Одним из главных узлов ВАЗ-2109 можно назвать замок зажигания, именно от него зависит успешный старт автомобиля и работа элементов, зависящих от электросети. Обычно он работает долго, безотказно, ломается крайне редко, но если это произошло, то замена неизбежна. Некоторые автолюбители проездили половину жизни и ни разу не столкнулись с этой проблемой, другим повезло меньше. В любом случае, чтобы уверенно ездить по дорогам, желательно знать, как самостоятельно заменить этот элемент автомобиля.

Устройство

На ВАЗ-2109 можно встретить зажигание нового, а также старого образца. У старых образцов имеются 4 положения, длинный ключ и реле. У новых есть 3 положения и короткий ключ, а реле в нем вовсе не предусмотрено. Замок зажигания у ВАЗ-2109, так же как и у других автомобилей, рассчитан на выполнение двух функций: блокировать рулевую колонку (механическую) и замыкать контакты при повороте ключа (электрическую).

Электрическая часть работает в зависимости от поворота ключа:

  • авто обесточено – 0;
  • напряжение подано на всю электросеть – 1;
  • подача тока только на стартер – 2;
  • включение аварийного освещения.

Неисправности

Замена замка зажигания ВАЗ-2109Учитывая то, что замок зажигания рассчитан на выполнение двух функций, все поломки делятся на механические и электрические. К механическим неисправностям можно причислить заклинивание личинки в одном из положений, когда невозможно повернуть ключ. Контактная группа, которую пора менять, когда при повороте ключа двигатель автомобиля не заводится или же произошла деформация.

Электрические неисправности могут появиться при любом положении ключа, так как связаны с нарушением целостности электросети.

В ситуации когда контакт отсутствует – не функционируют все составляющие системы. При наличии контакта не в том месте, где требуется, произойдет короткое замыкание и перегрев, что приведет к необходимости установки нового замка.

Замена зажигания и проверка

Замена замка зажигания ВАЗ-2109Чтобы заменить замок зажигания, нужно все действия выполнять в определенной последовательности:

  1. Перед выполнением замены необходимо снять минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Снимите кожух рулевой колонки и два переключателя, расположенных под рулем.
  3. После этого нужно вставить ключ в замок зажигания и установить в нулевое положение. Это необходимо для того, чтобы произошло отключения противоугонного устройства.
  4. Далее открутите 4 болта, на которых держится замок зажигания. Если установлены болты со срезанной головкой, следует сбить их с помощью молотка и зубила.
  5. После откручивания (сбивания) болтов, достаньте их из отверстий, воспользовавшись плоскогубцами.
  6. С левой стороны уберите скобу, а потом с правой – снимайте замок зажигания.
  7. Потом разъедините колодку проводов с электрическим разъемом.
  8. Заберитесь под приборную панель, там отсоедините разъемы замка зажигания от реле.

Установка нового замка должна выполняться шаг за шагом в обратной последовательности.

Чтобы проверить контакты на колодке проводов, воспользуйтесь омметром. На приборе обязательно должен высвечиваться ноль. Если его показания другие – меняйте контактную группу.

Чтобы изменить контактную группу, нужно выполнить следующие действия:

  1. Воспользовавшись отверткой, открутите винт, на котором крепится крышка.
  2. Отогните пластиковые защелки, которые держат крышку, потом снимите ее.
  3. Снимите контактную группу.

Устанавливается контактная группа также в обратной последовательности.

Не во всех случаях удастся обнаружить на ВАЗ-2109 четыре болта на рулевой колонке. На некоторых моделях он может быть закреплен при помощи двух болтов и крючка.

Как снять замок зажигания на ваз 2109

Задолбал меня в последнее время замок зажигания, а вернее в самые не подходящие моменты. Заклинивал (не поворачивался) в положение зажигание → стартер. Особенно выводило из себя, когда на заправке, в пробке, на Ж\Д путях ждешь стоишь и т.п. Вчера поехал после работы и опять такая шняга. Каждый раз разбираешь кожух подрулевой, снимаешь сам замок и с помощью WD40 разрабатываешь вновь заклинивший наполовину блокиратор руля. Замок стоял оригинал ДААЗ. Само основание и блокиратор выполнены вроде из дюрали и имелись миллиметровые задиры на блокираторы и он иногда клинил внутри замка.

Вчера решил окончательно разобрать замок и подточить сам блокиратор чтобы больше такого не было. Я догадывался что там должны быть пружинки и прочая хрень, которая любит улетать вникуда или в глаз. Разобрал аккуратно и принялся стачивать две плоскости блокиратора, только вернувшись к второй части замка не тронув её еще, выстреливает пружинка и маленький шарик в неизвестном направлении.

Ипона мать… Поиск деталек в помещении в 60м² — равносилен поиску иголки в стоге сена. Короче собрал я обратно его. Вроде все работает вроде. Подключаю его, проверить работоспособность все нормально. Думаю странно, нафига тогда та пружинка и шарик?! установил все в обратной последовательности. Заехал в магазин и завожу машину все Ок, но работает только габариты, пошатав ключ заработала печка и ближний. Так вот что выполняли те самые детальки.

Получается что при возврате ключа на положение II после запуска двигателя не фиксировалось(не включалось) положение 15/2, которое отвечает за (Ближний и дальний свет фар. Противотуманный свет. Фароочистители. Очиститель заднего стекла. Обогрев заднего стекла. Омыватель. Вентилятор отопителя. Вентилятор системы охлаждения двигателя). Попробовал автозапуск включить, но и он стал как то чудно включаться. Решил не экспериментировать с таким замком и купить новый, т.к. на дворе зима наступает и автозапуск нужен, а вдруг с таким замком залипнет стартер или еще чего и ремонт встанет куда дороже, чем сейчас раскошелиться на новый замок.
В общем подумано-сделано. Купил по оптовой цене оригинальный ДААЗовский замок, в магазине узнавал стоит 1000-1250р.

НОВЫЙ НА МЕСТЕ

Всем добра и исправного зажигания!

Поменять замок зажигания в принципе не такое, уж сложное дело. Цена замка зажигания на ВАЗ 2109 составляет около 700 рублей. Как заменить замок зажигания на девятке мы узнаем ниже.

Из инструмента нам понадобится торцевая головка на 10 и вороток возможно использование трещотки.

В первую очередь нужно отключить аккумулятор. Теперь нужно снять кожух рулевой колонки. Далее откручиваем болты крепления, которые затягивают хомут замка зажигания ВАЗ 2109.Замена замка зажигания своими руками ВАЗ-2109

Теперь разводим два хомута, чтобы они перестали сцепляться.Замена замка зажигания своими руками ВАЗ-2109

Снимаем замок, с рулевой колонки спуская вниз.Замена замка зажигания своими руками ВАЗ-2109

Отсоединяем штекеры с проводами.Замена замка зажигания своими руками ВАЗ-2109

Теперь нужно отсоединить самый большой штекер, немного просунув руку под панель.Замена замка зажигания своими руками ВАЗ-2109

В результате видим следующую картину.Замена замка зажигания своими руками ВАЗ-2109

Установку замка зажигания автомобиля ВАЗ 2109 производим в обратном порядке.

Замена личинки замка зажигания ваз 2109 своими руками

Замок зажигания ваз с личинкой в сборе

Замок зажигания ваз с личинкой в сборе

Личинка замка зажигания ваз 2109, несмотря на небольшие размеры и совсем незаметное расположение — выполняет в сборе с замком главную роль в работе систем автомобиля. Поэтому выход из строя столь небольшого по размерам агрегата может полностью парализовать работу всего автомобиля.

Выключатель зажигания служит для включения питания всей системы зажигания и пуска двигателя, стеклоочистителей, фонарей заднего хода, указателей поворота, а в некоторых модификациях даже радиоприемника и фар головного света. Кроме этого на некоторых машинах замок зажигания дополнительно оснащается противоугонным устройством, которое блокирует поворот рулевой баранки.

На ваз 2109 замена личинки замка, выполняется очень просто. Важно лишь изучить последовательность выполнения и подобрать инструмент.

НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО

Главным назначением замка изначально была защита машины от угона, однако:

  • Сегодня, как видно из практики, чтобы завести и угнать автомобиль, угонщикам совсем не обязательно наличие ключа, либо его дубликата
  • Выражаясь понятнее, защита из замка раньше оправдывала себя, а сегодня она — «так себе»
  • Оснащенные современными технологиями и приборами продвинутые угонщики способны всего за несколько секунд взломать электронную защиту самых современных противоугонных систем
  • А уж на ваз 2109 личинка замка либо сам замок ваз 2109, либо его отечественный аналог вообще можно назвать развлечением для начинающих
  • На самом деле, замок зажигания является обыкновенным прерывателем, который при повороте ключа размыкает либо замыкает определенную группу контактов
  • Появление неисправности замка зажигания увеличивает вероятность угона транспорта в несколько раз, кроме этого создает большие неприятности вам и, по закону подлости, в момент совершенно неподходящий для этого
  • Устройство любого выключателя зажигания сходно, оно состоит из замка и его контактной группы
  • А контактная группа представляет собой две отдельных пластины, неподвижную и подвижную
  • Подвижная пластина двигается при повороте ключа в замке и происходит замыкание контактов в нужной последовательности
  • Уже сейчас на всех отечественных автомобилях успешно применяются выключатели, имеющие одинаковую конструкцию и порядок замыкания контактов

Причины замены

Как правило, замена личинок замков ваз 2109 осуществляется в таких случаях:

  • Когда машину пытались угнать, и пострадала при этом личинка замка
  • Если хозяин автомобиля потерял свои ключи
  • Поломка личинки в процессе работы

Двигатель машины может не запускаться из-за плохого контакта.
Проверить это совсем не трудно, для этого достаточно иметь под рукой омметр, либо мультитестер с функцией омметра и пять минут времени:

  • Отключаем «-» клемму от аккумулятора
  • Снимаем нижний кожух с рулевой колонки
Сняли кожух и разомкнули контакты

Сняли кожух и разомкнули контакты

  • Отсоединяем контакты и проверяем сопротивление омметром
  • У исправных контактов должно быть минимальное (нулевое) сопротивление
  • Иначе вам необходима замена либо контактной группы, либо всего замка целиком
Замеряем сопротивление контактов при помощи омметра

Замеряем сопротивление контактов при помощи омметра

ЗАМЕНА САМОЙ ЛИЧИНКИ ЗАМКА ЛИБО КОНТАКТНОЙ ГРУППЫ

Замена личинок замка ваз 2109 требует наличия инструментов:

  • Новой личинки в комплекте с ключами
  • Тонкой часовой отвертки
  • Крестообразной отвертки
  • Тонкого сверла
  • Зубила
  • Молотка
  • Пассатижей

Не обязательно при любой поломке выполнять замену замка целиком, если причина неисправности кроется в сменных деталях, тогда выполняется частичный ремонт замка и замена личинок замков на ваз 2109 имеет смысл, когда ключ перестает свободно вращаться в замочной скважине. Еще вариант частичного ремонта – выполнение замены контактной группы, для этого достаточно минимума инструмента и немного разбираться в устройстве.

Разобраться в устройстве поможет наша инструкция:

  • Ничто и никто не запрещает вам менять каждый раз замок целиком, и даже ездить на СТО, если вас устраивает цена
  • После снятия кожуха открывается доступ к замку выключателя
  • Личинка замка в принципе уже можно доставать на этом этапе
  • Поэтому вытаскиваем боковой штифт, который удерживает ее в замке
  • Это легко выполнить тонкой отверткой (часовой) при этом постукивая по ней небольшим молоточком
  • Если таким образом штифт не вытаскивается, тогда попробуйте высверлить личинку аккуратно, при помощи тонкого сверла
  • Если вам удобнее вынуть сначала, вынуть замок зажигания, прежде чем приступить к замене личинки, для этого необходимо отвернуть болты, крепящие выключатель зажигания к рулевой колонке
  • Это необходимо делать, используя молоток и зубило, так как эти болты имеют срезанные головки
  • Зубилом их надо слегка ослабить, а затем выкручивать пассатижами, как на фото внизу
Ослабляем болты, крепящие замок к рулевой колонке

Ослабляем болты, крепящие замок к рулевой колонке

  • Теперь снимаем скобу и сам замок с колонки, отключаем обязательно его электрический разъем
  • Выкручиваем саморез, крепящий реле зажигания, и достаем его из-под панели
  • Отсоединяем разъем
  • Разъединяем «массовый» провод
  • Используя крестообразную отвертку, выкручиваем саморез
  • Затем отжимаем защелку, и снимаем крышку, затем контактную группу
  • Итак, мы вынули выключатель
  • Вынимаем личинку своими руками и замка зажигания, как уже описывалось выше
  • Производим ее замену
  • Проверяем работу замка с установленной новой личинкой, для этого поворачиваем ключ зажигания
  • Не забываем после установки, проверить правильную работу блокировочного механизма, нашего рулевого вала
  • Когда механизм не срабатывает, при полном обороте рулевой баранки, надо отрегулировать расположение замка на рулевой колонке
  • Только после завершения регулировки расположения и проверки работоспособности нашего механизма блокировки, можно затягивать болты, пока полностью не оторвутся головки, воспользуйтесь для этой цели накидным ключом «10»

Устраняем неисправности замка зажигания любимой «Девятки»

Устройство замка зажигания ВАЗ 2109

ЗЗ встречается старого и нового образца. Старый имеет 4 положения, длинный ключ и реле. В новом отсутствует реле, есть 3 положения и короткий ключ.

Замок зажигания ВАЗ 21099, как и других моделей, выполняет две функции:

  • механическую – блокирует руль без ключа;
  • электрическую – замыкает контакты в зависимости от положения ключа.

ЗЗ автомобиля 2109

ЗЗ автомобиля 2109

Схема

Схема замка зажигания представляет собой положение ключа в замке и может быть представлена в виде таблицы:

Положение ключаЧто происходит
 «0»Питание автомобиля отсутствует.
«I»Напряжение подается на все элементы электросети.
«II»Напряжение подается на стартер.
«III»Свет ручного тормоза, габаритное освещение.

Характерные неисправности

Так как на ВАЗ 2109 замок зажигания выполняет две функции, то и характер неисправностей можно разделить на механические и электрические, хотя и чаще всего ломается замок в режыме стартера:

  1. К механической неисправности относится заклинивание сердцевины, в каком-либо положении: физически невозможно провернуть ключ. В этом случае можно ввести внутрь немного силиконовой смазки. Если это не помогает, то придется снять замок зажигания и поменять на новый.
  2. Электрические неисправности могут возникнуть при определенном положении ключа, когда нарушена целостность электросети в коммутаторе. Если контакта нет, не будут работать все компоненты системы. Если контакт есть, но замыкание происходит не там, где нужно, это чревато коротким замыканием и перегревом ЗЗ. Он может оплавиться, появится специфический запах (автор видео — MAQS MAC).

Инструкция по ремонту и замене

В основном ЗЗ можно отремонтировать. Ремонт обычно заключается в замене сердцевины или контактной группы. Если после ремонта проблема осталась, то необходима замена замка зажигания.

Сердцевина ЗЗ ВАЗ 2109

Сердцевина ЗЗ ВАЗ 2109

На ВАЗ 2109 замена сердцевины состоит из следующих действий:

  1. Сначала снимается защитно-декоративный кожух с рулевой колонки, а также переключатели стеклоомывателей и поворотов.
  2. Замок крепится с помощью винтов и крючковой защелки. С выкручиванием винтов, могут возникнуть проблемы, так как у них срезаны головки. Чтобы их удалить, сначала нужно ослабить ударами зубила, а потом выкрутить с помощью плоскогубцев. Можно винты аккуратно высверлить.
  3. Далее разъединяем хомуты, выводя их из зацепления.
  4. Вытянув боковой штифт, можно вынимать сердцевину. Если не получилось, то сердцевину можно высверлить с помощью тонкого сверла. В крайнем случае придется демонтировать весь узел.
  5. На следующем этапе нужно отсоединить разъем, штекер проводов, а также провод массы.
  6. Отжав защелку, можно снимать крышку и контактную группу.
  7. Вставляем новую сердцевину и проверяем работу. При проворачивании ключа, должны работать все процессы.

Проверить следует также блокировку рулевого колеса. Если руль не блокируется при полном обороте, нужно отрегулировать положение замка на колонке.

Контактная группа ЗЗ

Контактная группа ЗЗ

Замена контактной группы замка зажигания ВАЗ сводится к демонтажу ЗЗ: схема снятия описана выше.

При выполнении процедуры следует соблюдать следующие рекомендации:

  • перед тем как отключить контакты, им желательно присвоить номера, это поможет избежать ошибок при подключении;
  • если в конструкции контактной группы присутствует стопорное кольцо, то сначала нужно вынуть его с помощью шила.

Зная, как устроен замок зажигания на ВАЗ 2109, и имея хотя бы небольшой опыт работ, можно своими руками выполнить ремонт, не прибегая к помощи специалистов. Таким образом можно сэкономить на техническом обслуживании.

Снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Для снятия замка зажигания с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 выполните следующее:

1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Отверните шесть винтов крепления нижнего кожуха рулевой колонки.

 

статья про снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Снимите нижний кожух рулевой колонки…

статья про снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4.… и облицовку замка зажигания.

статья про снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5. Снимите верхний кожух рулевой колонки.

статья про снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6. Отсоедините разъем с проводами замка зажигания от жгута проводов.

статья про снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

7. Отсоедините разъем с проводами замка зажигания от реле зажигания.

статья про снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

8. Вставьте ключ в замок зажигания и поверните ключ в положение «0», чтобы выключить противоугонное устройство. Отверните четыре болта крепления (два болта расположены сверху рулевой колонки). Снимите скобу и замок зажигания.
ПРИМЕЧАНИЕ

статья про снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Если головки болтов срезаны, болты необходимо высверлить или сбить с помощью отвертки и молотка.

статья про снятие и установка замка зажигания на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

На части автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 может быть установлен замок зажигания, крепящийся двумя болтами. В верхней части скобы есть прорезь, в которую входит крючок на корпусе замка зажигания.
9. Установите замок зажигания на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в обратном порядке.

Источники

  • tuningtaza.ru/снятие-и-установка-замка-зажигания-на-автомобилях-ваз-2108-ваз-2109-ваз-21099.html
  • avtozam.com/vaz/2109/neispravnosti-zamka-zazhiganiya/
  • masteravaza.ru/zamki/zamok-zazhiganiya/zamena-lichinki-zamka-zazhiganiya-vaz-2109-905
  • tungrem.ru/avtomobili-lada/lada-samara-sputnik/vaz-2109/359-zamena-zamka-zazhiganiya-svoimi-rukami-vaz-2109
  • drive2.ru/l/8056516/
  • ladaautos.ru/vaz-2109/kak-proizvoditsya-zamena-zamka-zazhiganiya-vaz-2109.html