Содержание статьи
Обычный день, еду домой, как вдруг слышу противный скрежет метал-об-метал, по звуковым ощущениям переднее левое колесо, ну думаю, на проволоку наехал, намоталась где-то на шрус или на рычаг, планировал доехать домой отцепить. Приезжаю, паркуюсь, выхожу начинаю осматривать автомобиль. При первичном осмотре ничего инородного не обнаружил, стою думаю… ну слышал же, переднее левое… или глюк? Решил, что колодки как обычно выпали в барабаны и издают такие звуки! Ах-ха-хаа-ха ума вывесить колесо покрутить не хватило!
С таким ящерским спонтанным диагнозом еду в спец. магазин. Не в Gucci и не в Санкт-Петербурге! Пока ехал точно понял, что звук с переднего левого колеса издается!
Психанул, мотивировал себя тем, что передние тормозные колодки год назад менял если не больше. Промелькнула дурацкая инженерная мысль, менять колодки вкруг! ХУЖЕ УЖЕ НЕ БУДЕТ!
Закупился:
На перед купил автовазовские, комплект 4шт. = 520 р.

передние тормозные колодки LADA
На зад купил LAVS, Россия, комплект 4 шт. =550 р.

задние тормозные колодки LAVS
ЗАМЕНА ПЕРЕДНИХ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК
Ход работ:
Срываем колесные болты. Вывешиваем колесо. Выкручиваем колесные болты. Снимаем колесо. Видим перед собой тормозной суппорт. С обратной стороны суппорта его два крепления. Один болт сверху другой снизу. Плоскогубцами расшплинтовываем болт верхнего крепления. Рожково-накидным ключом на 13 мм откручиваем болт верхнего крепления полностью. Если болт прокручивается вместо с контрящей его гайкой, то фиксируем ее рожково-накидным ключом на 17 мм. После того как выкрутили верхний болт крепления, нижний болт нужно просто ослабить. Снимаем тормозную шлангу с посадочного места. Теперь отодвигаем суппорт в сторону переднего бампера. Старые колодки достаем, новые колодки устанавливаем. Теперь суппорт не наденется, потому что будет мешать поршень. Его нужно задвинуть на место (струбциной, тисками, или просто попробуйте на него надавить). Все собираем в обратном порядке!
ЗАМЕНА ЗАДНИХ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК
Ход работ:
Срываем колесные болты. Вывешиваем заднее колесо. Выкручиваем колесные болты. Снимаем колесо. Видим перед собой тормозной барабан. Если он прикипел к ступице, то Вы проклянете тот день когда Вам в голову пришла хорошая идея самостоятельно поменять колодки! Если не прикипел, то у Вас все хорошо! Берем деревянную проставку, с обратной стороны тормозного барабана прикладываем ее по окружности и стучим молотком по проставке (без фанатизма, если хотите чтобы все было красиво). Через N минут барабан слезет со ступицы. Снимаем барабан. Берем плоскогубцы и снимаем нижнюю пружинку (1). Снимаем боковую пружинку с колодки у которой нет механизма стояночного тормоза (2). Оттягиваем эту колодку в сторону и в бок. Тем самым освобождаем «вилочку» (4) и верхнюю пружину (3). Расшплинтовываем, разбираем и снимаем «лапку» стояночного тормоза (5). Плоскогубцами снимаем оставшуюся боковую пружинку (6).

Механизм заднего тормоза
Переставляем втулку крепления «лапки» стояночного тормоза на новую колодку. Следите, что бы установить с нужной стороны колодки! Собираем механизм стояночного тормоза на новой колодке (5). Вставляем получившееся добро на место. Плоскогубцами натягиваем и устанавливаем боковую пружинку (6). Теперь «лапку» стояночного тормоза продеваем в петлю от троса стояночного тормоза. Теперь устанавливаем «вилочку» (4).
Длинная прорезь всегда находится со стороны механизма стояночного тормоза. Сверху накидываем большую пружину, которая над «вилочкой» (3). Берем вторую пару колодки, зацепляем ее крючком за пружинку (3). Упираясь в рабочий тормозной цилиндр (8) оттягиваем колодку в сторону и поворотным движением устанавливаем «вилочку» в ее посадочное место в колодке. Теперь натягиваем боковую пружинку (2) и нижнюю пружинку (1).
Еще раз убедитесь что колодки и «вилочка» находятся в посадочных местах, крюк на «лапке» стояночного тормоза зацеплен за петлю троса стояночного тормоза, и что все пружинки натянуты.
Теперь надеваем тормозной барабан (скорее всего туго наденется из-за новых колодок). Центруем его по резьбовым соединениям. Чтоб барабан встал ровно берем колесные болты и вкручиваем их. Выкручиваем болты. Барабан сидит ровно. Осталось установить колесо!
Итог: Из-за своей амбициозности потерял время и деньги! Вместо того чтобы просто достать камешек между диском и пыльником, потратил 1070 рублей и 3:30 часов времени! Демонтированные колодки вполне еще походят! Так что это был не рациональный ремонт!
Таким образом. Если вы захотите в МО поменять колодки на ВАЗ 2109, то минимум с Вас возьмут:
- передние колодки 1000 р. (работа) + 520 р. (колодки) = 1520 р.
- задние колодки 900 р. (работа) + 550 р. (колодки) = 1450 р.
- передние и задние колодки 1900 р. (работа) + 1070 р. (колодки) = 2970 р.
Прошлый раз задние колодки менял 1500 км назад

пробег
Просто идея или подсказка, никого ни к чему не призываю! Если не получается задвинуть поршень, можно смастерить что-то на подобии такого. Шинка 100 мм на 40 мм на 3 мм. Болт м10х150 и гайка м10.

приблуда для вдавливания поршня
Лёгкая замена передних и задних тормозных колодок на ВАЗ 2109 и 21099 своими руками

Тормозная система — это ваша безопасность на дороге. Если сломается двигатель, то вы просто дальше не поедете, а при поломке тормозов, наоборот, вы не сможете остановиться и последствия могут быть разными (вряд ли хорошими). Стоимость накладок невысока и заменить их под силу каждому, поэтому не стоит экономить на жизненно важных «органах» автомобиля, проводя замену колодок на ВАЗ 2109 и других аналогичных моделях авто.
Когда и зачем менять
Зачем, конечно, риторический вопрос. Ни один автомобилист не захочет остаться без тормозов. Возможные осложнения приведут только к удорожанию ремонта:
- на ходу заклинит одно из колёс;
- из-за предельного износа произойдет утечка тормозной жидкости;
- сломается суппорт.

Тормозной механизм заднего колеса: 1 — щит тормозного механизма, 2 — колёсный цилиндр, 3 — верхняя стяжная пружина колодок, 4 — тормозная колодка, 5 — накладка колодки, 6 — тормозной барабан, 7 — установочный штифт, 8 — направляющая пружина, 9 — нижняя стяжная пружина
На вопрос «когда» прямо влияет стиль езды и качество колодок. Существуют усреднённые показатели: для передней оси — 15–20 тыс. км, для задней (барабан) – до 100 тыс. км. Но это не освобождает от регулярной проверки.

Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормозной диск, 2 — направляющая колодок, 3 — суппорт, 4 — тормозные колодки, 5 — цилиндр, 6 — поршень, 7 — сигнализатор износа колодок (смотровое окно), 8 — уплотнительное кольцо, 9 — защитный чехол направляющего пальца, 10 — направляющий палец, 11 — защитный кожух
Признаки необходимости замены
При следующих признаках откладывать замену нельзя:
- толщина фрикциона меньше 1,5–2 мм;
- громкий писк при торможении (срабатывает датчик — специальная пластина, которая при трении противно пищит);
- явные трещины или сколы на колодках;
- увеличение тормозного пути.
Возьмите за правило хотя бы раз в месяц делать диагностику тормозной системы.
Необходимые инструменты
Для передней и задней оси вам понадобятся кардинально разные наборы инструментов. Начнём с простого. Для замены передних колодок дисковых тормозов вам понадобятся:
- плоская отвёртка;
- рожковые ключи на 13 и 17;
- щётка по металлу.

Следующий перечень для замены задних накладок ВАЗ 2109 (21099) может понадобиться не весь, но нужно быть готовым к сложностям. Полный рекомендуемый список:
- молоток (желательно побольше);
- плоскогубцы;
- плоская отвёртка и щётка по металлу;
- смазка WD-40;
- деревянный брусок или доска;
- два рожковых ключа на 13;
- головка на 13 с удлинителями.
Надеваем перчатки и приступаем к работе.
Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2109
- Если хотя бы один раз вам подтягивали тросик ручного тормоза, то перед заменой придётся ослабить натяжение. Сделать это не так просто, как хотелось бы. Нужна смотровая яма или подъёмник, поскольку нам нужно получить доступ к центру днища машины. Находится эта «хитрая» конструкция за глушителем (работайте с холодной машиной, чтобы не получить ожог). В крайнем случае придётся его демонтировать, но обычно достаточно ключей с удлинителем.
Используйте пару ключей для работы Когда доберетесь до механизма, полностью открутите контровую гайку и максимально отпустите основную.
Удлинённые головки более удобны для работы - Снимите колесо и положите его под днище автомобиля (для спокойствия). Вначале нас ждёт самая сложная часть — снять тормозной барабан. При торможении он постоянно нагревается и остывает (иногда резко, если горячим въехать в лужу), поэтому барабан очень крепко «прикипает». Стандартными средствами демонтаж предусмотрен с помощью двух болтов М8. Сразу необходимо выкрутить две направляющие (фото ниже) и на их место вкрутить болты.
Вынимайте направляющие и заменяйте их болтами Потом медленно и по очереди вкручивайте их дальше (не допускайте перекоса), пока барабан не сойдет с «насиженного» места.
Продолжайте демонтировать барабан - Если резьба в отверстиях сорвана и диск не поддаётся, то переходим к другому варианту. Брызгаем WD-40 на все места соприкосновения (особенно в районе ступицы) и начинаем сильно, но осторожно простукивать барабан молотком. Обязательно используйте деревянный брусок или доску как проставку, чтобы не повредить диск.
- После победы переходим к непосредственной замене задних колодок. С помощью плоской отвёртки или плоскогубцев снимите крепёжные пружины. Начинайте с верхней, потом нижняя и средняя.
- Теперь без особых усилий можно извлечь одну колодку и распорную пластинку.
Акуратно извлекаем части Вынимаем детали одну за одной - Чтобы освободить вторую колодку, отсоедините пружину посредине и фиксатор троса ручника.
Используйте для подстраховки плоскогубцы Выньте фиксатор тросика ручника - Производители колодок редко комплектуют их приводным рычажком, поэтому приходится использовать старый. Для этого вытяните стопорный шплинт, снимите шайбу и переставьте рычаг на новую колодку.
Установка происходит в обратном порядке и не должна вызвать сложностей. Чек-лист правильной сборки:
- Сразу соедините колодки промежуточной планкой и верхней пружиной, а потом устанавливайте на место.
- Верхняя часть должна попасть в специальные пазы на тормозном цилиндре.
- Зафиксируйте нижнюю часть в предусмотренных местах и стяните нижней пружиной.
- Подсоедините средние пружинки (они не дают колодкам двигаться вверх-вниз).
- Не забудьте прицепить конец троса ручника к приводу.
- Вожмите тормозные цилиндры с помощью монтировки (только аккуратно, чтобы не раскрошить накладку).
- Наденьте тормозной барабан (предварительно выкрутив болты, если использовали стандартный метод демонтажа).
- Подтяните трос ручного тормоза (норма — от 2 до 5 щелчков при включении).
Лучше, если тросик ручника будет надёжно подтянут Проверьте работоспособность конуструкции
Советы по работе на видео
Как поменять передние своими руками
По сравнению с предыдущей процедурой, замена передних колодок покажется очень лёгкой. Колесо, конечно, тоже придётся снять. После чего можно убедиться в необходимости ремонта через специальное «окошко». Толщина фрикционного материала не должна быть менее 2 мм, иначе рискуете в любой момент остаться без тормозов.

- В верхней части суппорта есть единственный болт, зафиксированный стопорной шайбой. Необходимо разогнуть её с помощью плоской отвёртки.
Используйте длинную тонкую отвёртку с плоским жалом Если «сопротивляется», воспользуйтесь молотком. Откручивать болт следует, придерживая направляющую другим ключом.
Фиксируйте механизм вторым ключом от проворота - Тормозной шланг нужно освободить из его крепления.
Уберите тормозной шланг Теперь вы сможете «раскрыть» суппорт, отодвинув его в сторону. Извлеките старые колодки.
Демонтируйте изношенные колодки - Чтобы новые накладки четко стали на место, лучше хорошенько почистить все точки соприкосновения.
Здесь пригодится щётка по металлу - Естественно, что новые фрикционы толще старых и не получится поставить суппорт назад. Поэтому необходимо вжать тормозной цилиндр. Для этого понадобится большая отвёртка. Закройте тормозной механизм без колодок и упритесь отвёрткой, как рычагом, в цилиндр. Понадобятся определённые усилия, поэтому соблюдайте осторожность, чтобы отвёртка не соскочила. После чего установите новые накладки, закройте суппорт и наживите болт крепления.
- Обратная сборка будет быстрой. Зажмите болт, придерживая вторым ключом направляющую, и загните на место стопор шайбы. Не забудьте зафиксировать тормозной шланг, и можно прикручивать колесо на место.
Завершите установку защёлкиванием стопора шайбы и фиксацией тормозного шланга
Как это делают опытные автовладельцы (видео)
Дополнительные рекомендации
- Если не получается выжать тормозные цилиндры, то откройте крышку бачка с тормозной жидкостью, чтобы снизить давление.
- При неравномерном износе колодок обратите внимание на суппорт. Скорее всего, понадобится ремонт.
- При замене задних накладок поменяйте и все пружины. Стоят они недорого, зато уберегут от возможных отказов до следующей замены.
- Направляющие переднего суппорта можно смазать графитовой смазкой для более плавной работы.
Замена колодок на передней оси не вызовет проблем даже у «чайников» автомобильного ремонта. А вот с задней не всё так просто. Заранее оцените свои силы и возможности: сможете ли вы добраться до тросика ручника и справится с прикипевшим тормозным барабаном? Если да, то всё обязательно получится.