Даже если следовать всем инструкциям, которые можно найти в руководстве по эксплуатации и ремонту авто, замена коробки передач ВАЗ 2109 производится непросто. Причина в том, что снятие КПП требует многих поэтапных действий по разборке-сборке систем и узлов автомобиля.

Если вы решите обратиться на СТО, коробку передач снимут буквально за один час, но стоимость вас не порадует (снятие-установка КПП переднеприводных авто в среднем по СТО 1500-2000 р.). Следует также отметить, что автонормы от завода производителя по снятию КПП ВАЗ 2109 составляют 4,2 часа, а своими руками на выполнение этой задачи, скорее всего, понадобится целый день, а то и два.

Признаки неисправности КПП ВАЗ 2109

  • шум в коробке передач;
  • затруднённое переключение передач;
  • самопроизвольное выключение передачи;
  • «треск» в момент включения передачи;
  • повышенный шум при выключении сцепления.
Эти признаки могут свидетельствовать о серьезной поломке КПП, которая повлечет замену.

Следует помнить, что коробка передач ВАЗ 2109 (она же ВАЗ 2108 и всего остального семейства) весит прилично от 32,7 до 33 кг. Железяка увесистая. И если ещё учесть, что снимать коробку надо с уровня выше головы, то свои силы стоит рассчитать, особенно если вы работаете один. Нужно заранее подготовить место для коробки так, чтобы не пришлось подымать КПП со дна смотровой ямы.

Замена КПП ВАЗ 2109

Для замены коробки ВАЗ 2109 понадобятся:

  • ключи на 8, 10, 13, 15 мм;
  • динамометрический ключ, торцовая головка на 13мм;
  • домкрат;
  • ёмкость для слива масла;
  • место для ремонта (смотровая яма или эстакада);
  • отвёртка плоская.
Фиксация полуосевой шестерни производится технологической заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала, или с использованием старого внутреннего ШРУСа. Иначе незафиксированная полуосевая шестерня может выпасть в картер коробки передач.

Установку коробки передач проводите в порядке, обратном снятию, затягивая болты и гайки правильными моментами, с учетом следующего:

  • перед соединением валов приводов колес с полуосевыми шестернями, убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми. Это очень важно, так как при установке старых колец возможно самопроизвольное разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля;
  • перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой трансмиссионного масла на шлицевой конец первичного вала и смазку ШРУС-4 на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления. Затем отцентрируйте ведомый диск сцепления оправкой А.70081.

После установки коробки передач отрегулируйте полный ход педали сцепления и привод управления механизмом переключения передач в следующем порядке:

  • действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута тяги установите шток в нейтральное положение;
  • приподнятом декоративном чехле установите рычаг переключения передач так, чтобы его нижняя часть расположилась перпендикулярно полу кузова, а рукоятка находилась от правого сидения на расстоянии, равном 1/3 расстояния между сидениями. В этом положении затяните гайку стяжного хомута. Затем залейте в коробку передач рекомендуемое масло.

При соединении привода переключения с коробкой передач следите, чтобы не произошло перекрутки или деформации гофров защитного чехла. Установка рычага переключения передач в требуемое положение.

Какую коробку передач ставить на ВАЗ 2109?

Оригинальный номер 21150-1700012-10, средняя цена 19890 руб.

1. Заезжаем на яму и ставим на ручник. Отсоединяем «минус» от АКБ и от тягового реле стартера.

2. Снимаем воздуховод, открутив все болты и сняв все патрубки и датчики.

3. Снимаем защитный кожух сцепления.

4. Отсоединяем провод «массы» и датчик верхней мертвой точки от картера сцепления.

5. Отсоединяем трос от вилки выключения сцепления, отвернув для этого гайки с нижнего наконечника троса.

7. Откручиваем нижние болты крепления и снимаем стартер.

8. Откручиваем два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя и верхнюю гайку крепления стартера.

10. Устанавливаем поперечину для поддержания двигателя и цепляем ее крючком за скобу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины вывешиваем силовой агрегат талью.

11. Сливаем масло из коробки передач, заодно отсоединяем провода от выключателя света заднего хода.

12. Ослабляем затяжку хомута и отсоединияем тягу привода переключения передач от шарнира выбора передач.

13. Ослабляем затяжку гайки крепления растяжки к рычагу подвески.

14. Откручиваем гайку крепления растяжки к кронштейну и три болта крепления кронштейна к кузову.

15. Извлекаем два болта и отсоединяем шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.

17. Выпрессовываем внутренний шарнир привода из полуосевой шестерни, для этого, уперев монтировкой в картер коробки передач, резко бьём по корпусу внутреннего шарнира молотком. Выбиваем шарнир из полуосевой шестерни.

18. Сняв кронштейн со шпилек коробки передач, вынимаем кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова, отвернув болты крепления задней опоры подвески силового агрегата.

19. Откручиваем три болта и гайку крепления картера сцепления к блоку цилиндров с одной и другой стороны.

20. Слегка приспускаем двигатель, удлинив поддерживающую тягу поперечины или опустив таль, откручиваем нижний болт крепления картера к блоку двигателя и смещаем от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления. Разъединяем вал коробки передач и ведомый диск сцепления.

21. Снимаем коробку передач.

Снятие КПП + снятие сцепления

Ну, что бы проверить мою теорию нужно снять КПП в любом случае.

Для этого нужно было:

— отсоединить стартер и провода, идущие к нему;
— тросик сцепления;
— снять аккумулятор;
— снять щиток маховика, крепится на 3-х болтах;
— отсоединить трос спидометра;
— отсоединить минус от КПП;
— вылить масло из КПП, но у меня не получилось, т.к. пробка на КПП не отворачивалась, сливал масло через места крепления шрусов.

— снять ступичные гайки, открутить шаровые опоры передних колес, вытащить приводы передних колес из кпп (в дальнейшей моей практике я ступичные гайки не выкручивал, и не зря);
— отсоединить 2 подушки двигателя (заднюю и левую) при этом двигатель должен чем-то поддерживаться, я ставил на 2-ой домкрат.

Двигатель на домкрате

Двигатель на домкрате

+ двигатель был обмотан страховочным тросом, на всякий случай для поддержания равновесия, т.к. двигатель остается держаться на передней подушке и на подушках, держащих глушитель.

Трос страховочный для двигателя

Трос страховочный для двигателя

— ну и наконец открутить 3 болта и гайку, благодаря которым коробка соединена с двигателем.
— по хорошему нужно открутить еще и рычаг левый для удобства, но мы не снимали.
— для снятия КПП по хорошему ее сверху поддерживать тросиком за ушко, не знаю для чего оно там сделано, но крепится в соединении самого КПП. Также рекомендуется подложить снизу шину что бы смягчить спуск КПП, желательно с небольшой шириной.

От себя добавлю, так вроде легко снимать, но если ты делаешь это первый раз то с некоторыми вещами можно попариться. Снимали коробку с другом в районе 5 часов.

Снятая коробка

Снятая коробка

После снятия КПП было замечено, что диск цел, поношен, но не критично

После снятия КПП было замечено, что диск цел, поношен, но не критично

 

Диск сцепления

Диск сцепления

Корзина тоже имеет износ.

Корзина

Корзина

Имеет буртик

Имеет буртик

скорее всего проблема была с выжимным подшипником, такого мнения я остался на момент снятия коробки передач.

Так же в этот день мы разобрали с другом левый привод колеса. То есть сняли ШРУСы ( один потому что сам снялся — это внешний, у него сломалось стопорное кольцо.

а внутренний мы сняли, т.к. при снятии КПП необходима была техническая заглушка). Так вот В этот же день я успел их промыть и оставить сборку на следующий день, т.к. было уже поздно

На следующий день (18 октября) мы сделали на маховике отметки, что бы его правильно потом поставить, сняли его, выкрутив 6 болтов

и заметили, что сальник коленвала задний подтекает, ну понятное дело необходима замена ему

Сняли заднюю крышку и почистили ее, подготовив тем самым к установке нового сальника и новой прокладке, которая крепила крышку к двигателю. Так же почистили КПП, что бы в дальнейшем мне было проще ее перебрать.

Так же в этот день мы съездили в магазин и я закупился нужными запчастями:

— сцепление в сборе (выжимной, диск сцепления, корзину)
— тросик сцепления
— 2 сальника внутренних шрусов
— хомуты на 1 пыльник внутренней гранаты и новый пыльник с хомутами на внешнюю гранату
— Шрус 4 на 2 гранаты
— Лак, краска, грунтовка и преобразователь ржавчины для крыла
— мастика для того, что бы промазать кузов под крылом и само крыло с той же стороны.
— новое трансмиссионное масло
— Wd-40, герметик, крепеж для крыла новый (7 скоб и 7 болтов)
— и чехол для вилки сцепления, как позже оказалось на 4-х ступенчатую КПП, ну да ладно, он копейки стоит.
— сальник коленвала задний

Пошаговое снятие коробки передач ВАЗ-2109

Лицам, пользующимся ВАЗ-2109, следует знать, как осуществляется снятие с нее коробки передач. Данная процедура в реальности требуется нечасто.

Возникает необходимость демонтажа рассматриваемого элемента при:

  • ремонте сцепления;
  • ликвидации течи сальника двигателя или самой КПП;
  • замене выжимного подшипника и пр.

Пошаговая инструкция

Коробка передач весит относительно немного – 27 кг, однако своими руками снять ее все же нелегко, потому пригласите помощника. Все работы производятся после установки машины на рампе или над ямой. Дополнительно автомобиль еще необходимо поднять на домкрате и установить на опоры, чтобы колеса оказались в воздухе.

Удалите, прежде всего, брызговик, защиту кратера мотора и отключите АКБ. Далее:

  • слейте масло из КПП;
  • сорвите гайки с колес и приводов;
  • снимите тросики сцепления и еще – спидометра;
  • отсоедините все шаровые опоры скрутив болты, удерживающие их на кулаках;
  • демонтируйте продольную стяжку;
  • выдерните все приводы, входящие в КПП (понадобится помощь товарища), снимите центральные гайки и полностью уберите их;
  • отключите и вытащите стартер.

Снятие коробки передач ВАЗ-2109После этого остается отсоединить кулису переключения передач и саму коробку от двигателя (она удерживается четырьмя гайками). Но перед данным действием в обязательном порядке силовой агрегат необходимо зафиксировать.

Его либо вывешивают, оперевшись на лонжерон (а точнее, на его стаканы) или подпирают снизу домкратом.

КПП нужно еще отсоединить от опор кузова, и лишь тогда ее можно снять. Делается это таким образом: коробку немного раскачивают и отодвигают от мотора на 10 см – этого хватит для того, чтобы вал первичный покинул диск и корзинку сцепления. Дабы не повредить последнюю, необходимо действовать очень осторожно.

Установка

Коробку передач устанавливают на место после того, как все связанные с ней проблемы и неисправности устраняются в полной мере.

Перед процессом обратной сборки следует:

  • убедиться, что все элементы, затронутые процессом демонтажа исправны;
  • проверить у сцепления центровку;
  • обновить смазку на шлицах фланцев подшипника выжимного и первичного вала.

Снятие коробки передач ВАЗ-2109При установке КПП на автомобиль используется следующая схема:

  1. силовой агрегат приспускается на домкрате либо растяжке с уклоном в 15 градусов;
  2. саму коробку поднимают и вставляют до упора (не пытайтесь стянуть мотор и КПП болтами пока она плотно не усядется на определенное ей место);
  3. затянуть все четыре крепящих КПП к двигателю элемента;
  4. установить под нее «подушки» (опоры);
  5. прицепить тросик сцепления и отрегулировать его натяжение (ее педаль в норме располагается на сантиметр выше тормоза);
  6. вернуть на место ранее снятый стартер вместе с датчиком задней скорости;
  7. установить защитный корпус маховика;
  8. прикрутить тросик спидометра и провод массы;
  9. произвести подключение механизма переключающего передачи – его рычаг выставляется по меткам, сделанным при демонтаже;
  10. собрать привода, установить шаровые опоры, стяжки;
  11. поставить машину на колеса затянуть на них болты;
  12. закрутить гайки приводов;
  13. залить свежее масло.