Содержание статьи
Датчик детонации (ДД), установленный на инжекторый ВАЗ 2109, является компонентом электронной системы управления впрыском двигателя.
Основная задача ДД заключается в контроле детонации в цилиндрах силового агрегата вашего автомобиля.
Устройство и расположение
Датчик детонации заключен в корпус, внутри которого располагается пластина — пьезокерамический элемент. Этот элемент характеризуется определенными свойствами, называемыми пьезоэффект. Плюс в корпусе присутствует резистор. Снаружи к датчику подключается питающая проводка.
Как он работает
В зависимости от типа используемого датчика детонации, принцип работы устройства несколько отличается друг от друга.
Тип ДД | Принцип работы |
Резонансный пьезоэлектрический | Контроллер блока управления подает на датчик детонации напряжение. Оно постоянное и составляет 5В. Резистор, встроенный в регулятор, понижает данное напряжение до показаний 2,5В, после чего возвращает его обратно. Когда происходит детонация в цилиндрах силового агрегата, датчик детонации передает контроллеру напряжение с переменным током, частота и амплитуда которого меняется в зависимости от показателей детонации. За счет этого сигнала электронный блок управления меняет угол опережения зажигания, в результате чего детонация пропадает |
Широкополосный пьезокерамический | При работе силового агрегата регулятор отправляет контроллеру сигнал в виде переменного тока, который соответствует частоте вибрации мотора. Если возникает детонация, сигнал преобразуется в более высокочастотный. Так электронный блок управления определяет, что возникла детонация. Механизм гашения подстраивается под текущую работу мотора и позволяет поддерживать характеристики на оптимальном уровне, адаптироваться под работу с топливом, качество и октановое число которого оставляет желать лучшего |
Оптимальный способ избежать всевозможных проблем с системой впрыска топлива двигателя — заправляться качественным бензином.
Причины детонации
Детонация в двигателе может возникать по разным причинам, среди которых следует выделить:
- Использование горючего сомнительного качества и происхождения;
- Бедная топливовоздушная смесь, поступающая в цилиндры;
- Нарушенная работоспособность или вышедшая из строя система охлаждения двигателя;
- Использование свечей зажигания, характеристики которых не соответствуют параметрам двигателя;
- Образование нагара внутри камер сгорания;
- Перескочивший по тем или иным причинам ремень газораспределительного механизма и пр.
Если вовремя не принять меры касательно вышедшего из строя ДД, это грозит нарушением функциональности мотора и не только.
К чему ведет отказ ДД
Если датчик детонации или его электрические соединения выйдут из строя, произойдет следующее:
Контроллер перейдет на работу по резервной таблице расчета угла опережения зажигания. Последствия такой работы устройства — потеря мощности силового агрегата, увеличение расхода топлива и троение мотора.
При помолке ДД или его электрических соединений увеличивается детонация, что приводит к появлению кода неисправности в контроллере. Как результат, на приборной панели загорается лампочка Check engine.
Что использовать
Планируя замену ДД, важно подумать, какой именно датчик будет использовать в системе впрыска на вашем ВАЗ 2109.
Как мы уже отмечали, на девятках можно применять два типа регуляторов. Но каждый из них имеет свои особенности по срабатыванию.
- Широкополосные пьезокерамические устройства способны фиксировать и передавать на электронный блок управления широкий спектр шумов, исходящих от двигателя. Как результат, ЭБУ устраняет причины возникновения каждого из них.
- Резонансные устройства настроены только на срабатывание при образовании детонации в двигателе.
С точки зрения практичности и эффективности работы датчика детонации, лучший выбор для ВАЗ 2109 — это широкополосные. Но решать только вам.
Замена
В случае выхода из строя ДД, единственным правильным решением будет замена сломанного устройства на новый работоспособный регулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия.
- Вооружиться торцевой головкой на 13, трещоткой.
- Снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму и на время откинуть ее в сторонку. Нужно лишить автомобиль питания, иначе проблем не избежать.
- Отключите колодку с проводами, которая питает наш датчик. Для этого сначала нажмите на металлический фиксатор, а затем потяните штекер.
- Далее простым гаечным ключом или трещоткой откручивается крепежная гайка. Работать на участке расположения датчика детонации достаточно неудобно, но вполне реально его выкрутить без лишних проблем.
- Снимите регулятор со шпильки и посмотрите, какая на нем нанесена маркировка.
- Определение маркировки позволит узнать, какой именно вариант датчика используется на вашем автомобиле. Его желательно заменить таким же. Либо, следуя данным из руководства по эксплуатации вашей девятки, приобрести аналог, соответствующий параметрам вашего силового агрегата на ВАЗ 2109.
- Купив новый датчик, можно его установить на место вышедшего из строя регулятора. Возвращайте минусовую клемму на аккумулятор и проверяйте в работе ваш мотор. Если проблема действительно была в датчике, все признаки детонации пропадут.
Приобрести сегодня ДД — не проблема. Но лучше выбирайте проверенные, хорошие магазины автозапчастей. Примерная стоимость регулятора составляет 300 рублей. Пожалуй, это единственные финансовые затраты при ремонте своими руками.
Особых сложностей в замене столь важного устройства для правильной работы двигателя нет. Следуйте инструкции и используйте только качественный бензин. Тогда новый ДД вас не скоро побеспокоит.
Замена датчика детонации. Решение проблемы с запуском
В недавней поездке, заправив на условно пустой бак 9 литров, и пройдя 100 км-бензин кончился, хорошо что не в пути, а уже дома. В голове все мысли были направлены на хороший запуск, а не на бодрую езду и я упустил из виду вялый разгон, ну и в пол не топил, ездил с пассажирами размеренно, поэтому и не заметил видимо.
Тут и вспомнился мне ДД и опыт, который я с ним имел ранее. Но сейчас ситуация оказалась иной, по ДД ошибок не было.
Диагностирую снятый ДД. Сразу бросилось во внимание, то, что только что снятый датчик показывает напряжение 0,4-0,5 милливольт, на постукивания реагирует, но не особо уверенно. Позже в инете нашел инф, что такое бывает, но редко.
Подкидываю валявшийся после замены, предыдущим хозяином ржавый и грязный датчик, предварительно его отмыв и зачистив. Результат ошеломил-запуск с пол оборота(в лучшем случае) при любой температуре ОЖ, хорошая динамика разгона(тут я топил в пол) в частности начиная с 60 км/ч на 4 передаче.
Ну да ладно. Этот ДД старый, возможно уставший, иду в магаз за новым, выбора никакого, нехотя беру КЗА(Калуга) в пакетике, без опознавательных знаков о производителе на пакетике.
Вечером ставлю, тестирую. Что бы я не делал(даже переобучал поэтапно ЭБУ), идут ошибки низкого сигнала(уровня шума) и/или обрыва цепи ДД. Низкий сигнал, появился только при черезмерной затяжке болта крепления, до этого только обрыв цепи. Ошибка выпадает почти сразу при перегазовках на месте до 3500 об/мин или при динамичной езде на 2 км. Звук работы мотора гулкий, динамика только на 1й и 2й передаче. Вообщем ДД-хлам! Толи вернуть, толи распилить посмотреть?
Внешние отличия рабочего и палёного:

Слева подделка, справа оригинал

Слева подделка, справа оригинал
На оригинальном есть кольцевая бороздка и метка краской на наружней стороне, а на внутренней был штамп аналогичного цвета на месте подключения колодки. Есть точка в маркировке

Упаковка нового палёного ДД

исходный ДД, который показывал 0,5 мВ, маркировка 63.3855
Замер сопротивления между вторым контактом и корпусом ДД: первый датчик- бесконечность, второй- бесконечность, новый треттий-КЗ, тоесть этот новый ДД по сути муляж! У Российских ДД нет шунтирующего сопротивления! В магаз идите с мультиметром.
При проверке способом подключения к милливольтметру, рабочий ДД при незначительном постукивании пластиковой ручкой отвертки даёт 1,5 мВ, новый же, если его долбить, то кое как 1,3 мВ. В оконцовке скажу, по своему опыту, что встречаются рабочие ДД от СТАРТВОЛЬТ, их надеюсь не копируют…
Датчик детонации ВАЗ 2109: где находится, замена
В процессе работы мотора ВАЗ 2109 возможно возникновение неоптимального воспламенения бензовоздушной смеси. Данное явление негативно воздействует на силовую установку, создавая повышенную вибрацию и оказывая паразитные нагрузки на цилиндропоршневую группу и сопутствующие узлы. Детонация постепенно разрушает ДВС, приближая необходимость капитального его ремонта. Для своевременного выявления неоптимального сжигания горючего служит датчик детонации. Он отслеживает вибрацию и подает соответствующие сигналы в ЭБУ, по которым корректируется работа мотора.

Внешний вид датчика детонации
Назначение датчика детонации
На автомобиле ВАЗ 2109 применяется два вида датчиков детонации в зависимости от используемого контролера и года выпуска транспортного средства. На более ранних автомобилях использовался одноконтактный резонансный измеритель.
Позже на ВАЗ 2109 инжектор стали ставить широкополосный ДД. Несмотря на различие в конструкции и принципе действия датчики служат с одной и той же целью: своевременно выявить появление детонации.
Широкополосный датчик детонации выполнен в форме тора. В его центре имеется крепежное отверстие, через которое проходит шпилька. С боку измерителя располагается клеммная колодка. Она предназначена для подключения сенсора к блоку управления двигателем.
Резонансный датчик с одной из сторон имеет резьбу, благодаря которой вворачивается в отверстие под шпильку. Поэтому данному типу измерителя не требуется дополнительный крепеж.

Конструкция широкополосного и резонансного датчиков ДД
Оба датчика детонации внутри корпуса имеют чувствительный элемент, который вырабатывает напряжение при воздействии вибрации. Резонансный ДД способен работать в узком диапазоне. Широкополосный улавливает вибрацию во время всей работы силового агрегата.
В ЭБУ поступает сигнал с ДД. Модуль анализирует приходящее напряжение, а именно его амплитуду и частоту. При обнаружении отклонения из заданного диапазона ЭБУ понимает, что появилась детонация. В таком случае по заранее заложенному алгоритму корректируется работа мотора и неоптимальное сгорание топливовоздушной смеси проходит.
Ликвидация детонационного сгорания позволяет уменьшить нагрузку на мотор, что увеличивает срок его службы. Поэтому основным назначением ДД считается продление ресурса двигателя путем своевременного выявления детонации.
Расположение датчика детонации на ВАЗ 2109
Датчик детонации на автомобиле ВАЗ 2109 устанавливается на передней части блока цилиндров мотора. Широкополосный измеритель крепится либо болтом, либо шпилькой с гайкой. Резонансный ДД сам непосредственно вворачивается в посадочное отверстие. ДД располагается в месте наибольшей чувствительности появления детонации.
Стоимость датчика
На автомобилях ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 4.1» используется ДД 211203855010-01. Он обладает низкой распространенностью. Из-за этого его цена крайне высока. За оригинальное изделие часто требуется заплатить 1500-1700 рублей. Хороши аналогом является General Motors 21120-3855010-01. Его стоимость составляет 1600-2000 рублей.
На ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 5.1» используется широкополосный ДД 21123855020. Его цена — 300-450 рублей. С хорошими аналогами фирменного датчика можно ознакомиться в таблице ниже.
Таблица — Хорошие аналоги фирменного датчика детонации ВАЗ 2109
Производитель | Артикул | Примерная стоимость, рубль |
---|---|---|
ЗАЗ | 183855 | 170-290 |
Фенокс | SD10100O7 | 230-390 |
VOLVO | 183855 | 290-410 |
Bosch | 0 261 231 046 | 370-400 |
ЕРА | 550489 | 250-400 |

Аналог родного датчика детонации
Методы проверки датчика детонации
Косвенно проверить работоспособность ДД можно замерив сопротивление. Нормой считается значение от 1 до 10 МОм. При выходе за пределы указанного диапазона датчику требуется замена.

Проверка ДД с помощью замера сопротивления
Проверить ДД можно с помощью мультиметра. Для этого требуется подключить щупы к клеммам и легонько постучать по рабочей области. Если мультиметр не зафиксирует скачков напряжения, значит ДД неисправен.

Проверка широкополосного датчика
На ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 4.1» стоит одноконтактный датчик. Для его проверки второй щуп мультиметра следует подключать к корпусу ДД.

Диагностика резонансного ДД
Самостоятельная замена резонансного датчика на ВАЗ 2109
Замена ДД на ВАЗ 2109 своими руками выполняется согласно инструкции, которая располагается ниже.
- Отсоединить разъем.
- Открутить датчик.
- Вынуть ДД.
- Установить все в обратной последовательности.
Замена широкополосного датчика детонации на ВАЗ 2109
Для замены широкополосного датчика на автомобиле ВАЗ 2109 самостоятельно, рекомендуется воспользоваться пошаговым нижеизложенным алгоритмом.
- Зафиксировать автомобиль ручником.
- Отсоединить «минусовую» клемму с аккумуляторной батареи, обесточив бортовую сеть машины.
- Отключить разъем.
- Открутить гайку со шпильки.
- Снять датчик детонации.
- Установить новый измеритель.