Генератор ваз 2109 его проверка и ремонт

Доброго времени суток, читатели! Думаю многие слышали, а может и даже знают о таком переходе, но все же множество мечтают и не догадываются о такой замене. Опишу суть проблемы ВАЗов с генератором. На 2109 карбюраторной с завода стоит генератор на 55А вполне достаточно если на вашем железном друге из энергопотребителей только печка, фары и дворники.

Но когда я стал свою машину облеплять всякими нужными. вносящими в пользование авто удобства, я столкнулся с проблемой — просадка напряжения, а на холостом ходу вообще жуть. Первой моей модернизацией стал трехуровневый регулятор напряжения. Конечно он не полностью справился с проблемой, но все же лучше чем ничего, т.к. вечно не дозаряженный аккумулятор зимой в движении от светофора до светофора немного напрягал.

Из энергопотребителей в машине помимо штатного дополнительно были установлены и поставлены: ПТФ, подсветка всех кнопок (так как на 2109 с низкой панелью с завода нет подсветки), ЭСП, музыка, радар-детектор, видеорегистратор, постоянно заряжающийся телефон, подогрев сидений, сигнализация — в общем генератора 55А явно мало. И стал я задумываться о генераторе “повеселее”. было два варианта, либо от люксовой Приоры на 115А, либо элдикс на 135. И тут подвернулся генератор eldix 135a c обгонной муфтой, который отходил у знакомого лишь пару месяцев. В общем переходим к установке. Что нам нужно докупить для установки на старый карбюраторный двигатель сего генератора.

1 — генератор ELDIX 135a c обгонной муфтой.
2 — Шкив коленвала 2110 для 8 клапанного двигателя 2110-1005060
3 — Ремень генератора поликлиновый или он же ручейковый 21082-3701720-03
4 — Кронштейн генератора нижний 21082-3701650
5 — Кронштейн (планка) генератора верхний в сборе 21082-3701635/70/29.
6 — Болты крепления нижнего кронштейна и болт крепления генератора к нижнему кронштейну.

Ну с установкой все легко и просто:

1 — Снимаем наш старенький генератор на 55А вместе со всеми кронштейнами и шкив коленвала.
2 — Ставим купленный шкив коленвала под поликлиновый ремень.
3 — Прикручиваем нижний кронштейн от 2110 к генератору, иначе потом болт генератор-кронштейн не засунуть.
4 — Засовываем сверху генератор и прикручиваем нижний кронштейн на место.
5 — Надеваем ремень.
6 — Прикручиваем верхнюю планку (кронштейн) к двигателю.
7 — Натягиваем ремень и фиксируем его контрольным болтом.

Вот и все — генератор на месте!

вот и все дела

А теперь заводим двигатель и делаем замеры!
— На холостом ходу с выключенными приборами — 14,7 В.
— На холостом ходу со всеми включенными приборами! Включил дальний свет, противотуманки, подогрев сидений, печку в третье положение, музыку на всю громкость и в это время опускал оба стеклоподъемника — показания вольтметра составили — 14,2 В, что меня даже больше чем удовлетворяет.

Всем спасибо за внимание! Будут вопросы пишите, я с удовольствием помогу и отвечу. И повторяю Америку я не открыл, а лишь напомнил, а то многие после этой установки еще долго со мной спорили, что как так-то все подошло?
А подошло все спокойно и молча — ТОЧИТЬ И ПИЛИТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО!

Все просили вчера сделать замеры на прогретом двигателе и при включении вентилятора охлаждения! Я сделал, но с вентилятором не получилось, т.к. на улице сегодня холодно и как бы я не грел, он так и не сработал. А вот, что касается замеров напряжения то дела обстоят так:
— При заводе авто показания на генераторе равны 14,7 В.
— При прогреве показания вольтметра опускаются до 14,2 В.
— При включении приборов на прогретую показания опускаются до 13,9 В и через секунд 5-8 снова выравнивается до 14,2 В.
И сколько бы не включал и какое количество — все равно напряжение выравнивается и стремится к значению 14,2 В

Генератор на ВАЗ 2109 – устройство, преобразующее механическую энергию в электрический ток. Данная установка заряжает аккумуляторную батарею и питает все электрооборудование автомобиля  при работающем двигателе.

Выход из строя генератора, может привести к сбою во всей системе автомобиля. При этом правильная и своевременная диагностика позволит избежать нежелательных последствий.

Далее мы рассмотрим, что представляет собой генератор ВАЗ 2109 и какова схема подключения генератора. Также  в данной статьи мы подробнее остановимся на том, как выполняется проверка генератора ВАЗ 2109 и как разобрать генератор при такой необходимости.

Генератор 2109: устройство и особенности

Начнем с того, что на ВАЗ 2109  устанавливают генераторы переменного тока: серия -37.3701(конструкция с использованием  клиновой ременной передачи) и серия — 94. 3701(конструкция с использованием поликлиновой ременной передачи).

Давайте разберемся более подробно в схемах подключения, способах диагностирования и ремонта генераторного устройства на ВАЗ 2109 (конструктивные особенности  автомобильных генераторов: серия 37.3701 и 94.3701).

Итак, генератор расположен в передней части и крепится практически на ДВС автомобиля. Генераторы бывают двух видов:  традиционный и компактный.

Основные составляющие генератора на ВАЗ 2109:

  • корпус;
  • ротор;
  • статор;
  • щеточный узел (щетки генератора ВАЗ);
  • выпрямительный блок;
  • регулятор напряжения.

Конструкция генератора серии 37.3701 состоит из более  чем 20 элементов:

  • втулка, поджимной и буферный  штуцеры;
  • задняя крышка узла, болт, фиксирующий выпрямительное устройство, выпрямительный узел с вентилем;
  • конденсаторный компонент;
  • шкив и задний подшипник вала роторного устройства;
  • крыльчатка, вал, щетка, подключенная к выходу на регуляторном механизме, упорное кольцо;
  • контакты для  подсоединения потребителей электроэнергии;
  • статорный механизм, обмотка ротора и т.д.

Более сложная конструкция генератора серии 94.3701, состоящая из более 30  элементов, среди них:

  • конденсаторное устройство, защитный кожух приспособления;
  • контакт В+ и общий контакт дополнительных диодных элементов с подключением на регуляторном приспособлении к выходу D+;
  • фиксирующее устройство плюсовых диодов выпрямительного механизма и фиксация для отрицательных диодных элементов;
  • вал, стяжной болт, шайбы (обычная, конусная);
  • втулка, держатель щеточного узла и т.д.
На деле, ресурс генератора типа 37.3701 составляет около 120 тыс. километров пробега, у генератора  94.3701 ресурс немного больше за счет контактных колец (они меньше по диаметру).
Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром. Из этой статьи вы узнаете о том, какими способами можно проверить утечку тока, а также как определить, что возникли проблемы с утечкой тока в бортовой сети автомобиля.
Схема подключения генератора  будет зависеть от его типа. В общем, технические характеристики генераторов на ВАЗ 2109 следующие:
  • при номинальном напряжении 14В, наибольшая сила тока отдачи у генераторов 37.3701 равна 55А, у генераторов 94.3701 равна 80А;
  • напряжение регулируется: 13,6-14,3В (37.3701) и 13,2-14,7В (94.3701);
  • передаточное отношение – 1:2,04 (37,3701) и  1;2,4 (94.3701).

Если рассматривать генератор, общая схема включает в себя такие элементы:

  • генератор переменного тока на ВАЗ 2109;
  • минусовый и плюсовый диод;
  • приборная панель автомобиля и контрольная лампочка генератора и разряда АКБ;
  • прибор вольтметр;
  • блок с предохранителями, установленный в моторном отсеке, под лобовым стеклом со стороны  водителя;
  • дополнительные резисторные элементы, встроенные в монтажный блок предохранителей;
  • замок зажигания и реле зажигания автомобиля;
  • конденсаторное устройство, обмотка и АКБ автомобиля;
  • установленное в моторном отсеке реле-регулятор напряжения генератора.

Что касается того, как подключить генератор ВАЗ 2109,  это будет зависеть от модели устройства:

  • модель генератора 37.370 — при повороте ключа зажигания происходит подключение напряжения через контрольную лампочку на панели приборов и резисторы. При запущенном ДВС напряжение поступает на обмотку возбуждения вентилей на выпрямительном блоке (основное напряжение подается на вывод регулятора, ток не проходит через контрольную лампочку и она не  горит)
  • модель генератора 94.3701 – схема включения аналогична предыдущей (после включения зажигания через контрольную лампочку напряжение поступает к выводу регулятора).
Обратите внимание, устройство работает исправно, если во время поворота ключа в замке зажигания лампа загорается, а после запуска ДВС гаснет. Если лампа гаснет не сразу, а с некоторой задержкой, это значит, что генератор неисправен.

Проверка генератора ВАЗ 2109 и ремонт

Ремонт генераторного узла ВАЗ 2109 проводят в случае выявления критических неисправностей в установке. Определить неисправность можно несколькими  способами, один из таких способов — диагностика с помощью мультиметра.

Алгоритм проводимых работ:

  • продиагностировать регулятор напряжения – на тестере выставляется режим замера напряжения (промеряется на клеммах АКБ или на выводах генераторного узла). При нормальной работе параметр должен быть в пределах от 14 до 14,2 Вольт, а при нажатии на газ увеличиться не более чем на 0,5 Вольт). В случае несоответствия, меняют реле напряжения;
  • диагностика диодного моста генератора – тестер переводят в режим звука, а именно при замыкании выходов щупов можно услышать характерный звук. Проверить нужно каждый диод в разных направлениях, но звук должен быть слышен, только в одном (звук доносится в обоих направлениях – диод пробит, соответственно подлежит замене, причем лучше всего менять весь диодный мост);
  • Проверить работоспособность статора — отключить предварительно  выводы элемента от диодного моста и  осмотреть его на предмет повреждений, после чего выставив мультиметр в режим замера сопротивления, измерить сопротивление между выводом обмотки и корпусом (сопротивление высокое и стремится к бесконечности). Если сопротивление 50 кОМ, генератор меняют.
  • проверить работоспособность ротора — демонтировать и осмотреть элемент на предмет состояния обмотки и состояния подшипника генератора (обмотку проверяют мультиметром, после проводят замеры сопротивления между кольцами, показатели должны быть не более нескольких Ом) Если сопротивление больше, возможен износ щеток генератора.

Ремонт генератора ВАЗ 2109 можно произвести как на СТО, так и самостоятельно. В двух словах, весь процесс состоит из нескольких этапов: демонтаж генератора, разборка генератора, дефектовка и замена деталей, сборка генераторного узла, установка и подключение генераторного устройства.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить диодный мост генератора. Из этой статьи вы узнаете, что такое мост диодов, а также как правильно выполняется проверка и ремонт данного элемента своими руками.

Инструменты, необходимые для проведения ремонтных работ: тиски, набор гаечных ключей, комплект отверток, съемный инструмент для подшипниковых устройств.

Чтобы разобрать генератор, потребуется:

  • отключить аккумулятор, сняв с него клеммы и обесточив бортовую сеть;
  • демонтировать колпачок с вывода и выкрутить соответствующую гайку;
  • сняв проводку со шпильки, отключить колодку с проводкой, идущую к разъему узла;
  • ослабив затяжку фиксации узла к регулировочной планке, поднять узел вверх до момента упора к головке блока цилиндров;
  • освободить шкив генератора от ремня;
  • выкрутив винт фиксации планки к блоку цилиндров, под машиной выкрутить винты кронштейна на ДВС;
  • проводим демонтаж генератора, достав его из моторного отсека;
  • разбираем генератор и меняем вышедшие из строя элементы;
  • сборку и установку следует производить в обратном порядке.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что вовремя замеченные и выявленные поломки позволяют не только избежать проблем при эксплуатации ТС, но и зачастую увеличить срок службы генератора.

Также важно при выявлении  неполадок  качественно проводить все ремонтные работы автомобильного генератора переменного. При этом важно реализовать правильное подключение при обратной сборке, что является гарантией полной работоспособности отремонтированного или замененного устройства.

Какой генератор установлен на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108

Технические характеристики37.370194.3701
Граничная сила тока при напряжении в 13,5 В и оборотах свыше 5500 об / мин5681
Регулируемый диапазон напряжения13,5-14,413,3-14,6
Передаточное соотношение01.01.197001.01.1970
Емкость конденсаторов2,3±15%2,1±15%

Водителю на заметку!!! Если в пути оборвался ремень привода ИП, а запасного нет под рукой, вырежьте кольцо шириной 25 мм с автомобильной камеры.

Чтобы существенно снизить потребление тока при работающем силовом агрегате необходимо отключать максимальное количество потребителей тока: радио, магнитолу, освещение, кулер, печной отопитель.

Устройство генератора

Выпрямитель

Цена генераторной установки на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108

Каталожный артикулСерийный номерЦена
A2110-80A (оригинальный)БОШ (9501.3801) (оригинальный)От 3000 – 3200
9501.3801FINWHALE 687-0462022 / 180545От 3000 – 3200
9568.3749922.3801SKL622RSОт 3000 – 3200
3701010 (HORT)3701024ContitechОт 3000 – 3200
37019713701953Электро 3701747От 3000 – 3200
*цены указаны состоянием на август 2019 года

Схема работы генератора

Приборная панель

Замена щеток генератора. Установка диода в генератор

Всем привет! На прошлой неделе при езде стал замечать, что стрелка вольтметра начала самопроизвольно колыхаться то влево, то вправо. Потом вроде зарядка в норме и через какое-то время, снова тоже самое. Тут я уже примерно прикинул в чем дело-износ щеток генератора.

Нашел время и поехал в гараж. Отвернул два винтика щеткодержателей и вытащил ее. На глаз было видно, что щетки имели достаточный износ, в следствии чего, зарядка АКБ шла перебоями, а лампочки фар и приборок слегка мерцали.

Тут я достал со шкафа генератор от своей бывшей 2105 и открутил оттуда щетки. Они были в достаточно хорошем состоянии и по длине годные. Установил их на свою 9-ку. Старую щетку, вновь прикрутил к генератору от 5-ки. Кстати, сам генератор от 5-ки лежит на про запас, я его разбирал, чистил, новые подшипники установил и покрасил. Об этом есть статьи в моих БЖ по ВАЗ-21053.

Завел двигатель и совсем другое дело-генератор выдает как положено, мерцания лампочек пропали. Ну и на этом я не остановился, а сделал приспособу из диода к генератору, чтоб поднять напряжение на выходе. Тоже самое делал и на своей 5-ке, где результатом был доволен.

Ну и теперь собственно результаты и пару фотографий.

Напряжение до замены щеток без нагрузки.
Напряжение после замены щеток по нагрузкой: электровентилятор охлаждения радиатора, фары ближнего света и печка на 3-й скорости.
Установленный диод внутри зеленой термоусадки. Никак руки не доходят, чтоб купить нейлоновые хомуты и ими стянуть это хозяйство к проводам.
Схемка подключения диода к генератору.

Ну вот собственно и все! Всем спасибо за внимание, пока-пока!

Как проверить генератор ваз 2109

Генератор в автомобиле обеспечивает выработку электричества за счет силовой установки. Если он сломается, то в первую очередь садится аккумулятор, и в итоге машина попросту не сможет сдвинуться с места.

В данной статье рассказывается, как проверить своими руками генератор, установленный на автомашине ВАЗ-2109.

Стоит отметить, что нет разницы, какой мотор установлен на авто – инжектор или же карбюратор. В обоих случаях диагностика производится по тому же алгоритму.

Проверка

Для того чтобы определить характер поломки в домашних условиях,требуется, прежде всего, знать, как производить диагностику генератора.

Первый этап производят, не снимая устройство с машины. Всего есть несколько вариантов, но наиболее качественный – мультиметром. Правда, для этого лучше всего привлечь кого-нибудь из знакомых.

Прежде всего, нужно выяснить, способен ли выполнять свою работу регулятор напряжения. Специалисты отмечают, что наиболее часто именно из-за него генератор может не функционировать должным образом. Проблема с ним возникает из-за завышенного напряжения в электросети.

Сам генератор тестируют так:

  • мультиметр выставляют на вольты;
  • запускают силовой агрегат;
  • измеряют напряжение на батарее и на клеммах генератора.

В норме прибор покажет от 14 до 14,2 вольт. После этого потребуется выжать педаль газа – рост напряжения не должен в таком случае превышать половины вольта.

Увеличение этого показателя свидетельствует о том, что работоспособность генератора нарушена. Скорее всего, потребуется замена реле напряжения.

Кроме того, можно еще действовать таким образом:

  • двигатель запускают и дают поработать немного;
  • нажимают газ и доводят коленвал до 3-х тысяч оборотов;
  • включают фары (дальний свет);
  • нагрев заднего стекла;
  • вентилятор печки.

При такой нагрузке на батарее должно быть напряжение более:

  • 13,2 вольт (тип генератора – 9402.3701);
  • 13,6 (37.3701).

Отличные от нормативных показатели свидетельствуют о:

  • неисправности обмоток;
  • выходе из строя регулятора напряжения;
  • поломке щеток.

Чтобы исключить из списка регулятор, требуется обесточить все приборы,кроме фар, и замерить напряжение повторно.

Если указанный узел исправный, то показатели будут такими:

  • для 37.3701 – до 14,6;
  • для 9402.3701 – до 14,7.

Диодный мост

Проверка генератора на ВАЗ-2109Данный узел является обычным выпрямителем. В его составе 6 диодов. Половина их приходится на «минус» (масса подключена к катоду), другая, соответственно, на «плюс» (анод). Проверка мостика производится тестером, переведенным в звуковой режим. В нем работать будет здесь гораздо удобнее.

Необходимо прозвонить каждый диод по отдельности в разных направлениях. Но в норме сигнал прозвучит только один раз. Если писк слышится в обоих случаях – деталь нужно заменить. Впрочем, на самом деле проще всего установить полностью новый мост – он не так уж и дорого стоит.

Проверка генератора

Основные элементы генератора следующие:

  • статор;
  • якорь;
  • щетки.

Статор представляет собой цилиндр из стали, скрывающий обмотку. Чтобы проверить, не произошел ли ее обрыв, потребуется в первую очередь снять диодный мостик.

Прежде всего, его нужно осмотреть на предмет внешних повреждений. Снятый генератор разбирают и обследуют. На статоре не должно виднеться никаких следов перегрева или других механических дефектов. Здесь тестер переключается на измерение сопротивления. Затем проверяют, есть ли изоляция между корпусом генератора и обмоткой. Чем выше будут результаты, тем лучше – это говорит об отсутствии пробоя. Когда же показатели достигнут только 50 кОм – заменить узел придется.

С помощью тестера также можно убедиться и в исправности якоря. На его концах находятся кольца, которые контактируют с графитовыми щетками. Якорь требуется достать из генератора и посмотреть, не повреждены ли подшипники или обмотка. Последнюю прозванивают тестером, установив щупы между кольцами – показатель не должен превышать нескольких Ом.

Если щетки имеют заметный износ – то их меняют на новые.

Основные неисправности

Достаточно часто наблюдается следующая картина – зажигание включено, но лампочка генератора на панели не горит.

Обычно это свидетельствует о том, что:

  • произошел обрыв проводки;
  • перегорел предохранитель.

В таком случае проверяют все кабели, идущие от генератора. При обнаружении поврежденного проводка его заменяют.

Также случается, что:

  • лампочка не горит;
  • батарея быстро садится,даже если зарядку только что произвели;
  • однако остальные контролирующие приборы работают в штатном режиме.

Все эти признаки совершенно однозначно указывают на неисправность именно генератора.

Здесь возможно, что:

  • замкнуло диод;
  • был утрачен контакт на обмотке;
  • поломалось реле тяговое;
  • пришли в негодность держатели щеток.

Впрочем, достаточно часто происходит всего лишь обрыв провода между генератором и приборной панелью или перегорание лампочки.

Проверка генератора на ВАЗ-2109Если лампа горит при включенном зажигании, и аккумулятор получает заряд, то следует обратить внимание на исправность регулятора напряжения.

При запущенном двигателе индикация светится слишком сильно или, наоборот, чересчур слабо. Здесь, возможно, проблема кроется в малом натяжении приводного ремня. В норме он не должен поддаваться при нажиме пальцем более чем на 10 миллиметров. Также заменить его придется, если на поверхности будут заметны невооруженным взглядом следы значительного износа.

Иногда генератор не работает из-за того, что обмотка статора замкнулась на массу либо произошел разрыв электрической цепи.

Кроме того, на якоре порой отходят выводы колец контактных от обмотки. Их можно припаять на место.

Громкий шум, издаваемый генератором, скорее всего, свидетельствует о выходе из строя подшипников.

Демонтаж генератора

Прежде всего, требуется отключить батарею, чтобы полностью обесточить электросеть автомобиля.

Далее:

  • отключают от генератора все провода;
  • ослабляют гайки, удерживающие его на месте;
  • прибор приподнимают и снимают ремень;
  • полностью откручивают винты фиксирующей планки от блока цилиндров;
  • под мотором находятся болты, крепящие кронштейн – их требуется удалить;
  • генератор вынимают.