Регулировка клапанов на инжекторном ВАЗ 2109

И вот, долгожданный день, когда я получил посылку из Тольятти наступил. Прошло долгих две недели и ко мне пришли регулировочные шайбы клапанного механизма 2108, приспособление для извлечения шайб из стаканов, рассухариватель, развертки направляющих клапанов и микрометр для регулировки клапанов на “классике”.

регулировка клапанов ваз 2109

регулировка клапанов ваз 2109

О технологии регулировки клапанов на переднеприводных машинах знаю не понаслышке, единственной проблемой была необходимость просить для этого шайбы и приспособление. Сам процесс не представляет из себя что-то неимоверно сложное. Для регулировки клапанов 8-клапанного двигателя от переднеприводного ВАЗа (и инжекторного и карбюраторного) необходим следующий инструмент и материалы: медицинский шприц, приспособление для извлечения шайб, пинцет, набор шайб (при отсутствии смотрим номиналы, записываем их и покупаем нужные), набор узких щупов, отвертка, ключи (желательно накидные) — 7(для хомутов), 10, 13, 17, а также БСТ (большую советскую тряпку).

Перед самим процессом, ждем, когда двигатель остынет до 20 градусов, ставим на нейтралку и приступаем:

1. Снимаем защитную крышку ремня ГРМ (слева от двигателя, три винта под ключ на 10)

2. Снимаем шланги сапуна (3 штуки) с верхней крышки двигателя, откручиваем держатель троса педали газа, отводим все вышеперечисленное в сторону, или убираем, чтобы не мешало.

3. Снимаем верхнюю крышку двигателя, открутив две гайки под ключ на 10, в случае, если до того они не были сломаны и заменены шпильками М8 (ключ на 13).

4. Выворачиваем все свечи, предварительно убрав грязь вокруг них тряпкой.

5. Шприцом откачиваем масло из верхней части головки блока цилиндров, чтобы при утапливании толкателей нам было видно шайбы.

6. Совмещаем метку на шкиве распредвала с установочной меткой на задней крышке ремня ГРМ (также признак нахождения шкива распредвала в районе метки- кулачки распредвала на втором цилиндре смотрят вверх).

7. Через смотровое окошко на картере КПП проверяем, совмещена ли метка на маховике с треугольным вырезом (в случае если стоит китайский маховик, или обычный при сборке был перевернут на 180 градусов, снимаем шкив генератора (стопорим маховик мощной отверткой, срываем болт шкива торцевым ключом на 19), ориентируемся по метке на масляном насосе и шкиве ремня ГРМ на коленвале) .

8. Убедившись в совпадении меток, продолжаем.

9. Поворачиваем ключом на 17 шестерню распредвала на 2-3 зуба по часовой стрелке, что будет примерно 40-50 градусов поворота коленвала.

10. При таком положении распредвала замеряем щупом зазор (расстояние между кулачком распредвала и регулировочной шайбой) первого и третьего клапана. Зазор на первом клапане должен быть 0,3-0,35 мм, на третьем- 0,2-0,25 мм.

11. Если зазор меньше, либо больше данных пределов, проверяем положение стаканов (в нем есть прорезь, через которую удобно поддевать и вытаскивать шайбы, нужно, чтобы они находились в доступном месте), устанавливаем на шпильки крепления крышки клапанного механизма приспособление для извлечения шайб, утапливаем стаканы соответствующих отметке клапанов (первая метка -1,3 клапаны), вставляем фиксатор (в комплекте к приспособлению), откидываем приспособление (чтобы извлечь шайбу), извлекаем, смотрим номинал, высчитываем толщину необходимой для создания правильного зазора и устанавливаем нужную шайбу в стакан.

12. Затем проворачиваем распредвал на 90 градусов тем же способом (2-3 зуба вперед от метки 90 градусов (точка отсчета первая метка) и тем же способом регулируем 5-й и 2-ой клапаны.

13. После этого проворачиваем распредвал еще на 90 градусов (180 градусов от первой метки +2-3 зуба) и регулируем 8-й и 6-й клапаны.

14. Проворачиваем коленвал еще на 90 градусов (270 градусов от первой метки +2-3 зуба) и регулируем 4-й и 7-й клапаны.

11. После этого выставляем распредвал на исходную и в том же порядке перепроверяем зазоры, если зазоры в норме то меняем прокладку под крышкой клапанов и переходим к сборке.

АХТУНГ:

1. Толщину новой шайбы вычисляем по формуле: толщина текущей шайбы плюс/минус “лишний” зазор. Пример: в 1 клапане зазор 0,28 а измеренная нами шайба 3,50 то получится следующее:

3,50+(0,28-0,35) = 3,50 — 0,07 = 3,43. 3,43 мм — толщина новой шайбы. Учитывая отсутствие данного типоразмера ставим 3,45 и получим зазор в пределе допуска — 0,33 (допуск 0,3-0,35)

2. Нельзя допускать выскальзывание фиксатора, так как есть риск повреждения кулачка распредвала.

P.S. прокрутка механизма за болт распредвала в литературе по ремонту не рекомендуется, однако, как показывает практика, если крутить за этот болт по часовой стрелке, то негативные последствия не наступают.

Регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор

«Жигули» модели 2109, которые выпускались первыми, были оснащены цепным приводом распределительного вала. Такая конструкция считалась надежной, и некоторые считают, что она была лучше, чем современная. Тем не менее из-за повышенного шума и потребности в регулярном изменении натяжения цепи ввиду ее износа автомобиль был оснащен ременным приводом распределительного вала. Благодаря этому существенно уменьшился уровень шума, а также исчезла потребность регулировать натяжитель.

Вместе с тем появилась другая проблема – из-за низкого ресурса работы приводных ремней, а также при несоблюдении срока техобслуживания, стало причиной обрывов ремня. Это провоцировало существенные нарушения в работе двигателя, а также могло полностью его разрушить встречное движение клапанов и поршней. Чтобы решить такую проблему, пришлось изменить форму поршня, а именно ее верхнюю часть, и применить углубление под каждый клапан. Занимаясь ремонтом двигателя автомобиля, следует различать особенности строений двигателей старого и нового образца.

Когда нужно регулировать клапаны

Обычно владельцы автомобилей ВАЗ-2109 проводят регулировку клапанов при обнаружении характерного звука или после полного ремонта двигателя. Специалисты настаивают на необходимости проводить регулировку после того, как автомобиль проходит 30 тыс. км. Такой вид работ могут провести в сервисном центре, но многие владельцы автомобилей предпочитают делать все самостоятельно.

Зачем нужно регулировать клапаны

Чтобы компенсировать термические расширения клапанов, в них должен быть зазор 0,2 мм для впускных, 0,35 мм – для выпускных. Допускается погрешность не больше 0,05 мм. При отсутствии зазоров или при их недостаточном размере клапан не сможет закрыть цилиндр.

Это вызовет снижение компрессии или даже прогар. При слишком большом зазоре двигатель потеряет свою мощность.

Подготовка к регулированию

Регулировка клапанов на ВАЗ-2109Прежде чем начинать ремонтные работы, необходимо дать двигателю остыть. Температура для регулировки клапанов должна быть не боль 20 градусов.

Для работы вам потребуются такие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • отвертка;
  • пинцет;
  • съемник;
  • измерительный щуп;
  • регулировочные шайбы;
  • прокладки для 8 клапанов.

Установите автомобиль на ручной тормоз, вывесите одно из передних колес с помощью домкрата – это даст возможность поворачивать коленвал, а затем включите 5-ю передачу.

После этого выполните последовательность действий:

  1. Патрубки отсоедините от крышки клапанов, демонтируйте воздухоочиститель. Затем разъедините тросы приводов заслонок от карбюратора.
  2. Открутите две гайки, снимите крышку и удалите остатки масла. Демонтируйте крышку ремня ГРМ.
  3. Поставьте поршень цилиндра № 1 в ВМТ такт сжатия.

Методика регулировки клапанов

Регулировка клапанов на ВАЗ-2109После того как вы провели подготовительные работы, можно приступать к регулированию. Если вы уже занимались ремонтными работами в автомобиле, то порядок регулировки вам не покажется сложным.

Проводить регулирование необходимо по порядку цилиндров. Следует помнить, что клапаны 2, 3, 6, 7 – это впускные, а остальные номера выпускные.

Чтобы облегчить работу, можно разметить шкив распределительного вала специальными метками по кругу с расстоянием в 90 градусов. Когда осуществляется поворот распредвала на 90 градусов, оборот коленвала будет составлять 180 градусов.

Совместите отметки на шкиве и на панели кожуха ремня, после этого сделайте поворот по часовой стрелке еще на 2 зубца. Эта схема позволит отодвинуть кулачки.

Замеряйте зазор при помощи щупа. Если он двигается между толкателями и кулачками с небольшим усилием, все верно.

В случае когда зазоры не будут совпадать с номинальными, требует сделать следующее:

  • установите на шпильки подшипников инструмент для регулирования зазора;
  • разверните толкатель, чтобы отверстие было в вашу сторону. С помощью рычага переместите до упора толкатель, а затем зафиксируйте;
  • извлеките шайбу с помощью пинцета, на ней вы обнаружите пометку о толщине.

Для удобства подбора новой шайбы, вам пригодится специальная формула, по которой можно рассчитать толщину: Н = А + (В – С).

Таблица для расшифровки:

  • толщина новой шайбы – Н;
  • толщина старой – А;
  • присутствующий зазор – В;
  • нужный зазор – С.

Когда вы вычислите необходимую толщину шайбы и установите ее, необходимо снова сделать замер зазора. Повторяйте это действие, пока не получите нужный размер. Для остальных цилиндров проводите регулировку в том же порядке.

Регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

Регулировка клапанов

Многие автовладельцы ВАЗ 2109 привыкли обращаться за помощью в автосервис, даже при такой довольно несложной операции, как регулировка тепловых зазоров клапанов. На самом же деле эта работа не так уж сложна и ее можно сделать своими руками. Для этого достаточно лишь иметь следующий набор инструментов и приспособлений, список которых приведен ниже:

  1. Ключ на 10 для снятия клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ
  2. Домкрат
  3. Длинногубцы или пинцет
  4. Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2108-09
  5. Плоская и крестовая отвертки
  6. Необходимые регулировочные шайбы
  7. Набор щупов

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2109-21099

Внимание! Двигатель автомобиля должен быть холодным и его температура в момент проведения регулировки не должна быть выше 20 градусов.

Видео руководство по выполнению работы

Чтобы наглядно продемонстрировать порядок работы по выполнению регулировки тепловых зазоров, было решено записать специальный видео ролик, который все показывает детально.

Если из представленного выше руководства вам осталось что-то непонятным, то ниже все будет изложено в привычной всем форме.

Проведение техобслуживания

Итак, прежде чем приступать к выполнению этой операции, первоначально нужно снять клапанную крышку, а также кожух, под которым находится механизм ГРМ.

После этого необходимо выставить газораспределительный механизм по меткам. Для этого поддомкрачиваем переднюю правую часть автомобиля, чтобы рукой можно было прокручивать колесо для выставления меток фаз газораспределения.

регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

Затем крутим колесо до совмещения метки на звезде распредвала и риски на задней крышке ГРМ, как наглядно продемонстрировано на картинке ниже:

  1. В это же время смотрим, чтобы метка на маховике также совпадала с вырезом. Смотреть нужно в окошко, которое расположено справа от четвертого цилиндра на картере КПП. Предварительно необходимо вынуть резиновую заглушку:
  2. Когда распредвал находится в таком положении, можно приступать к измерению тепловых зазоров между кулачками и толкателями 1, 2, 3 и 5-го клапанов (отсчет ведется слева):
  3. Для впускных клапанов номинальный зазор должен составлять 0,20 (+-0,05)мм, а для выпускных 0,35 (+-0,05)мм.  Если вы не знаете расположения, то могу сказать: слева направо по порядку: выпуск-впуск, впуск-выпуск и т.д.
  4. Если при замере зазоров они выходят за предельно допустимые значения, необходимо произвести их регулировку путем установки новых регулировочных шайб. Для этого одеваем планку на шпильки крышки клапанов и фиксируем ее гайками.
  5. Теперь подводим рычаг механизма к нужному клапану, и направляем его как бы между толкателем и кулачком распредвала, и до самого конца утапливаем клапан:
  6. И когда толкатель максимально прижат вниз, необходимо вставить фиксатор между распределительным валом и толкателем:
  7. Стоит отметить, что вырез на толкателе должен быть быть направлен к вам, чтобы можно было удобно вынуть регулировочную шайбу.  Для этого очень удобно использовать длинногубцы:
  8. После этого смотрим на ее размер, который указан на задней ее стороне:
  9. Теперь считаем исходя из замеренного зазора и толщины старой шайбы, какая толщина новой шайбы должна быть, чтобы добиться оптимального зазора.
  10. Теперь можно вставлять новую шайбу на свое место и проводить регулировку дальше. Когда первые 4 клапана готовы, можно повернуть коленчатый вал на один оборот и провести аналогичную процедуру с остальными 4, 6, 7 и 8 клапанами.