Установил окончательный вариант, термостат «ВАЗ 2110», температура открытия 85, патрубки подключил стандартно, для установки нужно:

1) сам темостат 2110
2) шпилька верхняя удлиненная
3) прокладка под термостат, герметик
4) датчик температуры
5) патрубок ВАЗ 2110 от расширительного бачка к термостату
6) патрубок от термостата, к «саксофону» загнутый(от ВАЗ 2110 вроде)
7) патрубок для заглушки отверстия подогрева дроссельной заслонки(диаметр не помню)

Стандартный термос (не могу перевернуть картинку)

Стандартный термос (не могу перевернуть картинку)

Это уже новый, самый тонкий патрубок — глушится

Это уже новый, самый тонкий патрубок — глушится

Для установки — я снимал трамблер и бензонасос, без них удобнее

Заглушен тонкий патрубок, сделано просто — одет патрубок, с другой стороны вкрутили болт(перед вкручиванием смазали герметиком) и затянули хомутами, ОЖ не протекает, все сухо, проверено холодами и ежедневным использованием

Заглушен тонкий патрубок, сделано просто — одет патрубок, с другой стороны вкрутили болт(перед вкручиванием смазали герметиком) и затянули хомутами, ОЖ не протекает, все сухо, проверено холодами и ежедневным использованием

Термостат встает на родные крепления, нужно только поменять верхнюю шпильку, она скорее всего будет короткой (у меня была короткая, пришлось ехать покупать).

Сначала подключил по этой схеме, двигатель стал нагреваться до 90, но печка дула теплым (воздушную пробку выгнали).

первый вариант подключения

первый вариант подключения

Стал разбираться, то что пишут — «термоэлемент теперь омывается жидкостью из печки и не дает открыться на большой круг раньше времени» да, он омывается, но — циркуляции в печке ОЖ практически нет, входящий патрубок был горячим, выходящий теплым.

При такой конфигурации нужно ставить электропомпу, в этом случае да, будет жара, но — двигатель будет постоянно работать на небольшом перегреве, что не есть хорошо, если зимой это не так страшно, то летом могут быть последствия в виде закипания ОЖ

В итоге переделал на стандартное подключение патрубков

выходящий из печки, идет на саксофон

выходящий из печки, идет на саксофон

Думаю так будет понятней, я тот еще мастер фотошопа, поэтому не пинайте

Думаю так будет понятней, я тот еще мастер фотошопа, поэтому не пинайте

Плюсы такого подключения:

1) меньше колхозных заглушек
2) Циркуляция лучше, по сравнению с распространенным подключением — Горячая Ож выходит с блока, идет в печку и охлажденная затягивается помпой в блок, где нагревается и дальше по кругу

Итог первого варианта

Двигатель прогревается до 70, потом минут через 10-15 догревается до 90, печка дует теплым(входящий в печку горячий, выходящий теплый), при простое на холостых и включенной печкой на 1 скорость — температура двигателя падает до 70

Итог второго варианта

Двигатель прогревается до 70 и минут через 5-10(при включеной печке) уже 90, печка дует горячим, что аж руки обжигает(входящий и выходящий патрубки — горячие) при стоянке и включенной печке на 3 скорость за 10 минут стоянки температура упала до 80 градусов и держалась на них, при движении, сразу прогрелся до 90.

Устанавливаем термостат от ВАЗ 2110

Вместе с понижением температуры в связи с постепенным приходом зимы стало холодать и в машине. Больше времени стало уходить на прогрев двигателя, затем ждать повышения температуры охлаждающей жидкости градусов до 60 чтобы включить печку и согреться. В этой связи вспомнилась доработка системы охлаждения ВАЗ 2109, когда вместо штатного термостата устанавливается 6-дырочный термостат от ВАЗ 2110.

Он доработан по сравнению со штатным и имеет следующие преимущества:

  • термостат доработан для обеспечения более стабильной температуры охлаждающей жидкости;
  • меньше соединений на хомутах. Штатный термостат крепится к выпускному патрубку через резиновую соединительную трубку;
  • термостат сделан разборным для возможность замены термоэлемента отдельно от корпуса;
  • новый термостат короче штатного на 5 см — стало больше места.

Виды термостатов преднеприводных ВАЗов

Виды термостатов слева направо: старого образца, 5-ти дырочный, 6-ти дырочный

Чтобы снять термостат и не проливать тосол, нужно вначале освободить патрубок на дроссельном узле и через него слить то, что выльется. Останется только соблюдать аккуратность и не пролить тосол при отсоединении обратного патрубка от радиатора печки.

Подключаем новый термостат с 6-ю отверстиями по следующей схеме:

Схема подключения термостата сток

Подключение 6-дырочного термостата по штатной схеме

Потребуется установка новой трубы, по которой тосол направляется обратно к помпе, так называемый «саксофон» (2110-1303055-10), она короче штатной от ВАЗ-2109. Впрочем, у автомобилей поновее такая труба стоит уже с завода. Также могут понадобиться шланги, хомуты, прокладка под новый термостат. Желательно примерить термостат и по месту определиться, потребуется ли замена шлангов.

Выше была приведена стандартная схема подключения 6-дырочного термостата. Однако рекомендуют такой термостат подключать по другой, модернизированной схеме.

Подключение термостата ВАЗ 2110 по доработанной схеме

Доработанная схема подключения термостата на ВАЗ 2109, ВАЗ 2108 «инжектор»

Термостат ВАЗ 2110

Доработанная схема подключения термостата на ВАЗ 2109,  ВАЗ 2108 «карбюратор»

Термостат под капотом ВАЗ 2109

Подключение 6-дырочного термостата

Смысл такого подключения в том, что охлаждающая жидкость, отдавшая тепло в радиаторе печки направляется обратно к термочувствительному элементу термостата (а не сливается в приемную трубу к помпе), и немного остужает его, не давая открывать большой круг, пока температура тосола, поступающего от печки не поднимется. Получается, что теперь термостат учитывает также температуру охлаждающей жидкости от радиатора отопителя, что делает температурный режим двигателя более стабильным, и зимой в машине будет теплее. Для подключения понадобится специальный тройник.

При такой системе подключения 6-ти дырочного термостата отпадает необходимость установки так знакомых всем владельцам отечественных авто картонок перед радиатором. Летом же отличий в работе термостатов всех видов не отмечается.

Для сравнения и понимания нюансов работы, ниже приведены штатные системы охлаждения ВАЗ 2109, ВАЗ-2108.

Система охлаждения ВАЗ 2108, ВАЗ 2109Система охлаждения ВАЗ 2108, ВАЗ 2109