на ваз 2110 проводится только после проверки регулировки этого механизма. Замена кулис на ваз 2110 – это работа, которая может быть спокойно проведена своими руками, ведь никакого сложного оборудования в данном случае использовать не потребуется.

Регулировка кулисы

Замена кулисы ваз 2110

Замена кулисы ваз 2110

Многие владельцы отечественного автомобиля Ваз 2110 путают неправильно отрегулированную кулису не только с ее выходом из строя, но и с поломкой самой КПП. Прежде, чем приступить к замене кулисы, хотелось бы остановиться на таком этапе работ, как регулировка или проверка кулисы.
Итак:

  • Стоит отметить, что регулировка кулисы должна быть проведена при снятии коробки или даже замене карданчика или даже в том случае, когда ослабли хомуты, держащие кулису, или же когда она сама провернулась на шарнире. Естественно, сразу же приступать к ее замене не стоит.
  • Первый симптом болезни кулисы – это когда вместо первой передачи включается неожиданно задняя. Бывает и так, что первая и пятая передачи не включаются ни в какую.
    Интересно, но в такой момент к самому рычагу никаких претензий нет. Он стоит, как вкопанный, строго вертикально.

Примечание. Порой достаточно бывает сместить кулису относительно карданчика на один миллиметр, чтобы коробка продолжала радовать водителя своим четким переключением.

Этапы

Для регулировки кулисы и ее проверки на исправность достаточно заехать на первой скорости на эстакаду (эту скорость нужно постараться включить, даже если КПП упирается).
Делаем следующее:

  • на эстакаде глушим двигатель;
  • оставляем включенной первую передачу;
  • ставим под колеса автомобиля противооткатные упоры (меры предосторожности соблюдать нужно всегда);
  • находим под автомобилем хомут, который фиксирует кулису к шарниру;
  • его ослабляем;
  • возвращаемся в салон машины;
  • здесь рычаг кулисы подводим до упора влево, но никак не вперед или назад (кулиса может соскочить с места и тогда придется все начинать сначала);
  • возвращаемся под автомобиль;
  • затягиваем вновь хомут;
  • проверяем работу коробки.

Замена и ремонт кулисы

Замена и ремонт кулисы

Замена и ремонт кулисы

Если не удалось улучшить работу коробки передач, значит все дело в кулисе, которая вышла из строя. Потребуется ее замена или ремонт.

Кроме вышеописанного признака, когда не переключаются нормально передачи, проблемным симптомом испорченной кулисы может выступать вибрация рычага переключателя.

Примечание. Если наблюдается вибрация рычага переключения, значит речь идет о повышенном люфте в шарнирах рычага, которые нужно отремонтировать.

Кулиса и ее разбор

Кулиса и ее разбор

Вооружаемся необходимым инструментарием:

  • ключами на 10, 12, 14;
  • бокорезом;
  • отверткой.

Начали:

  • открываем капот автомобиля;
  • находим гайку болта, отвечающего за клеммное соединение наконечника рычага и тяги переключения передач;
  • снимаем с нее стяжную муфту, а также защитный чехол;
  • возвращаемся в салон автомобиля;
  • извлекаем рамку чехла рычага, который управляет КПП (нужно извлечь чехол, несмотря на усилие фиксаторов, удерживающих его);
Замена кулисы кпп ваз 2110

Замена кулисы кпп ваз 2110

  • чехол рычага нужно вывернуть наизнанку;
  • берем нож или бокорез, которым разрезаем хомут, фиксирующий чехол;
  • снимаем чехол с рычага.

Примечание. Хомут, фиксирующий чехол рычага переключения передач – это одноразовый вариант. Поэтому разрезать его не жалко, а при установке следует поставить новый.

  • снимаем облицовку тоннеля пола в салоне (переднюю часть);
  • фиксатор оси отстегиваем от рычага;
  • снимаем ось рычага, извлекая ее из отверстий кулисы и рычага;
  • теперь рычаг переключения передач легко выйдет, если потянуть его вверх;
  • пришло время протолкнуть отверткой внутрь корпуса рычага направляющую втулку (следует продвигать ее вдоль по валу);

Замена кулисы кпп на ваз 2110

Замена кулисы кпп на ваз 2110

  • теперь находим четыре болта, фиксирующие корпус рычага к кузову;
  • выворачиваем их;
  • снимаем корпус;
  • извлекаем вал;
  • направляющая втулка демонтируется с вала.
Замена кулисы на кпп ваз 2110

Замена кулисы на кпп ваз 2110

Примечание. Все снятые детали тщательно осматриваем.
Если изношено, к примеру, отверстие направляющей втулки или ее резиновый массив подвергся деформации, втулка вся заменяется в сборе. Также, если наблюдается люфт в шарнирах или сильно изношено отверстие под ось рычага, меняется уже вся кулиса.

  • детали устанавливаем обратно;
  • привод переключения передач подвергаем регулировке.

Узнать более подробно о замене кулисы своими руками поможет соответствующее видео. Рекомендуется также изучить фото – материалы.

Пошаговая инструкция, представленная выше, это шанс неплохо сэкономить на ремонте, цена которого в СТО растет с каждым днем.

Так же на нашем ресурсе Вы можете узнать о замене сальника кулисы.

Регулировка кулисы на ВАЗ 2110

Многие неопытные водители начинают паниковать и говорить о поломке коробки переключения передач, хотя на самом деле виновником неполадки выступает кулиса.

Практика показывает, что замена и ремонт — это редкие, не особо распространенные меры. Намного чаще сложившаяся ситуация заставляет просто выполнить регулировку кулисы.

Но сегодня мы поговорим не только про регулировку, но также расскажем об особенностях доработки, ремонта и замены данного элемента.

Расположение элемента

Признаки поломки

На самом деле определить, что виновником всех бед выступает именно кулиса, не сложно. Ведь существует ряд характерных признаков, которые на это указывают.

Вы можете готовиться к работе по регулировке или замене кулисы, если:

  • Первая передача не хочет упорно включаться или же выключаться, переходить в другое положение;
  • При включении первой передачи изначально ручка КПП ведет себя нормально, но затем коробка самопроизвольно перескакивает на заднюю передачу;
  • Вы не можете включить первую и/или пятую передачу, в то время как с переходом на остальные скорости проблем не возникает.

При первых же признаках неполадки следует отправиться на СТО или в собственный гараж для устранения поломки.

Признак поломкиПояснение
На рычаге коробки передач появился люфтВероятнее всего износилась кулиса. В этой ситуации решить проблему можно только путем замены изношенного элемента
Звон кулисыВстречается чаще всего при проблемах коробки на ВАЗ 2110. Вызван звон может быть дефектами при заводском производстве, либо выполнением некачественного ремонта
Скорость на КПП тяжело включается, ее выбиваетВ такой ситуации можно попробовать два метода — регулировка и замена. Если регулировка не помогла, меняйте элемент
Вместо первой передачи включается задняяС рычагом все нормально, а вот кулиса вас подвела. Проводите замену. Хотя может помочь и ремонт с помощью ремкомплекта
Рычаг чрезмерно вибрируетПроверьте состояние шарниров ручки вашей коробки передач. Скорее всего, в них возник серьезный люфт

Регулировка

Теперь поговорим о том, как можно кулису отрегулировать, если она подает первичные признаки неисправности.

  1. Первым делом постарайтесь всеми правдами и неправдами включить первую передачу.
  2. Установите машину на эстакаде, включите ручной тормоз, подставьте дополнительные опоры под колеса, чтобы избежать движения автомобиля.
  3. Не выключайте первую передачу на коробке.
  4. Внизу найдите хомут, который удерживает кулису, фиксирует его. Для этого придется залезть под капот. С поиском коробки передач у вас не должно возникнуть проблемы. Хомут нужно ослабить.
  5. Теперь возвращайтесь в салон. Ваша задача — сдвинуть рычаг коробки максимально влево. Если начнете дергать ручку вперед или назад, кулиса с большой долей вероятности соскочит. Вам это не нужно.
  6. Возвращайтесь под автомобиль, обратно затягивайте хомут.
  7. Во множестве случаев хватает простого смещения кулисы относительно карданчика буквально на несколько миллиметров.

При регулировке обратите внимание на состояние карданчика. Он может потребовать замены в случае износа.

Работа кипит

Доработка

Сейчас многие владельцы ВАЗ 2110 обсуждают возможности доработки, усовершенствования коробки переключения передач путем замены кулисы со стандартной на короткоходную.

Короткоходка является результатом самостоятельного тюнинга. Проводить подобную работу или нет, решайте сами. Но с точки зрения эффективности работы КПП, установка короткоходной кулисы идет только на пользу, поскольку передачи начинают переключаться более четкое.

Короткоходка

Чтобы установить себе короткоходку, не обязательно полностью демонтировать штатный вариант.

Для этого вам необходимо выполнить несколько операций:

  • Нужно просто разобрать шаровую опору с внешней стороны;
  • Далее разжимается металлическое кольцо опоры и разводятся лапки, выполненные из пластмассы;
  • Так выйдет шар;
  • Теперь отключается от опоры тяга, и к тяге приваривают небольшой кусочек трубы и кусочек листового металла хорошей прочности;
  • Обязательно поднимите вверх шарнир с крючком, иначе ошибочных включений скоростей будет не избежать.

Установка короткоходки повлечет за собой необходимость прикладывания большего усилия при включении той или иной передачи. Но с другой стороны, переключение становится четким и плавным. Потому решайте сами, с каким вариантом вам будет лучше — стандартным или короткоходным.

Ремонт

Вне зависимости от того, что именно вы будете делать с кулисой — ремонтировать, регулировать или менять, вам все равно потребуется разобрать данный узел.

Разборка выполняется следующим образом.

  • Снимите кожух с ручки вашей коробки переключения передач.
  • Установите автомобиль на яму, либо поднимите переднюю часть с помощью домкрата.
  • Демонтируйте переднюю консоль. Она удерживается на крепежных болтах.
  • Теперь снимите саму кулису. Для ее фиксации в АвтоВАЗ использовали 6 болтов в случае с моделью ВАЗ 2110.
  • Проводя демонтажные работы, обязательно изучайте состояние всех элементов.
  • Отогнув пыльник, вы откроете себе доступ к опоре, сальнику и карданчику.

Меняем пыльник

Теперь что касается ремонта. На этот счет может быть несколько рекомендаций, в зависимости от текущего состояния узла и его компонентов.

  1. В лучшем случае ремонт потребует применения ремкомплекта для кулисы. Стоит он немного.
  2. Если деформировалась втулка, ее потребуется заменить на новую.
  3. Проверьте отверстие оси рычага на предмет износа.
  4. Убедитесь, что у карданчика нет люфта. В противном случае обычным ремокомплектом уже не обойтись, то есть потребуется полная замена всей кулисы.
  5. Не редко виновником постороннего шума, дребезжания при переключениях скоростей на коробки передач становится подушка кулисы. Поменять ее достаточно просто, а провести операцию по силам даже новичку.

Замена сальника

Достаточно часто владельцы ВАЗ 2110 сталкиваются с ситуацией, когда после стоянки под машиной они обнаруживают следы масла. Варианта здесь два — износился масляный фильтр или возникли проблемы с сальником.

По мере замены сальника вы сможете параллельно произвести осмотр и смену таких элементов как подушка, карданчик, пыльник.

Демонтажные работы

Но давайте обо всем по порядку. Первым делом проверьте, действительно ли это сальник, а не фильтр. Если с фильтром все хорошо, тогда загоняем автомобиль на яму или находим другой способ оказаться под днищем вашего ВАЗ 2110. Предварительно не лишним будет посмотреть видео материалы относительно сложившейся у вас ситуации.

  1. Внимательно осмотрите пыльник. Если из коробки передач через сальник вытекает масло на вашем авто, его следы обязательно останутся на пыльнике.
  2. Отогните пыльник. Так вы сможете добраться до карданчика, отсоединить его и получить доступ к манжете.
  3. Демонтировать карданчик сначала нужно от рычага, а уже потом от самой кулисы. Не наоборот.
  4. Карданчик снят, потому двигаемся к сальнику.
  5. Манжета с коробки переключения передач снимается при помощи крючка и шила. Потому заранее позаботьтесь о наличии этих инструментов у вас под рукой.
  6. Теперь на место старого сальника устанавливается новый. Народные умельцы приспособились использовать обычную крышку от пластиковых бутылок. Если приноровиться, то получается очень легко менять сальник.
  7. Выполнив замену элемента, верните все демонтированные компоненты на свои места. Если некоторые из них нуждаются в замене или уже заметны следы износа, лучше поменять сразу. Вряд ли вам захочется через пару недель повторять ту же операцию и валяться под собственным автомобилем.

Ремонт не даст желаемого результата, если регулировка была проведена с допущением ошибок. Чтобы сделать все аккуратно и грамотно, воспользуйтесь помощью напарника. Один будет работать под автомобилем, второй подсобит из салона.